Проблема психологических последствий использования интернета в подростковом возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Черных, М. С. Проблема психологических последствий использования интернета в подростковом возрасте / М. С. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79838/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы интернет-зависимого поведения. Сопоставляются психологические последствия использования современных информационных технологий: нормативные и выходящие за границы нормы.

Ключевые слова: интернет-зависимость, нормативные последствия использования информационных технологий.

Развитие информационных технологий в последние десятилетия в значительной степени изменило как жизнь человека (его возможности, круг привычных занятий и интересов, круг общения), так и мир вокруг него (от предметов обихода до социальных правил и ожиданий). Интернет-зависимость как феномен достаточно хорошо изучен, в основном в медицине и клинической психологии (Янг, 2000; Гриффитс, 2009). Находились и те, кто выступал против медикализации интернет-зависимости, признавая эскапическую (то есть стремление человека уйти в мир иллюзий — виртуальный) функцию интернета, но придавая ей позитивный смысл. В 1999 году предлагалась когнитивно-бихевиоральная модель, которая разделяла патологическое использование интернета на специфическое (от специфической функции интернета) и генерализированное (без ясной цели) (Дэвис, 2018). В 2002 году А. Г. Асмолов (2004) выдвигает интегративную модель интернет-зависимости, построенную на концепциях информационного стресса и коммуникативных расстройств В. А. Бодрова и обосновывает нейропсихологический подход к проблеме формирования интернет-зависимости. Другой подход к рассмотрению интернет-зависимости и пользования интернетом в целом основан на понимании процесса киборгизации — симбиотического существования человека и машины (Емелин, 2013). В. А. Емелин писал о двух путях киборгизации, один из которых связан с компенсацией недостающих функций человеческого организма, а второй с искусственным преодолением психики и физиологии человека.

Как ни парадоксально, психологических работ, посвященных влиянию применения информационных технологий на психику человека, немного; большая часть из них посвящена Интернету, в особенности — проблеме интернет-зависимости.

В настоящее время интернет-зависимость характеризуется как вид нехимической зависимости, выделены ее критерии, общие ее с другими известными видами зависимости, изучаются виды интернет-зависимости (игровая, зависимость от общения в социальных сетях и др.), личностные, особенности, связанные с зависимостью, специфика проявления в разных возрастах. В то же время с психологической стороны статус интернет-зависимости как формы отклоняющегося поведения далеко не прояснен, она нередко ассоциируется с невротическим состоянием.

Интернет в современном мире играет роль не только средства информации, но и служит удовлетворению разнообразных потребностей. (Тхостов, 2005). А. Ш. Тхостов, в своей статье пишет, что современные технологии обеспечивают «невыносимую легкость бытия», удовлетворение потребностей, актуально и потенциально чревато серьезными отрицательными последствиями для всего процесса культурно-исторического развития. Еще несколько тысяч безответственно внедренных в жизнь социума «безусловно полезных» технологий, и личностно развиваться будет не для чего. Да и некому или почти некому (Тхостов, 2005).

А. Ш. Тхостов отмечает, что лечение любого симптома любой болезни «одной таблеткой» без осознания подлинных причин болезни, удовлетворение любой потребности нажатием «одной кнопки» и любой способ вынимания «рыбки из пруда» без труда, без личного усилия, без осознания смысла совершаемого действия вредит здоровью личности, а, в конечном счете, и здоровью тела. Стремление к максимальному облегчению с помощью технических и организационных средств абсолютно всех аспектов жизнедеятельности как основной цели прогресса таит в себе большую психологическую и социальную опасность (Тхостов, 2005). А. Ш. Тхостов говорит, что слишком легкий мир — основа постепенного распространения расстройств, относимых нами к группе «культурной патологии». Технологическая переразвитость, кажущаяся легкость удовлетворения любых потребностей маскирует собой грозную перспективу массовой актуализации «нормальных психических расстройств», личностной недоразвитости, а может быть, и деградации лучших человеческих ресурсов. А. Ш. Тхостов отмечает, что мир без целеустремленного усилия конкретной личности к самосовершенствованию — это сон, обморок, смерть, остановка самого существенного направления и цели прогресса.

