Техники и стратегии формирования устной речевой компетенции на начальном этапе обучения английскому языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 08.04.2021

Статья просмотрена: 384 раза

Библиографическое описание:

Калинкина, О. В. Техники и стратегии формирования устной речевой компетенции на начальном этапе обучения английскому языку / О. В. Калинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79710/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются приемы и техники для улучшения навыков произношения и говорения в начальной школе.

Ключевые слова: дриллинг, drilling, отработка, произношение, говорение.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения — овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. Однако в настоящее время проблема обучения говорению на иностранном языке является одной из самых главных проблем в методике обучения иностранному языку.

Рассмотрим некоторые основные приемы, способствующие формированию навыка устной речи у учащихся начальной школы при изучении английского языка.

Drilling — это техника многократного повторения чего-то, часто в разных вариантах. Техника была основной внутри аудиолингвального подхода во времена его популярности. Подход популярность потерял, но техника осталась особенно эффективной при работе с учениками начального или низкого уровней.

При использовании на уроках различных методов «дриллинга» (Drilling) учитель может вовлекать всех учащихся в работу на уроке, отработать произношение специфических звуков, ударение в словах, интонацию разных видов предложений, запомнить полезные и общеупотребительные языковые фрагменты, а также различные грамматические структуры и конструкции.

Для отработки произношения грамматических структур, новых слов и запоминания их значения можно использовать такие приемы как,

Choral repetition (хоровое повторение) — широко используемый метод для отработки навыков произношения (ударение, интонация) и запоминания той или иной грамматической структуры или слов. Ученики повторяют слова, фразы или небольшие предложения за учителем или диктором при использовании аудиозаписи. При этом ученики стараются полностью скопировать интонацию, ритм и правильность произношения звуков. Для того чтобы ученикам не было скучно повторять одно и тоже можно менять темп речи, или попросить произносить шепотом.

Drilling using flashcards (дриллинг с использование карточек) является одним из эффективных методов для отработки произношения слов и запоминания их значения. При введение новой лексики покажите ученикам словесную сторону карточки, чтобы они могли попрактиковаться в чтении и произношении нового слова. Позже, вместо того, чтобы показывать ученикам слово, которое вы хотите, чтобы они произнесли, покажите им изображение. Это поможет проверить их понимание материала. С помощью карточек можно также бросить вызов своим ученикам, когда они лучше познакомятся с определенным словарным запасом, пролистывая карточки более быстрыми темпами.

Reverse drill — Учитель произносит последнее слово предложения. Ученики повторяют за ним. Затем учитель добавляет слово перед последним словом. Ученики повторяют за учителем. Нужно продолжать пока предложение не закончится.

Например, (двигаться сверху вниз.)

Teacher

Children

o’clock

o’clock

seven o’clock

seven o’clock

at seven o’clock

at seven o’clock

get up at seven o’clock

get up at seven o’clock

I get up at seven o’clock.

I get up at seven o’clock.

Данную таблицу лучше демонстрировать на интерактивной доске. Что позволит, при работе с презентацией постепенно выводить на экран слова.

Parrots/Robots (отработка в форме игры)

Попросите детей в классе представить, что они роботы или попугаи.

Покажите им картинки и попросите детей повторить то, что вы говорите, но только если вы скажете правильное слово.

Если вы произнесете неправильное слово, т. е. если вы неправильно назовете картинку на карточке, дети не должны ее повторять; они должны молчать. Данный прием позволит отработать не только произношение слов, но и проверить понимание их значения. Можно эту работу провести в виде игры. Класс разделить на две команды. Каждая команда получает количество жизней; команда, совершившая ошибку, теряет жизнь.

Чтобы отработать в речи ту или иную грамматическую конструкцию можно применять на уроки такие задания, как

The Substitution Drill используется, чтобы практиковать различные грамматические структуры или новые слова.

Например,

Teacher: I eat ice cream. He?

Students: He eats ice cream.

Teacher: They?

Students: They eat ice cream.

The Question and Answer Drill — практика ответов на вопросы.

Ученики дают свои ответы очень быстро. Помогает отработать конкретную языковую структуру (по образцу вопроса).

Teacher: Does he go to school? Yes?

Students: Yes, he does.

Teacher: No?

Students: No, he does not.

The Transformation Drill — ученики изменяют структуру предложения (утвердительное предложение изменяется на отрицательное и вопросительное; предложение в активном залоге на пассивную структуру; меняется подлежащее единственное число на множественное (I — we, he — they))или наоборот.

Teacher: I clean the house.

