Метод геометрических мест точек как способ активизации мыслительной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Бекмагамбетова, А. Т. Метод геометрических мест точек как способ активизации мыслительной деятельности / А. Т. Бекмагамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79682/ (дата обращения: 19.04.2024).



Многочисленные исследования педагогов и психологов показали, что ученик, плохо овладевший или не овладевший мыслительными операциями в начальных классах, в среднем звене обычно переходит в разряд неуспевающих. Главным решением этой проблемы является формирование условий, которые обеспечивают эффективное умственное развитие учащихся, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Для активной мыслительной деятельности очень полезны разные задачи, механизм решения которых обладает высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательством, рассуждением. Отсутствие такой систе мы являе тся причиной низкого уровня сформированности у учащихся мыслительной деятельности. Поэтому на се годняшний де нь развитие мышления являе тся наиболе е острой пробле мой в обуче нии. В данной статье в качестве средства формирования приемов мыслительной деятельности представлены задачи на построение.

Как уже известно, при решении задач на построение пользуются четырехэтапной схемой решения:

  1. Анализ или поиск решения задачи.

На этом этапе, считая задачу решенной, т. е. искомую фигуру построенной, находят связь между данными и искомой фигурами.

  1. Построение.

На этом этапе указывается последовательность построений ПП и ОП, которые заканчиваются построением искомой фигуры. Поскольку все указанные построения с ПП и ОП могут быть выполнены с помощью и , то на практике допустимо выполнение последовательности построений с привлечением других инструментов (угольник, транспортир, трафареты и т. д.). Это значительно ускорит построение искомой фигуры, что немаловажно в учебном процессе.

  1. Доказательство.

На этом этапе доказывается, что построенная фигура удовлетворяет всем требованиям задачи. Во многих случаях доказательство вытекает из хода построения.

  1. Исследование.

Исследование состоит в том, чтобы ответить на вопросы:

1) При всяком ли выборе данных задача имеет решение?

2) Сколько различных решений имеет задача при каждом возможном выборе данных?

При определении числа решений различают задачи на положение, в которых расположение искомой фигуры относительно данных играет существенную роль. В задачах же не на положение различные расположения искомой фигуры на плоскости роли не играют и принимаются за одно решение.

Одним из методов решения задач на построение является метод геометрических мест точек (метод пересечений). Рассмотрим данный метод более подробно.

Сущность метода состоит в следующем. Задачу сводят к построению одной точки , которая удовлетворяет каким-то двум условиям и , вытекающим из условия задачи. Пусть — множество точек, удовлетворяющих условию , а — множество точек, удовлетворяющих условию . Тогда очевидно, искомой точкой будет любая точка множества

. При этом фигуры и должны допускать построение с помощью циркуля и линейки, т. е. они должны быть прямыми или окружностями или состояли из этих фигур или их частей. Поэтому при решении задач на построение особый интерес представляют множества точек, являющиеся прямыми или окружностями. Приведем некоторые множества точек, чаще всего применяющиеся при решении задач на построение.

  1. ГМТ, находящихся на данном расстоянии от данной точки , есть по определению окружность радиуса с центром в точке — ( , ).
  2. ГМТ, каждая из которых равноудалена от двух данных точек и , есть серединный перпендикуляр к отрезку .
  3. ГМТ, находящихся на данном расстоянии от данной прямой , есть пара прямых, параллельных .
  4. ГМТ, равноудаленных от двух данных параллельных прямых и , есть прямая , параллельная данным прямым, средняя линия полосы

( , ).

