Сбор денег: новые возможности через информационные технологии в Интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Дворянкин, О. А. Сбор денег: новые возможности через информационные технологии в Интернете / О. А. Дворянкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 298-306. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79686/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье представлена информация о технологии по сбору денег и ее активному вхождению в Интернет. Рассмотрен исторический аспект сбора денег и новые направления его развития в глобальной сети. Исследованы особенности и характеристики, которые представляют новые информационные технологии Интернета и спрогнозировано расширение данных возможностей по сбору денег в будущем.

Ключевые слова: деньги, сбор денег, Интернет, информационная безопасность, донат, фандрайзинг, краудфандинг, пожертвование

The article provides information on the technology for raising money and its active penetration into the Internet. The historical aspect of collecting money and new directions of its development in the global network are considered. The features and pecularities of the new information technologies of the Internet are studied and the expansion of these opportunities for raising money in the future is predicted.

Keywords: money, money collection, Internet, information security, donation, fundraising, crowdfunding, donation

Мудрец не считает себя недостойным случайных милостей судьбы. Он… не отрекается от имеющегося у него богатства, но удерживает его, желая предоставить большие средства в распоряжение добродетели…

Сенека. О счастливой жизни (Гл. XXI) [9]

Любовь и благорасположение… необходимы для существования общества, как и справедливость. Без этих первоначальных побуждений оно не может процветать, хотя и может существовать… Хотя природа и побуждает нас к добрым и великодушным поступкам…, она вовсе не нашла необходимым вынуждать нас их совершать под страхом наказания в случае, если бы мы не поступали благотворительно и великодушно.

А. Смит. Теория нравственных чувств (Гл. III) [11]

Людям во все времена было присуще стремление оказывать посильную помощь нуждающимся на добровольной основе.

Мыслители самых разных временных эпох объясняли это стремление человеческой природой, важным побуждением, на котором основывается само общество.

Вероятно, еще одной важной основой благотворительной деятельности является христианская заповедь «возлюби ближнего твоего как самого себя», которая предполагает, что человек должен быть способен сочувствовать и сопереживать другим людям, и, как следствие, оказывать им помощь.

Первые упоминания о благотворительной деятельности появились еще в древние времена и примером может служить знаменитый римлянин Гай Меценат, чьим именем сегодня называют человека, жертвующего средства на развитие искусства и науки.

Однако отечественные историки связывают развитие благотворительной деятельности в нашей стране именно с приходом на Русь христианства, ведь после крещения Руси духовенству было вменено в обязанность осуществление общественного призрения [1].

С тех пор в нашей стране сформировалась традиция покровительствования властей общественным учреждениям: домам для сирот, госпиталям, образовательным учреждениям. При этом в качестве источника финансирования привлекались не только государственные деньги, но и частные пожертвования [1].

«Золотым веком» благотворительности в России стал период конца XIX — начала XX вв., когда общественные акции по сбору пожертвований, проводимых частными лицами, проводились в форме благотворительных базаров, лотерей и т. н. «кружечных сборов» (сборов денежных средств в кружки) [10].

На современном этапе к кружкам добавились футляры от музыкальных инструментов и головные уборы, в которые принимают пожертвования уличные музыканты, а также ящики/коробки, в которые собирают средства уличные сборщики средств, направляемых на благотворительные цели: лечение тяжело больных детей, помощь бездомным животным и т. д.

Однако именно с последними сегодня активно борются общественники.

Связано это с тем, что во многих случаях волонтеры-«коробочники», собирающие средства на улице и в транспорте, лишь прикрываются благотворительными фондами и адресной помощью больным детям, являясь на самом деле мошенниками, в чьих карманах в итоге и оседает большая часть собранных средств.

Журналист H. Фрейман в своем расследовании приводит подробности беседы с бывшим волонтером-«коробочником», собиравшим пожертвования в петербургском метрополитене, который рассказал, что работал в официально зарегистрированном благотворительном фонде, где большая часть средств изымалась директором фонда для личного пользования, а 25 % от собранной суммы отправлялась в карманы сборщиков [13].

