Обобщение опыта удаленной работы населения Республики Саха (Якутия) в период пандемии COVID-19 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Гаврильева, Т. В. Обобщение опыта удаленной работы населения Республики Саха (Якутия) в период пандемии COVID-19 / Т. В. Гаврильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79948/ (дата обращения: 19.04.2024).



Актуальность темы статьи определяется необходимостью определения особенностей организации работы персонала в период пандемии COVID-19 путем опроса самих работников. В статье обобщаются результаты опроса работников из Республики Саха (Якутия), имевших опыт перехода на удаленную работу. Цель — определение отношения населения к дистанционной занятости. Метод — анкетирование, опрос. Определены особенности организации труда работников в связи с изменением условий труда из-за перехода на дистанционную занятость.

Ключевые слова: дистанционная занятость, удаленная работа, работа в условиях пандемии COVID-19.

Удалённая работа не родилась вместе с приходом в нашу жизнь COVID-19. Тенденция к переводу работников на дистанционный формат возникла уже давно, к 2025 году прогнозировалось, что 75 % рабочей силы будут переведены на дистанционный формат работы. Однако именно в этот период довольно за короткий срок непонятный до этого термин «удалёнка» превратился в самое используемое слово 2020 года и стал неотъемлемой частью для работающего населения.

Многие работники в Республике Саха (Якутия), да и в целом по России и по всему миру были вынуждены перейти на удаленный формат работы. Разумеется, это привело к изменению привычного образа жизни и режима труда и необходимости подстраиваться под новые условия. Для выявления отношения работников из Республики Саха (Якутия) к работе в условиях пандемии проведено анкетирование среди населения, имевшего опыт дистанционной работы в период пандемии COVID-19.

По результатам исследования опрошено 318 человек, которые перешли по ссылкам и приняли участие в опросе.

Из них 63 % опрошенных женщины, 37 % опрошенных — мужчины.

Распределение респондендтов по возрасту показано ниже на рисунке 1.

Распределение опрошенных по возрасту

Рис. 1. Распределение опрошенных по возрасту

Из рисунка видно, что наиболее активными были участники молодого и среднего возраста, 22–30 лет и 30–50 лет. Работники предпенсионного возраста — 8 %, очень молодые работники — 15 %.

Из числа опрошенных 69 % работают в коммерческих организациях, 31 % в бюджетной сфере.

Образование

– среднее — 10 %

– средне-специальное — 25 %

– высшее — 65 %

Как можно увидеть, в основном опрошенные работники имели высшее образование.

Вопрос по организации труда был поделен на до пандемии и после пандемии, так как в Республике Саха (Якутия) в целом до пандемии удаленная занятость практиковалась мало.

На рисунке 2 можно отметить изменение соотношения работающих удаленно и на производстве или в офисе до пандемии и после пандемии, то есть, существенно возросла доля работников, которые перешли на удаленную работу после пандемии.

Сравнительный анализ характера работы до пандемии и после пандемии коронавирусной инфекции

Рис. 2. Сравнительный анализ характера работы до пандемии и после пандемии коронавирусной инфекции

Из рисунка видно, что до пандемии в офисе или на производстве работали более 90 % опрошенных. После пандемии остались 29 % из числа тех предприятий, которые продолжили работу, несмотря на пандемию коронавирусной инфекции.

Причем, удаленная работа организована для 45 % опрошенных, 26 % работают комбинированно (часть времени в офисе или на производстве, часть времени удаленно, что обусловлено характером их деятельности).

Как оцениваете опыт удаленной работы:

– положительно — 29 %

– отрицательно — 59 %

– затрудняюсь ответить — 12 %

Более половины опрошенных отметили, что опыт удаленной работы им не понравился. Положительно оценили 29 % опрошенных.

С какими сложностями сталкиваетесь в результате удаленной работы?

