Классификация административных наказаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Безукладников, В. В. Классификация административных наказаний / В. В. Безукладников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 168-172. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79708/ (дата обращения: 19.04.2021).



В данной статье рассматривается классификация административных наказаний. Описаны содержание и особенности основных видов административных наказаний, рассмотрены критерии классификации и признаки системности административных наказаний.

Ключевые слова: административные наказания , административные правонарушения, предупреждение, административный штраф, конфискация, дисквалификация, административный арест, административный запрет.

Key words: administrative penalties, administrative offenses, prevention, administrative fine, confiscation, disqualification, administrative detention, administrative ban.

Классификация занимает важное место в познании государственно-правовых явлений. Она позволяет упорядочить исследуемые объекты по определенным признакам, сгруппировать их на виды, выделить общее, присущее тому или виду, роду или классу. Одновременно классификация позволяет определить и уникальное для того или иного государственно-правового явления, особенного, когда оно не вписывается ни в одну из существующих групп исследуемых объектов.

В статье 3.2 КоАП РФ перечислены виды административных наказаний:

«За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

— предупреждение;

— административный штраф;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

— административный арест;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

— дисквалификация;

— административное приостановление деятельности;

— обязательные работы;

— административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения» [1].

Первичную классификацию административных наказаний можно провести на основании одного из основных признаков, отмеченных в Кодексе об административных правонарушениях: наказаний основных и дополнительных.

С соответствии со статьей 3.3 КоАП РФ «предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний» [1].

Причем другая группа административных наказаний может выступать как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных, что непосредственно вытекает из части 2 ст. 3.3 КоАП, в которой указано, что «конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания» [1].

Административное предупреждение по карательному воздействию является самым легким видом наказания. Суть предупреждения заключается в предостережении лица о недопустимости противоправного поведения в будущем. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, например, нарушение правила перехода дороги в неположенном месте (ч.1 ст. 12.29 КоАП). Если лица, которые уже подвергались предупреждению, совершили аналогичное (повторное) нарушение, то к ним, должны быть применены уже более строгие меры административной ответственности. Так же может применяться в качестве дополнительного наказания.

Административный штраф выступает в качестве денежного взыскания, выраженного в рублях. Размеры административных штрафов дифференцированы законодателем, предусмотрев конкретные размеры или их промежутки в конкретных статьях КоАП РФ. В борьбе с административными правонарушениями штраф используют чаще всего. Как показывает практика, штраф может выступать как основным видом наказания, так и в качестве дополнительного наказания [1].

Другим видом административного наказания является конфискация орудия или предмета правонарушения. По мнению Л. А. Боренштейна «оно представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения возможно только по решению суда». Конфискуемыми предметами могут быть: денежные средства, оружие, изготовленная продукция и т. д.

Дальше из списка административных наказаний идет лишение специального права, которое состоит в отказе физическому лицу в предоставлении ему определенного законом специального права в случае, когда данное физическое лицо неоднократно или грубо нарушает порядок использования этого права. В Российском законодательстве предусмотрены несколько видов специального права, для получения которого требуется соблюдение определенных условий (сдача квалификационных экзаменов для права управления транспортными средствами, или обеспечение условий хранения для разрешения на оружие). Вид наказания в виде лишения специального права может назначаться только судом.

Л. А. Боренштейн считает, что «лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ)». Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 49-ФЗ указанная норма была дополнена положением о том, что основанием применения рассматриваемой меры юридической ответственности является уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования соответствующим правом [4].

Административный арест является самым строгим административным наказанием и состоит в изолировании правонарушителя от общества. По срокам устанавливается до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения и других ситуаций до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. В случае, если судья считает, что иные меры наказаний являются недостаточными для карательного воздействия на виновного, то могут назначают эту меру [5].

Административный арест назначается в исключительных случаях за административные правонарушения, которые могут повлечь за собой общественно опасные последствия, что при наличии указанных последствий переведет их в разряд преступлений, а также грубые правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, посягающие на порядок управления и другие правонарушения.