  1. ГМТ, каждая из которых равноудалена от двух данных пересекающихся прямых и , есть пара взаимно перпендикулярных прямых и — биссектрисы углов при прямых и .
  2. ГМТ, из которых данный отрезок виден под прямым углом, если окружность с диаметром (без точек и ).
  3. ГМТ, из которых данный отрезок виден под углом , есть пара дуг, проходящих через точки и , и симметричных относительно прямой (без точек и ).
  4. ГМТ середин хорд, отсекаемых данной окружностью на прямых, проходящих через данную точку , есть окружность или ее часть с диаметром .
  5. ГМТ, для которых разность квадратов расстояний от двух данных точек и равна ( — длина данного отрезка), есть прямая, перпендикулярная .
  6. ГМТ, сумма квадратов расстояний, которых до двух данных точек и равна , есть окружность с центром в середине отрезка , если , середина отрезка , если , и пустое множество, если .
  7. ГМТ, отношение расстояний которых до двух заданных точек и равно , есть окружность, которая называется окружностью Аполлония.
  8. ГМТ середин равных хорд в данной окружности есть окружность, концентрическая с .
  9. ГМТ, из которых данная окружность видна под данным углом, если окружность, концентрическая с .
  10. ГМТ, отрезки касательных из которых к данной окружности равны, есть окружность, концентрическая с .
  11. ГМТ, отрезки касательных каждой из которых к двум данным окружностям и равны между собой, есть радикальная ось этих окружностей или ее часть.
  12. ГМТ, из каждой точки которого две данные окружности и видны под равными углами, есть окружность Аполлония (или ее часть).
  13. ГМТ, расстояния которых до двух пересекающихся прямых и относятся как , есть пара прямых, проходящих через точку пересечения прямых и .

Иногда для определения точки достаточно построить одно геометрическое место, потому что другое дано в условии задачи. Если же искомая точка подчинена таким условиям, которые все в совокупности определяют только одно геометрическое место, то задача становится неопределённой.

Отсюда видно, как важно знать различные геометрические места. Знание геометрических мест иногда позволяет сразу видеть, где находится неизвестная точка.

Рассмотрим пример решения задачи на построение методом геометрических мест точек.

Задача. Постройте треугольник, если заданы сторона, прилежащий к ней угол и сумма двух других сторон.

Анализ. Пусть уже построен, тогда положение вершин и можно считать известным. Остаётся найти вершину . Выясним свойства точки . Во-первых, точка принадлежит лучу ( ), так как дан угол , во-вторых, точка является вершиной ломанной, состоящей из двух звеньев, сумма которых равна длине данного отрезка, являющегося суммой и
сторон искомого треугольника.

На продолжении стороны за точку отложим отрезок , равный отрезку . Теперь можно построить треугольник по двум сторонам и углу между ними. В равнобедренном (по построению) треугольнике серединный перпендикуляр к стороне пересечёт луч в точке .

Построение.

1)построить по сторонам и и углу между ними;

2)провести серединный перпендикуляр к стороне ;

3)найти точку пересечения луча ( ) и построенного серединного перпендикуляра. Точка пересечения и будет искомой вершиной .

Доказательство. В построенном

сторона, сумма сторон и , угол данные.

Исследование проведём по ходу построения. Треугольник по двум сторонам и углу между ними можно построить единственным образом. Провести серединный перпендикуляр к отрезку — тоже единственным образом. Точка пересечения луча ( ) и серединного перпендикуляра существует и она единственная.

Приведем теперь систему элементарных задач на построение для решения которых используются рассмотренные геометрические места точек.

  1. На данной прямой найти точку, равноудаленную от точек и , заданных вне .
  2. Найти точку, равноудаленную от трех вершин треугольника.
  3. Найти точку, равноудаленную от трех сторон треугольника.
  4. Данным радиусом описать окружность, походящую через данные точки и .
  5. Построить точку, равноудаленную от точек и на данном расстоянии от точки .
  6. Данным радиусом описать окружность, проходящую через данную точку и касающуюся данной прямой.
  7. Данным радиусом описать окружность, которая проходит через данную точку и касается данной окружности.
  8. Данным радиусом описать окружность, которая касалась бы данной прямой и данной окружности.
  9. Построить окружность данного радиуса, касающуюся двух данных окружностей и (рассмотреть различные случаи взаимного расположения и ).
  10. Данным радиусом описать окружность, которая от сторон данного угла отсекала бы хорды длины и .