– сложности взаимодействия с коллегами — 29 %

– сложности взаимодействия с клиентами / контрагентами — 33 %

– сложности работы с новыми технологиями — 19 %

– психологический дискомфорт — 54 %

– особых сложностей нет — 14 %

В данном вопросе можно было выбирать несколько вариантов ответа. Учитывая высокую долю ответов, можно отметить, что более 85 % опрошенных испытывали различные сложности. Наиболее популярный ответ — психологический дискомфорт. Как правило, он определяется тем, что людям сложно включиться в рабочий процесс в домашней обстановке. Нет смены обстановки, живого общения с коллегами. Сложно организовать рабочее пространство дома, так как вся семья также находится на изоляции.

Сложности в основном касались взаимодействия с клиентами, учениками, контрагентами и коллегами, что было обусловлено отсутствием живого общения, необходимостью постоянно «висеть» на телефоне, отвечать на сообщения, что очень выматывает. Кроме того, эффективность общения и взаимопонимание при таких видах общения снижается.

19 % испытывали сложности с новыми технологиями, в основном необходимостью осваивать новые программы, например, по организации конференц связи и т. д.

Как изменилась ваша оплата труда в связи с переходом на удаленную работу?

– не изменилась — 47 %

– повысилась — 2 %

– снизилась — 51 %

Более половины опрошенных отметили снижение оплаты труда.

Хотели бы продолжать работу в удаленном формате после отмены всех ограничений?

– да — 25 %

– нет — 47 %

– комбинированно с офисной работой — 28 %

Из ответа на заключительный вопрос стало ясно, что большинство работающих не желают продолжать работать «на удаленке», 47 % работников ответили на данный вопрос отрицательно.

Таким образом, можно сделать вывод, что пандемия внесла свои коррективы в трудовую деятельность работников. Опыт удаленной работы в целом оценивается самими работниками неоднозначно, что, скорее всего обуславливается такими факторами, как психологические особенности самих людей, а также неподготовленностью руководства и кадровых служб к эффективной организации трудовой деятельности в условиях дистанционной занятости.

Литература:

  1. Добрянский Ф. В. Управление фрилансерами. Методы и практика организации удаленной работы / Ф. В. Добрянский. — М.: Лань, 2019. — 144 c.
  2. Менеджмент персонала. Учебник /под ред. О. И. Горевой. — М.: Академия, 2020–560 с.
  3. Овакимян, Т. М. Дистанционная занятость и ее особенности / Т. М. Овакимян // International scientific review. — 2019. — № 14. — С.29–36.
  4. Организация и оплата труда на предприятии./ Под. ред. А. И. Рофе, А. М. Шуникова, Н. В. Ясакова. — М.: Профиздат, 2018. — 144 с.
  5. Федорова Н. В., Минченкова О. Ю. Управление персоналом организации. Учебник. — М.: Кнорус, 2019. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): удаленная работа, дистанционная занятость, пандемия, Республика Саха, Якутия, живое общение, период пандемии, психологический дискомфорт, сложность взаимодействия, условие пандемии.


Ключевые слова

удаленная работа, дистанционная занятость, работа в условиях пандемии COVID-19

Похожие статьи

Удаленная работа в условиях пандемии COVID-19

Библиографическое описание: Симагаева, Т. В. Удаленная работа в условиях пандемии

Беспрецедентная вспышка пандемии COVID-19 в 2020 году потребовала, чтобы миллионы людей

Проблемы удаленной работы отражают непосредственный психологический опыт...

Удалённый режим работы как альтернативный способ...

 В условия пандемии коронавируса (COVID-19) одной из важных мер, предотвращающих распространение COVID-19, является сокращение физических контактов. Многие организации рассмотрели возможность перейти на удаленный режим работы, как альтернативный способ...

Регулирование труда дистанционных работников: новеллы...

 Актуальность работы состоит в том, что с каждым годом число дистанционных работников растет, особенно эти показатели выросли в период пандемии.

Большее распространение дистанционная (удаленная) работа получила в 2020 году на фоне пандемии, так как многое...

