Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 11.04.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Родионова, Е. М. Проблемы профилактики преступности несовершеннолетних / Е. М. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79859/ (дата обращения: 19.04.2021).



Преступность несовершеннолетних как самостоятельный объект криминологического изучения является составной частью общей преступности и имеет свои специфические особенности, в том числе: более негативная и интенсивная динамика роста по отношению к общей преступности, совершение большей части преступлений в соучастии с преступлениями, совершаемыми взрослыми; высокий процент корыстных и корыстно-насильственных преступлений, высокая латентность, повышенная агрессивность и жестокость, групповой характер преступлений и др.

Начнем с того, что преступность несовершеннолетних — это совокупность преступлений и лиц их совершивших, не достигших совершеннолетия, т. е. в возрасте от 14 до 18 лет, на определенной территории (район, город, область, страна) за конкретный период времени (месяц, квартал, год и т. д.) с количественно-качественными характеристиками.

Социально-криминологическая характеристика преступности, предоставляемая ФКУ «Главным информационно-аналитическим центром» МВД РФ за последние три года свидетельствуют о сокращении совершаемых преступлений несовершеннолетними, тем не менее, статистические показатели нельзя назвать. Например, в 2018 г. было зарегистрировано 43 553 преступлений (-3,8 % (по сравнению с предыдущим годом)), в 2019 г. — 41548 преступлений (-4,6 %), в 2020 г. — 37 771 (-9,1 %) преступлений, совершенных несовершеннолетними. Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу в обществе.

С целью снизить и предотвратить рост преступлений, совершаемых лицами в возрасте до 18 лет, государство широко применяет такую меру, как профилактика преступности. Профилактика преступности несовершеннолетних представляет собой систему правовых, социальных, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующим антиобщественным действиям несовершеннолетних, на исправление и воспитание последних лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение от противоправных деяний. Традиционно, сама профилактика подростковой преступности еще включает использование и стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества»

Претворение в жизнь данных мер невозможно без наличия организованной системы органов и учреждений, осуществляющих цели и задачи деятельности по профилактике. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в п. 1 ст.4 устанавливает свой исчерпывающий перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, куда входят как специализированные, так и неспециализированные субъекты профилактики — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). Закон не запрещает создание других учреждений, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на базе перечисленных выше органов. В перечень специализированных учреждения для несовершеннолетних входят социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Кроме того, в настоящее время создаются учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и др.

Результат, который стремится получить государство, по снижению количества, совершаемых преступлений, заложен в целях и задачах профилактики преступности среди несовершеннолетних. Среди них выступают: наращивание уровня безопасности населения, повышение законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики, воспитание правовой культуры школьников, снижение уровня подростковой преступности путем установления закономерностей отклоняющегося поведения, механизма его формирования и изменения. Но всё же главной целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, на мой взгляд, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Для этого органы, занимающиеся профилактикой преступности несовершеннолетних, выполняют следующие функции:

1) выявляют несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;

2) изучают личность этих подростков;

3) определяют и устраняют источники отрицательного влияния на них;

4) исследуют возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;

5) осуществляют контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;

6) периодически анализируют полученные результаты и вносят соответствующие коррективы в свою работу [1].

Значительное количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, говорит о том, что система мер и средств профилактики преступности среды несовершеннолетних не может функционировать универсально для того, чтобы обеспечить должное осуществление целей и задач профилактики, либо такая система дает регулярные ошибочные результаты своей деятельности.

Следовательно, мы можем вывести ряд проблем:

  1. Неоказание помощи социально-педагогического, экономического характера семьям, находящимся в группе риска;
  2. Проведение недостаточно тщательных профилактических мероприятия для подростков, их малое количество либо полное отсутствие;
  3. Пробелы педагогического воспитания в формирования законопослушной культуры личности подростка;
  4. Слабая роль психологов в работе с подростками в образовательных организациях;
  5. Создание масс-медиа сферой формального допущения случаев преступности несовершеннолетних (Интернет, телевидение, социальные сети);
  6. Рост уровня бродяжничества и попрошайничества;
  7. Удельный вес криминальных факторов (алкоголизм, аморальный и паразитический образ жизни, наркомания).

Преобразования в сфере правовой, экономической, социальной, культурной и пр. политики государства помогут улучшить состояние преступности среди несовершеннолетних.

Со стороны государства огромное значение имеет поддержка семей. Семья является основным первичным институтом социализации ребенка, поэтому государство должно отслеживать, в каких условиях жизни воспитывается подросток. Родителям следует прививать значимость здорового образа жизни, приличного поведения в обществе, негативность насилия, значимость получения качественного образования и постоянного самосовершенствования личности, так как именно с них дети берут пример. Одним из важных качеств, который ребенок может перенять у родителей, является избежание конфликтной ситуации и уравновешенное разрешение зреющей проблемы. Важно отметить, необходимость материальной помощи семьям, находящимся в трудном финансовом положении, в том числе в случаях временных трудностей. Семью могут поддерживать и образовательные учреждения: бесплатное питание детей в школе, выплата компенсации за школьную форму, учебные принадлежности, выплата стипендий за хорошую и отличную учебу, оплата поездок в детские лагеря и оздоровительные центры. Обстановка семейного благополучия положительно скажется на подростке: исчезнут побуждения в поиске приюта, любви, незаконного материального обогащения, нарушения общественного порядка и др.

Нельзя не согласиться и с мнением Д. А. Шестакова, который отмечает, что неблагоприятное влияние семьи, испытанное человеком в подростковом возрасте, может сказаться спустя многие годы. По данным его исследований, у каждого третьего взрослого преступника обнаруживается связь между его преступными наклонностями и негативным влиянием, испытанным в семье в период взросления [2, с. 58].

