Досуговая сфера в пространстве города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 1744 раза

Библиографическое описание:

Севастьянов, Н. С. Досуговая сфера в пространстве города / Н. С. Севастьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 290-294. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79737/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается проблема оценки состояния досуговой сферы города. Развитость досуга в городском пространстве способна демонстрировать уровень развития города в целом. Это связано с тем, что досуговые практики отражают социальное самочувствие горожан, а индустрии досуга образуют условия проведения этих практик. Цель работы заключается в характеристике досуговой сферы Тюмени, ее состояния и проблем развития. Объектом исследования явилась досуговая сфера города Тюмени, а предметом — состояние досуговых индустрий и инфраструктуры в досуговой сфере города Тюмени. В результате, методом экспертного опроса автором были выявлены основные характеристики и проблемы досуговой сферы в городе Тюмени: состояние досуговой сферы оценивается на достаточно высоком уровне, наиболее развитой индустрией отмечается ресторанный бизнес. При этом отмечается нехватка современной модели планирования проектов по модернизации досуговой сферы.

Ключевые слова: досуг, досуговая сфера, досуговое пространство города, индустрия досуга, досуговая инфраструктура.

Проблема

Роль досуга в жизни современного человека растет из года в год. Совершенствуются технологии, происходят социокультурные изменения, растет значения досуговой сферы как в социальной, так и в экономической среде [25]. Город все больше вмещает различные досуговые индустрии, организующих социокультурное пространство. Тем самым потребление досуговых услуг жителями города способствует демонстрации социального и экономического неравенства, качества жизни, социального благополучия, превалирующих ценностей у людей [19]. С другой стороны, досуговая сфера города показывает состояние и тенденции в развитии городского пространства, необходимого для социального и экономического взаимодействия людей в не рабочее время [1]. Но возникает вопрос, о том, как проявляется это взаимовлияния. Таким образом проблема состоит в описании значения досуга в городе и жизнедеятельности горожан. Комплексное изучение этих направлений, позволит представить необходимую информацию по взаимовлиянию досуговой сферы и городского пространства. Данная статья как раз и будет включать разбор научных подходов и критериев, необходимых в исследовании досуговой сферы и анализ экспертного мнения по данной тематике.

Методология

Тема досуга затрагивалась исследователями еще на рубеже веков прошлого столетия. Так в работе Т. Веблена «Теория праздного класса» был затронут важный посыл того, что досуг способен отражать социальное положение индивида и тем самом являться важным объектом научного исследования [7]. То есть, проведение досуга ассоциировалось с праздным поведением человека, которое демонстрировало его статус в обществе. Э. Дюркгейм в начале 20 века относил досуг к сфере, служившей компенсаций труду, то есть ее основные функции по большей части заключались в отдыхе от трудовой деятельности индивида [13].

Но уже преимущественно в середине 20-ого века социология досуга утверждается в обособленную научную дисциплину. В послевоенное время досуг начинает приобретать характеристики важного социального института. Это связано с позитивными изменениями в общественной жизнедеятельности (социальными, культурными и экономическими) США и других западных странах: научно-техническая революция, экономический рост при сокращении рабочего времени, в большинстве стран утвердились системы социального страхования и помощи, что поспособствовало улучшению качества жизни, а также появление массовой культуры и появление общества потребления [9, с. 191].

С этого времени одним из основных приверженцев ценности досуга и досуговой сферы становиться Ж. Дюмазедье [12]. Он говорил о том, что досуг в неменьшей степени важен, чем трудовая деятельность. Его концепция «цивилизации досуга» опирается на постепенное увеличение свободного времени людей в развитых странах, при том, что сама ценность этого времени начинает превалировать над временем, затраченным на труд. При этом, отмечается важность досуга не только в отдыхе и восстановлении сил, но и в социализации и выражения себя [12]. Досуг стал пониматься не только как конкретный вид человеческой активности, а также как и неотъемлемый элемент общества. Все это, с учетом научно-технического прогресса поспособствовало развитию досуговых индустрий и досуговой инфраструктуры в городах [2].

