Роль книги в разностороннем развитии ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Пашинина, И. А. Роль книги в разностороннем развитии ребёнка / И. А. Пашинина, Е. П. Шубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — URL: https://moluch.ru/archive/358/79754/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье авторы пытаются определить роль книги в разностороннем воспитание ребенка.

Ключевые слова: сказки, загадки, потешки, роль книги, дети.

Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга.

Самуил Маршак

Воспитать ребёнка творческим, любознательным, помочь стать ему человеком образованным, культурным и умеющим достигать в жизни успехов — желание каждого родителя.

Одним из лучших способов развития интеллектуальных, личностных качеств является приобщение ребенка к чтению книг, так как она является самым главным учителем в нашей жизни. Книга — источник знаний и роль её в развитии личности человека имеет огромное значение. А. М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

Начинать приобщение детей к чтению литературных произведений необходимо с раннего возраста. Педагоги и родители знакомят воспитанников с книгой через игры-занятия, через различные виды художественной деятельности. Это способствует большему развитию творческих способностей. Перед всем обществом стоит вопрос о воспитании человека как гармонически развитой личности. Большая ответственность за выполнение этой задачи лежит на нас, педагогах дошкольных образовательных организаций, так как именно здесь начинается работа по формированию характера ребенка.

Чтение во все времена было актуальным и важным. К сожалению, в наш век информатизации отношение людей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.

Цель нашей работы — способствовать разностороннему развитию ребенка, через чтение художественных произведений.

Роль в этой повседневной деятельности сыграло детское произведение.

Хорошая книга сразу же становится близким и верным другом. Какое огромное, значение имеет она в жизни каждого человека! Много нового узнаёт ребёнок из книг. Они помогают ему познавать новый, еще неизведанный и огромный мир. Книга формирует мировоззрение малыша и даёт ему новые знания. Принимая во внимание важную роль книги в развитии ребёнка, перед взрослыми стоит серьёзная задача — не только заинтересовать ребенка содержанием, изложенным в книге, но и познакомить его с ценностью самой книги, её страниц и языка, научить любить книгу, которая даст ребёнку глубокие познания в различных направлениях, важных для его будущего. Детская литература выполняет и задачу эстетического воспитания, она развивает у детей способность радоваться образному слову, напевности речи. Литература эстетически воздействует на детей, оказывает влияние на формирование нравственных чувств и понятий, способствует воспитанию любви к своей Родине, родному языку, расширению кругозора, развитию любознательности.

Правильно подобранное по возрасту художественное произведение, создает у ребенка радостное настроение, воспитывает доброту, справедливость, гуманное отношение к окружающим. Для этого мы подбираем произведения, в которых особенно ярко показаны моральные качества героев, например, в нашей группе была прочитана книжка А.Барто «Вовка-добрая душа». Образ веселого, доброжелательного мальчика, охотно помогающего другим, наглядно показывает необходимость хороших поступков и добрых дел.

Помимо этих книг, читали детям и такие, которые уже были им известны, например: «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа», С. Михалкова, «Айболит», К. Чуковского.

Чтобы глубже раскрыть содержание произведения, мы использовали различные приемы: замедленное чтение, особо выразительные интонации, иногда повторение отдельных отрывков. Это помогало детям глубже понять тот или иной художественный образ.

Большое место в воспитании детей 5–7 лет занимает поэтические произведения К. И. Чуковского. Художественные произведения, которые имеют прямой дидактический замысел, конечно, надо читать именно тогда, когда дети могут лучше воспринять написанное, в соответствии с тем, что наблюдают, слышат, переживают сами.

Большую воспитательную ценность имеют стихи В. Маяковского. Никто так просто и убедительно, как этот поэт, не смог показать хорошее и плохое в детских поступках, воплотив картинки из детской жизни в веселые, звонкие стихи. Сатирические стихи способствуют тому, чтобы в ярких эмоциональных формах, помочь ребенку увидеть, к чему ведет лень, небрежность и т. д.

Формировать гуманные чувства детей, упражнять в правильном поведении необходимо серьезно и систематически. Слушая стихи, дети учатся чувствовать добро в человеческих поступках, поведении, радоваться удаче героев, переживать их трудности. Во всех произведениях ярко, утверждаются моральные принципы: этическое и эстетическое здесь крепко связано.