Students: I don’t clean the house.

Teacher: She sings a song.

Students: She doesn’t sing a song.

The Chain Drill — учитель начинает цепочку с вопроса определённому студенту. Ученик отвечает, затем задаёт вопрос своему соседу и так по цепочке. Такая цепочка позволяет практиковать общение на определённую тему (Хобби / Свободное время / Мой день и другие), используя конкретную языковую структуру.

Teacher: What do you usually do in the evening?

Student A: I usually read books in the evening.

Student A: What do you usually do in the evening?

Student B: I usually watch TV in the evening.

Student B:What do you usually do in the evening?

Student C: I usually …..

Для того чтобы ученики могли поддержать беседу на определенную тему можно использовать на занятиях такие упражнения, как

Reading aloud heads up ( чтение вслух )

Выберите диалог для отработки употребления в речи той или иной грамматической конструкции или структуры. Включите аудиозапись. Ученики слушают диктора и следят по тексту. Попросите учеников посмотреть на первую реплику, пусть они ее мысленно «сфотографируют». Попросите учеников произнести реплику из диалога как можно естественнее, не глядя на текст. Повторите со следующей репликой. После отработки всех реплик можно попросить учеников разыграть этот диалог.

Например,

Отработка произношения и интонацииРазыгрывание диалога

— Have you got a pet?

— Yes, I've got a cat.

— Oh, what's its name?

— Its name is Fred.

— Have/pet?

— Yes/

— /name?

— /Fred.

Vanishing text (исчезающий текст) — Заранее подготовьте презентацию с диалогом, который содержит реплики и фразы, произношения и структуру которых нужно отработать в речи. Включите аудиозапись или прочитайте диалог сами, ученики в это время следят по тексту и повторяют шепотом каждую реплику. Отработайте произношение реплик, используя choral repetition. Используйте слайд 2, на котором отсутствуют некоторые слова. Попросите учеников прочитать вслух, восстановив слова. На следующем слайде представлен тот же самый диалог, только удалено из него еще больше слов. Попросите учеников восстановить диалог и прочитать его по ролям. Это задание можно выполнять пока весь текст не удалится, и ребята смогут разыграть диалог без визуальной опоры.

Drilling не является новой или модной техникой в классе, но при правильном ее использовании на уроках, она может оказаться очень полезной для наших учеников. Поскольку позволяет отработать только языковые фрагменты, которые будут полезны при построении монологических или диалогических высказываний, а также решает проблемы с произношением, ускоряет запоминание полезного фрагмента языка (фраза, выражение). Кроме того, помогает снять языковой барьер у учащихся за счет того, что работа происходит хором, и все ребята работают одновременно.

Используя на уроках приема «дриллинга» нужно следить за тем, чтобы этот этап был «живым» и отвечал потребностям учеников. Необходимо менять манеру выполнения упражнений, чтобы сделать язык более запоминающимся.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, иностранный язык, слово, диалог, грамматическая конструкция, начальная школа, отработка произношения, работа, реплика, языковая структура.


Ключевые слова

произношение, говорение, drilling, отработка, дриллинг

Похожие статьи

Обучение произношению английского языка | Статья в сборнике...

Начальный этап первого года обучения иностранному языку является для учителя наиболее ответственным, так как он во многом определяет успех дальнейшего обучения. Начиная свой первый урок, учитель видит, что все ученики хотят побыстрее научиться читать, писать и говорить на иностранном языке, понимать чужую речь.

Если же совсем не заниматься отработкой произношения, то потом наверстать будет очень трудно, так как нагрузка по мере изучения языка будет увеличиваться. Всё-таки оптимальным вариантом педагоги считают работу над произношением и пониманием речи на слух в течение всего языкового курса, но работать над этим нужно на разных этапах по-разному.

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Работая с учениками начальной школы, необходимо учитывать возрастные психологические особенности, которые не позволяют выучить большой объём информации, к тому же на иностранном языке. Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку. В начальной школе ребята знакомятся с элементарными правилами грамматики, начинают изучение грамматических времён, которые можно соотнести с временами в русском языке, например, Present Simple — настоящее время и Past Simple — прошедшее время. На начальном этапе обучающиеся получают сведения об артиклях и их использовании, в этот период они узнают о том, как построить предложения в утвердительной и отрицательной форме и как перестраивается предложение, если нужно задать вопрос.