Основатель фонда «Детские сердца» E. Бермант утверждает, что уличные сборщики в большинстве случаев просто «крадут» данные о реальных нуждающихся в помощи, опубликованные на официальных сайтах настоящих благотворительных организаций, а директор фонда «Живи, малыш» E. Бычков считает, что жертвовать «коробочникам» просто глупо, поскольку ни одна серьезная благотворительная организация просто не будет собирать деньги на улицах [6].

С учетом этих обстоятельств неудивительно, что в 2020 г. произошло законодательное ужесточение правил сбора пожертвований с помощью ящиков. Отныне устанавливать такие ящики разрешено только некоммерческим организациям, уполномоченным, в соответствии с уставными документами, осуществлять благотворительную деятельность. Разработан ряд требований и к самим ящикам: теперь они должны иметь инвентарный номер, номерную пломбу, нанесенные реквизиты организации, контактные данные, в т. ч. адрес сайта организации, для того чтобы жертвующие свои средства люди могли получить ответы на все интересующие его вопросы. При этом все волонтеры, собирающие пожертвования в переносные ящики, должны иметь при себе доверенность [4].

Таким образом, законодатель основательно «закрутил гайки» для сборщиков пожертвований, использующих ящики, и, как представляется, небезосновательно.

Тем не менее, несмотря на ужесточение правил, сбор пожертвований сегодня остается по-прежнему доступным и в первую очередь благодаря появившейся сети Интернет, которая сегодня предоставляет возможность не только оплачивать различные услуги без посещения банка, но и вносить пожертвования. Именно интернет-сайты, к слову, являются основной платформой, используемой реальными благотворительными организациями.

Благодаря интеграции благотворительной деятельности в интернет-пространство в наш лексикон проникли такие новые слова, как «донат»/«донэйшн» — собственно «пожертвование» в переводе с английского языка, — а также фандрайзинг и краудфандинг.

Под фандрайзингом принято понимать деятельность, направленную на поиск финансовых средств и иных ресурсов, необходимых для осуществления какой-либо деятельности. В самом общем смысле фандрайзинг представляет собой поиск и привлечение средств и ресурсов из альтернативных источников.

При фандрайзинге привлекаются самые разные ресурсы: не только финансовые, но и трудовые, волонтерские, и имущество в виде благотворительного взноса или гранта, а также в форме спонсорства. Отличительной особенностью фандрайзинга является то обстоятельство, что средства и ресурсы привлекаются под некоммерческие проекты, которыми занимаются некоммерческие организации [14].

Что касается краудфандинга (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) — то он представляет собой деятельность, связанную с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей, которые на добровольных началах объединяют свои ресурсы на специализированных интернет-сайтах (краудфандинговых площадках) в целях реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, поддержки физических или юридических лиц и т. д. [3]

Таким образом, по своей сути краудфандинг является воплощением принципа «с мира по нитке» и находит свое проявление в форме микрофинансирования — т. е. в проект вкладывается не один крупный инвестор, а множество, но вносящих по чуть-чуть.

К числу преимуществ использования краудфандинга следует отнести: привлечение средств широкого круга лиц, низкие транзакционные издержки, высокую скорость расчетов, достаточно простую форму привлечения инвестиционных ресурсов и т. д.

На методе краудфандинга основывается, например, работа сайта «Kickstarter». «Kickstarter» — это сайт, на котором осуществляется сбор средств, необходимых для реализации каких-либо проектов, прежде всего, творческих (съемка фильмов, запись музыки, создание видеоигр), а также научно-исследовательских, производственных и просто благотворительных [15].

