Музыка Запада и Востока. Сходства и различия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Добряк, К. Ю. Музыка Запада и Востока. Сходства и различия / К. Ю. Добряк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79922/ (дата обращения: 17.05.2021).



В данной статье автор рассматривает культурные особенности музыкального искусства Запада и Востока, определяет и анализирует их сходства и различия.

Ключевые слова: музыка, культура, Запад, Восток.

Музыка является одним их древнейших искусств, оказавших огромное влияние на человечество. Ведь она, в отличие от театрального, изобразительного и танцевального искусств, не имеет пространственных границ, сопровождает нас всюду и проникает в сознание (и подсознание) благодаря открытому слуховому каналу. Учитывая важность музыки в формировании не только эстетических вкусов, но и духовности, пути развития музыкального искусства должны быть объектом пристального внимания современных ученых и деятелей культуры.

У каждой страны имеется свой подход к пониманию и созданию музыкального творчества, который зависит от мировоззрения, исторического и культурного прошлого. Данные различия можно наглядно проследить в музыкальном творчестве стран Востока и Запада. Насколько сильно восточная музыка отличается от той, что близка нам, людям «западным», и есть ли в этих подходах к музыкальному искусству что-то общее?

Из истории музыки видно, что большое влияние на музыкальное творчество Запада и Востока оказала древнегреческая культура. Именно там зародился сам термин «музыка», развивалась музыкальная теория и музыкальная эстетика. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием.

В Древней Греции музыка обладала исцеляющей силой, а в Пифагорейской школе было принято в конце дня, перед сном, всем ученикам очищать свой разум при помощи песнопений и гимнов. Ещё Платон говорил: «Музыка благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобающим образом».

Для большинства музыкальных культур Востока классический период, как и древность, — это эпоха господства вокальной музыки. Музыка тесно связана со словом, с манерой его произнесения, декламации, интонирования, поэтому язык и его характерные черты оказывают на музыку самое непосредственное влияние. Связь музыки и слова получила дальнейшее развитие в классическом театре, который во всех странах Востока был музыкальным. Существенна роль музыки и в танцевальном искусстве, особенно в индийских классических спектаклях «катхакали», в танцах народов островов Явы и Бали [1, с. 57].

Древний Восток внес заметный вклад в музыкальное развитие Европы. Музыкально-теоретические сочинения арабов (Ал-Фараби), переводившиеся на латынь в мусульманской Испании, стали источником многих новшеств в музыке Западной Европы. Вместе с практикой игры на пришедшей от арабов «лютне» европейцами будет заимствована из восточных трактатов форма записи музыки: начертание четырех (позже — пяти) струн уда с указанием арабскими буквами тонов в местах их зажатия пальцами (табулатура). Турки-османы стали носителями музыкального профессионализма Исламской цивилизации, которая по-своему умножала унаследованное ею от античности богатство музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока.

Как можно заметить, на протяжении веков шел постоянный интенсивный обмен между Востоком и Западом: страны «обменивались» философскими идеями, художественным опытом, достижениями в области музыкального искусства.

На развитии музыкальной культуры стран Востока в более поздние века сказались многие факторы: в XVIII—XIX вв. усиливается экономическое и политическое влияние Запада в странах Азии и Африки, многие из них становятся колониями. В начале XX вв. в большинстве стран Азии начинается борьба за национальную независимость. Важную роль в этом движении играла новая национальная интеллигенция, выступавшая за сохранение культурной самобытности своих стран. Освободительная борьба народов Азии и Африки, на которую огромное влияние оказала Октябрьская революция, вызвала к жизни новые музыкальные формы, в первую очередь песни патриотического содержания.

Именно в странах Востока заметно стремление к достижению равновесия между традиционным искусством и новыми формами музыки, между национальным и интернациональным. Наряду с созданием новых форм музыкальной жизни, современных институтов музыкальной культуры (особенно музыкального образования) важная роль отводится традиционной музыке (проведение фестивалей, исследовательская работа в научных центрах и т. д.)

Большое влияние на культуру той или иной страны оказывает мировоззрение.

На Востоке считали, что музыка живет в музыкальном инструменте в некоем дремлющем, непроявленном состоянии. Чтобы проявить божественное, излить звуковой поток, родиться в явленном мире, нужен музыкант. Музыкант высказывается на таинственном, божественном языке, универсальном языке человечества, а музыка — это искусство звука, язык тонов, обертонов, ладов, интервалов, то, что в Древней Греции называли гармония или гармоника [2, с. 90].

Восточные мудрецы считали, что музыка изначально находится в безмолвии, это внутренняя тишина, внутренний покой, внутренняя гармония, которые божественно звучат. Очень важно слышать тишину внутри себя, ведь музыка рождается из тишины. Для Востока мир представляется цельным явлением, где музыка — непрерывный процесс.

Музыка в странах Востока обладает цикличностью, она движется по кругу, получая развитие от более простой формы к сложной, в конце приходя в точку, откуда начиналась. В то время как на Западе окружающий мир видится несовершенным, нуждающимся в постоянном изменении и развитии, где музыка является частным явлением.

В восточной традиции было принято относиться к звуку как к звуковому потоку, то есть как к объекту созерцания. Музыкальные инструменты издавали плавающие, скользящие звуки, богатые обертонами, с большим количеством мелизмов. Их сложно зафиксировать: здесь множество неуловимых оттенков, звук все время находится в движении, подобно стихии, потоку, и записать, зафиксировать эти мельчайшие изменения практически невозможно. Поэтому восточная традиция очень импровизационная.