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических

Английский язык как учебный предмет вводится на втором году обучения в начальной школе. Важное место при изучении английского языка должно уделяться формированию грамматических навыков (наряду с остальными навыками), «представляющих собой

Также широко использование электронных тренажеров, которые применяются для отработки уже сформированных грамматических навыков на предыдущих уроках английского языка. В основном электронные тренажеры применяются во время индивидуальной работы с...

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Библиографическое описание: Чеклецова, Е. И. Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе / Е. И. Чеклецова, Е. В. Томилова.

Предметом нашего исследования является грамматика и грамматические явления иностранного языка. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания происходит посредством формирования грамматических навыков.

Различают два вида речевых навыков. Морфологические речевые навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи (навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т. д.). Синтаксические речевые навыки обеспечивают стабильно правильное и автоматизированное...

Роль грамматических навыков...

Характеристика грамматических навыков была бы неполной, если не упомянуть о языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки словоизменения и словорасположения), формируемые и выполняемые на основе грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений. Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку. Обучать грамматике иностранного языка — значит формировать специфические для этого механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем состоянии», т. е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове».

Роль и место устного вводного курса в формировании первичных...

При обучении иностранному языку всегда учитывается родной язык учащихся, так как при обучении произношению важен показ общего и различного в произношении русских и английских звуков, при этом особое внимание уделяется английским звукам и их сочетаниям, которые не имеют русских эквивалентов (например

Наряду с тщательной отработкой нового материала следует предусматривать на каждом уроке специальную фонетическую зарядку, выполнение которой может протекать в указанных выше формах.

Особенность тренировки учащихся в употреблении грамматических структур (так же как и тренировки учащихся в словоупотреблении) состоит в том, что в ней отсутствует механическая имитация речевого образца за учителем. Повторение всегда должно быть оправдано коммуникативными задачами.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной...

В обучении иностранному языку в начальной школе без проигрышным вариантом является метод комбинаций, он более распространен, так как в нем предусмотрены игровые задания, исполнение песен и даже танцев. Также следует учитывать темперамент и особенности учащихся, ведь все дети такие разные и что подошло одному, не всегда подойдет другому. В таком случае, такому ребенку стоит дать индивидуальное задание или ему может подойти работа в паре.

Слушать и имитировать произношение глядя в перевод. (Подглядывать в перевод только тогда, когда смысл совсем не понятен).  Читать вслух текст аудио записи, имитируя рассказчика «по памяти».

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Общение на иностранном языке учителя с учащимися во время проведения урока, а также при встрече с ними во внеурочное время может служить стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе.

В тексте предпочтительнее короткие предложения: учащиеся легче воспринимают структуру предложения, что чрезвычайно важно для понимания. Я обычно начинаю работу с небольшого по объёму текста и постепенно увеличиваю объём предлагаемого на слух текста.

Если учитель владеет методикой преподавания иностранного языка и, в частности, технологией обучения, знает основные методические принципы и может реализовать их в методических приемах, используемых для стимулирования высказываний учащихся.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения...

На начальном этапе обучения РКИ основой диалогов при обучении устной речи должны стать «вопросительные и ответные грамматические конструкции» [5, с. 116], в ходе освоения которых необходимо, помимо прочего, уделять значительное внимание проблеме интонирования, выделения с помощью интонации необходимого, логически важного слова в вопросе и ответе, правильной интонации в конце

Кроме того, эффективной на начальном этапе освоения РКИ при обучении устной речи является опора на учебные тексты. А. А. Лазарева отмечает, что данный методический приём особенно результативен при обучении студентов монологической речи. По её мнению, «именно текст может служить активным “полигоном” для отработки языковых и речевых навыков по заданной лексико-грамматической теме» [7, с. 56].

Похожие статьи

Обучение произношению английского языка | Статья в сборнике...

Начальный этап первого года обучения иностранному языку является для учителя наиболее ответственным, так как он во многом определяет успех дальнейшего обучения. Начиная свой первый урок, учитель видит, что все ученики хотят побыстрее научиться читать, писать и говорить на иностранном языке, понимать чужую речь.

Если же совсем не заниматься отработкой произношения, то потом наверстать будет очень трудно, так как нагрузка по мере изучения языка будет увеличиваться. Всё-таки оптимальным вариантом педагоги считают работу над произношением и пониманием речи на слух в течение всего языкового курса, но работать над этим нужно на разных этапах по-разному.

