Процессный подход в управлении организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Куликов, М. Г. Процессный подход в управлении организацией / М. Г. Куликов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79720/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: BPM, EPM, BPI, бизнес-процессы, процессный подход, стратегия организации.

Бизнес-процессы способны значительно повысить эффективность бизнеса в любой сфере. Бизнес-процесс является уникальным средством, чтобы взглянуть на процессы предприятия со стороны, увидеть узкие места и слабые стороны в процессе и улучшить процесс, оптимизировать его, если это будет необходимо. Технология описания бизнес-процессов позволяет обеспечить ясность и понятность каждой операции бизнеса, помогает проанализировать результаты различных сбоев, которые могут произойти на определенном этапе выполнения работ, а также своевременно обнаружить ошибки и исправить их.

Основное свойство бизнес-процесса заключается в том, что это взаимосвязанная и конечная совокупность определенных действий, которая определяется отношениями, ограничениями, ресурсами и мотивами внутри конечного множества субъектов и объектов, которые объединяются в систему с целью удовлетворения общих интересов и для получения конечного конкретного результата, потребляемого самой системой.

Для графического представления деятельности учреждения используются блок-схемы процессов. Любой бизнес-процесс, как правило, берет свое начало со спроса потребителя и заканчивается удовлетворением этого спроса.

Владельцем бизнес-процесса чаще всего выступает должностное лицо, имеющее в подчинении персонал, распоряжающееся инфраструктурой, оборудование и программным обеспечением, обладающее нужной информацией о процессе, управляющее течением бизнес-процесса и несущее ответственность за эффективность и результативность процесса.

Процессное управление помогает заниматься организацией и усовершенствованием бизнес-процесса более планомерно и осмысленно, а также изменять масштабность изучаемого бизнес-процесса. Люди, которые организуют и проектируют бизнес-процесс, напрямую связаны с менеджерами и с другими подразделениями предприятия. Эта связь состоит в передаче полномочий другим сотрудникам и распределении поручений между ними. Именно поэтому, сначала обязательно определяется порядок взаимодействия подразделений и руководителей, которые участвуют в управлении бизнес-процесса, а уже потом запускается процесс. Чтобы знать, кто, чем занимается, разрабатываются специальные документы, регламентирующие порядок работы каждого отдела и менеджеров, управляющих процессом.

На самом деле, объектом управления выступает сам процесс — его описание, контроль, измерение процесса, доведение до автоматизма согласно инструкциям, различным алгоритмам и критериям. Управление бизнес-процессом — это сложная постоянная работа над бизнес-процессом. Процесс проектируется, организуется и совершенствуется в деятельности учреждения в динамике.

Из-за усиления конкуренции и недостатка времени и запасов главные ресурсы для роста эффективности процессов содержатся внутри самих бизнес-процессов. Для того чтобы разобраться, как повысить эффективность и результативность бизнес-процесса, необходимо осуществить его моделирование. Именно поэтому сейчас компании активно описывают бизнес-процессы, их регламентацию, занимаются проектированием и аудитом. На сегодняшний день это является необходимостью.

Нужно отметить, что финансовая деятельность учреждений требует особого внимания. Финансовые бизнес-процессы во многих учреждениях являются второстепенными. Они выполняют обслуживающую или вспомогательную функции. Задача финансовых бизнес-процессов заключается в следующем: они помогают всем остальным функциям учреждения (производство, продажи, снабжение, логистика и администрирование) извлекать максимальную прибыль, при этом разумно используя основные и оборотные средства. Помощь финансовых бизнес-процессов состоит в оценке управленческих решений, обеспечении приемлемого объема финансирования операционной деятельности по доступной стоимости. Бизнес-процессы финансового отдела тоже бывают несовершенны, и в них часто имеются недостатки, поэтому им тоже очень важно уделять внимание, проектировать, анализировать и совершенствовать, обращая внимание на проблемные места.

Основная задача предприятия — управление финансовыми процессами. Предприятие должно анализировать, обрабатывать уже имеющиеся данные предыдущих периодов, выявлять недостатки, проблемные места и заниматься их исправлением. Планирование дает возможность учреждению стремиться к определенным целям, которые поставлены на основе уже имеющихся реальных данных. Таким образом, функции планирования и контроля гарантируют постоянную прибыль учреждению. Финансовое планирование и контроль происходят постоянно в деятельности компании. Перед началом описания любого бизнес-процесса необходимо сначала определиться с входными и выходными данными процесса, а также полностью описать окружение бизнес-процесса. Только после этого можно приступать к его моделированию и проектированию.

Управление бизнес-процессами (англ. Business Process Management, BPM) — это система управления, которая связывает цели и стратегию компании с потребностями и ожиданиями клиентов компании через определенную организацию сквозных процессов.

Таблица 1

Матрица областей использования ВРМ

1.PNG

Таким образом, методы управления бизнес-процессами сосредотачиваются на конечных результатах, а также на путях для их достижения. Следующая матрица наглядно изображает три основные области использования BPM.

Первая область применения BPM — усовершенствование бизнес-процессов (BPI). Она представляет собой проект, направленный на улучшение гармонии между ожиданиями клиентов и стратегией компании. BPI состоит из выбора, анализа, проектирования и внедрения улучшенного бизнес-процесса. В этой области могут использоваться такие прикладные методы, как методология BPM (жизненный цикл), шесть сигм, бережливый менеджмент, TQM и другие.

