Развитие инженерного мышления школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 09.04.2021

Статья просмотрена: 1632 раза

Библиографическое описание:

Абрамова, О. Н. Развитие инженерного мышления школьников / О. Н. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79877/ (дата обращения: 25.04.2024).



В своей статье я хочу рассмотреть вопросы формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста, учащихся начальной и средней школы на основе метапредметности, исследовательской деятельности и познавательной потребности. Указаны основные причины возникновения дефицита инженерных кадров в нашей стране и особенности подготовки инженерных кадров на современном этапе развития. Представлена таксономия Блума для определения основных видов деятельности современного инженера, последовательность развития инженерного мышления детей, начиная с детского сада и заканчивая старшими классами общеобразовательной школы.

Ключевые слова: инженерное мышление, метапредметность, основное и дополнительное образование, цели и содержание образования, мониторинг уровня сформированности.

В связи с развитием инженерно-технической деятельности в общественной жизни резко возросла потребность в инженерных кадрах. Как показывают проведенные исследования, эрудиция и элементарная компетенция в технических сферах современных школьников значительно ниже, чем в 40–50 гг. прошлого столетия, так как тогда было много студентов, которые хотели получить инженерное образование. Это было связано с потребностью общества к восстановлению и развитию народного хозяйства. По истечению времени ситуация стала меняться в худшую сторону. Потребность к техническим специальностям резко упала, на первое место вышли профессии, никак не связанные с технической деятельностью, но развитие общества заставляет нас постепенно сделать шаг к изменению этой тенденции. Ни для кого не секрет, что большинство родителей негативно относятся к получению инженерного образования для своих детей. Необходимо создать программу возрождения инженерной профессии, основанной на метапредметных связях. Инженерная профессия будущего должна вобрать в себя все основные существующие особенности других профессий. Современный рабочий — не просто человек, выполняющий механические действия, а прежде всего думающий, мыслящий и способный анализировать свои действия для получения лучшего результата.

Инженерное мышление — способность поставить цели и задачи, определить методы решения, формы решения в реализации всевозможных технических задач в различных областях жизнедеятельности. Для оценки уровня исследовательских умений у учащихся, необходимо использовать таксономию Блума, которая позволяет своевременно определять диагностические цели и задачи по выявлению сформированности инженерно-технического мышления.

Пирамида по Блуму состоит из шести основных уровней, каждый из которых основывается на предыдущем. Основой пирамиды является знание, а вершиной пирамиды является умение к независимой оценке способностей. Перечислим все шесть уровней пирамиды Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Знание: Умение помнить и использовать полученную информацию.

Понимание: Это прежде всего умение прочитывать инструкцию, выделять основные моменты, уметь интерпретировать содержание относительно выбранной модели.

Применение: Правильное использование полученных знаний для решения конкретных задач в обусловленных условиях с необходимостью грамотной обработки технической информации.

Анализировать: объекты и процессы, основываясь на технические составляющие структуры устройства, основанного на принципах действия технического объекта, технического проекта. Использование необходимой документации, технической конструкции в прототипах создаваемого объекта.

Синтезировать: Уметь, опираясь на полученные ранее данные создавать и генерировать новую техническую модель, умение создавать и варьировать свойствами и особенностями объектов нового назначения.

Оценивать: Грамотно и объективно определять оптимальность решения технической задачи для той или иной области применения. Самостоятельно уметь приводить аргументы для составления технологического решения. Использовать новые идеи для получения и анализа полученного результата.

Все перечисленные выше показатели должны создать необходимое полноценное представление о будущем инженере, отвечающему запросу общества. Позволит создать определенную базу для формирования необходимых знаний, умений и навыков обучающихся при создании необходимого задела в инженерном мышлении с учетом основных возрастных особенностей учащихся, степени их обученности с особенностями возрастных, психологических особенностей учеников.

Дошкольный возраст — определенный этап физиологического и психологического развития, включающий в себя развитие речи, эмоций, контроля поведения и создание мышления на основе социума. Исходя из выше сказанного, в дошкольном возрасте закладывается и начинает формироваться образное мышление. Формирование образного мышления происходит на фоне игр, общения через познавательные игры, исследования, конструирования и экспериментирования. Основным направлением формирования образного мышления происходит при изобразительной деятельности.

Для того, чтобы оценить есть ли предпосылки для прединжинерного мышления, целесообразно обратить внимание на желание ребенка экспериментировать и конструировать с разными моделями. Неотъемлемой частью оценки является наблюдение за способностями ребенка уметь из различных деталей конструктора используя умения, навыки и знания создавать различные модели или объекты с последующим объяснением созданного предмета.

У учеников начальной школы начинает осознанно формироваться инженерное мышление, основанное на соответствии требованиям ФГОС. Реализация этих принципов осуществляется прежде всего на метапредметной основе с использованием компетентного и системно-деятельностного подходов. Особо необходимо обратить внимание при обучении в начальной школе на проектно-исследовательскую деятельность с необходимостью оказания дозированной помощи со стороны учителей и родителей. Постановка целей и задач в проектно-исследовательской деятельности должна строго соответствовать умственным особенностям каждого ребенка быть четко мотивирована и выстроена траектория успеха для каждого ученика. В инженерных классах в начальной школе кардинально необходимо менять учебный план. Вторая половина должна быть полностью построена на выделении дополнительных часов на занятия математикой, LEGO-конструктора, 3D-моделированием и IT-технологиям. Основной деятельностью в начальной школе должна стать естественно-научная составляющая.