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе

Работая с учениками начальной школы, необходимо учитывать возрастные психологические особенности, которые не позволяют выучить большой объём информации, к тому же на иностранном языке. Формирование грамматических навыков начинается уже на начальном этапе обучения иностранному языку. В начальной школе ребята знакомятся с элементарными правилами грамматики, начинают изучение грамматических времён, которые можно соотнести с временами в русском языке, например, Present Simple — настоящее время и Past Simple — прошедшее время. На начальном этапе обучающиеся получают сведения об артиклях и их использовании, в этот период они узнают о том, как построить предложения в утвердительной и отрицательной форме и как перестраивается предложение, если нужно задать вопрос.

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

Статья посвящена вопросу формирования грамматических навыков у обучающихся начальной школы с помощью использования компьютерных технологий. В статье рассматривается роль современных компьютерных средств обучения на уроках английского языка при формировании грамматических

Английский язык как учебный предмет вводится на втором году обучения в начальной школе. Важное место при изучении английского языка должно уделяться формированию грамматических навыков (наряду с остальными навыками), «представляющих собой

Также широко использование электронных тренажеров, которые применяются для отработки уже сформированных грамматических навыков на предыдущих уроках английского языка. В основном электронные тренажеры применяются во время индивидуальной работы с...

Формирование грамматических навыков на начальном этапе...

Библиографическое описание: Чеклецова, Е. И. Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе / Е. И. Чеклецова, Е. В. Томилова.

Предметом нашего исследования является грамматика и грамматические явления иностранного языка. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания происходит посредством формирования грамматических навыков.

Различают два вида речевых навыков. Морфологические речевые навыки обеспечивают правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи (навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т. д.). Синтаксические речевые навыки обеспечивают стабильно правильное и автоматизированное...

Роль грамматических навыков...

Характеристика грамматических навыков была бы неполной, если не упомянуть о языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки словоизменения и словорасположения), формируемые и выполняемые на основе грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений. Все виды грамматических навыков находят свое применение при обучении иностранному языку. Обучать грамматике иностранного языка — значит формировать специфические для этого механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем состоянии», т. е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове».

Роль и место устного вводного курса в формировании первичных...

При обучении иностранному языку всегда учитывается родной язык учащихся, так как при обучении произношению важен показ общего и различного в произношении русских и английских звуков, при этом особое внимание уделяется английским звукам и их сочетаниям, которые не имеют русских эквивалентов (например

Наряду с тщательной отработкой нового материала следует предусматривать на каждом уроке специальную фонетическую зарядку, выполнение которой может протекать в указанных выше формах.

Особенность тренировки учащихся в употреблении грамматических структур (так же как и тренировки учащихся в словоупотреблении) состоит в том, что в ней отсутствует механическая имитация речевого образца за учителем. Повторение всегда должно быть оправдано коммуникативными задачами.

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной...

В обучении иностранному языку в начальной школе без проигрышным вариантом является метод комбинаций, он более распространен, так как в нем предусмотрены игровые задания, исполнение песен и даже танцев. Также следует учитывать темперамент и особенности учащихся, ведь все дети такие разные и что подошло одному, не всегда подойдет другому. В таком случае, такому ребенку стоит дать индивидуальное задание или ему может подойти работа в паре.

Слушать и имитировать произношение глядя в перевод. (Подглядывать в перевод только тогда, когда смысл совсем не понятен).  Читать вслух текст аудио записи, имитируя рассказчика «по памяти».

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Общение на иностранном языке учителя с учащимися во время проведения урока, а также при встрече с ними во внеурочное время может служить стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе.

В тексте предпочтительнее короткие предложения: учащиеся легче воспринимают структуру предложения, что чрезвычайно важно для понимания. Я обычно начинаю работу с небольшого по объёму текста и постепенно увеличиваю объём предлагаемого на слух текста.

Если учитель владеет методикой преподавания иностранного языка и, в частности, технологией обучения, знает основные методические принципы и может реализовать их в методических приемах, используемых для стимулирования высказываний учащихся.

Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения...

На начальном этапе обучения РКИ основой диалогов при обучении устной речи должны стать «вопросительные и ответные грамматические конструкции» [5, с. 116], в ходе освоения которых необходимо, помимо прочего, уделять значительное внимание проблеме интонирования, выделения с помощью интонации необходимого, логически важного слова в вопросе и ответе, правильной интонации в конце

Кроме того, эффективной на начальном этапе освоения РКИ при обучении устной речи является опора на учебные тексты. А. А. Лазарева отмечает, что данный методический приём особенно результативен при обучении студентов монологической речи. По её мнению, «именно текст может служить активным “полигоном” для отработки языковых и речевых навыков по заданной лексико-грамматической теме» [7, с. 56].

Задать вопрос