На западе можно выделить несколько методологических подходов, так в своей классификации О. Н. Фаблинова выделяет: структурно-функциональный подход, опираясь на идеи Т. Парсонса, Э. Гросса и С. Паркера (досуг как одна из сфер жизнедеятельности человека, которая поддерживает стабильность в общественном существовании), неомарксистский, в основе которого лежат работы К. Маркса и А. Грамши, Дж. Кларка и Ч. Критчера (досуг как показатель неравенства и классовых различий) и интеракционистский подход по идеям Дж. Р. Келли, И. Гоффмана и С. Шоу (досуг как конструкт, в основе которого лежит социальное взаимодействие и интерпретационные схемы индивидов) [23]. Каждый из этих подходов раскрывает досуг как важный критерий жизни общества. В данной работе использован структурно-функциональный подход. Э. Гросс отмечал важную функцию досуга, как системы, направленной на сохранение общественного порядка и культурного уровня общества [27]. Такое поддержание целостности общества соотносилось с аналогичной функцией труда [27]. Досуг представляет собой часть социального пространства, смысл которого раскрывался в работах Э. Дюркгейма [13], Т. Парсонса [18], П. Бурдье [5]. «К социальному пространству можно отнести то, что позволяет поддерживать функционирование как в непосредственно физическом плане, так и в культурно-досуговой, духовной сферах в пределах определенной территории — места проживания» [3]. Кроме того, П. Бурдье рассматривал социальные практики и стили жизни [4] в социальном пространстве [6], где его идеи в рамках общества потребления тесно переплетается с «цивилизацией» досуга Ж. Дюмазедье. Так как потребление — это «использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием стоимости данного блага» [23, с 6], то досуговые услуги, по сути, и представляются тем самым благом.

В России также выделяются основные методологические подходы, так, О. В. Понукалина представила эти подходы в следующей классификации: деятельностный, институциональный и аксиологический [21, с. 86]. Для деятельностного подхода характерно понимание досуга как конкретной досуговой деятельности. В институциональном подходе досуг понимается как социальный институт, создающий устойчивую форму организации социальной жизни и совместной деятельности людей. «Досуг превращается в важный сегмент экономики; и сфера развлечений, и производство культуры трансформируются в экономическую отрасль» [21, с. 87]. В аксиологическом подходе изучения досуга основной упор делается на ценностях и ценностной интерпретации.

Таким образом, представленная работа опиралась на структурно-функциональный и институциональный подходы для того, чтобы представить досуговую сферу как целостную систему из взаимовлияющих и взаимозависимых структур. Следует подробнее остановиться на данных структурах: досуговая инфраструктура и досуговые индустрии. Досуговая инфраструктура «создает условия включения индивида в досуговую сферу, призвана обеспечить доступность досуга и разнообразие досуговых возможностей для эффективного развития потенциала личности и ее социализации» [11, с. 29]. В то время как индустрия досуга — это совокупность предприятий, представленных разнообразными компаниями, в совокупности с производимой ими продукцией, обеспечивающей досуговую деятельность, включает в себя материально-техническую базу, финансовые средства, организации, товары и услуги, производимые и поставляемые сферой досуга [15, с. 177]. Исследуя представленные выше категории, становится возможным дать характеристику досуговой сфере города в целом.

Методика исследования

Исследование досуговых индустрий и инфраструктуры города Тюмени позволит охарактеризовать досуговую сферу, выявить проблемы ее развития, что позволит оценить развитие города в целом.

Цель исследования заключается в характеристике досуговой сферы Тюмени, ее состояния и проблем развития. Объект исследования — досуговая сфера города Тюмени. Предметом исследования является состояние досуговых индустрий и развитость инфраструктуры в досуговой сфере города Тюмени.

Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:

— охарактеризовать состояние (количество, направленность, качество предоставления услуг) досуговых индустрий в городе;

— проанализировать уровень развития досуговой инфраструктуры (условия проведения досуга, городское пространство, меры властей по развитию данной сферы) в Тюмени;

— определить проблемы, препятствующие развитию досуговой сферы в городе и пути решения этих проблем.

