Социальные изменения в Красноярском крае в период перестройки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кобыжакова, У. В. Социальные изменения в Красноярском крае в период перестройки / У. В. Кобыжакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79907/ (дата обращения: 17.05.2021).



Статья посвящена анализу социальных изменений, которые произошли в период Перестройки в СССР на примере Красноярского края. Период перестройки с большой очевидностью показал, что глубинные изменения в жизни общества являются весомым фактором в политической жизни страны. В переходные периоды истории в большей степени общество превращается в ту самую реальную политическую силу, которая способна определить дальнейшую судьбу всей страны. Красноярский край — это один из крупнейших регионов России, который является культурным, историческим, промышленным, а также научным центром. Красноярск известен своими природными и человеческими ресурсами. Вместе с тем, следует отметить, что столица края не сразу обрела такой статус, и, как и многие города, перенеся значительные потрясения в социальной и политической сфере в период перестройки.

Ключевые слова: СССР, РСФСР, Перестройка, ускорение, политическая система, Красноярский край, период времени, местное самоуправление, социальное развитие.

В истории России 1985 г. стал тем рубежом, за которым последовали события, изменившие ход всего предыдущего общественного развития страны. Приход к высшей государственной и партийной власти М. С. Горбачева положил начало бурному реформаторскому процессу, названный его инициатором перестройкой.

История и итоги перестройки в СССР 1985–1991 гг. сегодня не утратили своей остроты, поскольку, являясь частью истории нашей страны, они накладывают отпечаток на нынешнее положение дел во внутренней и внешней политике России. Актуальность изучения причин неудачи модернизации страны незадолго до распада СССР заключается в том, что это время глобальных перемен в жизни общества, затронувшее не просто одну страну, а содружество народов, огромную державу. События тех дней по-прежнему вызывают много споров и порождают множество исследований.

Вторая половина 80-х годов XX столетия, территория, находящаяся под юрисдикцией СССР. Коммунистическая партия, которая управляет развитием советского общества, объявила о начале перестройки. Речь шла о реформировании социализма, который по замыслу ее инициаторов должен стать с «человеческим лицом» [3, с. 8].

Перестройка вызвала энтузиазм в обществе и, можно сказать, вошла в жизнь советских людей вполне закономерно, поскольку была нацелена на исключение из социализма всего того, что неоправданно связывало свободу человека и препятствовало общественному прогрессу. В сфере политико-правовых отношений провозглашались демократизация и гласность, в сфере экономических отношений ставилась задача ускорения темпов развития, в социальной сфере важнейшее значение отводилось так называемому человеческому фактору — реальному расширению прав и свобод. При этом заметим, под сомнение обществом не ставилось ни существование Союза ССР, ни социалистические основы его развития.

Период с 1988 г. для Красноярского края ознаменовался визитом М. С. Горбачева. В этот период времени, новыми руководителями края становится Олег Семенович Шенин — глава Крайкома КПСС и Валерий Иванович Сергиенко — крайисполкома край совета [1, с. 48].

В конце 1988 г. пост управляющего Красноярска занимает Василий Викторович Брюханов. Перемены в советском обществе были уже видны, так, к примеру, В. В. Брюханов не состоял в комсомоле, что для предперестроечного периода было немыслимо, впрочем, данный факт из биографии руководителя горсовета никого не интересовал. В. Брюханов многие годы работы обычным рабочим, имел политехническое образование. Постепенно он становится партийным работником, и с 1985 г. он был главой краевого управления бытового обслуживания. Как глава горсовета В. Брюханов проработал не более полугода, но именно в этот период времени Красноярск и Красноярский край претерпел большое количество социально-политических изменений, в частности, были осуществлены первые выборы в Верховный Совет СССР, которые состоялись в 1989 г. [2, с. 54]

Данные выборы стали уникальными в истории СССР. Впервые гражданам была предоставлена альтернатива выбора политического деятеля. Все средства массовой информации отмечали, что это «нынешние выборы — это уникальный политический поворот». [4, с. 83]

В выборах, которые были проведены в Красноярске, первыми политическими деятелями в перестроечный период стали обычные рабочие: водитель В. Соболев, мастер алюминиевого завода И. Мисуна и писатель Р. Солнцев [1, с. 62].

