Правовые основы миграционных процессов и участие Российской Федерации в регулировании международной миграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Борисова, А. В. Правовые основы миграционных процессов и участие Российской Федерации в регулировании международной миграции / А. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79695/ (дата обращения: 18.04.2021).



В рамках данной статьи рассматриваются миграция и миграционные процессы, которые являются неотъемлемым элементом современных международных процессов, и вместе с тем, влияют на динамику развития международной системы, в целом. Также упорядочивание миграционных процессов сопровождается обновлением и правовой сферы.

Ключевые слова: международная миграция, мировая политика, международное право, международные организации.

Миграция имеет исторические корни. С Древних времен народам было характерно переселение. Однако учитывая особенности современной миграции, следует отметить, что ее темпы обоснованы множеством причин. К числу распространённых причин увеличения темпов миграции можно отнести нестабильную политическую обстановку в государствах, выходцами их которых являются вынужденные мигранты, беженцы, трудовые мигранты. По этой причине граждане мигрируют на территорию других государств, которые для них являются безопасным и притягательным для комфортного проживания и работы. Катализаторами миграционных процессов служат и вооруженные конфликты, территориальные претензии государств, сопровождающиеся социально-экономическими потрясениями. Следует отметить, что политические и экономические мотивы миграционных процессов являются наиболее распространенными. В связи с тем, что любая нестабильная ситуация в мире сказывается на миграционном процессе, вопросы миграционной политики затрагивают и политическую, и экономическую, и социальные сферы. Вопросы искоренения вышеназванных причин, гармонизации, гарантии безопасности и стабильности занимают одно из важнейших мест в повестке дня многих международных межправительственных и неправительственных организаций.

Организация Объединенных Наций, Устав которой гласит о том, что одной из целей является «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру…» [1], применяет всевозможные методы по урегулированию и упорядочиванию миграционных процессов. Так, именно Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой закреплены право на свободу передвижения и проживания в пределах границ каждого государства, право покидать любую страну. Многие ее принципы и положения были уточнены и более конкретно определены в последующих декларациях, конвенциях и протоколах к ним, подтверждены в юридически обязательных документах и приобрели статус норм международного права [2]. Среди нормативных документов особую ценность несет Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах. В международном документе признается, что в числе основных причин миграции — перемещение людей в поисках новых экономических возможностей и перспектив; побег от жизни в условиях вооруженных конфликтов; побег от нищеты, отсутствия продовольственной безопасности, преследований, терроризма или нарушения и ущемления прав человека; уход от неблагоприятных последствий изменения климата или стихийных бедствий или в силу других экологических факторов [3]. Одновременно с подписанием данной декларации была запущена глобальная компания «Вместе для всех», которая предусматривала поддержание мер по продвижению отношений между государствами.

Следующим шагом по регулированию миграции стало проведение в 2018 году Межправительственной конференции по заключению глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, целью которого является определить общие правила и условия передвижения людей из страны в страну. Следует отметить, что это первый договор, охватывающий все аспекты международной миграции. Несмотря на то, что документ не имеет юридической силы, он базируется на ценностях суверенитета, ответственности и недискриминации [4].

Международная организация по миграции (МОМ), состоящая из 173 государств-членов и 8 наблюдателей, также занимает важнейшее место в регулировании международной миграции. Одним из важнейших принципов данной организации является сохранение тесных отношений с национальными правительствами, государственными структурами. Основным учредительным документом является Конституция МОМ, в котором обозначены основные цели и функции организации. МОМ осуществляет меры по организационному перемещению мигрантов, занимается организованным перемещением беженцев, оказывает по согласованию с государствами миграционные услуги, обеспечивает форум для государств, международных и других организаций для обмена мнениями и опытом, расширения сотрудничества и координации усилий в области международной миграции [5]. Деятельность организации основывается на основе проектов, которые согласовываются и реализуются совместно с правительствами. Следует отметить, что данная организация выступает одним из партнеров глобального форума по миграции и развитию, который ведет свое начало с 2007 года. Данные форумы являются площадкой для обсуждения миграционных вопросов не только между государственными структурами, но и другими новыми игроками — гражданское сообщество, неправительственные организации, академические структуры, эксперты. Несмотря на то, что решения носят рекомендательный характер, они оказывают помощь в поиске подходов совершенствования механизма регулирования миграции. В рамках работы по глобальной миграции МОМ совместно с агентствами ООН создают интегрированные планы действий по регионам. Также МОМ проводит компанию «Я-мигрант», в которой собраны истории о мигрантах.

Отдельной темой является участие России в системе глобального правового регулирования миграционных процессов. Россия является активным членом межгосударственного сотрудничества по управлению миграционными процессами. Согласно отдельным показателям миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года на миграционный учет было поставлено 9 802 448 мигрантов [6]. Россия является крупнейшим в регионе центром притяжения мигрантов из других постсоветских государств, прежде всего Центральной Азии и Закавказья, фактически именно российская национальная миграционная политика выстраивает структуру и динамику миграционных процессов в регионе. Согласно данным Евразийской экономической комиссии Российская Федерация заключила порядка 12 международных соглашений со странами — членами Евразийского экономического союза. Следует отметить, что на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия поддержала принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Отмечено, что с принципами и целями договора перекликается целый ряд положений обновленной Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Наша страна приняла активное участие в процессе консультаций по выработке модальностей предстоящего в 2022 г. первого Обзорного форума по международной миграции [7].

Таким образом, правовые основы регулирования миграционных процессов претерпевают существенные изменения. Происходит обновление, как в международном правовом поле, так и на уровне национальных законодательств государств мира. Среди лидирующих государств — центров притяжения мигрантов особое место занимает Россия. Участие государства в правовом регулировании миграционных волн раскрывается через сотрудничество с другими государствами, а также с международными межправительственными организациями в сфере миграции.

Литература:

  1. Устав Организации Объединенных Наций. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 31.03.2021).
  2. Сабуни, Р. М. Глобальный договор ООН о безопасности, упорядоченной и легальной миграции: правовой анализ / Р. М. Сабуни. — Текст: непосредственный // Право. Экономика. Психология. — 2020. — № 3 (19). — С. 22–28.
  3. Минигулова, И. Р. Международно-правовое регулирование миграции в рамках деятельности Организации Объединенных Наций и Международной Организации по миграции / И. Р. Минигулова. — Текст: непосредственный // Международное право и международные организации. — 2019. — № 4. — С. 9–15.
  4. Межправительственная конференция для принятия глобального договора о миграции. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/conf/migration/global-compact-for-safe-orderly-regular-migration.shtml (дата обращения: 31.03.2021).
  5. Минигулова, И. Р. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации и Международной организации по миграции / И. Р. Минигулова. — Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 12. — С. 29–32.
  6. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года с распределением по странам и регионам. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689602/ (дата обращения: 31.03.2021).
  7. О позиции России на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — Текст: электронный // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/conf/migration/global-compact-for-safe-orderly-regular-migration.shtml (дата обращения: 31.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): международная миграция, Россия, государство, процесс, Российская Федерация, Генеральная Ассамблея ООН, Глобальный договор, легальная миграция, мигрант, МОМ.


Задать вопрос