Статьи по ключевому слову "дистанционная занятость..."

"дистанционная занятость": Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г. — Стяжкина Л. А.

Обобщение опыта удаленной работы населения Республики Саха (Якутия) в период пандемии COVID-19.

Развитие информационного обеспечения...

Развитие информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии.

Во-вторых, пандемия изменила то, как учителя распределяют свое время между преподаванием, взаимодействием с учениками и административными задачами.

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях...

 Вданной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии.

Как показало время: не только Россия, но и другие страны оказались неподготовленными к социальной работе с молодежью в сложных условиях пандемии.

Реализация дистанционного обучения в период мировой...

Пандемия — это распространение нового заболевания в мировых масштабах.

Реализация образования в период эпидемии — это тяжелое испытание не только для учителей, но и для

Организовывая обучение на дому, педагогу важно наладить взаимодействие с учеником и его...

Дистанционный труд в России | Статья в сборнике...

Пандемия коронавируса внесла свои корректировки в нормативное правовое регулирование трудовых

В российской правовой действительности дистанционная занятость была введена в 2013

В соответствии со ст. 312.1 ТК РФ дистанционной (удаленной) работой является...

Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа...

Вывод: возможно использование в условиях пандемии дистанционное обучение в качестве альтернативы, при отсутствии возможности очной формы обучения.

Хорошее общение оставляет одним из главных атрибутов обучения и воспитания. Занятие состоит из 2-х блоков.

Похожие статьи

Удаленная работа в условиях пандемии COVID-19

Библиографическое описание: Симагаева, Т. В. Удаленная работа в условиях пандемии

Беспрецедентная вспышка пандемии COVID-19 в 2020 году потребовала, чтобы миллионы людей

Проблемы удаленной работы отражают непосредственный психологический опыт...

Удалённый режим работы как альтернативный способ...

 В условия пандемии коронавируса (COVID-19) одной из важных мер, предотвращающих распространение COVID-19, является сокращение физических контактов. Многие организации рассмотрели возможность перейти на удаленный режим работы, как альтернативный способ...

Регулирование труда дистанционных работников: новеллы...

 Актуальность работы состоит в том, что с каждым годом число дистанционных работников растет, особенно эти показатели выросли в период пандемии.

Большее распространение дистанционная (удаленная) работа получила в 2020 году на фоне пандемии, так как многое...

Статьи по ключевому слову "дистанционная занятость..."

"дистанционная занятость": Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г. — Стяжкина Л. А.

Обобщение опыта удаленной работы населения Республики Саха (Якутия) в период пандемии COVID-19.

Развитие информационного обеспечения...

Развитие информационного обеспечения дистанционно-образовательных технологий в эпоху пандемии.

Во-вторых, пандемия изменила то, как учителя распределяют свое время между преподаванием, взаимодействием с учениками и административными задачами.

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях...

 Вданной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии.

Как показало время: не только Россия, но и другие страны оказались неподготовленными к социальной работе с молодежью в сложных условиях пандемии.

Реализация дистанционного обучения в период мировой...

Пандемия — это распространение нового заболевания в мировых масштабах.

Реализация образования в период эпидемии — это тяжелое испытание не только для учителей, но и для

Организовывая обучение на дому, педагогу важно наладить взаимодействие с учеником и его...

Дистанционный труд в России | Статья в сборнике...

Пандемия коронавируса внесла свои корректировки в нормативное правовое регулирование трудовых

В российской правовой действительности дистанционная занятость была введена в 2013

В соответствии со ст. 312.1 ТК РФ дистанционной (удаленной) работой является...

Дистанционное обучение студентов медицинского колледжа...

Вывод: возможно использование в условиях пандемии дистанционное обучение в качестве альтернативы, при отсутствии возможности очной формы обучения.

Хорошее общение оставляет одним из главных атрибутов обучения и воспитания. Занятие состоит из 2-х блоков.

Задать вопрос