В заключени мы пришли к выводу, что задачи, решаемые методом геометрических мест точек, являются прекрасным материалом для отработки простейших геометрических преобразований, которые используются в более сложных методах: симметрия, гомотетия и т. д. Очевидно, что именно данный тип задач развивает у учащихся поисковые навыки решения, вводит их в посильное самостоятельное исследование, содействует выработке определенных геометрических представлений, а также более тщательной обработке умений и навыков. Большое значение имеет усвоение учащимися совокупной схемы решения задач на построение. Анализ, построение, доказательство и исследование точно соответствуют этапам любого логического рассуждения. Отметим, что необходимо уделять больше внимания изучению задач на построение, так как при грамотном использовании они являются мощным средством развития мыслительной деятельности учащихся. Поэтому материал данной работы может быть использован на факультативных занятиях по геометрии в общеобразовательных школах, начиная с 7 класса. Подобные задачи служат хорошим подспорьем при закреплении теоретических знаний по многим темам геометрии.

Литература:

  1. Хан Д. И. // Избранные теоремы планиметрии, задачи на построение. — Астана,2013.
  2. Шыныбеков А. Н., Шыныбеков Д. А. //Геометрия: Учебник для 7 кл.общеобразоват. школы.– Алматы:Атамұра, 2017.
  3. Шыныбеков А. Н., Шыныбеков Д. А., Жумабаев Р. А. // Геометрия: Учебник для 8 кл.общеобразоват. школы.– Алматы:Атамұра, 2018.
  4. Александров И. И. // Сборник геометрических задач на построение с решениями.– М.: КомКнига, 2010.
  5. Блинков А. Д., Блинков Ю.А // Геометрические задачи на построение– М:МЦНМО,2012.
Основные термины (генерируются автоматически): окружность, данные, искомая фигура, построение, прямая, серединный перпендикуляр, задача, отрезок, решение задач, сторона.


Похожие статьи

Исследование в задачах на построение циркулем и линейкой

При решении задач на построение выделяют следующие этапы: анализ, построение, доказательство, исследование. Исследование — ответ на вопрос: всегда ли задача имеет решение, если да, то, сколько и есть ли частные случаи, требующие особого рассмотрения.

Задача 2: Построить окружность, проходящую через данную точку А и касающуюся данной прямой в данной точке В. Анализ: радиус, проведенный в точку касания перпендикулярен касательной. Центр равноудалён от А и В, значит лежит на серединном перпендикуляре к АВ.

Решений множество. Задача 3: Построить окружность, касающуюся двух данных прямых, причем одной из них в данной точке. Анализ: Центр окружности должен располагаться на перпендикуляре к прямой а, проведенному из точки В. Так как центр искомой окружности равноудален от прямых а и b, значит он расположен на биссектрисе угла образованного...

Логические продолжения некоторого типа задач на построение...

Эти задачи находятся на стыке теорий аналитической геометрии, линейной алгебры и математического анализа. И именно такие различные способы решения одной исходной задачи наиболее интересны. Но эта задача имеет логическое продолжение. Если взять четыре точки на плоскости, то тогда про какие кривые можно говорить. Здесь таких кривых уже на порядок меньше. Очевидно, это будет график функции, определяемый кубическим многочленом и это может быть сплайн.

Рассмотрим сначала окружности с центрами О1(1;-2) и О(0;0). Отрезок будет перпендикулярен ОО1, так как окружности пересекаются в точках и . Точку пересечения и ОО1 обозначим N. Теперь рассмотрим окружности с центрами О2( -6; ) и О(0;0). Аналогичным способом получаем, что точки О, О1, О2 лежат на одной прямой, проходящей через точку.

Решение геометрических задач методом «Золотого сечения»

Отрезок прямой ВС можно разделить тремя способами: · на две равные части, тогда отношение пропорции примет следующий вид: ВС:ВD=ВС:CD; · на две неравные части в любом отношении, такие части не образуютпропорции

Окружность с радиусом ВЕ пересечет отрезок ВС в точке N золотого сечения, так как . Задача№3.Вырежите из бумаги прямоугольник со сторонами 10 см и 16 см. Отрежьте от него квадрат наибольшей площади. Измерьте стороны получившегося прямоугольника. Решение

Нами было рассмотрено решение геометрических задач с помощью метода «золотого сечения». Использование предложенных видов заданий позволяет развивать творческие способности, исследовательские навыки и активизировать познавательную деятельность школьников, существенным образом интенсифицировать процесс обучения математике[2, с. 52].

