В работе рассматривается анализ циклического нагружения фрикционных узлов лебедок подъемных установок при осуществлении спуско-подъемных операциях.
Ключевые слова: лебедка, спуско-подъемные операции , нагрузка на крюке, цикл нагружения элементов.
Лебедка является одним из основных элементов оборудования подъемной установки, с помощью которого осуществляется подъем и спуск колонны труб или штанг [1]. Подъемная установка типа «ПАП-60» смонтирована шасси КрАЗ или КрАЗ-65101. Установки предназначены для капитального и текущего ремонта нефтяных и газовых скважин. Установки состоят из лебедки с тормозным узлом и с талевой системой, коробок отбора мощности и передач, системы управления и других сборочных единиц, которые не являются равно долговечными. Среди указанных сборочных единиц низкой долговечностью и износостойкостью обладает тормозной узел лебедки, преждевременный отказ которого приводит к снижению надежности установки в целом и эффективности ремонта скважин [2,3,4]. В отличие от спуско-подъемных операций при бурении скважин, где их продолжительность не превышает 10 % времени строительства скважин, спускоподъемные операции при текущем ремонте скважин составляет до 80–90 % всего времени ремонта. При этом следует иметь в виду, что ежегодно выполняется порядка нескольких тысяч текущих ремонтов.
Объем работ по спускоподъемным операциям при капитальном ремонте во много раз меньше, чем при текущем ремонте, однако по абсолютной величине эти объемы работ весьма велики, что делает рассматриваемые задачи актуальными. В работе рассматривается анализ циклического нагружения фрикционных узлов подъемных установок при осуществлении спуско-подъемных операций [3].
При ремонте каждой скважины подъемная установка выполняет различные циклы спуско-подъемных операций — подъем колонны штанг и труб и их спуск в скважину. Подъем колонны сопровождается нагружением элементов подъемной установки, в том числе и фрикционных узлов, величина которого меняется в том же порядке от минимального (подъем первой от устья скважины) до максимального (при спуске последней трубы). Такие циклы нагружения фрикционных узлов установки повторяется при ремонте каждой скважины.
Как показал промысловый статический анализ эксплуатации подъемных установок [3] с целью увеличения ресурса и повышения надежности подъемника для текущего ремонта скважин, а особенно износостойкости тормозной системы лебедок, необходимо уделять внимание на стадии их проектирования. Напряженная работа тормозных систем подъемников обусловлена весьма большими количествами энергии и частотой спускающегося в скважину колонны труб, отдаваемой тормозной системы лебедки.
При текущем и капитальном ремонте скважин исходными параметрами для расчета циклической прочности деталей лебедки и тормоза подъемной установки в основном являются следующие:
— глубина скважины, т. е. глубина спуска насосно-компрессорных или бурильных труб;
— наружный диаметр и толщина стенки труб;
— масса присоединительных муфт;
— скорость подъема и спуска колонны труб, который вызывает динамические нагрузки;
— при выполнении точных расчетов учитывают потери веса труб и штанг в жидкости и силы трения.
Указанные параметры позволяют определить нагрузку на крюке подъемного агрегата, учитывая оснастку талевой системы, рассчитывать максимальные и минимальные, а также текущее нагрузки, действующие на подвижный конец каната, следовательно, на бочку барабана и тормоз лебедки.
Исходя из условий нагружения максимальная нагрузка на крюке определяется по следующей формуле:
где
Нагрузка, действующая на подвижный конец каната талевой системы, наматываемого на барабан, определяется по формуле:
где


Каждый цикл нагружения элементов установки подчиняется гиперболическому закону, при котором максимальное нагружение соответствует началу координат кривой зависимости напряжения в контактных узлах
где
В зависимости от количества ремонтируемых скважин, а также от массы поднимаемых труб и штанг циклы нагружения фрикционного узла повторяется и приводит к усталостному износу поверхности трения.
Опыт эксплуатации подъемных установок типа «ПАП-60» показал, что спектр напряжений, возникающих в соответствующих фрикционных узлах и деталях агрегата при ремонте каждой скважины, описывается кривой, и в соответствии с формулой (3).
Согласно полученной закономерности изменения спектра нагрузок или блока нагрузок при ремонте одной скважины, отношение циклов
где
Если подъемной установкой ремонтируется m скважин, то аналогичная зависимость меняется в m раз.
Таким образом, расчетным путем можно вычислить количество циклов нагружения тормозного узла подъемного агрегата и предел усталости его элементов по формуле (4).
По полученному значению нагрузки
Определение минимального, текущего и максимального нагружения лебедки позволяет рассчитать спектр нагрузок, действующих на барабан и его фрикционные элементы.
Литература:
- Ахметов С. М., Ахметов Н. М., Суюнгариев Г. Е., Канатов А. Е. Ленточноколодочный тормоз лебедки буровой установки // Описание изобретения по Патенту РК № А(КZ) 22844. — Бюл. № 8, 2010. — 8 с.
- Вагидов М. А., Джанахмедов А. Х. Оптимизация работы подъемника при извлечении колонны труб из скважины с учетом трения //Трение и износ 1996, т.17 № 4.
- Раджабов Н. А. Установки для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин. Баку, Азернешр, 1995.
- Ильский А. Л., Миронов Ю. В., Чернобыльский А. Г. Расчет и конструирование бурового оборудования. Учебное пособие для вузов. — М.: Недра, 1985.-452с.