Возможности интернета практически безграничны. В. А. Емелин в статье «Виртуальная реальность и симулякры» отмечает, что обзор возможностей применения виртуальной реальности справедливо будет начать с компьютерной области, где, собственно говоря, и «материализовалась» столь долго остававшееся нереализованным желание создавать альтернативные миры без ущерба миру реальному (Емелин, 2015). Применительно к компьютеру, виртуальная реальность неразрывно связана с графическими технологиями, которые посредством наделенного обратной связью взаимодействия «человек — компьютер» и дают эффект присутствия в неком другом, отличным от действительного, искусственном мире. Виртуальный мир, в котором оказывается человек в результате слияния компьютерной графики с возможностью непосредственного воздействия на события, принято называть киберпространством (Емелин, 2015).

В. А. Емелин пишет, что этот термин впервые появляется в 1985 году в научно-фантастическом романе У. Гибсона «Neuromancer», где используется для описания вселенной электронной медитации, в которой сосуществуют миллиарды людей. По мнению ведущего исследователя в данной области, Ф. Хэмита, киберпространство — это сфера информации, полученной посредством электроники. Минимальное его восприятие осуществляется с помощью экрана монитора и нехитрых управляющих приспособлений типа «мыши» или джойстика. В. А. Емелин говорит, что современные технические разработки уже позволяют достичь прямого контакта с виртуальными объектами (Емелин, 2015). Осуществить такое взаимодействие можно с помощью головного дисплея, создающего трехмерное изображение, и так называемой «перчатки данных», рецепторы которой чутко реагируют не только на положение, но на форму и изгибы руки. При совмещении данных, полученных от перчатки, со стереоскопическим изображением на экране внутри шлема образуется впечатление полного погружения в виртуальную реальность. Подводя небольшой итог, В. А. Емелин пишет, что технологии способны не только сымитировать, но и полностью симулировать действительность. Входя в киберпространство, человек начинает ощущать себя не просто окруженным какими-то странными ландшафтами, нереальными телами, но и он сам становится таким телом — симулякром, «развеществленным» телом (Емелин, 2015).

В настоящее время молодое поколение с ранних лет начинает овладевать различными гаджетами и ресурсами интернет. Многие дети уже в дошкольном возрасте знают, как включить компьютер и выйти в интернет, не говоря уже о молодежи. Платформа интернет — вещь привлекательна для людей юношеского возраста, поскольку в ней можно как развиваться и самореализовываться, так и деградировать и регрессировать. Существовать в интернете значительно легче, чем в реальном мире, так как в нем личность не сталкивается с жизненными проблемами, которые, в обязательном порядке, нужно решать. Личность может уходить от этих проблем в мир интернета, что, в конечном итоге, будет способствовать формированию интернет-зависимости и в этом случае, зависимость можно рассматривать как своего рода защитный механизм.

Интернет-пространство привлекаемо для личностей юношеского возраста еще и тем, что в нем открываются возможности, недоступные в реальном мире. Например, в различных играх как онлайн так и RPG (Role-playing game) можно убирать других персонажей, заниматься строительством, создавать «семьи», вести войну. Для застенчивых людей, в интернете открываются возможности новых знакомство и общения с новыми людьми, по средствам онлайн чатов.

Таким образом, мир интернета привлекаем для личности юношеского возраста тем, что она (личность) еще не готова выйти в реальный мир и столкнуться с его проблемами, а существовать в виртуальном мире значительно проще, так как в нем можно не только реализовывать недоступные для реального мира возможности, но и уходить в этот мир от экзистенциальных проблем. Такой чрезмерный уход и мир интернета, в дальнейшем, может быть причиной формирования интернет-зависимого поведения

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психологическая модель Интернет — зависимости личности [Текст] // А. Г. Асмолов, Н. А. Цветкова, А. В. Цветков / Мир психологии. — 2004. — № 1. — С. 179–193.
  2. Емелин, В. А. Человек технологический. Трансформация идентичности в условиях развития информационного общества [Текст] // В. А. Емелин /Философские науки. — 2015. — № 2. — С. 154–157.
  3. Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации [Текст] // А. Ш. Тхостов, Сурнов К. Г./ Психологический журнал. 2005. № 6.
  4. Янг, К. С. Диагноз — Интернет-зависимость [Текст] // К. С. Янг / Мир Интернет / 2000, № 2.
  5. Davis, R. A. A Cognitive-behavioral Model of PIU [Электронный ресурс] //ResearchGate: науч. эл. журнал — Режим доступа: http://www.researchgate.net/publication/223337034_A_c.. (дата обращения: 02.06.18), свободный — загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, мир интернета, реальный мир, юношеский возраст, RPG, виртуальный мир, интернет, интернет-зависимое поведение, личность, мир.