Методика исследования включает экспертное интервью в области досуговой сферы по городу Тюмени. Обоснованность выбора именного этого метода состоит в том, что именно эксперты по данной теме способны предоставить информацию о действительном состоянии и проблемах функционирования досуговой сферы в городском пространстве. Исследование включало проведение 16 экспертных интервью в рамках научного проекта № 20–011–00305 гранта РФФИ «Социальное пространство умного города: методология управления развитием и социального конструирования».

Каждый из экспертов представлял несколько направлений профессиональной деятельности, среди них: городское досуговое пространство, проектирование, молодежная политика, органы исполнительной власти, ART-пространства, СМИ (ВГТРК-регион Тюмень), гостиничные услуги. Отбор экспертов осуществлялся методом снежного кома.

Критериями отбора экспертов стали: уровень образования (наличие высшего образования); профиль работы (связь с областью исследования — досуговая сфера, городское пространство, молодежные организации); опыт работы по профилю (наличие опыта работы не менее четырех лет); коммуникабельность (возможность идти на контакт с интервьюером, договариваться о времени проведения интервью).

Кроме отправленных запросов на проведение интервью в досуговые организации и структуры, связанные с досуговой сферой, экспертам задавался вопрос о том, кто, по их мнению, может обладать экспертными знаниями по данной теме. Таким образом метод отбора экспертов включал процедуру снежного кома. Сама процедура интервью включала диалог с помощью онлайн сервисов (Skype, Zoom) и телефонной связи.

Результаты экспертных интервью

Большая часть экспертов достаточно высоко оценивают состояние досуговой сферы в г. Тюмени. Город насыщен различными мероприятиями и событиями на любой вкус: «Я считаю, что достаточно, возможно даже в избытке. Ну не знаю, я считаю, что в Тюмени очень разнообразные предложения в части того, чем заняться» (эксперт № 4, представляет категорию: мультицентры и городская активность). Есть мнения, что в Тюмени отмечается недостаток новых досуговых направлениях: « Не очень распространены, мне кажется, если из десяти, то где-то на четверку, наверное, потому что в Тюмени нет предложения на различное проведение досуга. То есть у людей не очень большой выбор того, как провести время, а помимо того, что предложение очень низкое, еще и качество очень плохое » (эксперт № 1, представляет направление: мультицентры, ART-пространства).

Среди популярных досуговых индустрий экспертами практически единогласно выделяются рестораны и точки общественного питания: « Я вот вижу общепит. Это видно и по количеству открывающихся заведений, и по количеству людей, которые их посещают » (эксперт № 2, представляет направление: мультицентры и городское, молодежное искусство). « У нас ещё является очень интересным феноменом, тоже я считаю, это креативный бизнес общепита, это рестораны, кафе, бары какие-нибудь, вот эта вот история » (эксперт № 8, представляет категорию: органы исполнительной власти). Также, отмечаются спортивные центры и парки города. Кроме того, эксперты выделяют массовые события различного формата: фестивали, концерты, марафоны: « Безусловно заходят форматы фестивалей. Я не знаю, вот особенно летом, всегда много фестивалей. И насколько я вижу, все эти фестивали очень популярны, там всегда есть люди, это какие-то городские уличные фестивали, фестиваль Жара. Абсолютно по разным темам, но фестивальные истории очень популярны. Ну и тема ЗОЖ, спорт, к моей большой радости, очень развивается, там пробежек, открытых тренировок на воздухе, марафонов, что очень популярно » (эксперт № 14, представляет категорию: мультицентры и городская активность).