С июня 1989 г. Красноярский горисполком стал возглавлять Владимир Степанович Кузнецов, чья биография также не подразумевала длительной партийной работы — с начала карьеры и до 1973 г. Кузнецов работал металлургом, и лишь в 1973 г. он стал вторым секретарем парткома КрАМЗ, потом с 1980 г. он работал как первый секретарь Советского райкома КПСС. Таким образом, мы может сделать вывод, что в начале перестройки Красноярский край активно развивался. В общественно-политическую жизнь начинают внедряться новые процессы.

Важно отметить, что в процессе роста города Красноярска широко развивалось создание и постройка новых объектов различной направленности: от социальных до промышленных. Была построена современная гостиница «Енисей», ежегодно сдавались в эксплуатацию новые детские сады и школы. В 1990 г. размах строительства достигает пика и впервые строителям удалось сдать 500 тысяч квадратных метров жилья.

В период перестройки власти Красноярского края уделяют особое внимание развитию здравоохранения. В 1988 г. с визитом городскую больницу № 20 прибыл министр здравоохранения СССР академик Е. И. Чазов. В результате посещения больницы, академик остался не только доволен результатами ее работы, но и рекомендовал своим коллегам опыт решения многих социальных проблем, которых добились красноярские медики, и распространить этот опытна всю страну. Коллектив врачей под руководством доктора Иосифа Семеновича Берзона, получил всесоюзное признании, а больница стала базой для прохождения практики для девяти кафедр Красноярской медицинской академии. И. С. Берзон старался внедрить в Красноярске все то лучшее, что вводилось в странах Запада. Далекий отполитики, он главным для себя считал, как можно быстрее человека, попавшего в беду, поставить на ноги. У Кузнецова с Берзоном сложились деловые отношения, и городская администрация никогда не жалела средств на приобретение высокотехнологичного зарубежного оборудования.

В данный период времени в Красноярском крае активно реализовывалась программа по переселения граждан из ветхого жилья. При Кузнецове было расселено более пятисот человек из, подлежащего сносу Индустриального поселка. Только в 1990 г. жителям его было предоставлено 537 квартир. Большинство инициатив политических руководителей Красноярского края, того периода времени, находят поддержку у местных депутатов, однако стоит отметить, что перестроечные годы были довольны сложными с социально-экономической точки зрения. Постепенно город сталкивается с проблемой дефицита продуктов.

Экономические реформы, которые воодушевили почти всех горожан пока же еще Советского Союза, не дали долгожданных эффектов, и уровень жизни жителей Красноярского края веско уменьшился, что содействовало активному обналичиванию сбережений, что, так же, привело к финансовому упадку, инфляционному скачку и групповым увольнениям с предприятий.

Год спустя после первых альтернативных выборов состоялись новые, но уже выборы депутатов в районные и городские Советы. Вместо представителей главенствующей партии, политическими деятелями стали различные деятели и реформаторы, многие из которых не имели отношений к политике или приходили из органов местного самоуправления. Такой большой разброс среди народных изборников привел к коррумпированности с их стороны, о чем свидетельствовала волна публикаций в обретших свободу СМИ.

Вся эта ситуация отнюдь никак не способствовала стабилизации социальной жизни Красноярского края. Из наиболее конструктивных политиков того времени можно отметить О. Смолина, И. Торжевский, В.Тетельмин, В. Подшивалов, Л. Молчанов, В. Лукиных, Л. Лопатина, К. Куксенко, В. Ергунов, М. Готовко, В. Осипов и др.

Сам же период перестройки и выборы первого президента России Б. Н. Ельцина в Красноярском крае знаменовался следующими цифрами — за кандидатуру Ельцина проголосовали 77,3 % жителей Красноярского края, против — 21,7 %. Таким образом, результат политического переворота был утвержден на народном уровне [2, с. 69].