Административное наказание в виде выдворения за пределы РФ применяется за совершение ряда правонарушений в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. Этот вид наказания представляет собой обеспечение принудительного и контролируемого перемещении за пределы территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства в случаях установленным Российским законодательством. Этот вид наказания назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию Российской Федерации — соответствующими должностными лицами.

Суть дисквалификации представляет собой лишение физических лиц прав занимать различные должности на государственной и муниципальной службе, а так же исполнять руководящие обязанности в управлении юридических лиц, обеспечивать управление юридическим лицом, осуществлять деятельность арбитражных управляющих.

В Комментарии к кодексу об административных правонарушениях указано, что «административное приостановление деятельности состоит во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ и назначаются судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день» [3].

В соответствии со статьей 3.14 КоАП РФ «административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет» [1].

Кодекс об административных правонарушениях дает основание классифицировать административные наказания в зависимости от вида нормативного правового акта, в котором они могут быть установлены. На основании данного критерия федеральный законодатель очерчивает рамки правотворчества для регионального законодателя.

В зависимости от субъектов, которым предоставлено право применять административные наказания их можно подразделить на две группы: административные наказания, применяемые судом, и административные наказания, применяемые судом и иными уполномоченными органами. Иначе данный классифицирующий критерий можно назвать субъектным.

Существует обязательное условие для назначения таких видов следующих административных наказаний: административного ареста, обязательных работ, административного запрета на посещение мест проведения соревнований, а так же дисквалификации, такие наказания могут быть назначена только судом. Все остальные административные наказания могут быть назначены как судом, так и иным компетентным органом административной юрисдикции.

Административный арест законодатель называет «исключительной» мерой административной ответственности. Следовательно, административный арест можно отнести к исключительному виду административного наказания, а все остальные к обычным видам административных наказаний.

Следуя принципу гуманизма, Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ряд ограничений по применению административных наказаний к определенной группе субъектов. Следовательно, административные наказания можно подразделить на применяемые ко всем физическим лицам и применяемые к ограниченному кругу субъектов. Причем ограничивать круг субъектов, которым может быть назначено то или иное административное наказание может не только принцип гуманизма, но и особый правовой статус, обусловленный действием других нормативных правовых актов.

Субъектная характеристика административных наказаний очень разнообразна. Известно, что все субъекты права подразделяются на индивидуальные и коллективные, то есть на физических лиц и юридических лиц. Административные наказания можно подразделить на применяемые к физическим лицам и применяемые к юридическим лицам [5].

Представляется интересной классификация административных наказаний, даваемая на основе вида ограничений прав субъектов. Так, ряд наказаний ограничивает имущественную сферу правонарушителя: наказание в виде административного штрафа или наказание в виде конфискации орудий при помощи которых совершенно административное правонарушение.

В то же время часть административных наказаний применяются для ограничения личной свободы, свободы передвижения, свободы выбора местонахождения. К таким видам административных наказаний следует отнести наказания в виде:

— административного выдворения за пределы Российской Федерации;

— административного ареста;

— административного запрета на посещение спортивного соревнования [2].

Любая классификация носит условный характер и, как известно, совершенных классификаций не бывает. Поэтому относительно последней классификационной группы следует отметить, что степень ограничения личной свободы у данных административных наказаний различная. В большей степени она выражена в аресте, когда субъект находится в условиях строгой изоляции от общества. Утративший силу КоАП РСФСР соединял этот вид административного воздействия с «трудовой терапией», так как подвергнутые административному наказанию в виде ареста обязаны были трудиться в местах, определяемых органами, исполняющими данный вид административного наказания. В КоАП РФ законодатель отказался от данной идеи, исключив трудовое воздействие на лиц, отбывающих данный вид административного наказания [9].