Применение различных способов решения геометрических задач...

Соответственно координаты точки . Длина отрезка , а по условию задачи , следовательно, . Таким образом получим. Зная координаты вершины треугольника, воспользуемся формулой длины между двумя точка с заданными координатами и найдем стороны треугольника : Способ 2. Метод векторов. Сделаем следующие обозначения: (Рис. 2). Мы знаем, что . Из свойства биссектрисы угла треугольника найдем

Решение задач с применением метода геометрических... Если на сторонах произвольного треугольника АВС построены треугольник АВМ, ВСN, АСР и при этом выполнены следующие условия. Еще одну аналогичную задачу, в которой треугольники, построенные на сторонах данного треугольника, не являются подобными...

GeoGebra как средство решения стереометрических задач

Решение задачи, неважно какой сфере она принадлежит, начинается с её анализа: выделения условия (что дано) и вопроса (что найти/доказать). Если уже на первом этапе решения ученик не может правильно понять, что от него требуется, задача заведомо будет решена неверно.

Проведём окружность с центром в точке Q и радиусом 2 см, находим точку пересечения данной окружности и проведённой прямой. Получим отрезок OR, длина которого равна см (рис. 2).

Поэтапно-вычислительный метод решения задачи. Данный способ заключается в следующем: необходимо построить прямую, проходящую через точку N и T — середину SM и посмотреть, будет ли угол между этой прямой и плоскостью SDC равен 90. В GeoGebra решение данным способ осуществляется следующим образом

Изучение способов нахождения длины окружности

Никогда эта задача не вызывала у меня затруднений, пока я не столкнулся с определением длины окружности. В учебнике по геометрии 7 класса рассматривается вопрос определения длины окружности. Существует формула, при помощи которой решается эта задача.

Радиус R окружности — это отрезок, соединяющий центр О с любой точкой окружности. Диаметр D окружностиотрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через ее центр. Рис. 1. Окружность и круг. Способы нахождения длины окружности.

Построим вокруг окружности квадрат так, чтобы он касался окружности в 4-х точках (рисунок 3,б), то есть сторона квадрата равна диаметру окружности. Но на рисунке видно, что периметр квадрата явно больше длины вписанной окружности. А что, если внутри окружности построить еще один квадрат?

Обучение учащихся использованию дополнительных построений...

Ключевые слова: обучение решению геометрических задач, дополнительное построение, чертеж геометрической задачи. При доказательстве теорем элементарной геометрии и решении геометрических задач часто используются дополнительные построения.

Из конкретных дополнительных построений в данных работах рассматриваются: проведение радиусов и хорд окружности, проведение средней линии вспомогательного треугольника, удвоение медиан треугольника. В некоторых случаях дополнительные линии не затрудняют учащихся, а в других — нагромождение линий (в том

Например, Т. И. Иванова выделяет следующие, наиболее часто встречающиеся построения: проведение высот трапеции; проведение через одну из вершин трапеции отрезка, параллельного одной из боковых сторон или одной из диагоналей; построение точки пересечения прямых, содержащих боковые стороны; проведение через...

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

Задачи урока: − сформировать умения различать виды геометрических задач; − сформировать умения работать а программах Cabri 3D и Geogebra; − рассмотреть решение задач на различных уровнях развития эстетического воспитания. Тип урока: объяснительно иллюстративный с элементами интеграции.

2) Отрезки CD и DE являются радиусами окружности, лежащей в верхнем основании фигуры, а отрезки BO и OF являются радиусами окружности пересечения конусов, отсюда следует BO=OF=1. 3) Угол верхнего конуса ∠CKE делится пополам осью вращения на равные углы , поэтому .

Однако, при решении стереометрических задач они не всегда эффективны: на моделях нельзя ставить точки, проводить прямые, плоскости и т. д. Начнем построение с основания пирамиды (построение основания удобно выполнять на полотне 2D, связанном с полотном 3D).

