Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Бобров, Н. О. Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов / Н. О. Бобров, Ю. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79939/ (дата обращения: 17.05.2021).



Целью данного исследования является изучение особенностей проявления зависимостей у студентов.

Гипотеза данного исследования: учащиеся вузов склонны к различным видам зависимостей.

В исследовании принимали участие студенты различных вузов. При исследовании половых склонностей к зависимостям были обнаружены различия по таким видам как: «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «лекарственная зависимость», «наркотическая зависимость», «сексуальная зависимость».

Проанализировав проявления каждой из зависимостей, выяснилось, что факультет не влияет на развитие склонностей к зависимостям. Помимо этого, были исследованы особенности склонности к различным видам зависимостей у студентов, которые совершают переход на следующий курс. Обнаружилась значительная инверсия в таких зависимостях, как «компьютерная зависимость» и «трудовая зависимость». Поэтому, в данном исследовании было установлено, что у представленной группы студентов учебного процесса выявлена средняя склонность к зависимому поведению.

Ключевые слова: зависимость, созависимость, склонность к зависимости, химическая зависимость, психологическая зависимость, зависимое поведение, потребность в привязанности, система отношений между людьми, невротические расстройства, пограничные расстройства.

Все чаще и чаще поднимается вопрос о том, что является ли наше поведение результатом воли, или оно обусловлено исключительно внешними факторами. Однако, действительно существенным является проблема ощущения мнимой свободы, которая проявляется в непонимании субъектом управляет ли он своей жизнью, или это делает кто-то за него.

Считается, что главная потребность человека — это потребность в привязанности, но, если это явление не удовлетворить, то это приведет к аддикции. Говоря на психотерапевтическом языке, если не удовлетворить данную потребность, то это приведет, как минимум, к симптомам пограничных расстройств и не только. Как мы знаем, если индивид уходит в виртуальную реальность, то причина не в самом уходе, а в его отношении к реальному миру и социуму.

В наше время, имеет место быть большому количеству мнений по поводу зависимости и созависимости. Но мы рассмотрим самые актуальные:

  1. Зависимость и созависимость неизлечимы. Одну зависимость всегда может заменить иная.
  2. Полное выздоровление невозможно, может помочь только длительное лечение и система поддержки.
  3. Зависимость и созависмость являются приобретенными, поэтому справиться с ними можно только при помощи отдельных средств, которые будут стимулировать личностный рост.
  4. Зависимость и созависимоть как проблема приспособления к сложным видам деятельности.

Каждый из этих подходов используется в работе с определенными типами зависимости. Например, с химической и психологической зависимостью. Конкретно, в силу крайнего обстоятельства изучение того или иного расстройства становится актуальным.

В данном исследовании приняли участие студенты вузов в г.Уфа. Для сбора информации использовалась методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г. В. Лозовая). Учащимся было предложено 70 вопросов, которые были направленны на изучение склонности к зависимостям. В исследовании принимали участие студенты средних курсов. Стоит отметить, что результаты ориентировочные, и показывают общую склонность к зависимостям.

Исследование проводилось среди студентов 1–4 курсов высших учебных заведений различных факультетов. Отметим, что результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости.

При анализе методики были выявлены результаты, представленные на рисунке 1.

Общая склонность к различным видам зависимостей у студентов вузов: 1 — алкогольная зависимость; 2 — телевизионная и интернет- зависимость; 3 — любовная зависимость; 4 — игровая зависимость; 5 — сексуальная зависимость; 6 — пищевая зависимость; 7 — религиозная зависимость; 8 — трудовая зависимость; 9 — лекарственная зависимость; 10 — компьютерная зависимость; 11 — табачная зависимость; 12 — зависимость от здорового образа жизни; 13 — наркотическая зависимость; 14 — общая склонность к зависимостям

Рис. 1. Общая склонность к различным видам зависимостей у студентов вузов: 1 — алкогольная зависимость; 2 — телевизионная и интернет- зависимость; 3 — любовная зависимость; 4 — игровая зависимость; 5 — сексуальная зависимость; 6 — пищевая зависимость; 7 — религиозная зависимость; 8 — трудовая зависимость; 9 — лекарственная зависимость; 10 — компьютерная зависимость; 11 — табачная зависимость; 12 — зависимость от здорового образа жизни; 13 — наркотическая зависимость; 14 — общая склонность к зависимостям

Исходя из предложенного рисунка, у учащихся вузов выявлены невысокие показатели предрасположенности к зависимому поведению. Любовная, пищевая и трудовая зависимости достигли средних показателей. Из самых низких показателей — табачная и наркотическая зависимость. В процентном соотношении в «высокую степень» вошли такие зависимости, как любовная — 48 % и пищевая — 39 %.

