Риторика освещения 1900-летнего юбилея битвы в Тевтобургском лесу в периодической печати Германской империи с 1900 по 1914 годы (на примере сатирических журналов Jugend, Simplicissimus и Der Wahre Jacob) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Киряева, А. А. Риторика освещения 1900-летнего юбилея битвы в Тевтобургском лесу в периодической печати Германской империи с 1900 по 1914 годы (на примере сатирических журналов Jugend, Simplicissimus и Der Wahre Jacob) / А. А. Киряева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 276-280. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79742/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье приведен анализ сатирических журналов Jugend, Simplicissimus и Der Wahre Jacob, с помощью которых раскрывается образ 1900-летнего юбилея битвы в Тевтобургком лесу. Изучение данной темы направлено на сохранение исторической значимости германского мифа в культурной памяти немцев. Ведь одна из основных ролей этих журналов заключалась в формировании образа мышления общества, конструировании реальности и прошлого.

Ключевые слова : германский миф, Арминий, битва в Тевтобургском лесу, культурная память, Германская империя.

Люди наделены памятью и воспоминаниями. Без памяти они не могли бы жить. Без воспоминаний они были бы без идентичности. Но есть и национальная, коллективная память. В ней события преображаются, проходя не только через непосредственное сознание людей, но и через влияние действующей политической идеологии. Событием, представляющим собою постоянную трансформацию в национальной памяти, является Битва в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э.

2010 лет прошло с тех пор, как Арминий и его воины в 9 году н. э. уничтожили римское войско. За это время Арминий стал немецким героем, который в качестве «Германа, херуского князя» воплотил национальные требования единства и свободы. Коллективная память превратила это событие в миф, для которого свойственны убедительная сила и мощное аффективное воздействие. Память дает возможность обществу осознать себя как целое, отличное от другого. Венгерский писатель Дьёрд Конрад сказал: «Воскресные возвышенные чувства важны. Нужны не только вино и мясо, но и также пафос» [11].

Почему нужно изучать юбилеи и анализировать журналы? Изучение юбилеев представляется немаловажным аспектом в исследовании значимости события, так как празднование юбилея демонстрирует тот факт, что явление, лицо или историческое событие устоялось и прочно закрепилось в культурном контексте нации. СМИ, в свою очередь, также отражают оценку важности того или иного явления в обществе. Они играют ведущую роль в формировании общественного сознания. Таким образом, на примере ведущих СМИ можно проследить социальные настроения определенной эпохи. Особенно это отчетливо видно в сатире, поскольку она обличает реалии мира и формирует в сознании своих читателей абсолютно отличную от обычной картину мира.

Интерес к этой теме постепенно пробудился с момента открытия предполагаемого места битвы в конце 1980-х годов. Существуют такие монографии, как: «Борьба за Германию. Битва в Тевтобургском лесу» Петера Аренса, «День, когда возникла Германия. История сражения Вара» Тильмана Бендиковского и др. Они дают подробный обзор битвы в Тевтобургском лесу, рецепцию этого события в литературе и культуре. Миф об Арминии исследовала, например, российская О. В. Заиченко в своей статье «Битва в Тевтобургском лесу от Clades Variana до Hermannsschlacht». Эти работы дают общую характеристику битвы и ее отражение в культуре. Однако анализа образа юбилея битвы в СМИ Германской империи 1900–1914 гг. никем еще не было проведено, в этом и заключается новизна представленной работы.

Для проведения исследования использовались античные источники по римской истории. Благодаря им можно пронаблюдать восприятие определенных событий, в данном случае, Тевтобургской битвы, людьми древности. Например, Дион Кассиий «Римская история» [1; п. 18–24] — подробно излагает описание сражения, Овидий «Скорбные элегии» [3; IV.2.] — самые ранние сведения о битве в Тевтобургском лесу, Тацит «Анналы» [4; п. 1.55–71, 2.7, 2.45–46.] — передает последовательное изложение римско-германских войн, сообщая косвенно о разгроме легионов Вара, и Веллей Патеркул «Римская история» [2; п. 117–120] — уникальный источник, так как написан современником битвы, рассказывает одно не о самом ходе сражения, а о его предпосылках и последствиях. Тацит писал: «Он был несомненно освободителем Германии». Эти слова были ключевыми для немецких гуманистов, создавших из Арминия национального героя.

