Организация проектной деятельности на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Жукова, Н. Д. Организация проектной деятельности на уроках математики / Н. Д. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 309-310. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79766/ (дата обращения: 23.04.2021).



Современное общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения также влияют на ситуацию в сфере образования. Согласно федеральному образовательному стандарту, основным подходом в современном образовании является системный подход. Комплексная реализация такого подхода позволяет проводить проектные работы.

В последнее десятилетие одним из самых популярных в практике школьного образования стал проектный метод, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащимися в любой сфере практики. Сегодня в нашей стране мало информации об использовании проектного метода в обучении математике. Конечно, явная сложность математики часто служит оправданием традиционной позиции преподавателя, потому что легче объяснить и «решить» серию стандартных примеров в деталях, чем создать условия для детей, чтобы они могли изучать новые вещи на их собственном языке [2].

Для учителя математики наиболее привлекательным в этой методике является то, что при работе над образовательным проектом для школьников:

– появляется возможность выполнять приблизительные «примерные» действия, которые не сразу оцениваются строгим контролером — учителем;

– возникают основы системного мышления;

– формируются навыки гипотезы, формирования проблем и поиска аргументов;

– развиваются творческие способности, воображение, воображение;

– решительность и организованность, рассудительность и предприимчивость, умение ориентироваться в ситуации неопределенности.

Организация обучения с помощью проектной деятельности повышает эффективность обучения, способствует развитию не только студентов, но и учителей, участвующих в проектной деятельности, предлагая им новые возможности для самореализации, понимания своих опыт, повышающий свои профессиональные навыки, которые помогают оптимизировать учебный процесс на его основе [4].

Проекты являются неотъемлемой частью внеклассных занятий по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Замечательная математика страны».

Правильнее начинать работу над проектной методикой с младших школьников (5–7 классы). Это связано с тем, что в этом возрасте дети более открыты ко всему новому, им нравится экспериментировать. Подавляющее большинство пятиклассников стараются добросовестно делать домашнее задание, чтобы не подвести свою группу.

Главный результат проектной деятельности — развитие личности школьников. Деятельность проекта позволяет учителю организовать работу с разными группами учеников, что в какой-то мере указывает пути перехода каждого ученика с более низкого образовательного уровня на более высокий — от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества школьников, в первую очередь умение работать в команде, брать на себя ответственность за выбор, решение задач и анализ результатов деятельности.

Проекты могут быть разными по своей типологии. Они могут быть информативными, практическими, творческими, игровыми, исследовательскими. По длительности исполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По количеству участников: личные, парные, групповые [1].

Этапы проектировочной деятельности.

– подготовка,

– планирование,

– принятие решения,

– выполнение,

– оценка результатов,

– защита проекта.

На начальном этапе освоения навыков проекты могут быть чисто информативными, практическими, творческими и игровыми.

Вы можете использовать проектный метод на одном или двух уроках –- мини-проектах для решения небольшой задачи. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной: самостоятельное исследование, исследование, проблемная и творческая деятельность студентов, совместно или индивидуально. Выбор тематики проекта в разных ситуациях может быть разным.

Результаты проектов должны быть материальными, т. е. они должны быть каким-то образом оформлены (видеофильм, альбом, «бот-журнал путешествий», компьютерная газета, альманах и т. д.) [3].

М. А. Ступницкая пишет, что разнообразие типов проектов дает учителю возможность решать различные задачи обучения и воспитания молодежи, а также позволяет учащимся активно приобретать и применять навыки и знания, расширять свои учебные знания и передавать опыт, приобретенный в других типах проектов — внеклассная и воспитательная работа. Тип проекта зависит от основной деятельности студента, которая в большей степени определяет тип продукта проекта.

В проектной работе кардинально меняется роль студентов в учебном процессе: они являются активными участниками, а не пассивными. Другими словами, ученик становится объектом деятельности. При этом учащиеся свободны выбирать методы и виды деятельности для достижения своей цели. Никто не навязывает им, как и что делать. Следует признать, что каждый студент имеет право:

– участвовать в нескольких проектах одновременно, исполняя разные роли;

– начать новый проект в любое время [1].

Типы проектов могут быть разными, по выбору преподавателя. Сегодня в литературе можно найти множество классификаций образовательных проектов по разным причинам.

Учитель должен учитывать, что наше мышление по своей природе индуктивно, поворот дедукции наступает, когда с годами в нашей голове накапливается достаточный мешок недоказанных и невероятных фактов, чтобы стимулировать интерес учеников к определенным задачам, которые предполагает владение определенными знаниями и, посредством проектной деятельности, обеспечение решения этих проблем, умение применять полученные знания на практике.

В. И. Маркова пишет, что для того, чтобы работать по методике проектирования, педагогу необходимо создать условия, чтобы учащиеся имели интерес к познавательной работе, самообразованию и использованию полученных знаний на практике. Учитель становится учителем широкого профиля, он должен быть руководителем проекта с высоким уровнем культуры и творческих способностей, учитель должен выступать как генератор формирования творческого потенциала и познавательных интересов учеников [3].

Важным шагом в реализации образовательного проекта является презентация, потому что она резюмирует, дополняет работу проекта и одинаково важна для студентов и преподавателей, которым необходимо спланировать курс и как продемонстрировать презентации с начала работы над проектом.

Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности организации и управления образовательной деятельностью и тем самым дает возможность реализовать на практике огромный потенциал перспективных методических разработок, заложенный в традиционном обучении, которое осталось невостребованным или по каким-то причинам желаемым эффектом.

Таким образом, проект представляет собой особую образовательную философию. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих студентов, поэтому уникален. Он формирует невероятно большое количество навыков и умений и поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности и поэтому незаменим.

Литература:

  1. Германова, Л. М. Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся основной школы / Л. М. Германова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2016. — № 3 (9). — С. 85–87.
  2. Горобец, С. С. Проектная деятельность на уроках математики и информатики как средство реализации ФГОС / С. С. Горобец, К. А. Матковская // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2015. — № 2 (4). — С. 96–98.
  3. Иксанова, Т. А. Проектная деятельность на уроках математики / Т. А. Иксанова // Актуальные вопросы современной педагогики. — Уфа: Лето, 2015. — С. 117–120.
  4. Уткина, С. А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО / С. А. Уткина // Актуальные проблемы современного образования. — 2014. — № 1 (16). — С. 210–215.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, проектный метод, учитель, знание, образовательный проект, работа, тип проектов, учебный процесс.


Задать вопрос