В отличие от этого, в западной традиции звуки фиксировались по высоте и протяженности с математической точностью, каждый звук имеет свое строго фиксированное место в звуковом ряду. Музыку стали записывать благодаря тому, что появились ноты и нотные знаки. Названия нот впервые описал итальянский музыкант и математик Гвидо из Ареццо.

Но есть версия, что наименования европейских тонов были заимствованы от арабов и соответствуют названиям букв в арабском алфавите: даль-ра-мим-фа-сад-лям-син. До этого музыка записывалась невмами — приблизительными графическими знаками.

Само западное произведение является более насыщенным, в нем присутствуют неожиданные, яркие моменты, имеется частая смена аккордов, ритмических рисунков, темпов и тембров, неожиданная кульминация. В то же время, отсутствуют плавные переходы, между тонами есть граница.

Типологические различия музыкальных форм и форм исполнения музыки на Западе и Востоке определяются как содержательной, так и концептуальной стороной музыки. Западную музыку часто называют экстравертной, ведь она по большей мере ориентирована на рациональное восприятие слушателя с «развитым» музыкальным интеллектом.

Слушатель восточной музыки должен быть не менее подготовленным в плане восприятия, однако она в большей мере наполнена ритмом и мелодичностью, построена на импровизации, где один звук плавно перетекает в другой. Её главная цель — вызвать у слушателя определенное состояние, часто этим состоянием является медитация. Такая музыка монотонна и однообразна, содержит в себе элементы, подводящие человека к состоянию Нирваны. Она позволяет сконцентрироваться на вещах и событиях, беспокоящих человека, слушающего её и отпустить негативные эмоции. Часто данную музыку создают как аккомпанемент восточному танцу.

Музыканты Востока играют по слуху и памяти, не зная нотной грамоты, в отличие от музыки западных стран, где преобладает классическое музыкальное образование. Они имеют хорошо развитый музыкальный слух, ритмика их мелодий сочетает в себе как разнообразие, не стремясь повторить ритмический рисунок, так и однообразие, заключающиеся в длительных любованиях одним звуком. В восточной музыке преобладает местной фольклор, отражающий культуру и быт народа. В ней чувствуется национальный колорит, уважение традиций.

Музыкальные культуры Запада и Востока оказали большое влияние друг на друга в плане музыкального творчества.

Михаил Глинка, основоположник русской композиторской музыки, много путешествовал, в том числе по странам Востока. Поэтому в его музыке встречаются не только русские, но и восточные мотивы. Например, в его опере «Руслан и Людмила» в волшебном замке Наины звучит Хор персидских девушек «Ложится в поле мрак ночной». В его основе — восточная народная мелодия, которая была известна в Персии, отсюда и название — «Персидский хор».

Лидер «Могучей кучки» М. Балакирев неоднократно инициировал фольклорные экспедиции на Кавказ, откуда привез не только впечатления, но и уникальный этнографический материал. Лучшими образцами ориентализма в вокальной музыке стали у Балакирева романсы «Песня Селима», «Грузинская песня», а в инструментальной — восточная фантазия «Исламей» [3, с. 123].

Римский-Корсаков, вдохновившийся восточной культурой, написал симфоническую сюиту «Шехеразада». К восточным мотивам обращались и Бородин — опера «Князь Игорь», и Мусоргский в романсах «Еврейская песня», «Царь Саул», и Хачатурян в балете «Гаянэ», и Рубенштейн в опере «Фераморс».

Данное влияние продолжается до сих пор. Многие композиторы, музыканты перенимают друг у друга характерные культурные особенности, вдохновляются музыкальными произведениями, организовывают совместные проекты.

Южнокорейский композитор Ли Рума при написании своих произведений вдохновлялся работами Моцарта и Равеля. Музыкант Джордж Хариссон будучи фанатом восточной музыки спродюсировал альбом марокканских фольклорных музыкантов. Певец Стинг записал одну из самых известных своих песен с марокканским певцом Шебом Мами. Композитор и музыкант Стас Намин организовал концерт этнической музыки с Джаваном Гаспаряном — музыкантом из Армении, виртуозно играющим на дудуке.

Таким образом, подходы к музыкальному творчеству Запада и Востока значительно отличаются. Музыка Востока более интровертная, плавная, медитационная, отдающая дань и уважение традициям и построенная по большей части на импровизации, в то время как музыка Запада находится в постоянном развитии, более академична, строящаяся на нотной грамоте. В ней преобладает частая смена аккордов, ритмических рисунков, темпов и тембров. Из общего можно выделить направленность обеих музыкальных культур на создание творчества для народа, развитие музыкальных жанров, а также совместное влияние друг на друга. Такое соединение музыкальной культуры Востока и Запада помогает культурно обогатиться, узнать историю других стран, особенности их мировосприятия, укрепить дружеские отношения, создавать интересные мультикультурные творческие проекты, а также открывать новые музыкальные жанры.

Литература:

  1. Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки. Часть первая. М.: Музгиз, 1956. 416 с.
  2. Риман, Г. Катехизис истории музыки. Ч. 2. М.: Музгиз, 1897. 217 с.
  3. Шахназарова, Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983. 153 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Восток, музыка, Запад, восточная музыка, страна Востока, музыкальное искусство, большая мера, восточная традиция, Древняя Греция, звуковой поток.


Ключевые слова

Восток, Запад, культура, музыка
Задать вопрос