В университетской библиотеке Падерборна содержится масса разнообразных источников, посвященных 1900-летию битвы в Тевтобургском лесу. Известно, что праздничный комитет опубликовал к юбилею 4000 рекламных плакатов, а также попросил прессу «поддержать освещение праздника». Торжество прошло в Детмольде с 14 по 22 августа в 1909 году. Основная церемония должна была состояться 15 августа. Она включала возложение венков к памятнику Арминия, пение песни «Германия превыше всего», а также другие церемонии [10].

Праздник был явно масштабным. Об этом свидетельствует выпущенный специально к юбилею сборник о проведении торжества. В нем подробно описывается программа праздничной недели, количество участвующих в шествии, описание города Детмольда, отелей и ресторанов, в нем находящихся, а также история битвы в Тевтобургском лесу, памятника Герману, описание его биографии. Кроме того, на 120 страницах можно найти праздничные песни, путевой маршрут по району Липпе, железнодорожную карту и время отправления поездов из Детмольда. 30 000 человек пришло, чтобы отпраздновать это событие. В шествии участвовали около 900 человек и 200 лошадей, а также: германский лидер, старый германец в оборонительной экипировке с оружием, германский глашатай, который дул в рог, и другие люди, представлявшие германцев, шедших пешком. Сборник насыщен патриотическими, склонными к националистическим, идеями. Это иллюстрирует, например, следующий пассаж из главы о городе Детмольд: « Прекрасная резиденция княжества Липпе красуется в богатых праздничных украшениях. На всех углах и концах были задействованы огромные руки, чтобы украсить город праздничным ликованием. Герман считается освободителем, чье металлическое изображение свысока приветствует долину, чья бесстрашная сила молодости 1900 лет назад велела остановиться наступлению мировой империи, и благодаря его подвигам были сплетены первые нетленные венки славы вокруг немецкого рода и немецкого народного духа. Неудивительно, что до сих пор сердца трепещут в благодарной памяти ему, что дома украшают богатыми украшениями, что немецкие мужчины и женщины вспоминают при играх и пениях великое время, когда толпы германцев через свою кровь посвящали нынешний Липпе, в святую часть немецкой земли» [6; s. 8]. Казалось бы, эта глава должна была бы познакомить читателей с историей города, однако с первых же строчек восхваляется Арминий (Герман), защитивший немецкую землю своею кровью.

Итак, в XIX веке Бисмарк перевел государственную пресс-политику из дезорганизованных начал в систему, тесно связанную с его личностью. Его даже называли «владыкой немецкого общественного мнения» [12; s. 172]. В этом смысле политическая акция Бисмарка была непрерывной пресс-кампанией. Она осталась, даже когда он ушел в отставку в 1890 году и отныне с помощью газет и журналов пытался утверждать свое положение как суверен общественного мнения по отношению к молодому монарху, настроенному дружественно к прессе. Большая часть прессы была подчинена власти, которая хотела представить свои взгляды в ней, а не реальность. Помимо нескольких оппозиционных газет во время Вильгельмовской эпохи, остальная немецкая пресса либо постоянно призывала к оппозиционной войне против окружения Германии, либо преуменьшала важные происходящие события. Тем не менее, никто не сможет избежать глубокого впечатления, которое оставила публицистическая революция XIX века. В течение нескольких десятилетий скромная новостная пресса развернулась в массовое распространение мнений. Политические журналы, начавшие борьбу с государственной властью, все больше и больше резонировали, связывая свое мнение с широко распространенными тенденциями. Задачей прессы теперь было не создание положительного образа канцлера, а поднятие патриотического духа в борьбе с другими европейскими державами.

