Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Каримова, Е. Р. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. Р. Каримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79628/ (дата обращения: 18.04.2021).



В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, современное общество.

Вопросы правового воспитания и правовой культуры на протяжении всего развития общества имели и имеют значение для всех сфер деятельности государства. Проблемы и задачи, которые стоят перед современным обществом, имеют свое начало в прошлом. Только изучив опыт прошлого, мы можем говорить о настоящем, и пытаться спрогнозировать ближайшее будущее. Уровень правового воспитания социума должен соответствовать современным требованиям государственного устройства. Разобраться, что такое правовое воспитание люди пытались с древнейших времен. Современные справочники дают такую трактовку данному термину. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов. Одна из основных целей правового воспитания — формирование у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

В процессе правового воспитания важно выработать у каждого гражданина правильное понимание роли права в жизни общества, его значимость, необходимость; воспитать чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право —свое или постороннее.

Чтобы рассмотреть данный вопрос полностью, необходимо еще более обширное понятие — «правовая культура». Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.

Правовое воспитание можно разделить на четыре стадии:

1 стадия: зачатки правового воспитания должны закладываться с самого детства. На данной стадии большее влияние оказывает семья

2 стадия: далее правовое воспитание требует дальнейшего развития в школе.

3 стадия: После школы правовое воспитание не заканчивается, а только лишь набирает скорость и продолжается в институте или университете.

4 стадия: Далее хочется отметить, что правовое воспитание не заканчивается на каком-то из этапов, а просто продолжает развиваться на протяжении всей жизни.

Важную роль в правовом воспитании играет семья. Именно в ней ребенок получает первые умения и знания, которые он применяет на практике во взаимоотношениях с другими людьми. С малых лет родители должны объяснить детям «что такое хорошо и что такое плохо», развить навыки поведения, грани справедливости и не справедливости. Семья — это фактор воздействия, который человек ощущает всю свою жизнь. Именно родители формируют зачатки правовой культуры. Родители, сами того не подозревая, становятся непосредственными и главными участниками процесса запечатление подрастающим поколением образцов их поведения образцов их поведения, как правомерного, так и неправомерного. Ребёнок, автоматически фиксируя в своем подсознании поступки и модели поведения родителей, может будущем их автоматически воспроизвести. Например, не оставлять мусор в местах отдыха или, наоборот, пнуть пакет с отходами, рассыпав содержимое на площадке для отдыха в лесу. Из этого можно сделать вывод, что уже с малого возраста должны быть заложены основы правового воспитания и правовой культуры. Семья — своеобразный инвестиционный проект — проект здорового гражданского общества, в котором именно семья будет играть одну из основных ролей.

В настоящее время родители большую часть времени уделяют работе, в ущерб общению с детьми. Именно поэтому в большинстве случаев у ребёнка не заложен «фундамент» правового воспитания и правовой культуры.

Перейдем к следующей стадии. Формирование правовой культуры школьника — это многогранный процесс его приобщения к социально правовой среде, который может осуществиться под влиянием самых различных факторов. Социальное становление человека начинается с детского, подросткового возраста. Данный период его жизни является наиболее важным. Первоначальные основы уважения к закону, порядку начинают закладываться в семье, как говорилось ранее, и продолжают формироваться в образовательных организациях (школах, лицеях). На формирование правовой культуры школьников, конечно же, влияют различные объективные факторы. Но основной частью приобщения несовершеннолетних к правовым ценностям должна быть правовоспитательная деятельность. Важно, чтобы данная деятельность всегда была целенаправленным, управляемым, организованным педагогическим процессом воздействия на сознание школьников с целью формирования высокого уровня правовой культуры. Такой процесс должен включать: познание правовых основ норм, принципов формирования к ним оценочного отношения, освоения социальных ролей и соответствующих им прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно правовых ориентацией; овладение навыками правового общения и поведения, следует помнить, что сформировавшиеся позитивная ориентация является основой конкретного законопослушного поведения. Стоит указать, что правовая культура школьника — это не только какое-то знание и понимание права, положительное отношение к нему, но также это прежде всего действия в соответствии с ним. Основными целями формирования правовой культуры подрастающего поколения является приобретение знаний, навыков, умений, ценностных установок, взглядов, способность использовать полученные знания в повседневной жизни, в самостоятельном решении правовых проблем и обеспечение сознательного и активного правомерного поведения.

В настоящее время школьниками охватывается только курс предмета «обществознание». Так как я ученик недавно выпустившийся, то могу об этом судить на своем примере. Предмет «обществознание» не дал мне больших знаний. Данная дисциплина дает знание только в общих чертах, не зацикливаясь на должном рассмотрении тем. На одну огромную тему дается один урок. Я не думаю, что за это короткое время учитель сможет что-то донести до своих учеников. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что у школьников отсутствует представление о праве и о роли закона. Я думаю, для решения данной проблемы, нужно дать больше времени на изучение предмета и давать основы правовой культуры на данном этапе формирования личности.

Что мы видим в данный момент на третьей стадии? В современном мире правовая культура студента представляет собой готовность к деятельности, соответствующей прогрессивным достижениям общества правовой сфере, благодаря чему и происходит постоянно правовое обогащение нового поколения. Формируя у студентов правовую воспитанность, вузы обязаны научить их разбираться в необходимом объеме в вопросах права, хорошо знать законы, имеющие отношение к жизни и профессиональной деятельности; уметь понимать правовой аспект в жизненных и профессиональных ситуациях, своих поступках и действиях; относиться к законам как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя и свои жизненные планы, как к надежной силе и одному из надежнейших способов защиты своих прав и свобод; выработать привычку и потребность в соблюдении законов, правил и норм правомерного поведения, уважать права и свободы других людей; держаться как можно дальше от криминальной среды, ограждать себя от преступных посягательств; проявлять личную устойчивость к противоправным соблазнам.

В настоящее время не лучшим образом обстоят дела и с высшими учебными заведениями — урезаются часы по дисциплинам, связанным с правом. Из университетов будут выходить студенты, которые имеют право избираться и быть избранными, а также некоторые будут работать в государственных органах, но не буду обладать полным набором правовых инструментов, чтобы в полном объеме оперировать на своей должности. Следовательно, у них не будет достаточного уровня правового воспитания, необходимого для решения вопросов в современном обществе.

В заключении можно отметить, что становление правового государства длительный процесс, требующий высокого уровня правосознания граждан. Особенное внимание нужно уделить подрастающему поколению, так как за ними будущее. Начинать нужно еще с малого возраста, после — подкреплять знания в школе. Было бы уместно, чтобы в школах учили и на собственном примере показывали детям уважение к закону, давали основные представления о законодательстве, правах и обязанностях, законных интересах граждан. Ну и на старшей ступени подкреплять и использовать эти знания. Но и не следует забывать и наращивать полученные знания в будущем.

Литература:

  1. Мазутов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Мазутов, А. В. Малько. —: Юристъ, 2007. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Певцова, Е. А. Формирование правового сознания школьной молодежи/Государство и право / Е. А. Певцова. — 4-е изд. —:, 2008. — c. — Текст: непосредственный.
  3. Мазутов, Н. И. Теория государства и права. Курс лекций. / Н. И. Мазутов, А. В. Малько. — Юристъ:, 2007. — c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, правовая культура, знание, современное общество, стадий, время, малый возраст, подрастающее поколение, правовая культура школьника, семья.


Задать вопрос