Условность данной классификации обусловлена еще и тем, что права и свободы человека носят системный характер, и ограничивая одни права, косвенно затрагиваются и другие права, лиц подвергнутых административному наказанию. Так, за лицом, отбывающим наказание в виде ареста, не сохраняется средняя заработная плата, он лишается возможности трудиться по основному месту работы. На период отбывания ареста наказанный лишается возможности воспитывать детей, а если он обучается в учебном заведении, то ограничивается и его право на образование.

Другая группа наказаний непосредственно ограничивает трудовые права граждан. К таким видам административных наказаний следует отнести обязательные работы и административную дисквалификацию. Обязательные работы ограничивают такие права как свободу труда, право на отдых, а также право на вознаграждение за труд. Причем эти права закреплены как в Конституции Российской Федерации, так и Трудовом кодексе РФ, а также в ряде международных нормативных правовых актов.

Административная дисквалификация более специфична, она направлена как на ограничения трудовых прав, так и на ограничение Конституционного права на доступ к государственной и муниципальной службе. Кроме того, она ограничивает право на замещение руководящих должностей, связанных с управлением юридическим лицом.

Ввиду обширности группы прав, которую может ограничивать такое наказание как административное приостановление деятельности, его следует обозначить, как наказание, ограничивающее права юридических лиц.

Наказание в виде предупреждения связано с честью, достоинством и деловой репутацией. При этом деловая репутация или честь несут урон в результате осуждения как правонарушителя, так и деяния им совершенного. В юридической литературе этот вид административного наказания часто называют разовым психологическим порицанием. При этом следует отграничивать административное предупреждение как вид административного наказания, от устного замечания, предусмотренного статьей 2.9 КоАП РФ. Предупреждение выносится в письменной форме, а замечание в устной. Кроме того, замечание не входит в перечень административных наказаний, который определён в статье 3.1 КоАП РФ и является исчерпывающим [2].

Сущность предупреждения и некоторых других административных наказаний заключается в их разовом, а не длящемся характере. Следующее основание классификации административных наказаний продолжительность действия. На основании данного критерия административные наказания подразделяются на одномоментные и длящиеся.

Таким образом, критериями классификации административных наказаний являются: длительность административного наказания; вид ограничения прав; характеристики субъектов к которым оно может быть применено; уровень нормативного правового акта, в котором может быть закреплено наказания; характеристики субъекта, наделенного правом применять административное наказание; основной или дополнительный характер наказания.

Классификация административных наказаний тесно связана с их системой. Однако классификация на группы не тождественна самой системе административных наказаний. Само понятие «система» является философским и означает некое целое, составленное из определенных частей, характеризующихся связями и зависимостями как друг от друга, так и с системой более высокого уровня. В философской науке выработаны основные системные принципы: целостности; зависимости элемента; взаимозависимости элементов; иерархичности системы; множественности.

По мнению И. В. Максимова, «система административных наказаний в своем философско-правовом (широком) понимании представляется как внутреннее организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного наказания в социальной среде» [9].

Сами системообразующие связи характеризуют систему административных наказаний. Наказания, закрепленные в КоАП РФ, обладают общими характеристиками. Например, наличие общих целей, отнесение их к категории мер административного принуждения. Хоть это и будет звучать несколько тавтологично, но все административные наказания являются именно административными наказаниями, а не иными правовыми явлениями. По своей юридической природе меры административного принуждения (наказания), закрепленные в статье 3.1 КоАП относятся к наказаниям, а не к мерам обеспечения, мерам защиты, мерам безопасности и так далее. Все административные наказания устанавливаются государством в особом законодательном порядке, а также исключаются из перечня административных наказаний тоже законодательным органом. Для многих административных наказаний характерен единый порядок наложения.

Следующий признак системы административных наказаний заключается в их структурно-иерархическом единстве. Этот признак системы административных наказаний вызывает много возражений. В статье 3.2. КоАП сформулирован перечень видов административных наказаний, но это именно перечень, а не система. Причем, если в Уголовном кодексе РФ в аналогичной статье, закрепляющей виды уголовных наказаний, они выстроены по принципу от менее строго к более строгому, то в КоАП этот принцип нарушен. Конечно, первым в перечне административных наказаний стоит предупреждение, как менее строгое административное наказание, заключающееся в разовом психологическом порицании. Однако далее следует административный штраф, который может исчисляться сотнями тысяч, а для юридических лиц и миллионами [2].