Таким образом, к исследуемым журналам относятся Jugend, Der Wahre Jacob и Simplicissimus. Jugend — иллюстрированный еженедельник об искусстве и повседневности, был основан Георгом Хиртом и Фрицем фон Остини. Это художественный и литературный журнал, который выходил с 1896 по 1940 годы в Мюнхене. Уже в первые семь лет в журнале участвовало более 250 художников. Все они были в основном неизвестны. Помимо современных иллюстраций и орнаментов в стиле модерн, в Jugend играли большую роль и другие стили, особенно так называемый импрессионизм. Кентавры, нимфы, эрос, тоска и смерть — повторяющиеся мотивы и темы журнала. Трудно отнести Jugend к другим периодическим изданиям, потому что он художественный, юмористический, сатирический, критический и универсальный. Сатиру и поэзию можно рассматривать как его наиболее важные литературные жанры. Основными целями журнала были освещение проблемы влияния церквей, особенно католиков, высмеивание быта, политическая сатира. Кроме того, журнал поддерживал прогрессивные течения, характерные для императорской империи в Вильгельмовский период, например, Союз охраны материнства. Вклад Jugend в литературу раннего модернизма, однако, оставался скромным — в резком контрасте с аналогичным образом созданным в 1896 году конкурентным журналом Simplicissimus Альбертом Лангеном.

Simplicissimus является самым известным на сегодняшний день немецким политико-сатирическим еженедельником. Его содержание ярко представляет собой антиклерикальное, антифеодальное и фундаментально-демократическое взаимодействие с внутренней и внешней политикой германской империи и Веймарской Республики, а также критику немецкого обывателя, который изображается как «Михель» с ночным колпаком. Для литературных, исторических и социологических журнал предлагает незаменимый исходный материал. На международном уровне он имеет вес как свидетельство истории времени, как едва ли другая немецкая периодика.

Основанный молодым издателем Альбертом Лангеном, Simplicissimus был первоначально задуман не как сатирический журнал, а как иллюстрированное литературное обозрение по французскому образцу, Gil Blas Illustré. Гил Блас, персонаж французского плутовского романа, был для Лангена, вероятно, стимулом для названия журнала: героя плутовского романа, выпущенного в 1668 году, «Симплициссимуса» Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсгаузена. Достаточно часто тираж журнала конфисковался, а главный редактор получал штраф за резкие выражения в отношении императорского величества. Во время Первой мировой войны часто печатались патриотические статьи и оскорбительные насмешки над противниками Германии. Скорее всего, из-за утраты острой сатирической направленности популярность журнала упала.

Der Wahre Jacob — другой немецкий социал-демократический сатирический журнал, который был основан в 1879 году и периодически появлялся до 1933 года. Долгое время это был самый читаемый журнал в среде СДПГ. После репрессий в рамках законов социалистов журнал издавался в Штутгарте. С 1891 года титульный лист был украшен четырехцветной печатной карикатурой. Цветные сатиры, агитационные изображения и иллюстрации стали очень популярными. Целью насмешек были Отто фон Бисмарк и политика рейха. Кроме того, der Wahre Jacob был отмечен статьями, которые касались тенденций развития социал-демократии. Уже в год захвата власти Гитлером журнал был запрещен из-за его критических статей.

В исследовании представлен результат компаративного анализ 33 статей, в которых упоминается битва в Тевтобургском лесу и Арминий. Статьи были написаны в период с 1900–1914 годы. На это время приходится празднование 1900-летнего юбилея битвы в Тевтобургском лесу в 1909 году. В этой статье рассматриваются наиболее яркие примеры, демонстрирующие сложную социально-политическую обстановку того времени.

Первый пример взят из Simplicissimus: «На костюмированной вечеринке Германия особенно отличалась не только своей величественной внешностью, но и, прежде всего, ее навязчивым поведением, которое контрастировало с ее внешним видом. Вскоре она повесилась на руку французскому купцу, вскоре она обхватила его за шею, вскоре она сидела на коленях у казака. Профессор немецкой гимназии, который явился как Герман Херуский, начал с негодованием говорить: «Германия, как плохо тебе подходит любовная сущность! Позор тебе, что ты так мало помнишь свое славное прошлое!» — «Эй, эй», — ответила она, — «я же тебе Германия сегодняшнего дня» [8; № 46. s. 363]. В приведенном отрывке мы видим, что автор хочет сказать, что он не доволен тем, что происходит в Германии в 1903 году. Германия обхватывает шею французского купца. Это может быть отсылкой к «гонке за Африку». Так называлась колонизация африканского континента в период империализма между 1880 годом и Первой мировой войной. Это, вероятно, привело к первому кризису в Марокко (1904–1906). Тогда существовало международное напряжение, вызванное соперничеством Франции и Германской империи за влияние в Марокко. Франция пыталась установить свою власть в Марокко, в то время как Германская империя настаивала на том, чтобы открыть доступ к Марокко всем заинтересованным державам («политика открытых дверей»). В данном случае профессор сравнивается с Арминием, который просит Германию вспомнить о своем прошлом. Получается, что через образ героя даются дидактические наставления нынешнему поколению.