Часть экспертов отмечают вклад властей в досуговую сферу и инфраструктуру города, поскольку множество мероприятий проводятся по их инициативе или с их поддержкой. Однако, выделяется следующая проблема: чаще всего данный формат мероприятий носит устаревший характер, выполненный по стандартам еще 80-х-90-х годов: « вот когда администрации инициируют городской фестиваль и «экстрим экспо» предлагает свой формат, и администрация поддерживает, это здорово. Когда администрация сама своими силами проводит, не знаю, какой-то культурный вечер, ну чаще всего, на мой взгляд, это неинтересно, непривлекательное событие » (эксперт № 14, представляет категорию: мультицентры и городская активность). Эксперты подчеркивают, что вклад в досуговую сферу происходит со стороны областной власти, нежели городской. « Мне кажется, что городская власть, не совсем честна с горожанами, скорее тут влияние области, самое интересное, что область в нашем городе делает гораздо больше, нежели город. Ну это по моим личным ощущениям. Есть ощущение, что город немного перестраховывается, в каких-то опасностях, где-то несколько рискнуть, сделать какие-то интересные проекты, они немножко застряли в каком-то промежутке в середине 90-ых и делают продукты, с таким качеством, которое было именно в 90-ых » (эксперт № 1, представляет направление: мультицентры, ART-пространства).

Среди проблем в сфере досуга эксперты по большей части выделяют малую вовлеченность жителей города в проектировании новых мероприятий и недостаточное финансирование со стороны властей: « Тут только в вовлеченности я вижу проблему, вовлеченность людей. Как-то хотя бы стимулировать что ли и давать понять, что мы не просто так проводим какой-то условный опрос, и делаем вид, что нам ваше мнение важно, а на самом деле ничего не меняется (эксперт № 2, представляет направление: мультицентры и городское, молодежное искусство). « Я думаю, чтобы решить все проблемы, нужно проявлять больший запрос, больший интерес. Стараться сильнее продвигать свои вот эти идеи. И чтобы обязательно это видели власти города, видели заинтересованность в этом… » (эксперт № 5, представляет направление: гостиничный бизнес).

Таким образом, проанализированные результаты исследования досуговой сферы в пространстве города основанных на экспертных интервью позволяют привести несколько наиболее важных выводов.

Выводы

  1. В Тюмени отмечается неоднозначная ситуация с состоянием досуговых индустрий. С одной стороны выделяется большое количество и разнообразие видов досуговых организаций, с другой стороны отмечается недостаток и неразвитость новых индустрий развлечения.
  2. Наиболее популярными и развитыми досуговыми индустриями для тюменцев отмечается ресторанный бизнес. Так же отмечаются парки и зеленые зоны. Другими словами, эксперты в первую очередь отметили индустрии, в большей степени предназначенные для семейного отдыха. При этом существует спрос и на массовые мероприятия фестивального типа.
  3. Отмечается, что вклад именно городской власти в сферу досуга происходит на низком уровне, больше в этой сфере помогает именно областная власть. При этом их проекты основываются на консервативных моделях. Поэтому существует необходимость в переходе на более современный формат в проектировании мероприятий, чтобы сделать их более интересными и привлекательными для большей аудитории.
  4. Среди основных проблем в досуговой сфере города Тюмени выделяется малая вовлеченность как людей, так и властей в развитии досуговой инфраструктуры. По большей части это проявляется в нехватке запросов по удовлетворению потребностей горожан в диалоге с властями и в недостатке предложений и планов модернизации со стороны администрации.

Исследование позволило продемонстрировать как оценивается состояние досуговой сферы в Тюменском городском пространстве, какие основные проблемы отмечаются в ее развитии. Необходимо увеличивать вовлеченность городского населения как в новые виды досуговых индустрий, так и в их непосредственном участии в качестве создателей и генераторов новых идей. Отмечается необходимость в переходе на более современный формат проведения городских мероприятий со стороны властей города. Развитие досуговой сферы очень важно для городского пространства, так как оно определяет жизнедеятельность горожан и их социальное самочувствие, что сказывается на качестве жизни и интеграции людей в городскую жизнь.