Примером использования «Kickstarter» может являться сбор средств A. Гиллисом — главой студии, создавшей практические эффекты для культовых фильмов серий «Чужие», «Дрожь земли», «Звездный десант», а также для предыстории фильма «Нечто» в 2011 г. Поскольку из-за замены практических эффектов на компьютерную графику труд студии оказался невостребованным, A. Гиллис решил снять собственный фильм с применением созданных для «Нечто» практических эффектов, для чего на «Kickstarter» была запущена кампания в ходе которой удалось собрать средства для создания фильма «Падший предвестник» (2015 г.) [5]. И хотя по своему качеству фильм оказался неудачным (оценки на зрительских сайтах оказались ниже 5 баллов), люди, внесшие свой посильный вклад, все же получили то, что они хотели увидеть, а именно — использование результатов труда студии по целевому назначению, в фильме, сюжет которого во многом повторяет сюжет «Нечто».

Отсюда следует, что результаты сбора на «Kickstarter» не всегда коммерциализируются — зачастую они просто являются воплощением в жизнь фанатских мечтаний. Однако уже это означает, что сбор средств успешно достигает своей цели.

Еще одной популярной сегодня платформой для сбора средств является сервис «DonationAlerts. DonationAlerts» — основной инструмент стримера (лица, осуществляющего различные трансляции на «YouTube», «Twitch» и иных стриминговых площадках), именно так позиционируют сервис его создатели.

«Оставить пожертвование любимому стримеру с помощью «DonationAlerts» проще простого. Обычно сами стримеры оставляют на своих каналах ссылки на этот сервис, переходя по которым лицо, вносящее пожертвование, или попросту «донатер» (производное от слова «донат» (пожертвование) может заполнить простую и понятную форму и перечислить желаемую сумму (Рис. 1).

Пример заполнения формы для отправки пожертвования на «DonationAlerts»

Рис. 1. Пример заполнения формы для отправки пожертвования на «DonationAlerts»

Пожертвования стримерам обычно предназначаются для развития канала, появления нового, более качественного контента, например, прохождения игр, которые стример на своем канале еще ни разу не проходил. Распространены и ситуации, когда зрители прямо во время трансляции отправляют вместе с донатами забавные сообщения, которые выводятся на экран и делают трансляцию более оживленной и зрелищной.

Простоту и удобство сервиса отмечают и сами стримеры (Рис.2).

Стример «RiGget_Games» о сервисе «DonationAlerts» (информация из личного архива автора)

Рис. 2. Стример «RiGget_Games» о сервисе «DonationAlerts» (информация из личного архива автора)

Быть максимально удобными для пользователей-фандрайзеров стремятся и соцсети. К примеру, в популярной российской социальной сети «ВКонтакте» сегодня любой пользователь, создавший сообщество, объединяющее людей со сходными интересами (будь то видеоигры, дизайн и рисование, создание видеоконтента и др.), может использовать в своем сообществе специальное приложение для сбора донатов (Рис. 3).

Приложение для сбора донатов в сообществе «ВКонтакте» (на примере сообщества стримера W1td [16])

Рис. 3. Приложение для сбора донатов в сообществе «ВКонтакте» (на примере сообщества стримера W1td [16])

Как видно из рис. 3, благодаря легко подключаемому приложению стример видеоигр «W1td» в своем сообществе может заявлять любые донэйшн-голы ( donation — «пожертвование», goal — «цель») и собирать необходимые средства для их достижения.

Как правило, донэйшн-голы непосредственно связаны с деятельностью инициатора сбора и способствуют его развитию, росту в своем деле. К примеру, стример видеоигр «W1td» может получать донаты на покупку игр для прохождения на своих трансляциях, а также на оборудование для стриминга, например, на веб-камеру. Все пожертвования являются добровольными, их вносят зрители, заинтересованные в улучшении производимого стримером контента или желающие увидеть его прохождение конкретных игр.

Похожую опцию не так давно ввел у себя и крупнейший видеохостинг «YouTube» (video («видео») = hosting («размещающий») — сервис, позволяющий загружать и просматривать контент, создаваемый пользователями) (Рис. 4).