Стоит отметить в публикациях то, что их авторы часто обращались не к общим явлениям, а к определенным личностям истории. Поэтому в статьях можно обнаружить много известных имен эпохи Германской империи. Например, в следующем пассаже Jugend № 27 1909 [7] отчетливо видна конкуренция между журналом и Немецкой ежедневной газетой, в которую оказывается замешан профессор Ганс Дельбрюк « Немецкая ежедневная газета» взволнована о том, что профессор Ганс Дельбрюк, известный исследователь популярных Steuermogelei, взят оратором на празднование 1900-летнего юбилея битвы в Тевтобургском лесу. Она призывает в категорическом императиве комитет фестиваля побудить Дельбрюк уступить его место оратора подлинному, убежденному аграрию. — Как так получилось, что «Немецкая ежедневная газета» захотела, чтобы этот национальный праздник был аграрным? Она, кажется, думает, что древние германцы, которые когда-то поколотили римлянина Варуса, представляли из себя своего рода «Союз фермеров», во главе которого Герман Херуский аналогичную роль играл, как сегодня доктор Ган или Рёстке. Однако, согласно последним историческим исследованиям, это мнение является совершенно ошибочным. Древние германцы держались вдали, как оказалось, от любой агитации, цель которых была увеличение цены на свиней и крупный рогатый скот, они остерегались благоразумно демонстративных речей в «кустах», но сидели спокойно и вразумительно «на обоих Берегах Рейна», пили «по-прежнему» с большим удовольствием и отсыпались при любом шуме на медвежьей коже, вместо того, чтобы читать «немецкую ежедневную газету» Георга Оертеля». Jugend возмущен тем, что Арминия сравнили с фермером. Что касается профессора Дельбрюка, то его речь полностью перепутана Немецкой ежедневной газетой. На самом деле он всегда был военным историком, и очень странно было бы слышать от него о «союзе фермеров» во главе с Арминием. Также здесь фигурирует имя неизвестного Рёстке и доктора Гана. Вероятно, имеется в виду, что по значимости личности в истории Арминий не уступает немецкому химику, открывшему ядерную изометрию.

На страницах журнала Jugend (№ 6 1910) [7] можно встретить имя генерала-полковника Иосиаса фон Геерингена (в 1909 году — военный министр), который чтит традиции предков и просит солдат служить в тех полках, в которых служили их родители: «Наш прародитель уже участвовал в битве при Тевтобургском лесу в качестве заместителя начальника гвардейского полка. Это называется традицией». Отсюда можно сделать вывод, что образ битвы в Тевтобургском лесу использовали и для поднятия военного духа солдат при подготовке их к войне.

В журнале Der wahre Jacob в статье «Борьба в и за Липпе» [5; № 478] представлен также показательный пример шаткой политической обстановки в начале XX века: « Герман Херуский (слезая со своего постамента): больше не могу находиться тут, иду к социал-демократам!» Этот пример следует анализировать вместе с изображением на главной странице журнала.

Der wahre Jacob № 478

Рис. 1. Der wahre Jacob № 478

Скорее всего, на картинке изображена ссора двух придворных дам. Арминий, в это же время, привязан цепями к постаменту, но они разорваны. Получается с помощью образа Арминия социал-демократы выражают свое недовольство политикой Вильгельма II. Авторы статей сравнивают деспотизм римлян с современной позицией в Германии. А Арминий показан как герой, который сойдет с постамента и поможет Германии вернуться к прежним ценностям.