Склонность к химическим зависимостям выявлена не была. У большего числа студентов степень алкогольной зависимости низкая и равна 76 %. Табачная зависимость не была выявлена вовсе. Также, колоссальный процент студентов, не увлекающихся наркотиками, составляет 93 %.

Количество студентов, имеющих интернет-зависимость очень мало. Это можно объяснить тем, что для нынешнего поколения интернет — то же самое, что и книга для более старшего поколения. Для них путь просвещения — книга, для нас — смартфон.

Исследуя склонности студентов к разного рода аддикциям, возник вопрос о гендерных различиях в той или иной склонности к зависимости. Исходя из последних результатов были получены следующие данные.

Среди таких зависимостей, как: компьютерная зависимость, телевизионная и интернет-зависимость, алкогольная зависимость, религиозная, любовная зависимость, различий по гендерному признаку найдено не было. Среди оставшихся зависимостей, таких как: наркотическая, лекарственная, трудовая, пищевая и сексуальная, различия были найдены.

Следом, мы проанализировали каждую из зависимостей у учащихся разных профильных направлений. В первой группе состояли гуманитарные факультеты, во второй группе естественно — научного профиля. Благодаря критерию углового преобразования Фишера, мы пришли к выводу того, что принадлежность к разным факультетам никак не влияет на развитие зависимостей у учащихся вузов. Зависимое поведение зависит от некоторых социальных факторов, которые данном исследовании не использовались.

Для сравнения были проанализированы особенности склонности к различным видам зависимости при переходе от курса к курсу. Для данного анализа использовался регрессионный анализ, позволивший сделать выводы.

Особенности изменений склонности к некоторым зависимостям у студентов разных сроков обучения

Вид склонности к зависимости

% прироста (+) / спада (–)

Уровень значимости

Общая

–16,3

p < 0,01

Компьютерная

–7,2

p < 0,04

Трудовая

–25,6

p < 0,006

Исходя из результатов таблицы, многие виды зависимостей меняются, но незначительно. Большее количество зависимостей уменьшаются среди студентов и некоторые слегка увеличиваются. Например, у алкогольной и сексуальной зависимости замечен прирост.

Помимо этого, был использован кластерный анализ для обнаружения степени сходства в группах студентов. Благодаря этому были выявлены три категории зависимости, которые можно обозначить следующим образом:

  1. Наркотическая зависимость — игровая и религиозная зависимость, так же алкогольная, табачная, лекарственная и наркотическая.
  2. Суррогатная зависимость — интернет-зависимость, компьютерная зависимость, телевизионная и сексуальная.
  3. Невротическая зависимость — сюда вошли любовная зависимость, пищевая и трудовая зависимости.

Анализируя представленные виды склонностей к зависимостям по курсам, можно сделать следующий вывод: у первокурсников более выражены любовная и пищевая зависимости, менее выражены — телевизионная и интернет-зависимости. У второкурсников соответственно так же. У третьих курсов более выражены признаки наркотической и лекарственной зависимости, менее выражены — трудовая и сексуальная. Четверокурсники же более склонны к религиозной и пищевой зависимости, менее склонны — от компьютерной зависимости.

Литература:

  1. Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. Освобождение от созависимости / пер. с англ. М., 2014. 224 с.
  2. Войскунский А. Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Журнал неврологии и психиатрии. — 2005. — № 3. — С. 79–86.
  3. Лысенко П. C. Патопсихологическая диагностика и коррекция расстройств личности у больных наркоманией и алкоголизмом. — 3-е изд. — Казань: Здоровье, 2000. — 260 с.
  4. Малыгина М. А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. — 2-е изд. — М.: Авант, 2011. — 170 с.
  5. Ясперс К. Общая психопатология. — 3-е изд. — М.: Практика, 1997. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зависимость, зависимое поведение, компьютерная зависимость, общая склонность, алкогольная зависимость, любовная зависимость, наркотическая зависимость, пищевая зависимость, различный вид зависимостей, трудовая зависимость.


Ключевые слова

зависимое поведение, зависимость, созависимость, химическая зависимость, невротические расстройства, психологическая зависимость, склонность к зависимости, потребность в привязанности, система отношений между людьми, пограничные расстройства
Задать вопрос