Опция сбора средств на «YouTube» (на примере «TerlKabot channel») [5]

Рис. 4. Опция сбора средств на «YouTube» (на примере «TerlKabot channel») [5]

На «YouTube» каждый создатель контента может разместить на своем канале кнопку «Спонсировать», позволяя всем желающим стать спонсорами выхода новых видео. Авторы каналов стремятся стимулировать своих зрителей к спонсорству, например, путем обеспечения им раннего доступа к просмотру роликов, тогда как для всех остальных возможность просмотра откроется только на следующий день.

Похожий подход используют и создатели контента, приглашающие своих зрителей к спонсорству на сервисе «Patreon». При этом необязательно ограничиваться одним только ранним доступом к роликам: к примеру, известная на «YouTube» студия озвучки «ДжоШизо» предусматривает для спонсоров с «Patreon» дополнительные преимущества (Рис. 5).

Преимущества для спонсоров на Patreon (на примере Студии ДжоШизо) [12]

Рис. 5. Преимущества для спонсоров на Patreon (на примере Студии ДжоШизо) [12]

В целом широкое распространение на различных ресурсах опции сбора пожертвований свидетельствует о закреплении в зрительском сообществе традиции оплачивать, пусть даже самой символической суммой, потребляемый контент.

Донатить производителям контента сегодня — это своего рода правило хорошего тона в интернет-сообществе, и это, в целом, оправдано, поскольку сам контент от этого не перестает быть бесплатным для всех, однако добровольные финансовые вливания являются для авторов канала хорошим стимулом к улучшению качества создаваемого контента.

В свою очередь, для создателей контента правилом хорошего тона становится обеспечение некоторых поощрительных преимуществ для благотворителей. Таким образом, в интернет-пространстве создается дружественная доверительная среда, в условиях которых внесение пожертвований является максимально защищенным, поскольку зрители отслеживают деятельность авторов постоянно и точно знают, на что в итоге идут пожертвованные деньги.

Другое дело — пожертвование денег на социально важные цели — помощь нуждающимся, больным людям, в первую очередь, детям, бездомным и больным животным. В условиях, когда требования к «коробочникам» ужесточились, многие волонтеры, в том числе и недобросовестные, перекочевали в Интернет и соцсети. По этой причине лица, желающим внести пожертвования, важно быть максимально внимательными и ответственно относится к выбору одаряемых лиц и организаций.

Самым надежным способом по-прежнему остается внесение средств через официальные сайты известных благотворительных фондов в виде единовременной помощи конкретному человеку или в виде регулярного спонсирования проектов фонда или его деятельности в целом. Кроме того, на сайтах крупнейших благотворительных фондов может быть размещена информация о других благотворительных организациях, заслуживающих доверия. Так, например, на сайте известного фонда «Русфонд» есть специальный раздел «Русфонд. Навигатор», где приводится информация о финансовых результатах, предоставленная самими фондами.

Проблемой может являться лишь то обстоятельство, что на «Русфонд. Навигатор» информация о фондах обновляется недостаточно часто) из-за неготовности фондов делиться информацией о финансах (Рис. 6).

Последние опубликованные на «Русфонд. Навигатор» данные [8]

Рис. 6. Последние опубликованные на «Русфонд. Навигатор» данные [8]

Таким образом, даже предоставленную известными фондами информацию о заслуживающих доверия благотворительных организациях человеку, желающему совершить пожертвование, нужно все же перепроверить самому, найдя как можно больше информации в открытых источниках, прежде чем перевести средства.

Кроме того, важно помнить, что даже известность благотворительного фонда еще не является залогом надежности. Свежа в памяти история, когда «Русфонд», осуществлявший сбор средств на лечение знаменитой певицы Ж. Фриске, попал в неприятную ситуацию, когда одни родственники певицы посчитали что их обманули и обратились в Следственный комитет Российской Федерации с просьбой о возбуждении уголовного дела по факту хищения, т. к. переведенные на счет Ж. Фриске собранные средства были переданы третьим лицам [7].