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий...

Решение многих стереометрических задач целесообразно свести к решению задачи планиметрических. Поэтому в процессе решения задачи они либо расчленяются на ряд планиметрических задач, либо путем соответствующих преобразований может быть сведено к ним. Кроме того, большую пользу приносят задачи устного характера для вычисления объемов многогранников. Например, при изучении объема куба можно предложить следующие устные задания

В начале изучения стереометрии обратить особое внимание на развитие у учащихся пространственных представлений, при этом больше уделять внимание формированию умений построить трехмерные изображения на плоскости, а также умениям переводу непространственного образа в геометрическую фигуру на плоскости. Для этого должны использоваться анимационные и учебные возможности мультимедийных средств на уроках.

Похожие статьи

Исследование в задачах на построение циркулем и линейкой

При решении задач на построение выделяют следующие этапы: анализ, построение, доказательство, исследование. Исследование — ответ на вопрос: всегда ли задача имеет решение, если да, то, сколько и есть ли частные случаи, требующие особого рассмотрения.

Задача 2: Построить окружность, проходящую через данную точку А и касающуюся данной прямой в данной точке В. Анализ: радиус, проведенный в точку касания перпендикулярен касательной. Центр равноудалён от А и В, значит лежит на серединном перпендикуляре к АВ.

Решений множество. Задача 3: Построить окружность, касающуюся двух данных прямых, причем одной из них в данной точке. Анализ: Центр окружности должен располагаться на перпендикуляре к прямой а, проведенному из точки В. Так как центр искомой окружности равноудален от прямых а и b, значит он расположен на биссектрисе угла образованного...

Логические продолжения некоторого типа задач на построение...

Эти задачи находятся на стыке теорий аналитической геометрии, линейной алгебры и математического анализа. И именно такие различные способы решения одной исходной задачи наиболее интересны. Но эта задача имеет логическое продолжение. Если взять четыре точки на плоскости, то тогда про какие кривые можно говорить. Здесь таких кривых уже на порядок меньше. Очевидно, это будет график функции, определяемый кубическим многочленом и это может быть сплайн.

Рассмотрим сначала окружности с центрами О1(1;-2) и О(0;0). Отрезок будет перпендикулярен ОО1, так как окружности пересекаются в точках и . Точку пересечения и ОО1 обозначим N. Теперь рассмотрим окружности с центрами О2( -6; ) и О(0;0). Аналогичным способом получаем, что точки О, О1, О2 лежат на одной прямой, проходящей через точку.

Решение геометрических задач методом «Золотого сечения»

Отрезок прямой ВС можно разделить тремя способами: · на две равные части, тогда отношение пропорции примет следующий вид: ВС:ВD=ВС:CD; · на две неравные части в любом отношении, такие части не образуютпропорции

Окружность с радиусом ВЕ пересечет отрезок ВС в точке N золотого сечения, так как . Задача№3.Вырежите из бумаги прямоугольник со сторонами 10 см и 16 см. Отрежьте от него квадрат наибольшей площади. Измерьте стороны получившегося прямоугольника. Решение

Нами было рассмотрено решение геометрических задач с помощью метода «золотого сечения». Использование предложенных видов заданий позволяет развивать творческие способности, исследовательские навыки и активизировать познавательную деятельность школьников, существенным образом интенсифицировать процесс обучения математике[2, с. 52].

Применение различных способов решения геометрических задач...

Соответственно координаты точки . Длина отрезка , а по условию задачи , следовательно, . Таким образом получим. Зная координаты вершины треугольника, воспользуемся формулой длины между двумя точка с заданными координатами и найдем стороны треугольника : Способ 2. Метод векторов. Сделаем следующие обозначения: (Рис. 2). Мы знаем, что . Из свойства биссектрисы угла треугольника найдем

Решение задач с применением метода геометрических... Если на сторонах произвольного треугольника АВС построены треугольник АВМ, ВСN, АСР и при этом выполнены следующие условия. Еще одну аналогичную задачу, в которой треугольники, построенные на сторонах данного треугольника, не являются подобными...