На основе изученных источников выяснено, что 1900-летний битвы в Тевтобургском лесу отмечался достаточно масштабно. Торжество длилось целую неделю, и в нем участвовало около 30 000 человек. Однако битва в Тевтобургском лесу являлась недостаточно обсуждаемой темой в периодической печати Германской империи. На основе проанализированных статей можно заключить особенности восприятия прессой исследуемого события. Так, в Jugend представлены в основном статьи повествовательного типа. Они содержат как элементы истории, рассказы о юбилее битвы в Тевтобургском лесу, так и насмешки над историческими лицами, определенным образом связанные с контекстом битвы. Статьи из Der wahre Jacob по преимуществу стихотворные, что также соответствует тому, что в стихах восхваляется Арминий и битва 9-ого года. Этот журнал отличается от других, что в нем также особенно много политической сатиры, которая вписывается в разные жанры статей. Это и исторические зарисовки, и стихи, и анекдоты. Simplicissimus, в свою очередь, с помощью отсылок к битве Германа призывает немецкий народ обратиться к прошлому и не позорить Германию начала XX века. Соответственно, можно сделать вывод, что образ битвы в Тевтобургском лесу и Арминия в сатире используется как пример мужества и храбрости, а также защитников родины.

Таким образом, роль памяти о прошлом в создании коллективной идентичности занимает заметное место в пространстве культурно-интеллектуальной истории. Битва в Тевтобургском лесу — это хороший пример того, как можно изменить ход истории не только сразу после произошедшего, но и через многие столетия.

Литература:

  1. Кассий Дион. Римская история. Книга LVI / Пер. Б. Н. Гракова // Древние германцы. Сборник документов / Под ред. А. Д. Удальцова. М.: «Ломоносовъ», 2015.
  2. Патеркул Веллей. Римская история. Книга I / Пер. А. И. Неусыхина // Древние германцы. Сборник документов / Под ред. А. Д. Удальцова. М.: «Ломоносовъ», 2015.
  3. Публий Овидий Назон. Скорбные элегии. Письма с Понта. Москва, изд-во «Наука». Перевод с латинского С. В. Шервинского (I—V, X), Н. Д. Вольпин (VI—IX, XI), 1978.
  4. Тацит. Анналы. Книга I, II / Пер. А. И. Неусыхина // Древние германцы. Сборник документов / Под ред. А. Д. Удальцова. М.: «Ломоносовъ», 2015.
  5. Der Wahre Jacob. [Elektronische Ressource]. — El. Daten. — Berlin. Zugriffsmodus: http://www.der-wahre-jacob.de/index.php?id=42
  6. Festschrift zur Neunzehnhundertjahrfeier der Schlacht im Teutoburger Walde. Detmold: Verlag der Lippischen Landes — Zeitung, 1909. — 117 S.
  7. Jugend. [Elektronische Ressource]. — El. Daten. — München u. Leipzig — Zugriffsmodus: http://www.jugend-wochenschrift.de/index.php?id=25
  8. Simplicissimus. [Elektronische Ressource]. — El. Daten. — München. — Zugriffsmodus: http://www.simplicissimus.info/index.php?id=5
  9. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 308 с.
  10. Baltrusch E. [u.a.] 2000 Jahre Varusschlacht. Geschichte — Archäologie — Legenden. 2012. Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston. 436 S.
  11. György K. Märchen sind wir alle. Kultur [Elektronische Ressource]. — El. Daten. — Zugriffsmodus: https://www.tagesspiegel.de/kultur/maerchen-sind-wir-alle/34492.html
  12. Geschichte der deutschen Presse / Koszyk, K. T. 2: Deutsche Presse im 19. Jahrhundert. Colloquim Verlag Berlin, 1966. — 372 S.
Основные термины (генерируются автоматически): Германская империя, лес, журнал, битва, Германий, Немецкая ежедневная газета, германский миф, коллективная память, мировая война, немецкая земля.


Ключевые слова

культурная память, германский миф, Арминий, битва в Тевтобургском лесу, Германская империя
Задать вопрос