Особенности правового регулирования деятельности садовых некоммерческих товариществ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 01.04.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ищенко, С. Н. Особенности правового регулирования деятельности садовых некоммерческих товариществ / С. Н. Ищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79636/ (дата обращения: 19.04.2021).



В данной статье автор рассматривает особенности правового регулирования деятельность Садовых некоммерческих товариществ, предпринимает попытку анализа и выявления проблем, связанных с применением Федерального закона.

Ключевые слова: садовое некоммерческое товарищество, земельное право, юридическое лицо, товарищество собственников недвижимости.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается довольно большое количество садоводов, дачников и тех, кто старается переехать из больших городов в загородную недвижимость.

На протяжении примерно 20 лет основным документом, который регулировал деятельность садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, связанных с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, является Федеральный закон от 15.04.1998 г № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [2]. Конечно, на протяжении 20 лет в вышеуказанный закон неоднократно вносились изменения и дополнения, которые подстраивались под действующее законодательство того или иного периода. Помимо вносимых изменений, за время действия данного закона, было принято большое количество федеральных законов и других нормативно-правовых актов различного уровня, которые в прямом или косвенном виде затрагивали отношения, связанные с деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Несмотря на то, что вводились новшества в законодательства в данной отрасли, но в конечном счёте все это затрудняло применение Федерального закона от 15.04.1998 г № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». [2]

Особым затруднением применения данного закона послужило то, что 1 сентября 2014 г вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» [3]. Данный закон внёс существенные изменения в гл. 4 ГК РФ о юридических лицах. Так как садоводческие и дачные объединения являются юридическими лицами, данные изменения имеют непосредственное к ним отношения.

В соответствии с поручением Президента РФ был разработан законопроект, который позволял регулировать все отношения, касающиеся юридических лиц и граждан в области садоводства, огороднического и дачного хозяйства Таким нормативным актом стал Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217 ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4].

Необходимо отметить, что основы правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами с целью ведения садоводческого и огороднического хозяйства, определены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что Гражданское законодательство Российской Федерации согласно ст. 71 (ч.о) Конституции РФ находятся в ведении Российской Федерации [1]. Отсюда делаем вывод, что субъекты РФ лишены возможности регулировать отношения входящие в сферу данной отрасли, а также устанавливать особенности правового положения юридических лиц, с помощью своих нормативно правовых актов.

Помимо уже названных правовых актов, которые напрямую регулируют деятельность садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, связанных с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, считаю необходимым отметить и другие источники, которые обеспечивают гарантии прав граждан, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство, к таким основным источникам относятся:

— Конституция РФ;

— Гражданский кодекс РФ;

— Земельный кодекс РФ;

— Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О кадастровой деятельности». и др.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» [5], данный закон на ТСН (садоводческие, огороднические товарищества) не распространяется.

Земельное законодательство регулирует правило пользования и охраны земель, основания, порядок возникновения и прекращения прав на землю и ограничения таких прав на все земельные участки, а также земельное законодательство имеет приоритет над нормами иных законодательных норм.

Но несмотря на столь большой список регулирующих нормативных актов, специальным законом в деятельность садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, связанных с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, является Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 217 ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4]. Данный закон вступил в законную силу с 01.01.2019.

На основании Закона № 217-ФЗ произошло множество изменений. Е. К. Куджева полагает, что одной из главных новелл законодательства является устранение искусственно созданного различия между дачными и садоводческим товариществом, установлены две организационно правовые формы ведения садоводческой и огороднической деятельности: садовые некоммерческие товарищества и огородные некоммерческие товарищества [4].

Изучая новеллы правового регулирования, следует отметить, что законодатель внёс ограничение в строительство капитальных строений, а именно, согласно данному закону, запрещает строительство любых объектов капитального строительства на огородных земельных участках, к тому как на садовых участках разрешается возведение капитальных садовых домов (которые предусмотрены иными законами), к тому же в настоящее время садовый дом может быть переведён в статус жилого дома, что в свою очередь даёт большое преимущество вопросам регистрации, оплаты электроэнергии и т.д.

