Правовые основы миграционных процессов и участие Российской Федерации в регулировании международной миграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Борисова, А. В. Правовые основы миграционных процессов и участие Российской Федерации в регулировании международной миграции / А. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79695/ (дата обращения: 25.04.2024).



В рамках данной статьи рассматриваются миграция и миграционные процессы, которые являются неотъемлемым элементом современных международных процессов, и вместе с тем, влияют на динамику развития международной системы, в целом. Также упорядочивание миграционных процессов сопровождается обновлением и правовой сферы.

Ключевые слова: международная миграция, мировая политика, международное право, международные организации.

Миграция имеет исторические корни. С Древних времен народам было характерно переселение. Однако учитывая особенности современной миграции, следует отметить, что ее темпы обоснованы множеством причин. К числу распространённых причин увеличения темпов миграции можно отнести нестабильную политическую обстановку в государствах, выходцами их которых являются вынужденные мигранты, беженцы, трудовые мигранты. По этой причине граждане мигрируют на территорию других государств, которые для них являются безопасным и притягательным для комфортного проживания и работы. Катализаторами миграционных процессов служат и вооруженные конфликты, территориальные претензии государств, сопровождающиеся социально-экономическими потрясениями. Следует отметить, что политические и экономические мотивы миграционных процессов являются наиболее распространенными. В связи с тем, что любая нестабильная ситуация в мире сказывается на миграционном процессе, вопросы миграционной политики затрагивают и политическую, и экономическую, и социальные сферы. Вопросы искоренения вышеназванных причин, гармонизации, гарантии безопасности и стабильности занимают одно из важнейших мест в повестке дня многих международных межправительственных и неправительственных организаций.

Организация Объединенных Наций, Устав которой гласит о том, что одной из целей является «Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру…» [1], применяет всевозможные методы по урегулированию и упорядочиванию миграционных процессов. Так, именно Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой закреплены право на свободу передвижения и проживания в пределах границ каждого государства, право покидать любую страну. Многие ее принципы и положения были уточнены и более конкретно определены в последующих декларациях, конвенциях и протоколах к ним, подтверждены в юридически обязательных документах и приобрели статус норм международного права [2]. Среди нормативных документов особую ценность несет Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах. В международном документе признается, что в числе основных причин миграции — перемещение людей в поисках новых экономических возможностей и перспектив; побег от жизни в условиях вооруженных конфликтов; побег от нищеты, отсутствия продовольственной безопасности, преследований, терроризма или нарушения и ущемления прав человека; уход от неблагоприятных последствий изменения климата или стихийных бедствий или в силу других экологических факторов [3]. Одновременно с подписанием данной декларации была запущена глобальная компания «Вместе для всех», которая предусматривала поддержание мер по продвижению отношений между государствами.

Следующим шагом по регулированию миграции стало проведение в 2018 году Межправительственной конференции по заключению глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, целью которого является определить общие правила и условия передвижения людей из страны в страну. Следует отметить, что это первый договор, охватывающий все аспекты международной миграции. Несмотря на то, что документ не имеет юридической силы, он базируется на ценностях суверенитета, ответственности и недискриминации [4].

Международная организация по миграции (МОМ), состоящая из 173 государств-членов и 8 наблюдателей, также занимает важнейшее место в регулировании международной миграции. Одним из важнейших принципов данной организации является сохранение тесных отношений с национальными правительствами, государственными структурами. Основным учредительным документом является Конституция МОМ, в котором обозначены основные цели и функции организации. МОМ осуществляет меры по организационному перемещению мигрантов, занимается организованным перемещением беженцев, оказывает по согласованию с государствами миграционные услуги, обеспечивает форум для государств, международных и других организаций для обмена мнениями и опытом, расширения сотрудничества и координации усилий в области международной миграции [5]. Деятельность организации основывается на основе проектов, которые согласовываются и реализуются совместно с правительствами. Следует отметить, что данная организация выступает одним из партнеров глобального форума по миграции и развитию, который ведет свое начало с 2007 года. Данные форумы являются площадкой для обсуждения миграционных вопросов не только между государственными структурами, но и другими новыми игроками — гражданское сообщество, неправительственные организации, академические структуры, эксперты. Несмотря на то, что решения носят рекомендательный характер, они оказывают помощь в поиске подходов совершенствования механизма регулирования миграции. В рамках работы по глобальной миграции МОМ совместно с агентствами ООН создают интегрированные планы действий по регионам. Также МОМ проводит компанию «Я-мигрант», в которой собраны истории о мигрантах.

Отдельной темой является участие России в системе глобального правового регулирования миграционных процессов. Россия является активным членом межгосударственного сотрудничества по управлению миграционными процессами. Согласно отдельным показателям миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года на миграционный учет было поставлено 9 802 448 мигрантов [6]. Россия является крупнейшим в регионе центром притяжения мигрантов из других постсоветских государств, прежде всего Центральной Азии и Закавказья, фактически именно российская национальная миграционная политика выстраивает структуру и динамику миграционных процессов в регионе. Согласно данным Евразийской экономической комиссии Российская Федерация заключила порядка 12 международных соглашений со странами — членами Евразийского экономического союза. Следует отметить, что на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия поддержала принятие Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Отмечено, что с принципами и целями договора перекликается целый ряд положений обновленной Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. Наша страна приняла активное участие в процессе консультаций по выработке модальностей предстоящего в 2022 г. первого Обзорного форума по международной миграции [7].