Литература:

  1. Аверкин, М. Г. Анализ досуговых форм социальной деятельности человека в современном коммуникативном пространстве города / М. Г. Аверкин // Вестник НГИЭИ. — 2016. — № 7 (62). — С. 160–168.
  2. Андреева, С. В. Феномен досуга: история и современность / С. В. Андреева // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2011. — № 344. — С. 42–45.
  3. Ахмадинуров, Р. М. Социальное пространство монопрофильного города: специфика, проблемы / Р. М. Ахмадинуров, С. Н. Испулова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2019. — № 1 (53). — С. 60–64.
  4. Бурдье П. Различение (фрагменты книги) / П. Бурдье // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. [Под редакцией В. В. Радаева]. М.: РОССПЭН, — 2004–680 с.
  5. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии. М.: Адапт, — 1992. — T. 1. С. 17–33.
  6. Бурдье, П. Физическое и социальное пространства / П. Бурдье // Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб Алтейя, — 2007. — с. 53.
  7. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций [Электронный ресурс] / Т. Веблен // Центр гуманитарных технологий [Под редакцией В. В. Мотылёва]. — М., 1984. Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/5890 (Дата обращения: 24.11.2019)
  8. Галимуллина, Н. И. Досуговые потребности ижевчан как ресурс для разработки стратегии управления городскими пространствами / Н. И. Галимуллина // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2015. № 1. — С. 11–16
  9. Гаспарян В. Г. Общество досуга в работах Ж. Дюмазедье, М. Каплана, К. Робертса / В. Г. Гаспарян // Научный альманах. — 2018. — № 11–3(49) — С. 191–194.
  10. Данилова, А. В. Особенности досуговых практик современной студенческой молодежи / А. В. Данилова // Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — № 10. — С. 383–385.
  11. Дуликов, В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия / В. З. Дуликов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 3 (59). — С. 121–127.
  12. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга / Ж. Дюмазедье // Вестн. МГУ. Сер. 12, Социально-политические исследования. — 1993. — № 1. — С. 83–88.
  13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М., — 1991–575 с.
  14. Ермакова, Л. И., Анализ влияния новых досуговых практик креативных пространств на формирование ценностных ориентаций горожанина / Л. И. Ермакова, Д. Н. Суховская // Манускрипт. — 2017. — № 11 (85). — С. 52–55.
  15. Клюско, Е. М. Современное состояние категориального аппарата теории досуга (по материалам зарубежных исследований) / Е. М. Клюско // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 1 (69). — С. 171–181.
  16. Меркульева, А. В. Специфика организации культурно-досуговой деятельности в городской локальной среде / А. В. Меркульева // Вестник СПбГУК. — 2019. — № 2 (39). — С. 103–110.
  17. Мусинова, Н. Н. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры в городе Москве / Н. Н. Мусинова // Вестник университета. –2019. — № 7. — С. 76–81.
  18. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. — 270 с.
  19. Печкуров, И. В. Социальные и культурные обстоятельства демонстративного досугового потребления в современном российском обществе / И. В. Печкуров // Гуманитарий Юга России. — 2019. № 4. — С. 129–137.
  20. Плещенко, В. И. Свободное время населения как источник новых форм и видов деятельности в экономике современной России / В. И. Плещенко // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2019 — № 2. — С. 38–51.
  21. Понукалина, О. В. Досуг в теоретическом дискурсе социологии: подходы к исследованию / О. В. Понукалина // Вестник ПАГС. — 2017. — № 6. — С. 83–89.
  22. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы / В. В. Радаев // Социологические исследования. — 2005. — № 1. С. 5–18.
  23. Фаблинова, О. Н. Досуг как объект изучения в западной социологической мысли / О. Н. Фаблинова // Социологический альманах. 2013. № 4. С. 447–453.
  24. Фахрудтинова, Е. В. Качество свободного времени как показатель оценки качества жизни населения / Е. В. Фахрудтинова // Экономические науки. — 2013. — № 12 (109). — С. 80–83.
  25. Щепеткова, И. О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению. / И. О. Щепеткова // Дискуссия. — 2015. — № 6 (58). — С. 121–128.
  26. Ярошенко, Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2016. — № 3 (71). — С. 122–132.
  27. Gross, E. A Functional Approach to Leisure Analysis / E. Gross // Social Problems. — 1961. -Vol. 9, № 1. — P. 2–8.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера, городское пространство, Тюмень, досуг, сфера города Тюмени, эксперт, город, индустрия, проблема, Социальное пространство.


Ключевые слова

досуг, досуговая сфера, досуговое пространство города, индустрия досуга, досуговая инфраструктура

Похожие статьи

Креативные индустрии в пространстве города

Креативные индустрии в пространстве города. Автор: Терентьева Наталья Александровна.

