Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Осипов, А. В. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе Российской Федерации / А. В. Осипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79869/ (дата обращения: 19.04.2021).



С момента принятия всенародным голосованием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ занимали особое место в правовой системе РФ в силу статьи 15. Так, в соответствии с этой статьей Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Вместе с тем общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы [3]. Наряду с этим, часть 3 статьи 46 Конституции определяет, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно резолютивной части Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

При этом также отмечается, что международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией составной частью ее правовой системы. Международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

В свою очередь, РФ выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В связи с изменениями в Конституцию РФ, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г, данный Закон в текущей редакции не соответствует новому подходу, указанному в Конституции относительно исполнения международных договоров РФ. В частности, РФ более не выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, поскольку международные договоры РФ не будут исполняться в случае, если они противоречат Конституции в силу статьи 79, которой предусмотрена возможность отказа в исполнении решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции.

РФ, согласно статье 79.1 Конституции, принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Наряду с этим, частью 3 статьи 7 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ определено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в РФ.

Соответственно, можно сказать о том, что соотношение национального и международного права определяется самим государством посредством их нормативного регулирования, выражающееся в его суверенном праве.

В этой связи можно согласиться с мнением Матюнина М.Ф, который в своей работе «Соотношение Конституции Российской Федерации и международных договоров», доказывая приоритет Конституции РФ над международными договорами путем соотношения национальных и международных актов, пришел к выводу, что выстраивается такая логическая последовательность, что «законы РФ не должны противоречить Конституции, так как она имеет высшую юридическую силу по отношению к ним, в свою очередь, международные договоры имеют приоритет только над законами РФ, следовательно, международные договоры не могут иметь приоритета над Конституцией РФ [7]». Из этого можно заключить, что несмотря на то, что международные договоры определены как составная часть правовой системы РФ, их приоритет над Конституцией РФ не действует.

Таким образом, Конституция РФ занимает главенствующее положение в правовой системе РФ. В этой связи общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет в отношении законов и иных правовых актов, принимаемых в РФ.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 55, перечисление в Конституции РФ основных прав свобод не должности толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

РФ присоединилась к Совету Европы 28 февраля 1996 г, став 39-м государством-членом. Ратификация Европейской конвенции по правам человека и основных свобод расширила возможность граждан РФ защищать свои права посредством обращения в Европейский Cуд по правам человека.

Помимо этого, Конституция РФ прямо предусматривает право каждого обращаться в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, в части 3 статьи 46.

Конвенция определяет права человека и основные свободы, обязательные для государств-участников. Стоит заметить, что права и основные свободы человека в том или ином виде и в той же сути закреплены в Конституции РФ.

Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» определено, что РФ в соответствии со статьей 25 Конвенции «признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения РФ их прав, изложенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении РФ». Также РФ в соответствии со статьей 46 Конвенции «признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Cуда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении РФ».

Следовательно, исполнение постановлений Европейского Cуда по правам человека является обязательной для РФ в рамках его присоединения к Совету Европы. Однако при этом сохраняется возможность его неисполнения в случае противоречия Конституции в силу статьи 79.

Европейским Cудом по правам человека в отчете за 2019 г, включающем статистику обращений по странам [9], указано, что 25,2 процента обращений направлены в отношении РФ: из 59 800 жалоб 15 037 приходится на РФ. Согласно статистическому отчету Европейского Cуда по правам человека за 2019 г. [10] по делам, рассматриваемым в отношении РФ общее количество судебных решений составляет 198, при этом решений, устанавливающих хотя бы одно нарушение — 186.

В соответствии с Заключением Счетной палаты РФ о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год в Министерстве юстиции Российской Федерации» в прошлом году для оплаты 1240 решений Европейского Суда по правам человека осуществлены денежные выплаты на общую сумму 1 миллиард 135 миллионов 543,1 тысячи рублей, которая составляет 66,8 процентов от утвержденных бюджетных ассигнований в сумме 1 миллиарда 700 миллионов рублей. При этом 850 миллионов 563,9 тысячи рублей по состоянию на 1 января 2020 г. не были оплачены по причине позднего поступления документов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. № 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» установлено, что постановление Европейского Суда по правам человека, обязывающее РФ выплатить акционерам компании-заявительницы возмещение материального ущерба, включая компенсацию понесенных ею инфляционных потерь в размере 1 миллиарда 866 миллионов 104 тысячи 634 евро, в том числе 1 миллиард 299 миллионов 324 тысячи 198 евро — за нарушение статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, невозможно к исполнению. В частности, отмечается о том, что этот ущерб был вызван действиями самой компании вследствие злостного уклонения от уплаты налогов и игнорирования непогашенной задолженности. При этом указывается, что выплата такой значительной компенсации из бюджета противоречит принципам равенства и справедливости в налоговых отношениях.

Стоит заметить, что исполнение такого рода требований РФ в обязательном для нее порядке непосредственно угрожает ее экономической безопасности, поскольку их исполнение приведет к серьезным финансовым потерям.

РФ, согласно статье 79.1 Конституции, принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. Наряду с этим, частью 3 статьи 7 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ определено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в РФ.

Тем не менее, как уже было отмечено ранее, положения Конвенции практически одинаково закреплены в нашей Конституции. РФ приняла на себя обязательство соблюдать права каждого человека, находящегося под его юрисдикцией, и обеспечивать их соблюдение не только в рамках своей Конституции, но также и посредством ратификации Конвенции по правам человека для присоединения к Совету Европы. Следовательно, неисполнение обязательств в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод РФ на основании противоречия положениям Конституции в лучшем виде должно быть допустимо лишь в случаях коллизии в праве.

Литература:

  1. Устав Совета Европы: принят в г. Лондоне 05.05.1949 // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/001 (дата обращения: 26.11.2020).
  2. Европейская конвенция по правам человека 1950 (измененная и дополненная Протокола N 11 и N 14, вступившими в силу 01.06.2010) // Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.coe.int/ru/web/compass/the-european-convention-on-human-rights-and-its-protocols (дата обращения: 26.11.2020).
  3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.07.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.11.2020).
  4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/ (дата обращения: 26.11.2020).
  5. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант» [Электронный ресурс] // [сайт] URL: http://base.garant.ru/12181538/ (дата обращения: 27.11.2020).
  6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2017 N 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] // [сайт] URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_211287/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 27.11.2020).
  7. Матюнин М. Ф. Соотношение Конституции Российской Федерации и международных договоров // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-konstitutsii-rf-i-mezhdunarodnyh-dogovorov (дата обращения: 26.11.2020).
  8. Чипига И. В. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе Российской Федерации // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-konventsiya-o-zaschite-prav-cheloveka-i- osnovnyh-svobod-v-pravovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.11.2020).
  9. Annual report 2019 // Официальный сайт Европейского Cуда по правам человека [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Annual_report_2019_ENG.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
  10. Violations by Article and by State 2019 // Официальный сайт Европейского Cуда по правам человека [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Stats_violation_2019_ENG.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, международный договор РФ, Конституция РФ, Европейский Суд, Конституция, свобода человека, договор, основание положений, правовая система РФ, Совет Европы.


Задать вопрос