Писатель-гуманист Джованни Боккаччо, живший в эпоху Возрождения, подверг культурной обработке народные анекдотические истории и создал новый литературный жанр — новеллу. В своем главном произведении «Декамерон» писатель придал ей форму, ставшую впоследствии классической.
Ключевые слова: Возрождение, Джованни Боккаччо, Декамерон, новелла.
Посвящается памяти Ушенко Александра Фёдоровича.
В начале XIV века в Италии, а затем во всей Европе началась эпоха Возрождения. Однако Ренессанс возник не сразу, а постепенно благодаря пробуждению интереса к античному наследию, произведениям Данте Алигьери, а также распространению среди простого народа фацеций — юмористических рассказов, повествующих о различных смешных выходках, главным образом высмеивающих людские пороки.
Фацеции, после культурной обработки, оседали в книгах, что в свою очередь и привело к зарождению нового литературного жанра — новеллы. От устного рассказа новелла переняла разговорный итальянский язык, изобиловавший пословицами и крылатыми выражениями. Именно это обеспечило ей быстрое распространение на итальянской земле, как среди богачей, так и среди бедняков.
Но лишь в руках писателя Джованни Боккаччо новелла обрела ту форму, которая позднее стала классической. Именно поэтому Боккаччо, наравне с Данте и Петраркой называют основоположником литературы Возрождения. Но, чтобы проследить развитие новеллы, нам необходимо ознакомится с биографией писателя.
О месте его рождения и о том, кем была мать Джованни Боккаччо, до сих пор идут споры, однако доподлинно известно, что он родился в семье флорентийского купца. Отец будущего писателя желал, чтобы его сын стал купцом или юристом. Поэтому он в 1330 году поспособствовал отправке Джованни в Неаполь для изучения права. Юриспруденция не привлекала молодого человека, но именно в этом городе Боккаччо, сблизился с кружком гуманистов, после чего стал изучать древнегреческий язык и античную литературу.
Вскоре Джованни попал ко двору короля Роберта Анжуйского, где познакомился с его внебрачной дочерью Марией Аквиной. Эта встреча стала судьбоносной для молодого человека. Боккаччо влюбился в Марию, а любовь к ней, по мнению современников и исследователей, дала толчок его творческому развитию.
Впоследствии он воспел возлюбленную под именем Фьяметта и посвятил ей свои первые крупные произведения: «Филоколо», «Тезеида» и «Филострато». Примечательно, что во всех этих произведениях Боккаччо смешивал античные и средневековые элементы, которые затем интерпретировал с позиции гуманистической этики. Но все его ранние работы остались в тени «Декамерона», который писатель создал ок.1349–1351 гг.
Работая над ним, Джованни Боккаччо привнёс в него лучшие традиции устного рассказа и обогатил их опытом итальянской и мировой литературы. В частности, автор использовал французские фаблио, литературу древних греков и римлян, а в результате создал новеллу, которую поднял до уровня формирующейся гуманистической идеологии.
Автор в ходе своего литературного эксперимента коренным образом изменил традиции короткого повествования. До него рассказы были автономны, а в «Декамероне» они уже не живут отдельно друг от друга, а связаны единой рамкой. Кроме того, он пошёл наперекор традициям, написав произведение не на латинском, а на итальянском языке.
Своё произведение Боккаччо начал описанием эпидемии чумы во Флоренции в 1348 году. Затем он повествует о том, что семь девушек и трое юношей удаляются за город на виллу, где они танцуют, играют и рассказывают новеллы. И чтобы этот порядок не нарушился, они решили ежедневно избирать себе короля, который бы определял тему рассказов. То есть, Боккаччо противопоставил в своём произведении два мира: неидеальный (зачумлённая Флоренция) и идеальный (общество «Декамерона»).
Помимо литературы, писатель черпал вдохновение из анекдотических историй и народного фольклора, которые основательно переработал и вложил в уста рассказчиков. Это подтверждает то, что герои многих новелл «Декамерона» имели широкое распространение в средневековом фольклоре и как правило, представляли собой тот или иной архетип. Например, библейский царь Соломон символизировал безграничную мудрость, полководец Саладин ассоциировал мужество и щедрость, а поэт Гвидо Кавальканти олицетворял собой остроумие и находчивость.
«Декамерон» принёс Джованни Боккаччо славу и обессмертил его имя. Современники объявили, что в этой книге автор сумел собрать воедино все сокровища итальянского языка, доведенного до чистоты и красоты. Помимо языка и содержания восхищение у них вызвала рамка, объединяющая новеллы в одно произведение, которая состоит из поэтических описаний природы и занимательных диалогов между рассказчиками.
Но эта книга также принесла автору немало неприятностей из-за того, что он в некоторых новеллах беспощадно высмеял пороки духовенства, которое проповедовало воздержание, а на деле его не соблюдало. Противники писателя заявляли, что эти рассказы Боккаччо написал только для праздного развлечения.
Но сам автор, заранее подготовившийся к возможной критике, в послесловии написал, что ничего не видит постыдного, если любую неприличную вещь рассказать приличными словами, поскольку это необходимо для нравоучительных целей.
Кроме того, Боккаччо осудил ханжей и открыто заявил, что читатель может пропускать повести, которые сочтёт безнравственными при этом, заметив, что дал всем новеллам название, раскрывающее их содержание. Подобным образом писатели стали озаглавливать последующие новеллы, что говорит о сильном влиянии «Декамерона» на культуру и литературу эпохи Возрождения.
Таким образом, Джованни Боккаччо, переосмыслив античное и средневековое наследие, сумел объединить его в «Декамероне». Писателю благодаря этому удалось поднять значение новеллы в глазах людей, которую до этого считали низким жанром, а также ускорить формирование и развитие итальянского литературного языка. Название новелл, рамка повествования «Декамерона» и многое другое стало шаблоном для последующих поколений новеллистов.
Так, Боккаччо удалось придать новелле классический вид и выработать канон её написания, который в целом определил развитие жанра и по которому, например, впоследствии Маргаритой Наваррской был написан «Гептамерон».
Литература:
1. Андреев М. Л. Боккаччо / Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] / М.Андреев. — Режим доступа: https://bigenc.ru/literature/text/1869869. (Дата обращения — 24.03.2021).
2. Боккаччо Д. Декамерон / Пер. с ит. Н.Любимова; Вступ. Ст. В.Татаринова; Примеч. Н. Томашевского. М., 2015. 896 с.
3. Боккаччо / Большая Советская энциклопедия: В 51-м томе. Т. 5. / Гл. ред. С. И. Вавилов. 2-е изд. М., 1950. С. 388.
4. Гаспари А. История итальянской литературы. Итальянская литература эпохи возрождения. М., 1897. Том 2. 644 с.
5. Дж. Боккаччо: pro et contra, антология / Сост., вступ. Статья, коммент. М. С. Самариной, И. Ю. Шауба; коммент. В. В. Андерсена, И. Ю. Шауба, Ч. Пило Бойл ди Питифугари. СПб., 2015. 735 с.
6. Итальянская новелла Возрождения / Сост. А.Эфрос. М., 1957. 670 с.
7. Тихонов А. А. Д. Боккаччо, его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1891. 79 с.
8. Фацеция /Литературная энциклопедия // [Электронный ресурс]. — URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6721.htm (дата обращения 20.03.2021).
9. Хрестоматия по Западно-Европейской литературе. Эпоха Возрождения / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1938. 783 с.