Таким образом, правовые основы регулирования миграционных процессов претерпевают существенные изменения. Происходит обновление, как в международном правовом поле, так и на уровне национальных законодательств государств мира. Среди лидирующих государств — центров притяжения мигрантов особое место занимает Россия. Участие государства в правовом регулировании миграционных волн раскрывается через сотрудничество с другими государствами, а также с международными межправительственными организациями в сфере миграции.

Литература:

  1. Устав Организации Объединенных Наций. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 31.03.2021).
  2. Сабуни, Р. М. Глобальный договор ООН о безопасности, упорядоченной и легальной миграции: правовой анализ / Р. М. Сабуни. — Текст: непосредственный // Право. Экономика. Психология. — 2020. — № 3 (19). — С. 22–28.
  3. Минигулова, И. Р. Международно-правовое регулирование миграции в рамках деятельности Организации Объединенных Наций и Международной Организации по миграции / И. Р. Минигулова. — Текст: непосредственный // Международное право и международные организации. — 2019. — № 4. — С. 9–15.
  4. Межправительственная конференция для принятия глобального договора о миграции. — Текст: электронный // Организация Объединенных Наций: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/conf/migration/global-compact-for-safe-orderly-regular-migration.shtml (дата обращения: 31.03.2021).
  5. Минигулова, И. Р. Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации и Международной организации по миграции / И. Р. Минигулова. — Текст: непосредственный // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 12. — С. 29–32.
  6. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года с распределением по странам и регионам. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689602/ (дата обращения: 31.03.2021).
  7. О позиции России на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. — Текст: электронный // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/conf/migration/global-compact-for-safe-orderly-regular-migration.shtml (дата обращения: 31.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): международная миграция, Россия, государство, процесс, Российская Федерация, Генеральная Ассамблея ООН, Глобальный договор, легальная миграция, мигрант, МОМ.


Похожие статьи

Россия в процессах международной трудовой миграции

Динамика российской международной миграции, в рамках которой рассматривается

рынок труда, рабочая сила, международная миграция, Россия, мигрант, Приморский край

Российская Федерация становится активным участником процессов международной...

Международно-правовые основы регулирования внешней...

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции. Авторы: Ухина Наталья Ивановна, Закалюжная Наталья

18 декабря 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла «Международную Конвенцию о защите прав всех трудящихся—мигрантов и членов их...

Правовое регулирование международной трудовой миграции

 Международные миграционные процессы являются частью современных глобальных процессов в правовой, экономической, политической, культурной и иных сферах. Миграция является проблемой межгосударственного значения, влияющей на процессы формирования...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан... Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Проблемы миграционной политики стран Европейского Союза... Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция...

Экономические аспекты российской миграции | Статья в журнале...

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав

Российская Федерация становится активным участником процессов международной трудовой миграции. Из общего числа мигрантов в...

Современная миграционная политика и её влияние на положение...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль

Российская Федерация, миграционная политика... - обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также...

Понятия «миграция», «мигрант», «беженец», «внутреннее...

 Миграция — это перемещение людей из их места обычного проживания либо через границы государства или в пределах государства, так определяет

Мигрант таким образом, это лицо, которое совершает пространственное перемещение через границы государственных или...

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

Россия в процессах международной трудовой миграции. Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав, национальный рынок труда, территория РФ, государственная статистика.

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире насчитывалось 191 миллион мигрантов.

Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть.

Похожие статьи

Россия в процессах международной трудовой миграции

Динамика российской международной миграции, в рамках которой рассматривается

рынок труда, рабочая сила, международная миграция, Россия, мигрант, Приморский край

Российская Федерация становится активным участником процессов международной...

Международно-правовые основы регулирования внешней...

Международно-правовые основы регулирования внешней трудовой миграции. Авторы: Ухина Наталья Ивановна, Закалюжная Наталья

18 декабря 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла «Международную Конвенцию о защите прав всех трудящихся—мигрантов и членов их...

Правовое регулирование международной трудовой миграции

 Международные миграционные процессы являются частью современных глобальных процессов в правовой, экономической, политической, культурной и иных сферах. Миграция является проблемой межгосударственного значения, влияющей на процессы формирования...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Российская Федерация, Россия, мигрант, Узбекистан... Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

Проблемы миграционной политики стран Европейского Союза... Россия, Российская Федерация, миграционное законодательство, незаконная миграция...

Экономические аспекты российской миграции | Статья в журнале...

Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав

Российская Федерация становится активным участником процессов международной трудовой миграции. Из общего числа мигрантов в...

Современная миграционная политика и её влияние на положение...

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная сфера, гражданин, лицо, федеральный государственный контроль

Российская Федерация, миграционная политика... - обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также...

Понятия «миграция», «мигрант», «беженец», «внутреннее...

 Миграция — это перемещение людей из их места обычного проживания либо через границы государства или в пределах государства, так определяет

Мигрант таким образом, это лицо, которое совершает пространственное перемещение через границы государственных или...

Понятие и виды трудовой миграции | Статья в журнале...

Россия в процессах международной трудовой миграции. Россия, рабочая сила, международная трудовая миграция, мигрант, Российская Федерация, Федеральная служба, половой состав, национальный рынок труда, территория РФ, государственная статистика.

Зарубежный опыт регулирования миграционных процессов

По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире насчитывалось 191 миллион мигрантов.

Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть.

Задать вопрос