Нужно отметить, что в качестве BPM может приниматься целая система, которая включает в себя ряд проектов и инициатив.

Следующая область применения BPM — это управление процессами предприятия (EPM). EPM — это использование методов, принципов и процессов в определенном учреждении. EPM:

а) позволяет обеспечить согласование процессного регулирования, соответствие архитектуры и портфеля сквозных процессов ресурсам и стратегии учреждения;

б) передает модель регулирования с целью управления и оценки BPM инициативами. В EPM определяется степень зрелости управления процессами для определения достигнутого уровня.

И наконец, непрерывная оптимизация — область применения, представляющая собой долгосрочный метод для увеличения производительности и результативности определенных процессов, основываясь на постоянно работающей системе управления с обратной связью.

Литература:

  1. Горшков, Д. О. Реинжиниринг отдельных бизнес-процессов как средство нахождения новых точек роста сбытовой сети / Д. О. Горшков, Д. А. Корнилов — Текст: непосредственный // Вестник НГИЭИ. — 2017. — № 11 (78). — С.148–161.
  2. Лыкова, А. И. Система управления эффективностью бизнес-процессов / А. И. Лыкова — Текст: непосредственный // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. — 2017. — № 2. — С.66–74.
  3. Федорова, О. В. Применение методологий SADT и ARIS для моделирования и управления бизнес-процессами информационных систем / О. В.Федорова, А. А. Мамаева, Е. А. Якунина — Текст: непосредственный // Вестник ВГУИТ. — 2018. — № 1 (75). — С.105–109.
Основные термины (генерируются автоматически): BPM, EPM, BPI, процесс, TQM, стратегия компании.


Похожие статьи

TQM как система для повышения качества процессов

TQM — это такой подход к организации менеджмента компании, где пристальное внимание уделяется именно качеству.

Процессы, происходящие внутри конкретных отделов компании, успешно интегрируются в процессы, которые осуществляются в целом в организации.

Программы внедрения систем СРМ (управление эффективностью...)

Компания, которая быстро принимает правильные решения, формирует конкурентное преимущество. Поэтому управление компанией в новой экономике должно быть основано на разработке и реализации рыночно-ориентированных стратегий и опирается на концепцию и...

Total Quality Management, или TQM — это теория по мировому...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов. Слова этой аббревиатуры подразумевают следующее: Всеобщий — означает вовлечение в процесс всех...

Создание BPM-системы на основе базы данных SQL при...

BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) — это концепция управления организацией, представляющая деятельность предприятия как совокупность процессов. Объединяет идеи менеджмента бизнес-процессов и IT-среду для их изменения...

К вопросу о взаимосвязи между повышением производительности...

Total Quality Management, или TQM — это теория по мировому управлению качеством. TQM — это такой подход к организации менеджмента компании, где пристальное внимание уделяется именно. Но это того стоило, фирма вышла на международный уровень качества и удачно...

Особенности внедрения и факторы успеха реализации BPMS

 В статье приведено рассмотрение особенностей внедрения управленческой концепции BPM при процессном подходе к управлению организацией, а также анализ факторов успеха в реализации систем класса BPMS. Ключевые слова: BPM, бизнес-процесс, BPMS...

Альтернативные подходы к выбору систем управления...

«MsKinsey» — ведущая международная компания,предоставляющаяуслугив области

CRM система (customer relationship management) — это стратегия ведения бизнеса, направленная

Ключевые слова: BPM, бизнес-процесс, BPMS... Эффективность применения CRM-системы...

Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем...

В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.

Похожие статьи

TQM как система для повышения качества процессов

TQM — это такой подход к организации менеджмента компании, где пристальное внимание уделяется именно качеству.

Процессы, происходящие внутри конкретных отделов компании, успешно интегрируются в процессы, которые осуществляются в целом в организации.

Программы внедрения систем СРМ (управление эффективностью...)

Компания, которая быстро принимает правильные решения, формирует конкурентное преимущество. Поэтому управление компанией в новой экономике должно быть основано на разработке и реализации рыночно-ориентированных стратегий и опирается на концепцию и...

Total Quality Management, или TQM — это теория по мировому...

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) — бизнес-стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов. Слова этой аббревиатуры подразумевают следующее: Всеобщий — означает вовлечение в процесс всех...

Создание BPM-системы на основе базы данных SQL при...

BPM (Business Process Management, управление бизнес-процессами) — это концепция управления организацией, представляющая деятельность предприятия как совокупность процессов. Объединяет идеи менеджмента бизнес-процессов и IT-среду для их изменения...

К вопросу о взаимосвязи между повышением производительности...

Total Quality Management, или TQM — это теория по мировому управлению качеством. TQM — это такой подход к организации менеджмента компании, где пристальное внимание уделяется именно. Но это того стоило, фирма вышла на международный уровень качества и удачно...

Особенности внедрения и факторы успеха реализации BPMS

 В статье приведено рассмотрение особенностей внедрения управленческой концепции BPM при процессном подходе к управлению организацией, а также анализ факторов успеха в реализации систем класса BPMS. Ключевые слова: BPM, бизнес-процесс, BPMS...

Альтернативные подходы к выбору систем управления...

«MsKinsey» — ведущая международная компания,предоставляющаяуслугив области

CRM система (customer relationship management) — это стратегия ведения бизнеса, направленная

Ключевые слова: BPM, бизнес-процесс, BPMS... Эффективность применения CRM-системы...

Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем...

В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.

Задать вопрос