На начало 1991 г. приходится активный пик законотворчества и реформирования. Так, первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов в первую очередь принял закон, который нормировал деятельность региона «О местном самоуправлении в РСФСР». «В. Кузнецов отреагировал на данный закон с негативной точкой зрения — на страницах одного из ведущих СМИ Красноярска «Вечерний Красноярск» он высказал свое мнение, которое в первую очередь подразумевало глубокое сомнение в финансово-материальной состоятельности самоуправления — с его точки зрения, экономическая база закона не была полноценно проработана, поскольку с точки зрения дотирования регионов из бюджета не изменилось ничего, а формировать бюджет по инициативе региона было запрещено» [2, с. 64].

Как писал В. Кузнецов: «чтобы оздоровить экономику Красноярска и улучшить социальный быт горожан, горсовету необходима полная экономическая свобода действий» [1, с. 63].

Свобода слова, пришедшая вместе с перестройкой, позволила множеству людей, имевших политический и общественный статус и значимость -высказывать и доносить собственное мнение по тому или ному вопросу, и руководители старались, каждый в рамках собственной компетентности, найти выход из кризисного положения.

Все это способствовало активному развитию предпринимательства -люди хотели лучших экономических условий, получения адекватного вознаграждения за свой труд. Поэтому в Красноярске, как и во всей стране, образовывались частные хозяйства, фермы, люди становились предпринимателями, налаживали торговлю и мелкий бизнес.

Как и на территории страны в целом, в Красноярском крае шел активный процесс образования партий и различных общественных организаций, которые выражали свою позицию по будущему развитию региона и активно принимали участие в борьбе за власть. Создавались общественные организации, которые принимали участие в развитии Красноярского края. Не обошла стороной Красноярский край и «Демократическая Россия».

Представители от нее выступали за возрождение Красноярского края. Они предлагали следующие изменения: переходу на территорию края к рыночным моментам хозяйствования; ликвидация структурных диспропорций; реализация антиинфляционной программы; обеспечение социальной защищённости края от ускоренного перехода к рыночным отношениям; обеспечение приоритетов образования предоставив школам и другим учебным заведениям возможность самостоятельно распределять средства; создание условий предпринимательской деятельности для всех форм собственности на территории края; создание органов общественного самоуправления на основе Советов, комитетов микрорайонов, жилищных хозяйств, домов. В основу должно было лечь принятие положения «об органах общественного самоуправления на территории Красноярского края». Использовать СМИ для распространения идей «Демократической России» для совместного поиска с населением края решения насущных вопросов и совместной работы над ошибками. Во главе всей деятельности должен был появиться совет по поиску кардинальных путей решения сложившихся проблем на территории края.

Большой вклад в социальное развитие Красноярского края в годы перестройки внесли общественные организации ветеранов локальных войн и конфликтов. Неофициально общественные организации ветеранов локальных войн и конфликтов в Красноярском крае начинали свою работу с конца 1980-х гг., как только начали возвращаться ветераны Афганистана. Первоначально они начали свою деятельность на базе клубов патриотического воспитания при активной поддержке со стороны государства, но после развала СССР эта поддержка прекратилась и ветеранам, приходилось переходить на самообеспечение и поиске партнёров для поддержания существования организаций. На официальном же уровне, одно из наиболее мощных ветеранских объединений — Всероссийское ветеранское объединение «Боевое братство». Возглавил его генерал Борис Всеволодович Громов, командовавший 40-й армией (40 A), объединённая армия в составе Вооружённых Сил СССР (ВС СССР). Входила в состав Ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период 1979–1989 гг. Московским отделением организации руководит Герой Советского Союза, командир легендарной 9-й роты 345-го Отдельного парашютно- десантного полка, командир дивизии ВДВ Валерий Александрович Востротин. Красноярское отделение на данный момент времени возглавляет Воробьев Иван Анатольевич.