Начиная с пятого класса основной школы продолжается реализация программы ФГОС, которая плавно переходит во все классы основной школы. Нельзя забывать, что цели и задачи ФГОС в основной школе основываются на базовых понятиях ФГОС начальной школы.

Для реализации данной программы к участникам образовательного процесса (учителям и ученикам) должны предъявляться особые требования, а именно, учитель должен не просто понимать естественно-научное обучение, но и уметь донести данную информацию для каждого ученика с использованием различных методов обучения. В этом направлении учитель должен кардинально изменить свои методы и подходы к организации учебно-воспитательного процесса, опираясь на опыт учителей, которые ранее занимались данной проблемой. Нельзя забывать о том, что каждому учителю необходимо пройти курсы повышения квалификации по данной проблеме. К ученику тоже предъявляются определенные требования, а именно, ребенок должен постепенно формировать в себе навыки самостоятельной деятельности, необходимость получения нужной, справочной информации, через различные источники, умение понимать и анализировать получаемые знания в области техники, науки и производства. У ребенка должен начаться процесс формирования и закрепления интереса к проектно-исследовательской деятельности, как самостоятельная научная область получения знаний. Ребенок в это время должен пытаться уже самостоятельно ставить цели и задачи в данной деятельности.

При обучении в средней школе необходимо обратить особое внимание на практическую составляющую учебных занятий. Любая теоретическая модель желательно должна подкрепляться материальной моделью. Практика является основной составляющей проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, научных программах и конференциях, необходимо для изучения опыта других учащихся и трансляции своего опыта.

Каким же должен быть инженер для инновационной экономики? Прежде всего это человек, способный мыслить, творить и изобретать, опираясь на фундаментальные знания с использованием своего творческого потенциала и возможностью неординарного мышления. Это прежде всего специалист широкого профиля, умеющий использовать метапредметные знания в своей деятельности.

С одной стороны, для реализации этого необходимо обеспечение более углубленного преподавания базовых дисциплин, а с другой — междисциплинарных программ, что в комплексе позволит готовить специалистов широкого профиля, которые смогут грамотно использовать свои знания для решения смежных или комплексных производственных задач.

Инженер в современном мире — не только человек, создающий определенные материальные ценности, но это еще и менеджер и предприниматель. Умение правильно преподнести свою модель, создать ее математическое обоснование и практическое применение, вот основная потребность современных компаний.

Литература:

  1. Дума Е. А. и др. Уровни сформированности инженерного мышления // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 143–144
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2765-р.
  3. Сазонова З. С., Чечеткина Н. В. Развитие инженерного мышления — основа повышения качества образования: учебное пособие / МАДИ (ГТУ). М., 2007.
  4. Синицын Е. С. Формирование инженерного мышления в школе // Развитие физико-математического мышления у учащихся и студентов. Новосибирск: НГХА, 2011.
  5. Сенашко В. С., Вострикова Н. А. О преемственности среднего и высшего математического образования // Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство: мат-лы Междунар. конф. Плоцк (Польша), 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): инженерное мышление, начальная школа, дошкольный возраст, задача, знание, образное мышление, основная школа, проектно-исследовательская деятельность, умение, инженерное образование.


Ключевые слова

метапредметность, инженерное мышление, основное и дополнительное образование, цели и содержание образования, мониторинг уровня сформированности

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как основа развития...

Особое место в развитии основ инженерного мышления занимает исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет перевоплотить ученика из

Проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования...

Особенности развития инженерного мышления детей...

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой.

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного...

«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и

Для формирования у детей дошкольного возраста инженерного мышления были определены задачи

Развитие инженерного образования в общеобразовательной...

Ключевые слова: инженерное образование, дополнительное образование, школа, концепция, инженерное мышление, обучающийся.

Проблемы развития инженерного образования в целом обозначены в «Стратегии социального и экономического развития Свердловской...

Формирование инженерного мышления на занятиях...

«Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи

исследовательская проектная деятельность. Внедряя в обучение образовательную робототехнику

Основные термины (генерируются автоматически): инженерное мышление...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития...

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

Библиографическое описание: Маишева, В. П. Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности / В. П

Чтобы эффективно применять технологию проектирования в работе с дошкольниками по развитию у них творческого мышления, были...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная

Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного...

 В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста

Данная задача благополучно реализуется через развитие проектных умений ребенка младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность как основа развития...

Особое место в развитии основ инженерного мышления занимает исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет перевоплотить ученика из

Проектная и исследовательская деятельность на всех ступенях образования...

Особенности развития инженерного мышления детей...

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой.

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного...

«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и

Для формирования у детей дошкольного возраста инженерного мышления были определены задачи

Развитие инженерного образования в общеобразовательной...

Ключевые слова: инженерное образование, дополнительное образование, школа, концепция, инженерное мышление, обучающийся.

Проблемы развития инженерного образования в целом обозначены в «Стратегии социального и экономического развития Свердловской...

Формирование инженерного мышления на занятиях...

«Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи

исследовательская проектная деятельность. Внедряя в обучение образовательную робототехнику

Основные термины (генерируются автоматически): инженерное мышление...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского

Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития...

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме...

Библиографическое описание: Маишева, В. П. Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности / В. П

Чтобы эффективно применять технологию проектирования в работе с дошкольниками по развитию у них творческого мышления, были...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная

Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного...

 В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста

Данная задача благополучно реализуется через развитие проектных умений ребенка младшего школьного возраста.

Задать вопрос