Проблематика государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства (на примере Кировской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 31.03.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Шильникова, Л. В. Проблематика государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства (на примере Кировской области) / Л. В. Шильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79645/ (дата обращения: 23.04.2021).



В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, поддержка предпринимательства.

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172), определившего правовые нормы разработки и внедрения стратегий и прогнозов социально-экономического развития, принцип системности прочно закрепился в стратегическом планировании Российской Федерации.

Разработка и утверждение на федеральном уровне стратегических целей и задач развития государства играет основополагающую роль в системе стратегического планирования Российской Федерации.

На региональном и местном уровнях создаются собственные стратегические планы, которые в большей части направлены на конкретизацию и адаптацию федеральных установок на соответствующий уровень власти. Тем самым достигается соподчиненность и отсутствие противоречий в политике, направленной на комплексное развитие отраслей экономики и жизнедеятельности государства и общества.

Начиная с «майских указов» Президента Российской Федерации 2012 года, одним из стратегических направлений развития государства является поддержка малого и среднего предпринимательства [3].

Эта тенденция сохраняется и в Указах Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 и № 474 от 21.06.2020 о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2024 и 2030 года соответственно.

Так, национальной целью до 2030 года является «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» [5].

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.06.2014 № 172 настоящая цель находит свое отражение в стратегических документах как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, а также в таком инструменте государственного регулирования как система национальных проектов.

Таким образом, актуальность исследования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства определяется стратегической важностью как в рамках страны в целом, так и в рамках отдельно взятого субъекта, а также тем, что именно малый бизнес является одним из важных и потенциальных источником развития экономики и достижения плановых показателей социально-экономического прогноза. Вместе с тем, изучение процессов развития малого предпринимательства в России позволяет выявить целый ряд проблем.

Прежде чем исследовать проблемы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в Кировской области, необходимо дать анализ существующей ситуации в регионе.

Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимателю установлены в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Общими для всех предприятий вне зависимости от организационно-правовой формы являются следующие признаки [1, 6]:

  1. зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговом органе и находится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. предельное значение дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий год не белее 800 млн. рублей;
  3. среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

В настоящее время в Кировской области зарегистрировано 43206 микропредприятия, 1933 субъекта малого предпринимательства, 132 — среднего [7].

Инфраструктура поддержки предпринимательства в Кировской области представлена следующим образом [8]:

– АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области»;

– «Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания)» и его филиалы в муниципальных образованиях;

– НКО «Государственный фонд развития промышленности Кировской области».

Предприниматели могут воспользоваться широким спектром мер государственной поддержки, в том числе финансового характера.

При этом органы исполнительной власти Кировской области не только осуществляют функции государственного регулирования политики, направленной на развитие малого предпринимательства, но и в рамках своей компетенции оказывают поддержку. Например, министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области и министерством промышленной политики Кировской области на регулярной основе проводятся рабочие совещания с руководителями предприятий и организаций региона, а также тематические семинары для представителей бизнес-сообщества, направление на популяризацию существующих мер государственной поддержки, а также на проработку направлений взаимодействия и создание благоприятных условий для развития отраслей промышленности.

Также стоит обратить внимание, что в рамках Указа № 204 на всех уровнях публичной власти организована реализация национальных и соответствующих региональных проектов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которых также предусмотрен комплекс мероприятий, как финансовых, так и нефинансовых, способствующий развитию сферы предпринимательства, а также формированию соответствующей политики в органах исполнительной власти.

Однако, не смотря на обеспеченность региона объектами инфраструктуры поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства и наличие федерального финансирования на обеспечение их деятельности, а также целенаправленную региональную политику по поддержке предпринимательства, в Кировской области по-прежнему остаются не решенными следующие проблемы:

– низкий уровень инновационной активности субъектов предпринимательства;

– высокая тенизация субъектов малого и среднего предпринимательства;

– низкая предпринимательская грамотность и владение профессиональными компетенциями в сфере бизнеса;

– недостаточная информированность субъектов предпринимательства о существующих мерах и программах поддержки;

– недостаточная развитость кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса;

– высокая конкуренция со стороны иностранных производителей в отношении ценовой политики и качества продукции;

– зависимость объемов предоставления финансовых мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства от объемов финансирования областного бюджета из федерального бюджета.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с целью дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, а также системы поддержки региональным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию соответствующих функций в обозначенной сфере, необходимо выстроить такую политику, которая бы удовлетворяла следующим критериям:

– совершенствование правового обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

– совершенствование системы регионального управления позволяющей снизить зависимость областного бюджета от федерального финансирования;

– развитие информационной поддержки предпринимательской деятельности, наряду с общим развитием системы информирования, в том числе о деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и существующих мерах поддержки;

– создание необходимых условий для повышения профессиональной подготовки предпринимательских кадров совместно с ведущими образовательными учреждениями региона.

Все это должно быть в центре постоянного внимания органов исполнительной власти Кировской области, деятельность которых направлена на обеспечение получения высоких экономических показателей развития региона.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
  4. Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  5. Указ президента Российской Федерации от 21.06.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  7. Выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=5&ssrf=43 (дата обращения: 24.03.2021).
  8. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Кировской области. — Текст: электронный // Правительство Кировской области: [сайт]. — URL: https://www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/index8.php. (дата обращения: 25.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Кировская область, Российская Федерация, малое предпринимательство, государственное регулирование, среднее, исполнительная власть, поддержка предпринимательства, предпринимательство, поддержка малого, стратегическое планирование.


Задать вопрос