Ключевые слова

интернет-зависимость, нормативные последствия использования информационных технологий

Похожие статьи

Влияние виртуальной реальности на подростков

Библиографическое описание: Нежебицкая, И. А. Влияние виртуальной реальности на

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом

Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на.

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

Ключевые слова: постмодернизм, информационные технологии, виртуальная реальность, человек в виртуальном мире, виртуальная картина мира. В настоящее время виртуальная реальность является для человека особой жизненной средой, охватывающей практически все...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Интернет-аддикция — это непреодолимое желание подключиться к Интернету в режиме офф-лайн и неспособность завершить сеанс, находясь в режиме он-лайн [1]. Многие люди, находясь в

Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Виртуальная реальность повышает умственные и эмоциональные средства человека, его креативные способности. Виртуальная реальность — это новая технология, разрешающая каждому свободно воссоздать собственные идеи через расстояние, раскрывая новый мир...

подросток, уровень тревожности, виртуальный мир, Интернет...

Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление...

Влияние информационных технологий на личность человека...

Современный мир уникален. Мы живем в веке, где наряду с привычным нам миром существует как минимум еще один, виртуальный.

Глупо говорить, что информационный мир не оказывает влияния на нашу жизнь и на личность человека в целом.

Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни...

Чем так притягивает подростка мир интернета? Что полезного несет и какие опасности таит

Здесь нет жестких правил и законов, есть лишь неписаные нормы поведения, несоблюдение

Виртуальная реальность - это сказка, это отсутствие обязательств и проблем, это мир, в...

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети. Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире

В-третьих, современный мир — это многообразие социальных ролей, которые нам приходится играть и большинство из них требуют шаблонного поведения, что

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости. Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное...

Похожие статьи

Влияние виртуальной реальности на подростков

Библиографическое описание: Нежебицкая, И. А. Влияние виртуальной реальности на

в виртуальной реальности, в школах еще не введены уроки безопасности в сетевом

Интернет-зависимость в подростковом возрасте довольно распространенная проблема на.

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

Ключевые слова: постмодернизм, информационные технологии, виртуальная реальность, человек в виртуальном мире, виртуальная картина мира. В настоящее время виртуальная реальность является для человека особой жизненной средой, охватывающей практически все...

Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Интернет-аддикция — это непреодолимое желание подключиться к Интернету в режиме офф-лайн и неспособность завершить сеанс, находясь в режиме он-лайн [1]. Многие люди, находясь в

Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

Виртуальная реальность повышает умственные и эмоциональные средства человека, его креативные способности. Виртуальная реальность — это новая технология, разрешающая каждому свободно воссоздать собственные идеи через расстояние, раскрывая новый мир...

подросток, уровень тревожности, виртуальный мир, Интернет...

Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление...

Влияние информационных технологий на личность человека...

Современный мир уникален. Мы живем в веке, где наряду с привычным нам миром существует как минимум еще один, виртуальный.

Глупо говорить, что информационный мир не оказывает влияния на нашу жизнь и на личность человека в целом.

Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни...

Чем так притягивает подростка мир интернета? Что полезного несет и какие опасности таит

Здесь нет жестких правил и законов, есть лишь неписаные нормы поведения, несоблюдение

Виртуальная реальность - это сказка, это отсутствие обязательств и проблем, это мир, в...

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

виртуальная реальность, Интернет, виртуальный мир, сеть, большинство людей, современный мир, Нижний Новгород, информация, игра, средство сети. Влияние виртуального пространства сети Интернет на...

Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире

В-третьих, современный мир — это многообразие социальных ролей, которые нам приходится играть и большинство из них требуют шаблонного поведения, что

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости. Ключевые слова: интернет-зависимость, виртуальное...

Задать вопрос