Во многом именно по инициативе «Боевого братства» и Российского союза ветеранов Афганистана в конце XX века Красноярском крае появилась Гражданская ассамблея, в основу деятельности которой легло создание региональной Палаты ветеранов. Гражданская ассамблея — это совещательный орган, призванный обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления для решения наиболее важных для Красноярского края вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан и демократических принципов развития гражданского общества в Красноярском крае. В результате образования Гражданской ассамблеи быстрыми темпами начинало выстраиваться плотное взаимодействие общественных активистов с краевой и муниципальной властью. В результате конструктивного диалога родилась добрая и очень полезная традиция ежегодных встреч ветеранов с губернатором края. Такие встречи позволяли системно решать вопросы социальной поддержки и реабилитации ветеранов локальных войн.

Конец перестройки ознаменовался распадом СССР и провозглашением суверенитета Российской Федерации. В период политических потрясений местные СМИ проявили достаточную осторожность, несмотря на уже проявившую себя свободу слова, — в первые трое суток после обращения Б. Н. Ельцина с новыми указами и законами к гражданам России, красноярские СМИ опасались печатать информацию, так как все еще находились под контролем политического влияния коммунистической идеологии и цензуры. Исключением стала газета «Свой голос», под редакцией И. Лусникова, нашла смелость оперативно проинформировать жителей края и краевого центра о том, какие политические события происходят в столице. 20 августа 1991 г. стало известно, что Ельцин пришел к власти, однако политический аппарат и средства массовой информации ожидали официальной информированности непосредственно от Москвы.

Председатель Красноярского краевого Совета народных депутатов В. Севостьянов старался успокоить жителей края и столицы региона, не приводя никакой информации о происходящих изменениях. Однако, депутаты городского Совета сразу выразили полную готовность подчиняться новой власти.

После издания Указа № 79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР», произошло опечатывание кабинета Владислава Григорьевича Юрчика, который на тот момент занимал пост секретаря горкома, опечатыванием лично руководил было В. Кузнецов — так Красноярский край приступил к началу формирования нового режима [6].

Представителем президента при Красноярском крае вскоре был назначен народный депутат Юрий Николаевич Москвич. Началась перестановка и в органах городской власти. Красноярцы с нетерпением ждали нового лидера. С декабря 1991 г. стало известно, что на пост мэра города был назначен 50-летний Валерий Александрович Поздняков. Исполком горсовета был упразднен. Всю полноту ответственности за принимаемые в городе решения взял на себя новый мэр. К этому времени нового руководителя столицы региона общественность Красноярска хорошо знала, он был избран депутатом городского Совета и несколько месяцев, не оставляя поста директора шинного завода, работал председателем городского Совета. С первых дней руководства новый глава администрации стремился как можно скорее сформировать новую структуру управления городским хозяйством, сделав ответственным за город его главу.

Без преувеличения, перестройка — тяжелый и переломный этап в развитии нашего Отечества. Так же неоднозначно сказалась перестройка и на истории города Красноярска и Красноярского края. С одной стороны, как столица огромного края, город оказался так или иначе (пусть и в меньшей степени чем Москва и Ленинград) в бурю политических событий. Являясь культурным центром региона, город, естественно, стал и местом проявления различных взглядов и точек зрений.

Литература:

  1. Авдюков Ю. П. Красноярская пресса — XX-XXI век. Сборник материалов по истории СМИ Красноярского края. — Красноярск, 2010. — 214 с.
  2. Бердников Л. П. Вся красноярская власть. — Красноярск, 2011. — 198 с.
  3. Макушин А. А. Случай как мера сопротивления конституционному развитию народа // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 10. — С. 3–8.
  4. Мальгина И. В. Эволюция государственного управления малым и средним предпринимательством // Вестник Мордовского университета, 2014. — Т. 24. — № 4. — С. 83–85.
  5. https://innovjourn.ru/requirements/
  6. Указ Президента РСФСР от 23.08.1991 г. № 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР». [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.kremlin.ru/acts/bank/134
Основные термины (генерируются автоматически): Красноярский край, Красноярск, период времени, местное самоуправление, период перестройки, городской Совет, Гражданская ассамблея, социальное развитие, СССР, Советский Союз.


Задать вопрос