Проблема психологических последствий использования интернета в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Черных, М. С. Проблема психологических последствий использования интернета в подростковом возрасте / М. С. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — URL: https://moluch.ru/archive/357/79838/ (дата обращения: 14.04.2021).



В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы интернет-зависимого поведения. Сопоставляются психологические последствия использования современных информационных технологий: нормативные и выходящие за границы нормы.

Ключевые слова: интернет-зависимость, нормативные последствия использования информационных технологий.

Развитие информационных технологий в последние десятилетия в значительной степени изменило как жизнь человека (его возможности, круг привычных занятий и интересов, круг общения), так и мир вокруг него (от предметов обихода до социальных правил и ожиданий). Интернет-зависимость как феномен достаточно хорошо изучен, в основном в медицине и клинической психологии (Янг, 2000; Гриффитс, 2009). Находились и те, кто выступал против медикализации интернет-зависимости, признавая эскапическую (то есть стремление человека уйти в мир иллюзий — виртуальный) функцию интернета, но придавая ей позитивный смысл. В 1999 году предлагалась когнитивно-бихевиоральная модель, которая разделяла патологическое использование интернета на специфическое (от специфической функции интернета) и генерализированное (без ясной цели) (Дэвис, 2018). В 2002 году А. Г. Асмолов (2004) выдвигает интегративную модель интернет-зависимости, построенную на концепциях информационного стресса и коммуникативных расстройств В. А. Бодрова и обосновывает нейропсихологический подход к проблеме формирования интернет-зависимости. Другой подход к рассмотрению интернет-зависимости и пользования интернетом в целом основан на понимании процесса киборгизации — симбиотического существования человека и машины (Емелин, 2013). В. А. Емелин писал о двух путях киборгизации, один из которых связан с компенсацией недостающих функций человеческого организма, а второй с искусственным преодолением психики и физиологии человека.

Как ни парадоксально, психологических работ, посвященных влиянию применения информационных технологий на психику человека, немного; большая часть из них посвящена Интернету, в особенности — проблеме интернет-зависимости.

В настоящее время интернет-зависимость характеризуется как вид нехимической зависимости, выделены ее критерии, общие ее с другими известными видами зависимости, изучаются виды интернет-зависимости (игровая, зависимость от общения в социальных сетях и др.), личностные, особенности, связанные с зависимостью, специфика проявления в разных возрастах. В то же время с психологической стороны статус интернет-зависимости как формы отклоняющегося поведения далеко не прояснен, она нередко ассоциируется с невротическим состоянием.

Интернет в современном мире играет роль не только средства информации, но и служит удовлетворению разнообразных потребностей. (Тхостов, 2005). А. Ш. Тхостов, в своей статье пишет, что современные технологии обеспечивают «невыносимую легкость бытия», удовлетворение потребностей, актуально и потенциально чревато серьезными отрицательными последствиями для всего процесса культурно-исторического развития. Еще несколько тысяч безответственно внедренных в жизнь социума «безусловно полезных» технологий, и личностно развиваться будет не для чего. Да и некому или почти некому (Тхостов, 2005).

А. Ш. Тхостов отмечает, что лечение любого симптома любой болезни «одной таблеткой» без осознания подлинных причин болезни, удовлетворение любой потребности нажатием «одной кнопки» и любой способ вынимания «рыбки из пруда» без труда, без личного усилия, без осознания смысла совершаемого действия вредит здоровью личности, а, в конечном счете, и здоровью тела. Стремление к максимальному облегчению с помощью технических и организационных средств абсолютно всех аспектов жизнедеятельности как основной цели прогресса таит в себе большую психологическую и социальную опасность (Тхостов, 2005). А. Ш. Тхостов говорит, что слишком легкий мир — основа постепенного распространения расстройств, относимых нами к группе «культурной патологии». Технологическая переразвитость, кажущаяся легкость удовлетворения любых потребностей маскирует собой грозную перспективу массовой актуализации «нормальных психических расстройств», личностной недоразвитости, а может быть, и деградации лучших человеческих ресурсов. А. Ш. Тхостов отмечает, что мир без целеустремленного усилия конкретной личности к самосовершенствованию — это сон, обморок, смерть, остановка самого существенного направления и цели прогресса.

