Административная юстиция в зарубежных странах (на примере Германии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 08.04.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мислицкая, А. А. Административная юстиция в зарубежных странах (на примере Германии) / А. А. Мислицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79899/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор обсуждает вопросы, связанные с созданием административных судов в России, описывается существующая модель административной юстиции в Германии.

Ключевые слова: административная юстиция, законотворческий процесс, административное правосудие, континентальная модель, Германия.

Административное правосудие или административная юстиция ровно как институт судебного контролирования известна с пор Средневековья, когда в Великобритании (Англии) допустимо было предъявлять условия несогласия «к короне», то есть к королю его подданными и чиновниками. Позже, в следствии Великой Французской революции, концепция административного правосудия стала расширяться повсюду и позже, уже к середине XIX столетия сделалась весьма результативным орудием охраны гражданских прав в иностранных государствах.

В широком значении административная юстиция считается точкой разрешения и урегулирования споров, образующихся среди частных лиц и государственными и муниципальными, то есть административными структурами. Таким образом под административной юстицией принято понимать систему специальных судебных и административных органов, работой которых считается реализация контроля за соблюдением законности в области правительственного управления. В случае, если анализировать более подробно, данный термин применяется с целью обозначения особого процессуального разрешения административно-правовых споров между гражданами либо организациями, с одной стороны, и органами государственной власти — с другой, при рассмотрении исков с другой.

Данное сопряжено с тем, что в любой из стран институт основан на наборе исторических, экономических и общественно-политических обязательств. Подобным образом, за конкретное число лет в иностранных государствах сформировались две основные модели административного правосудия-континентальная и англосаксонская.

Появляется потребность устанавливать свойства законного регулирования и функционирования институтов управленческого правосудия в их различных модификациях, подобных ровно как образцы Германии и Великобритании (Англии). В тoм числе данное обусловлено критической важностью. Проблемы обеспечения легитимности института административного правосудия в области управления. Правило законности, в собственную очередь, является одним из столпов демократического порядка как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации.

В Российской Федерации в контексте административной реформы важно изучить зарубежный опыт формирования института административной юстиции. Подобная потребность появляется, в первую очередь, с целью применения эффективного опыта других государств, а также для переоценки собственного законодательства, регулирующего разрешение диспутов публичного права и решения вопросов и конфликтов между гражданами и органами администрации.

Одним из красочных континентальной системы управленческой юстиции является Германия. Но тут немаловажно выделить, что германский пример был взят с французской модели. Ровно как уже отмечалось ранее, Великая Французская революция 1789–1791 годов старалась осуществить правило распределения властей при полном невмешательстве обычных судов в законодательную и исполнительную ветви власти. Подобным образом, во взаимосвязи с потребностью контролирования за исполнительной властью во Франции впервые была создана самостоятельная и независимая ветвь правосудия-административное. В Германии область административного правосудия появилась в связи с формирование в 1819 году Тайного совета с полномочиями по рассмотрению претензий и жалоб, образцом для которого был французский государственный совет, созданный в 1799 году Наполеоном Бонапартом. Уже после формирования тайного совета в Германии развернулась широкая дискуссия по вопросу о том, должен ли судебный контроль над администрацией осуществляться обычными судами или же специально созданными административными судами. Итогом данного обсуждения стало образование в Германии во второй половине XIX столетия трехуровневой административно-тяжбенной инстанции, состоящей из окружных, окружных и вышестоящих управленческих судов. Данная трехсторонняя форма, в которой административное правосудие является независимой, то есть самостоятельной ветвью судебной системы, успешно работает в Германии более полувека.

Подобным образом, в соответствии с Положением об административных судах, принятым в 1960 году, система административных судов Германии состоит из трех инстанций. Административный трибунал, обладающий универсальной юрисдикцией, выступает в качестве первой инстанции. Потом в иерархии следует Высший административный суд земли, который выступает в качестве апелляционной инстанции. В верхушке данной иерархии, в собственную очередь, находится Федеральный административный суд, который выступает в качестве кассационной инстанции, но иногда даже может носить функции и выступать в качестве суда первой инстанции. Помимо трех инстанций административных судов общей юрисдикции существуют также суды специальной юрисдикции. Профессор А. Н. Козырин отмечает, что споры авторов технических решений разрешаются патентным судом, представляющим патентное ведомство Германии. Споры, связанные с публикацией устава социального обеспечения, рассматриваются судом по социальному обеспечению. Распоряжение 1960 года оповещает, что вышеупомянутые аппараты принадлежат к единой судебной системе, но в то же время независимы и не зависят от администрации и судов общей юрисдикции. В то же время суды общей юрисдикции должны оказывать специализированным административным судам необходимую помощь, а именно правовую и институциональную помощь. Это, в полной мере, только подтверждает полный статус административных судов в Германии по сравнению с другими судебными учреждениями.

В настоящее время в порядок действия административных трибуналов были внесены многочисленные поправки и дополнения, направленные на совершенствование административного процесса, но. В то же время он остается единственным пролонгированным документом, регулирующим большинство сторон в организации и функционировании административных трибуналов. Данное положение определяет, что суды административной юстиции, касаются только споров в сфере публичного права, то есть между субъектами публичного права и гражданами и управлением», и что «большая часть таких споров, требований к изданию административного акта, необходимого, по мнению истца, и требования для отмены или изменения административного акта, уже существующий, затрагивающих права и свободы заявителя».

Административное правосудие в Германии отличается тем, что существует множество правил и подзаконных актов, которые четко определяют его деятельность. Так, помимо вышеупомянутого Положения об административных судах 1960 года, с многочисленными поправками и дополнениями, существуют и другие акты.

В том числе к их числу относятся законы об административных процедурах, о сокращении бремени судов в области административной и финансовой юрисдикции, закон о новом регулировании административных и судебных процедур и другие нормативные акты. Все эти акты очень тщательно, шаг за шагом, описывают всю широту деятельности институтов административного правосудия.

Но, невзирая на все положительные свойства концепции административного правосудия в Германии, учитывая более чем столетний опыт развития, четкое регулирование законодательством, в последнее время, однако, система подверглась резкой критике. В частности, было предложено принять двухуровневую систему для большинства простых случаев и сохранить три уровня только для критических случаев; данное обуславливается, прежде всего, экономической целесообразностью, а также необходимостью разгрузки судов и сокращения числа случаев.

Заканчивая представление германской модели административного правосудия, подчеркнем, что ее достоинства по сравнению с рассмотрением административных дел судом общей юрисдикции заключаются в основном в профессионализме и точности нормативно-правовых актов и принятых законов.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что, административные суды более надежны, чем суды общей юрисдикции. В настоящее время, в Германии, органами административной юстиции являются независимые, отделенные от административных органов суды. Они рассматривают все публично-правовые споры, которые не относятся к области конституционного права, если законом разрешение этих споров прямо не отнесено к компетенции иного суда.

Литература:

  1. Козырин А. Н. Административное право зарубежных стран. М., 1996.
  2. Кривельская О. В. Административная юстиция в Федеративной Республике Германия: диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.14/ Кривельская Ольга Валентиновна; Моск. гос. ин-т международ. отношен. — М., 2004.
  3. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): административное правосудие, административная юстиция, суд, общая юрисдикция, Германий, подобный образ, административный акт, Великая Французская революция, Российская Федерация, собственная очередь.


Задать вопрос