Целям воспитания подчинен подбор некоторых юмористических рассказов. Такие произведения помогут вызвать отрицательное отношение к лентяям, драчунам, развивают у детей чувство юмора.

Дети любят подражать взрослым. Не надо забывать, — писал С. Маршак — что нет на свете ребенка, который не готовился бы стать взрослым. Поэтому-то детям ничуть не менее интересно и важно читать о делах взрослых людей, чем о жизни своих сверстников. Необходимо, чтобы к знанию о труде человека присоединялось чувство уважения к его образу, поступкам, поведению.

Методика чтения детям познавательной литературы должна быть построена так, чтобы процесс чтения, беседы, а также последующая работа способствовали к уточнению круга представлений, и подведению к обобщениям и развитию логического мышления и речи.

Детям старшего дошкольного возраста в большей степени доступно восприятие познавательной литературы не только об окружающей их действительности, но и таких предметах и явлениях, которых в их непосредственном опыте не было. Чтение книги поднимает детей на более высокую ступень умственного развития («Прозрачный слоник», С. Гарина, «Про жаркую пустыню»).

При использовании познавательной литературы с целью сообщения детям новых знаний и развития их любознательности целесообразно подбирать произведения разных жанров, где раскрывается и углубляется тема.

Ценность фольклорных произведений, прежде всего в их высокой интонационной выразительности, что значимо для детей. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, умение владеть интонацией в голосе. Один из приемов чтения народных фольклоров — чтение звукосочетаний-наигрышей, использование их на мотив народных мелодий.

У всех людей детство начинается со сказок, так что трудно переоценить их значение, мастерство устного повествования всегда высоко ценилось в народе. Во все времена существовали замечательные сказочники и рассказчики былей и небылиц. Любовь к сказке, чтение и яркое ее исполнение, актуальны и сейчас. Очень важно первое знакомство с ней! Мы считаем, что сказки лучше не читать, а рассказывать. Ребята должны видеть лицо рассказчика, его мимику, эмоции. При рассказывании сказки стараемся помочь шире и глубже осознать мысль автора, обращая их внимание на то, как автор описал то или иное явление, тот или иной поступок. В сказках особенно ярко показаны моральные качества героев. Нравственным воспитанием служат сказки, осмеивающие человеческие пороки, злобность, заносчивость, трусливость, глупость.

Прежде всего, в сказках сконцентрирован исторический опыт расширения сознания людей. Только сказка всегда познает, точки роста человеческих возможностей и способностей, а именно под влиянием знакомства с миром сказки в дошкольном детстве складывается все то, что делает человека универсальным созидателем.

Только сказка может найти истинный отклик в душе ребенка. Сам ребенок может на время стать ее активным соавтором, вступить с ней в особый диалог. Ребенок, конечно, всегда с пристрастием относится к произведению литературы, сопереживает его героям, может обыгрывать их действия и поступки. Сказки заставляют думать, предполагать, сравнивать одно с другим.

Благодаря планомерной работе над приобщением к литературному искусству, мы получили следующие результаты:

– совместной деятельности детей и взрослых проявляются творческие способности ребенка, они решают задачи, обыгрывают и дают оценку характеру героев, пересказывают содержание произведения, придумывают концовку сказкам, самостоятельно занимаются сочинительством;

– в непринужденном общении развивается слуховая, зрительная и двигательная память, артистические таланты.

Главное, что нужно понимать педагогу, дети дошкольного возраста, это слушатели, а не читатели, литературное произведение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения, имеет важное значение.

Таким образом, важно признать процесс чтения книг неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Одним словом, книга является незаменимым атрибутом всестороннего развития личности.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.: — М., 2000г.
  2. Белоусова Л. Е. Добрые досуги. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс., 2008г.
  3. Зимина А. Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4–8 лет.: — М., 1998г.
  4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: театрализованные развлечения для детей 2–3 лет.: — М. ТЦ Сфера, 2008г
  5. Панкеев И. Русские народные игры. — М.:1998г.
  6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. — М., 1990г.
  7. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников — М.: 2001г.


Задать вопрос