Налоговое планирование и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 06.04.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Лебедев, В. А. Налоговое планирование и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации / В. А. Лебедев, Н. А. Музюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79786/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье рассмотрены понятие и сущность налогового планирования в ракурсе определения его роли в формировании федерального бюджета страны. Выявлены особенности осуществления планирования, определена роль планирования и прогнозирования в формировании федерального бюджета. Сделан вывод о том, что налоговое планирование как способ формирования федерального бюджета отличается своеобразием, предполагает проведение количественного и качественного анализа состояния социально-экономических показателей за определенный период, что послужит для формулировки налогового прогнозирования с построением на его основе планов пополнения федерального бюджета, наиболее приближенных к реальности.

Ключевые слова: план, планирование, прогнозирование, налог, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета.

Одним из важнейших вопросов обеспечения социально-экономического развития нашей страны на должном уровне выступает вопрос пополнения бюджета страны, использования способов, средств и методов, направленных на повышение объема доходов бюджетов. Методом повышения эффективности формирования федерального бюджета выступает налоговое планирование.

Налоговое планирование наряду с прогнозированием выступает особым элементом системы выработки и принятия решений в налоговых правоотношениях государства и налогоплательщиков.

Планирование налогов на уровне государства и органов местного самоуправления выступает базой для выработки прогноза социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, своевременного и обоснованного составления проектов бюджета (федерального, региональных, местных) на предстоящий год, принятия обоснованных политических, экономических и социальных решений в процессе исполнения соответствующих бюджетов.

Как отмечают Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская, планирование налоговых доходов выступает важным элементом налоговой и бюджетной политики государства. В процессе налогового планирования соответствующие органы власти принимают решения:

— о внесении изменений в налоговое законодательство;

— о сокращении государственных расходов;

— разрабатывают меры, направленные на улучшение социально-экономической обстановки в стране и создание условий для нормального функционирования экономики [1].

Планирование налоговых доходов, таким образом, представляет собой процесс (комплексный и многофакторный) разработки экономически обоснованного размера доходов в виде поступления налогов и сборов, администратором которых выступают налоговые органы в бюджеты страны всех уровней, внебюджетные фонды в текущем финансовом году от налогоплательщиков.

Целью налогового планирования выступает достижение максимально возможного высокого уровня сбора налогов и сборов в бюджетную систему государства [2].

Задачами, направленными на достижение цели налогового планирования выступают:

— обеспечение исполнения доходной части бюджетов и внебюджетных фондов;

— рост налоговых поступлений;

— обеспечение стабильного и непрерывного поступления налогов в бюджеты;

— применение методов налогового администрирования для максимального использования налогового потенциала, перевода его в реальные налоговые поступления [2].

Налоговому планированию на федеральном и региональном уровнях предшествует налоговое прогнозирование. Во многом определяется тем, для решения задач какого масштаба объекта управления они ставятся и решаются (налогообложения в государственном масштабе или в рамках отдельного региона). Исходя из этого следует разделять налоговое прогнозирование и планирование на федеральном и субнациональном уровнях.

Как справедливо отмечают Х. М. Мусаева, М. Г. Исаев, налоговое планирование на макроуровне обладает существенной особенностью, заключающейся в том, что оно осуществляется в директивно-индикативной форме [3].

С позиции налоговых органов налоговое планирование (исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета) должно учитывать:

— основные направления налоговой и инвестиционной политики государства;

— результаты анализа данных о ходе исполнения текущих налоговых обязательств.

Планирование налоговых доходов бюджетов характеризуется, по мнению Н. В. Котельниковой, совокупностью следующих признаков:

— носит временной характер — размер налоговых поступлений определяется на определенный временной период;

— перспективность — планирование должно учитывать планируемые в будущем изменения;

— многовариантность (альтернативность) — возможность рассмотрения нескольких вариантов планирования;

— экономическая обоснованность — обоснование налоговых поступлений в бюджет на основе анализа и оценки факторов внешней среды, совершенствования бюджетного и налогового законодательства;

— иерархический характер взаимодействия субъектов планирования — трудоемкая и кропотливая работа, предполагает сбор, сортировку и проведение сложных аналитических вычислений прогнозного характера [4].