Вторым по значимости институтом социализации ребёнка является школа. Основная функция школы заключается в том, чтобы привить учащимся систематические знания в основных областях человеческой деятельности, затронутых в исследовательской работе — экономике, обществознании, граждановедении, правоведении и т. п. В процессе борьбы с правовым нигилизмом подростки начнут уважать законы своего государства и бояться их нарушить; доверять представителям органов государственной власти и сотрудникам правоохранительных органов. Личные выступления сотрудников правовой сферы о их деятельности могут дать чувствовать свою безопасность в обществе, защиту со стороны государства.

Школа в своем штате должна содержать высоко образованных педагогов со стойкой психологической подготовленностью в работе с трудными подростками. В случае неправомерного поведения учащегося и постановки его на учет школьного уровня администрация школы должна распределить свои ресурсы так, чтобы перевоспитать несовершеннолетнего и не допустить дальнейшей склонности к нарушению правопорядка.

Школьный психолог может работать с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а также с группой, но небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основная цель такой работы — это психологическая и социальная защита ребёнка или подростка «группы риска», оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. С помощью диагностических методик психолог развивает правильное психофизиологическое развитие несовершеннолетнего, восприятие, внимание, мышление, мотивации обучения и другие особенности развития личности и ее свойств. В случае отсутствия проведения указанной работы в будущем у подростка, имеющего отклонения, может исказиться внутреннее состояние и стать причиной девиантного поведения.

Важным направлением общесоциальной профилактики преступности несовершеннолетних является деятельность государства по реализации досуговых программ патриотического и межконфессионального цикла. Также необходима и поддержка досуговых бюджетных организаций (например, кружки и клубы по интересам во дворах, кварталах и т. п.). [3, c.2]. Необходима разработка программ для вовлечения лиц, совершивших преступление или лиц, склонных к нарушению правопорядка, дополнительного образования, где будет специальная среда, способствующая перевоспитанию несовершеннолетнего; следует привлекать таких лиц к волонтерской деятельности, трудовой занятости в свободное от учебы время.

В процессе профилактики преступности несовершеннолетних органы внутренних дел направляют свои усилия на выявление причин и условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. Таким образом, органы внутренних дел: выявляют несовершеннолетних, поведение, мотивы поступков которых говорят о возможности совершения преступления; детально изучают личности таких подростков; продумывают создание благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществляют контроль за поведением этих несовершеннолетних. Правоохранительными органами должна быть пересмотрена система мероприятий, проводимых с молодежью, на которых они разъясняли бы опасность преступного посягательства, предусмотренная законом ответственность, виды и размеры наказания, личные последствия для несовершеннолетнего, и как это отразиться на его будущем. Данные мероприятия служат устрашающим фактором при совершении преступления лицом, не достигшим 18 лет.

В настоящее время средства массовой информации способствуют появлению факторов, провоцирующих преступность несовершеннолетних. В кинофильмах, видеороликах показывают подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, ведущих аморальный образ жизни, что может вдохновлять «впечатлительных» зрителей. На мой взгляд, в данной случае можно применить две меры: 1) повысить возрастной ценз, просмотра данного контента; или 2) снизить к минимуму содержание такого характера, сюжеты делать поучительными и воспитывающими молодое поколение. Существование так называемого «теневого» Интернета («DarkNet») воспринимается как инструмент для осуществления коммуникации в различного рода незаконной деятельности. Такая деятельность может привлечь несовершеннолетних в целях заработка, причем организатора отследить довольно сложно. Государство должно выделять средства для борьбы с киберпреступностью и повышения безопасности обращения Интернетом несовершеннолетних. В целом, освещая большой поток информации СМИ должны доносить до подростков о важности правовой культуры, патриотического воспитания, учить добру, милосердию, приучать к трудолюбию и дисциплине.

В заключении хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних, оставаясь на значительном уровне распространения, требует от государства строгих, целенаправленных мер по ее профилактике. В условиях постоянного развития цивилизации необходимо совершенствовать формы и методы работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику; следить за профессиональным кадровым обеспечением, материально-техническим снабжением. Только в условиях полноценного контроля со стороны государства за профилактикой преступности реально перевоспитание несовершеннолетнего и привитие ему законопослушного поведения.

Литература:

  1. Кухарук, В. В. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи / В. В. Кухарук. — Текст: электронный // Институт экономики и права Ивана Кушнира: [сайт]. — URL: https://be5.biz/pravo/k041/14.html.
  2. Шестаков, Д. А. Семейная криминология: семья — конфликт — преступление. / Д. А. Шестаков. — СПб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. — 264 c. — Текст: непосредственный.
  3. Субботина, А. В. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних / А. В. Субботина. — Текст: непосредственный // Научный журнал. — 2020. — № 4. — С. 2.
  4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2020 года. — Текст: электронный // МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184.
  5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года. — Текст: электронный // МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/19412450/.
  6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — сентябрь 2018 года. — Текст: электронный // МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/14696015.
  7. Профилактика преступности среди несовершеннолетних. — Текст: электронный // МОО «ЦСГПЭД»: [сайт]. — URL: https://csgped.ru/nesovershennoletnie/profilaktika-prestupnosti-sredi-nesovershennoletnih/profilaktika-prestupnosti-sredi-nesovershennolet.html.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, профилактика преступности, преступление, сторона государства, благоприятная обстановка, мой взгляд, общая преступность, подростковая преступность, социальная помощь, социальная реабилитация.


Задать вопрос