Креативные индустрии оказывают непосредственное влияние на привлекательность города.

Бадлуева, М. П. Новые тенденции функционирования и развития социально-экономической...

Тюмень как предполагаемая городская агломерация

Город- ядро — город Тюмень, численность населения которого составляет 697,1 тыс. человек.

Видится, что Тюменская городская агломерация как административный центр субъекта могла бы иметь в своем ведении дополнительные вопросы местного значения в ряде...

Лингвистические особенности тюменского эргономического...

Эргономическое пространство города Тюмени, являясь неотъемлемой частью ономастического пространства, имеет ряд особенностей и является средством выражения языковой личности номинаторов, отражая при этом специфику всего языкового коллектива.

Проблема организации культурного пространства города

Проблема правильной организации культурного пространства города является весьма важной для изучения.

Необходимо отметить, что культурная сфера города непосредственно связана с

Проблема культурной организации городского пространства является актуальной для...

«Сталинки» Тюмени | Статья в журнале «Молодой ученый»

 Статья посвящена актуальной проблеме — возрождению российских городов после

Проблема социальной памяти и различных видов её фиксации поднималась в научной

Довоенная Тюмень — провинциальный деревянный город. Даже получив статус областного...

Философские проблемы функционирования поселений и их...

Актуальность рассмотрения проблемы внедрения креативного подхода в социальную жизнь поселения обусловлена тем, что в связи с новыми

В крупных городах проживает почти половина населения нашей страны, поэтому задача формирования в этих городах среды...

Малый город России: в поисках культурного своеобразия

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, малые города не совсем города, тем более в современном понимании этого термина.

Город – своеобразная форма человеческого общежития. Это единство в многообразии, предполагающее постоянное творческое...

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Пространство — философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то

Креативные пространства городских поселений — это публично доступные места города, где

3) Трансляция наиболее успешных решений конкретных задач (в сфере IT, живописи...

Похожие статьи

Креативные индустрии в пространстве города

Креативные индустрии в пространстве города. Автор: Терентьева Наталья Александровна.

Креативные индустрии оказывают непосредственное влияние на привлекательность города.

Бадлуева, М. П. Новые тенденции функционирования и развития социально-экономической...

Тюмень как предполагаемая городская агломерация

Город- ядро — город Тюмень, численность населения которого составляет 697,1 тыс. человек.

Видится, что Тюменская городская агломерация как административный центр субъекта могла бы иметь в своем ведении дополнительные вопросы местного значения в ряде...

Лингвистические особенности тюменского эргономического...

Эргономическое пространство города Тюмени, являясь неотъемлемой частью ономастического пространства, имеет ряд особенностей и является средством выражения языковой личности номинаторов, отражая при этом специфику всего языкового коллектива.

Проблема организации культурного пространства города

Проблема правильной организации культурного пространства города является весьма важной для изучения.

Необходимо отметить, что культурная сфера города непосредственно связана с

Проблема культурной организации городского пространства является актуальной для...

«Сталинки» Тюмени | Статья в журнале «Молодой ученый»

 Статья посвящена актуальной проблеме — возрождению российских городов после

Проблема социальной памяти и различных видов её фиксации поднималась в научной

Довоенная Тюмень — провинциальный деревянный город. Даже получив статус областного...

Философские проблемы функционирования поселений и их...

Актуальность рассмотрения проблемы внедрения креативного подхода в социальную жизнь поселения обусловлена тем, что в связи с новыми

В крупных городах проживает почти половина населения нашей страны, поэтому задача формирования в этих городах среды...

Малый город России: в поисках культурного своеобразия

Проблема, на наш взгляд, состоит в том, малые города не совсем города, тем более в современном понимании этого термина.

Город – своеобразная форма человеческого общежития. Это единство в многообразии, предполагающее постоянное творческое...

Реализация творческого потенциала населения через креативные...

Пространство — философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то

Креативные пространства городских поселений — это публично доступные места города, где

3) Трансляция наиболее успешных решений конкретных задач (в сфере IT, живописи...

Задать вопрос