Многие специалисты в области административного права указывают, что перечень административных наказаний, закрепленный в КоАП не выстроен по системным признакам и в нем нарушена логика построения от менее строго административного наказания к более суровому.

Еще один признак административных наказаний состоит в их относительной устойчивости. Однако устойчивость административных наказаний не следует понимать как ее неизменность. С момента принятия КоАП РФ в систему наказаний вносились изменения. Изменение системы административных наказаний обусловлено экономическими, политическими, духовными факторами, оно также зависит от появления новых видов угроз для личности, общества и государства. Кроме того, изменениям подвергались и размеры штрафов административных наказаний, устанавливаемых для физических и юридических лиц, а также должностных лиц. Штрафные санкции наиболее «подвижная» и динамичная часть системы административных наказаний, что обусловлено инфляционными процессами, происходящими в нашей стране. Причем очень динамична оказалась Особенная часть КоАП РФ, там санкции различных норм административной ответственности изменялись неоднократно, в них включались альтернативные наказания, изменялись сроки, размеры и так далее [5].

При этом законодатель часто вносил такие изменения бессистемно, нарушая иерархию санкций норм административной ответственности. В результате чего за некоторые административные правонарушения альтернативой штрафу выступает административный арест, который не сопоставим по своей степени строгости со штрафом.

Системность административных наказаний заключается и в том, что они связаны с системами других видов наказаний. Помимо системы административных наказаний в российском праве существуют развитые системы уголовных наказаний, системы налоговых наказаний, системы гражданско-правовых наказаний. Все указанные системы образуют единую систему наказаний в российском праве, в рамках которой административные наказания выступают уже ее элементом [9].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Критериями классификации административных наказаний являются: длительность административного наказания; вид ограничения прав; характеристики субъектов к которым оно может быть применено; уровень нормативного правового акта, в котором может быть закреплено наказания; характеристики субъекта наделенного правом применять административное наказание; основной или дополнительный характер наказания.
  2. В настоящее время назрела необходимость в согласовании системы административных штрафов и уголовных штрафов, так как административный штраф не может быть больше штрафа, который предусмотрен УК РФ.
  3. Система административных наказания — это упорядоченная и взаимообусловленная совокупность административных наказаний, характеризующаяся единством, устойчивостью, относительной обособленностью, общими признаками, непротиворечивостью с связями с системами наказаний других видов юридической ответственности.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.06.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. — № 1.

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. — М.: Зерцало — М, 2014–595 с.

3. Амелин Р. В., Колоколов А. В., Колоколова М. Д., Липатов Э. Г., Свечникова И. В., Чаннов С. Е. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая (под общ. ред. Л. В. Чистяковой). — ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019 г.

4. Боренштейн А. Л. Административная ответственность: учебное пособие. Часть 1. — Курск: МУП «Курская городская типогр»., 2014. — 117 с.

5. Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Е. В. Трофимов Административное право: учебник. — М.: Эксмо, 2009. — 429 с.

6. Дугенец А. С. Административная ответственность в российском праве. — М., 2005. — С. 133

7. Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 2000. — 464 с.

8. Липинский Д. А. Понятие административного наказания // Юридические исследования. — 2017. — № 2. — С. 24–43.

9. Липинский Д. А., Мусаткина А. А. Цели и функции административных наказаний // Административное право и практика администрирования. 2017. № 2. С. 20–37.

10. Максимов И. В. Система административных наказаний по законодательству Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская гос. академия права», 2004. — 24с.

11. Студеникина М. Основные новеллы Кодекса РФ об административных правонарушениях // Закон. 2014. — № 7. — С. 5–12.

Основные термины (генерируются автоматически): наказание, административное наказание, РФ, административный арест, административный штраф, вид, лицо, административное правонарушение, Российская Федерация, физическое лицо.


Задать вопрос