GeoGebra как средство решения стереометрических задач

Решение задачи, неважно какой сфере она принадлежит, начинается с её анализа: выделения условия (что дано) и вопроса (что найти/доказать). Если уже на первом этапе решения ученик не может правильно понять, что от него требуется, задача заведомо будет решена неверно.

Проведём окружность с центром в точке Q и радиусом 2 см, находим точку пересечения данной окружности и проведённой прямой. Получим отрезок OR, длина которого равна см (рис. 2).

Поэтапно-вычислительный метод решения задачи. Данный способ заключается в следующем: необходимо построить прямую, проходящую через точку N и T — середину SM и посмотреть, будет ли угол между этой прямой и плоскостью SDC равен 90. В GeoGebra решение данным способ осуществляется следующим образом

Изучение способов нахождения длины окружности

Никогда эта задача не вызывала у меня затруднений, пока я не столкнулся с определением длины окружности. В учебнике по геометрии 7 класса рассматривается вопрос определения длины окружности. Существует формула, при помощи которой решается эта задача.

Радиус R окружности — это отрезок, соединяющий центр О с любой точкой окружности. Диаметр D окружностиотрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через ее центр. Рис. 1. Окружность и круг. Способы нахождения длины окружности.

Построим вокруг окружности квадрат так, чтобы он касался окружности в 4-х точках (рисунок 3,б), то есть сторона квадрата равна диаметру окружности. Но на рисунке видно, что периметр квадрата явно больше длины вписанной окружности. А что, если внутри окружности построить еще один квадрат?

Обучение учащихся использованию дополнительных построений...

Ключевые слова: обучение решению геометрических задач, дополнительное построение, чертеж геометрической задачи. При доказательстве теорем элементарной геометрии и решении геометрических задач часто используются дополнительные построения.

Из конкретных дополнительных построений в данных работах рассматриваются: проведение радиусов и хорд окружности, проведение средней линии вспомогательного треугольника, удвоение медиан треугольника. В некоторых случаях дополнительные линии не затрудняют учащихся, а в других — нагромождение линий (в том

Например, Т. И. Иванова выделяет следующие, наиболее часто встречающиеся построения: проведение высот трапеции; проведение через одну из вершин трапеции отрезка, параллельного одной из боковых сторон или одной из диагоналей; построение точки пересечения прямых, содержащих боковые стороны; проведение через...

Разработка нестандартного интегрированного урока для учащихся...

Задачи урока: − сформировать умения различать виды геометрических задач; − сформировать умения работать а программах Cabri 3D и Geogebra; − рассмотреть решение задач на различных уровнях развития эстетического воспитания. Тип урока: объяснительно иллюстративный с элементами интеграции.

2) Отрезки CD и DE являются радиусами окружности, лежащей в верхнем основании фигуры, а отрезки BO и OF являются радиусами окружности пересечения конусов, отсюда следует BO=OF=1. 3) Угол верхнего конуса ∠CKE делится пополам осью вращения на равные углы , поэтому .

Однако, при решении стереометрических задач они не всегда эффективны: на моделях нельзя ставить точки, проводить прямые, плоскости и т. д. Начнем построение с основания пирамиды (построение основания удобно выполнять на полотне 2D, связанном с полотном 3D).

Развитие творческого мышления учащихся при изучении понятий...

Решение многих стереометрических задач целесообразно свести к решению задачи планиметрических. Поэтому в процессе решения задачи они либо расчленяются на ряд планиметрических задач, либо путем соответствующих преобразований может быть сведено к ним. Кроме того, большую пользу приносят задачи устного характера для вычисления объемов многогранников. Например, при изучении объема куба можно предложить следующие устные задания

В начале изучения стереометрии обратить особое внимание на развитие у учащихся пространственных представлений, при этом больше уделять внимание формированию умений построить трехмерные изображения на плоскости, а также умениям переводу непространственного образа в геометрическую фигуру на плоскости. Для этого должны использоваться анимационные и учебные возможности мультимедийных средств на уроках.

Задать вопрос