Таким образом, фонд, перечисливший болеющей певице собранные средства, не смог проконтролировать, куда эти средства были израсходованы.

Точно так же любой пожертвовавший не сможет на 100 % уверен в том, что его деньги пошли именно на то благое дело, на которое он планировал их направить, даже если его пожертвование было адресным. Разумеется, фонды отчитываются на регулярной основе, однако их отчеты не предполагают публикацию в открытом доступе всех документов, подтверждающие расходы.

Альтернативой такому подходу может являться внесение пожертвований конкретным людям. Физические лица не ограничены законом в праве на сбор пожертвований. И, хотя им не предъявляется никаких законодательных требований по оформлению письменного договора дарения для обоснования получения средств (указанная обязанность предусмотрена только для юрлиц на суммы пожертвований свыше 3000 руб. [2]), физические лица на своих интернет-ресурсах обычно с готовностью размещают чеки и другие отчетные документы, чтобы доказать использование средств по целевому назначению и сохранять благодаря такому подтверждению добросовестности возможность привлечения средств от благотворителей в будущем.

Однако и этот сегмент интернет-благотворительности полон «подводных камней». Как и в случае с «коробочниками» недобросовестные волонтеры могут размещать на своих страничках в соцсетях сведения, украденные с официальных сайтов: например, фото больного ребенка, сведения о его родителях, в которых достаточно просто изменить номер телефона на телефон злоумышленника, и вот уже человек, желающий перечислить деньги на лечение, уже разговаривает не с настоящими родителями ребенка, а с прикинувшимися ими недобросовестными лицами, которые могут усыпить его бдительность и получить в итоге его деньги.

Это, однако, не означает, что от пожертвований в Интернете стоит отказаться совсем: наша страна столь велика, что помощь (реальная помощь!) может требоваться в самых разных ее уголках, а люди, способные и — самое главное — желающие сделать пожертвование, могут находиться на расстоянии многих километров, и в таких условиях Интернет является единственным связующим звеном и единственной средой, в условиях которой может осуществляться благотворительность. Другое дело, что люди, осуществляющие пожертвования, особенно если речь идет о достаточно крупных суммах, должны взять за правило подход, предполагающий проведение тщательного мониторинга, предваряющего факт перечисления суммы.

Например, сегодня очень много каналов волонтерской направленности действует на популярном ресурсе «Яндекс.Дзен». После хотя бы одного посещения такого канала, сервис будет охотно подкидывать вам новые и новые ссылки на похожие каналы при каждом открытии браузера «Яндекс».

Авторы каналов, желающие привлечь внимание к проблеме, могут публиковать посты с кричащими, взывающими к помощи заголовками, прилагая к тексту фотографии, призванные растрогать читателей и вызвать у них сиюминутное желание помочь. Добросовестные волонтеры по получении средств обязательно опубликуют сообщение с отчетными документами о тратах, а также о том, как внесенные средства помогли (например, каковы последствия после проведенной операции, если деньги собирались на нее). Однако этот же прием могут использовать и недобросовестные лица.

По этой причине первым действием человека, прочитавшего душещипательный пост о необходимости помощи, должно стать не открытие приложения для осуществления денежного перевода, а ознакомление с подборкой предыдущих публикаций данного автора с призывами помочь.

Каналы-однодневки или каналы, не отчитывающиеся о потраченных деньгах, при такой проверке выявить проще всего. Но исключать вероятность, что мошенники все же отчитались о паре-тройке спасенных благодаря пожертвованиям жизнях и теперь просто вытягивают из доверчивых граждан деньги, исключать все же нельзя. По этой причине наиболее разумным шагом представляется дальнейшее наблюдение за новыми постами, а также обращение в модуле личных сообщений к людям, которые уже имеют опыт перечисления денежных средств данному автору, — таких людей легко определить по оставляемым под постами комментариям.

Если человек осуществляет свою деятельность систематически, сформировал свое сообщество постоянных читателей и заслужил их доверие, перечисленные даже с небольшим запозданием денежные средства все равно придутся кстати, и пожертвовавшее средства лицо может быть уверено, что они будут пущены на другие добрые дела.