Возможности интернета практически безграничны. В. А. Емелин в статье «Виртуальная реальность и симулякры» отмечает, что обзор возможностей применения виртуальной реальности справедливо будет начать с компьютерной области, где, собственно говоря, и «материализовалась» столь долго остававшееся нереализованным желание создавать альтернативные миры без ущерба миру реальному (Емелин, 2015). Применительно к компьютеру, виртуальная реальность неразрывно связана с графическими технологиями, которые посредством наделенного обратной связью взаимодействия «человек — компьютер» и дают эффект присутствия в неком другом, отличным от действительного, искусственном мире. Виртуальный мир, в котором оказывается человек в результате слияния компьютерной графики с возможностью непосредственного воздействия на события, принято называть киберпространством (Емелин, 2015).

В. А. Емелин пишет, что этот термин впервые появляется в 1985 году в научно-фантастическом романе У. Гибсона «Neuromancer», где используется для описания вселенной электронной медитации, в которой сосуществуют миллиарды людей. По мнению ведущего исследователя в данной области, Ф. Хэмита, киберпространство — это сфера информации, полученной посредством электроники. Минимальное его восприятие осуществляется с помощью экрана монитора и нехитрых управляющих приспособлений типа «мыши» или джойстика. В. А. Емелин говорит, что современные технические разработки уже позволяют достичь прямого контакта с виртуальными объектами (Емелин, 2015). Осуществить такое взаимодействие можно с помощью головного дисплея, создающего трехмерное изображение, и так называемой «перчатки данных», рецепторы которой чутко реагируют не только на положение, но на форму и изгибы руки. При совмещении данных, полученных от перчатки, со стереоскопическим изображением на экране внутри шлема образуется впечатление полного погружения в виртуальную реальность. Подводя небольшой итог, В. А. Емелин пишет, что технологии способны не только сымитировать, но и полностью симулировать действительность. Входя в киберпространство, человек начинает ощущать себя не просто окруженным какими-то странными ландшафтами, нереальными телами, но и он сам становится таким телом — симулякром, «развеществленным» телом (Емелин, 2015).

В настоящее время молодое поколение с ранних лет начинает овладевать различными гаджетами и ресурсами интернет. Многие дети уже в дошкольном возрасте знают, как включить компьютер и выйти в интернет, не говоря уже о молодежи. Платформа интернет — вещь привлекательна для людей юношеского возраста, поскольку в ней можно как развиваться и самореализовываться, так и деградировать и регрессировать. Существовать в интернете значительно легче, чем в реальном мире, так как в нем личность не сталкивается с жизненными проблемами, которые, в обязательном порядке, нужно решать. Личность может уходить от этих проблем в мир интернета, что, в конечном итоге, будет способствовать формированию интернет-зависимости и в этом случае, зависимость можно рассматривать как своего рода защитный механизм.

Интернет-пространство привлекаемо для личностей юношеского возраста еще и тем, что в нем открываются возможности, недоступные в реальном мире. Например, в различных играх как онлайн так и RPG (Role-playing game) можно убирать других персонажей, заниматься строительством, создавать «семьи», вести войну. Для застенчивых людей, в интернете открываются возможности новых знакомство и общения с новыми людьми, по средствам онлайн чатов.

Таким образом, мир интернета привлекаем для личности юношеского возраста тем, что она (личность) еще не готова выйти в реальный мир и столкнуться с его проблемами, а существовать в виртуальном мире значительно проще, так как в нем можно не только реализовывать недоступные для реального мира возможности, но и уходить в этот мир от экзистенциальных проблем. Такой чрезмерный уход и мир интернета, в дальнейшем, может быть причиной формирования интернет-зависимого поведения

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психологическая модель Интернет — зависимости личности [Текст] // А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков / Мир психологии. — 2004. — № 1. — С. 179–193.
  2. Емелин, В. А. Человек технологический. Трансформация идентичности в условиях развития информационного общества [Текст] // В. А. Емелин /Философские науки. — 2015. — № 2. — С. 154–157.
  3. Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации [Текст] // А. Ш. Тхостов, Сурнов К. Г./ Психологический журнал. 2005. № 6.
  4. Янг, К. С. Диагноз — Интернет-зависимость [Текст] // К. С. Янг / Мир Интернет / 2000, № 2.
  5. Davis, R. A. A Cognitive-behavioral Model of PIU [Электронный ресурс] //ResearchGate: науч. эл. журнал — Режим доступа: http://www.researchgate.net/publication/223337034_A_c.. (дата обращения: 02.06.18), свободный — загл. с экрана.


Задать вопрос