О роли стратегии в системе управления коммерческим банком | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 07.04.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Преснякова, Д. В. О роли стратегии в системе управления коммерческим банком / Д. В. Преснякова, Н. В. Левищева, Т. С. Кашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79802/ (дата обращения: 18.04.2021).



В статье авторы пытаются определить и обозначить роль стратегии в эффективном управлении деятельностью коммерческих банков.

Ключевые слова: стратегия, эффективность, планирование, управления, система.

Стратегия финансового и хозяйственного развития коммерческого банка заключается в определении главных показателей, определяющих надежность, ликвидность и конкурентоспособность на финансовом рынке. Особенно важно выполнение поставленных целей, задач и разработка оперативных планов по их выполнению. Стратегия коммерческого банка также предусматривает наличие средств по достижению разработанных задач.

Можно дать некоторые определения стратегий коммерческого банка:

«Совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества;

– ряд решений, которые являются движущей или формирующей силой большинства предпринимаемых компанией действий;

– путь создания конкурентных преимуществ с помощью отличительных характеристик;

– искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости». [3]

Продуманная стратегия — это наличие финансовых и материальных средств и инструментов, а также реальный план применения ценных активов для решения повседневных хозяйственных задач.

Стратегические и оперативные планы коммерческого банка ориентируют менеджмент на установление приоритетов, затрагивающих финансовые и потребительские рынки и инновационные банковские продукты. Эффективность стратегических и оперативных планов определяется, особым местоположением в системе управления коммерческим банком. Такая потребность в продуманной стратегии возникает в условиях внешней макроэкономической и политической среды, которая заставляет менеджмент кредитной организации повышать точность прогнозов развития банковской отрасли и отдельных предприятий.

Необходимость стратегического и оперативного управления коммерческим банком наталкивают менеджмент на использование факторов конкуренции для повышения собственной конкурентоспособности. В условиях глобального финансового рынка, свободные денежные активы становятся хорошей базой для проведения разных кредитных операций. Обеспечивая себе конкурентное преимущество и нужные финансовые показатели, менеджеры коммерческих банков проводят оценку стратегических и оперативных планов. Это необходимо для быстрого снабжения денежными ресурсами промышленных предприятий и организаций.

Особым финансовым критерием оценки эффективности стратегических планов является запланированный прирост капитала и рыночной стоимости коммерческого банка. «Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступали посредниками в распределении капитала. Сегодня структура банковской системы резко усложнилась. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов». [1]

Стратегическое планирование проводится для своевременной оценки запланированных финансовых критериев хозяйственной деятельности коммерческого банка в конкурентной банковской среде. Разработанные стратегические планы определяют приоритетные бизнес-процессы коммерческого банка, оптимальную организационную структуру, систему сбалансированных финансовых показателей, мотивации и бюджетирования.

Достигнутые результаты хозяйственной и финансовой работы коммерческого банка, позволяют менеджерам оценить результаты общего развития и принятых стратегических и оперативных планов по важным составляющим. В этом случае выявленные негативные причины развития позволяют скорректировать показатели эффективности работы персонала на перспективу и составить программу управления денежными ресурсами банка. «В конкурентной банковской среде управление современным банком относится к одной из самых сложных и интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Данное утверждение вдвойне верно для российских условий: наши банкиры поставлены в чрезвычайные обстоятельства; банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, идущих в экономике, политике и социальной сфере. Большинство российских банков озабочено скорее оперативными, чем стратегическими аспектами деятельности». [6]

Эффективная хозяйственная деятельность и конкурентные преимущества, заставляет коммерческие банки разрабатывать эффективные проекты, т. е. план действий для достижения целей и задач, определенных финансовой стратегией и тактикой. Условия развития и повышения надежности должны выполняться постоянно, так как это может обеспечить контроль за негативными проявлениями на финансовом рынке. «Поэтому, проведение текущей оценки денежных затрат и потенциальных выгод от внедряемого проекта, позволяет сопоставлять финансовые и материальные усилия, дающие хорошую отдачу в будущей хозяйственной работе» [2].

Стратегия развития коммерческого банка содержит описание управленческих решений в отношении особых хозяйственных задач, поэтому всегда должны быть разработаны мероприятия на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, способных подорвать финансовую стабильность, спровоцировать кризис, снижение платежеспособности и оказать давление на финансовую устойчивость. Менеджмент коммерческого банка имеет комплексный план, который охватывает основные виды рисков, процедуры оценки потенциального воздействия на конкурентоспособность и стабильность Изменение финансового состояния коммерческого банка и снижение заданных параметров, повышают факторы риска, которые соответствуют вероятным событиям на рынке банковских услуг. Особым методом управления надежностью коммерческого банка считается проведение анализа текущего состояния внутренней среды хозяйственной деятельности. «Проведение анализа текущего состояния внутренней среды деятельности банка включает в себя анализ финансового состояния банка, анализ сложившейся организационной системы и системы управления. Анализ финансового состояния банка описывает направления, принципы и политику управления, параметры и эффективность активных операций, операций по привлечению ресурсов, работы по формированию адекватной величины собственных средств, деятельности региональных подразделений банка». [7]

Таким образом, стратегические и оперативные планы коммерческого банка в рамках оптимального сценария развития, должны соответствовать специфике финансовой, кредитной и инвестиционной деятельности. Стратегическое планирование финансовой работы коммерческого банка всегда обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений, оптимизацию функций управления, мотивации персонала, установление контроля, которое ориентировано на выработку каждодневных планов. Поэтому, «финансовое планирование как составной элемент долгосрочного планирования должно обеспечивать контроль выполнения, синхронизацию поступления и расходования денежных средств, поскольку это необходимо для реализации тактических решений и обеспечения стабильной работы». [5] Все мероприятия, планируемые к реализации в стратегическом и оперативном периодах, должны быть оценены на предмет соответствия конкурентному рынку. Только тогда можно обеспечить стабильность финансовой работы и надежность коммерческого банка.

Литература:

  1. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник / Л. Г. Батракова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, Университетская книга, 2017. — 368 c.
  2. Галицких Е. В., Преснякова Д. В., Галицких В. Н. Основной механизм эффективности финансирования проектов в целях хозяйственного развития организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2019, № 11. — 336с.
  3. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка / И. А. Никонова, Р. Н. Шамгунов, 3-е изд. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2016. — 304 с.
  4. Преснякова Д. В., Галицких Е. В., Галицких В. Н. Формирование долгосрочной финансовой политики организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2019, № 11. — 336с.
  5. Тавасиев А. М. Антикризисное управление кредитными организациями: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» и «Антикризисное управление» / А. М. Тавасиев, А. В. Мурычев. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 543 c.
  6. Тысячникова Н. А. Стратегическое планирование в коммерческих банках. Концепция, организация, методология: учебное пособие / Н. А. Тысячникова, Ю. Н. Юденков. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЦИПСиР, 2013. — 308 c.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческий банк, план, финансовая работа, конкурентная банковская среда, проведение анализа, система управления, стратегическое планирование, финансовое состояние банка, финансовый рынок, хозяйственная деятельность.


Задать вопрос