Наконец, нельзя не сказать о целесообразности перечисления в первый раз небольших сумм и перехода к более крупным пожертвованиям уже после того, как лицо, осуществляющее в Интернете сбор денег на благотворительные цели, хорошо себя зарекомендует.

В заключение, можно отметить, что сбор пожертвований в Интернете является логичным продолжением процессов, протекавших в сфере благотворительности многие столетия назад. Теперь эти процессы просто переместились в виртуальное пространство, и, судя по последним законодательным изменениям, эта тенденция будет только углубляться.

По сути Интернет позволяет давно сформировавшимся схемам сбора средств упрощенные возможности для их перечисления и получения, но, в то же время, он способствует появлению новых возможностей для обмана. Поэтому каждое лицо, желающее сделать пожертвование, должно проявлять максимум внимательности и ответственности, осуществлять информационную безопасность, прилагать определенные усилия по мониторингу имеющейся информации для того, чтобы его деньги были использованы по назначению и действительно помогли людям, нуждающимся в помощи.

Литература:

  1. Брызгалова В. А. Из истории благотворительности // Инновации и инвестиции. 2015. № 12. С. 106–109.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в действующей редакции) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 5. — Ст. 410.
  3. Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. Информационно-аналитические материалы. 2017. № 1. С. 65–73.
  4. Манукиян Е. Собирать пожертвования разрешат по новым правилам Электронный ресурс] // Российская газета. — Режим доступа: URL:https://rg.ru/2020/09/14/sobirat-pozhertvovaniia-razreshat-po-novym-pravilam.html (дата обращения: 10.03.2021).
  5. Неудавшееся НЕЧТО. Обзор фильма «Падший предвестник» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://www.youtube.com/watch?v=NvcFEhQnj7A&t=117s (дата обращения: 10.03.2021).
  6. Псевдоволонтеры-коробочники крадут ваши деньги у детей-инвалидов. Как жертвовать правильно [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://66.ru/news/society/234193 (дата обращения: 10.03.2021).
  7. Русфонд заявил о хищении 21 млн рублей, собранных на лечение Жанны Фриске [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://66.ru/news/society/181188 (дата обращения: 10.03.2021).
  8. Русфонд.Навигатор: большие и маленькие. Обновлен справочник о деятельности благотворительных фандрайзинговых фондов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://rusfond.ru/navigator_stat/9#text (дата обращения: 10.03.2021).
  9. Сенека. О счастливой жизни. Текст по изданию: Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / сост. B. B. Сапов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1341149502 (дата обращения: 10.03.2021).
  10. Смирнова А. В. Привлекаем средства через ящики для пожертвований. — СПб.: ЦРНО, 2015. 82 с.
  11. Смит А. Теория нравственных чувств [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://dahluniversitymanagementinstitute.files.wordpress.com/ 2016/08/s-1997.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
  12. Студия ДжоШизо на Patreon [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://www.patreon.com/DjoSchizo (дата обращения: 10.03.2021).
  13. Фрейман Н. Благотворительность или фейк? Как не пожертвовать мошенникам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://trends.rbc.ru/trends/social/5fda71e69a794740f5c826c4 (дата обращения: 10.03.2021).
  14. Шурмина А. А., Солохина А. В. Фандрайзинг как способ привлечения ресурсов в организации сферы культуры // Актуальные вопросы учета и управления в условиях информационной экономики. 2020. № 2. С. 167–172.
  15. Kickstarter — что это? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://dahluniversitymanagementinstitute.files.wordpress.com/2016/08/s-1997.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
  16. W1tD Group: сообщество имени W1tD [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://vk.com/w1tdgroup (дата обращения: 10.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): пожертвование, благотворительная деятельность, средство, лицо, сбор денег, сбор средств, деньга, Интернет, сбор пожертвований, создатель контента.


Задать вопрос