Налоговое планирование включает:

— прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом уровня инфляции и валютного курса, с расчетом доходов на этой основе и включением их в проект на новый финансовый год;

— определение нормативов налоговых ставок для поступления их на различные уровни бюджетной системы;

— разработка контрольных заданий по налогам и сборам, администраторами которых выступают Федеральная налоговая и Федеральная таможенная службы России.

Авторы многочисленных научных исследований на протяжении довольно длительного времени обращают пристальное внимание на организацию процесса налогового планирования в целях выработки рекомендаций по повышению эффективности пополнения бюджета страны.

Одной из проблем налогового планирования в целях пополнению бюджетов видят в недостоверности прогнозов, что отражается на качестве планирования. Вместе с тем, как полагает Д. Ю. Федотов, несмотря на сложность процессов налогового планирования и прогнозирования бюджетных процессов, официальные прогнозы можно признать достоверными. При этом большей степенью достоверности обладают составляемые на ранних этапах бюджетного процесса прогнозы социально-экономического развития страны [5, с. 23].

Налоговые доходы от федеральных налогов составляют 70–75 % от налоговых доходов консолидированных бюджетов. Поэтому невыполнение плановых заданий по сбору налогов в бюджет может привести к неисполнению государством взятых на себя обязательств.

М. М. Иманшапиева эффективной предлагает считать систему налогового планирования, которая позволяет одновременно обеспечивать:

— высокий уровень налоговых поступлений;

— снижение расходов плательщиков налогов, предоставление им налоговых преференций;

— соблюдение принципа справедливости по отношению ко всем участникам экономических отношений [6].

Проведенное исследование позволило получить ряд выводов. Существенное значение налогового планирования в экономике страны определяется тем, что оно выступает базой прогнозирования социально-экономического развития страны. Налоговое планирование осуществляется в целях максимально возможного перевода потенциальных налоговых возможностей в реально собираемые налоги и сборы в бюджетную систему страны. Планирование проводится на основе учета стратегических направлений развития бюджетной и налоговой политики страны. Эффективное налоговое планирование выступает действенным механизмом пополнения бюджетов всех уровней, осуществляемым в соответствии с целями и задачами социально-экономической политики страны. Выработка эффективного механизма налогового планирования наряду с налоговым прогнозированием должна позволить обеспечить органы власти достоверной и адекватной информацией по вопросам, связанным с пополнением доходов бюджетов для обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений органами государственной власти и местного самоуправления.

Литература:

  1. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования // Вестник Российского университета кооперации. — 2015. — № 3 (21). — С. 77–85.
  2. Храмова И. В., Храмова Е. В. Cущность и классификация налогового планирования бюджетов разных уровней управления // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 11 (39). — С. 621–624.
  3. Мусаева Х. М., Исаев М. Г. Институциональные условия эффективности налогового планирования: теория и методология // Финансы и кредит. — 2012. — № 26 (506). — С. 35–42.
  4. Котельникова М. В. Дискуссионные вопросы сущности планирования налоговых доходов бюджетов // Baikal Research Journal. — 2015. — Т. 6. — № 2. — С. 4.
  5. Федотов Д. Ю. Анализ прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 4 (436). — С. 23–36.
  6. Иманшапиева М. М. Налоговое планирование и прогнозирование на макроуровне по основным федеральным налогам (на примере Республики Дагестан) // Налоги и налогообложение. — 2020. — № 1. С. 29–45.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое планирование, федеральный бюджет, налоговое прогнозирование, социально-экономическое развитие страны, бюджет, местное самоуправление, налоговое законодательство, планирование, поступление, сбор налогов.


Задать вопрос