Однако законом не предусмотрено обязательного преобразования садоводческих юридических лиц, но в тоже время устанавливает ряд требований и правил, касающихся функционирования товариществ, кооперативов и партнёров, созданных до вступления в силу нового закона.

Также считаю необходимым отметить ряд новых требований и возможностей данного закона.

  1. В новом законодательном акте исключается неопределённость в отношении территории (границ) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. При помощи данного определения решаются многие вопросы, касающиеся взаимоотношений как между товариществом и государственными органами, так и в отношении товарищества и правообладателями земельных участков. Ведь до принятия нового закона часто возникали спорные ситуации о границах зоны ответственности объединения за следующие территории:

— прилегающие к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан.

— прилегающую к лесу.

  1. Законодатель уменьшил количество взносов, оставив только два вида: членские и целевые взносы. Правообладатели земельных участком, входящих в границы территории товариществ, но не являющиеся членами товарищества обязаны вносить плату наравне с членами товарищества, сумма которых приравнена к ежегодному размеру членских и целевых взносов для членов товарищества.

Начиная с 01.01.2019 все платежи правообладателей земельных участков должны уплачиваться на расчётный счёт товарищества. Ввиду того, что законодательством закреплена обязанность внесения правообладателем земельных участков вносить плату наравне с членами товарищества, то необходимость в требовании заключении договоров на пользование инфраструктурой и общим имуществом товарищества исчезла и данное требование законодателем было исключено.

В соответствии с тем, что обязанность по внесение платы распространяется на всех правообладателей земельных участков, то согласно новеллам законодательства, право голоса на общем собрании, по вопросам касающимся финансового или имущественного положения, получили владельцы участков которые не являются членами товарищества.

  1. Также законодатель внёс некоторые изменения в проведении общего собрания. В настоящее время установлено требование о большинстве голосов участников общего собрания, которое необходимо для принятия решений — более 50 % членов товарищества, но не менее 2/3 от членов товарищества, и не менее 2/3 от всех участников общего собрания.
  2. Во многих товариществах возникали множественные проблемы, связанные с вопросом о переизбрании исполнительных и контрольных органов, так как зачастую для решения данного вопроса требовалось максимально большое количество посещения членами товариществ, а также остро стоял вопрос — кого выбирать. Теперь законодатель продлил срок на который могут быть избраны исполнительные (председатель и правление) и контрольные (ревизионная комиссия) органы товарищества, такой срок составляет до пяти лет.
  3. Согласно новым введениям, теперь не требуется выносить вопрос на общее собрание об исключении умерших членов товарищества или потерявших право собственности на землю.

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на довольно продолжительное время действия Федерального закона от 15.04.1998 г № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [2], переход и внедрении нового Федерального закона от 29.07.2017 № 217 ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4] проходит довольно легко. Ведь на протяжении долгого времени необходим был такой закон, который соответствовал текущему законодательству Российской Федерации. Данный закон упорядочил множество важных вопросов, которые связаны с управление товариществ.

В данной работе рассмотрены основные новеллы, которые были приняты в Федеральном законе от 29.07.20217 г. № 217 ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [4].

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Федеральный закон от 15.04.1998 г № 66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // СПС «КонсультантПлюс»
  3. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»// СПС «КонсультантПлюс»
  4. Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»// СПС «КонсультантПлюс»
  6. Куджева Е. К. Особенности нового законодательства о садовых и огороднических товариществах //Аграрное и земельное право 2019. № 10 (178). С.75–77.
Основные термины (генерируются автоматически): член товарищества, Российская Федерация, внесение изменений, дачное хозяйство, общее собрание, введение гражданами, некоммерческое объединение граждан, ведение садоводства, огородничество, участок.


Ключевые слова

юридическое лицо, земельное право, садовое некоммерческое товарищество, товарищество собственников недвижимости
Задать вопрос