Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака как пассивная защита субъективных прав | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 31.03.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Хлиманков, А. В. Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации товарного знака как пассивная защита субъективных прав / А. В. Хлиманков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 268-272. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79625/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор пытается определить основные причины необходимости в установлении специальных барьеров на пути предоставления правовой охраны средствам индивидуализации.

Ключевые слова: товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная собственность, средство индивидуализации, злоупотребление правом.

Товарный знак является охраняемым приравненным к результатам интеллектуальной деятельности средством индивидуализации [1, п. 1 ст. 1225], исключительное право на которое признается и охраняется при условии его государственной регистрации [1, п. 1 ст. 1232] и удостоверяется свидетельством на товарный знак [1, п. 1 ст. 1477].

Вопросам и порядку государственной регистрации товарного знака посвящен подпараграф 3 параграфа 2 главы 76 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ»). Согласно его положениям, для государственной регистрации товарного знака с целью признания и получения средством индивидуализации статуса охраняемого обозначения, необходимо подать соответствующую надлежащим образом подготовленную заявку и пройти определенный процесс, одним из этапов которого особо выделяется экспертиза обозначения, заявленного в качестве товарного знака. Именно по результатам этой экспертизы, заявители сталкиваются с подавляющим большинством решений об отказе в государственной регистрации.

В ходе проведения экспертизы обозначения проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям п.1–7 и п.10 ст.1483 ГК РФ [1, п. 1 ст. 1499]. По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации [1, п. 2 ст. 1499].

Исчерпывающий перечень причин отказа на этапе экспертизы обозначения по существу приведен в статье 1483 ГК РФ. Такие причины условно подразделяются на «абсолютные» и «относительные». Абсолютные причины полностью делают невозможным регистрацию товарного знака без внесения существенных изменений в обозначение, а относительные предполагают его использование, как указано в заявке на регистрацию, но с дополнительными, установленными законодательством, условиями.

К числу абсолютных оснований для отказа в регистрации относятся следующие:

— заявленное обозначение не обладает различительной способностью;

— обозначение относится к объектам, неподлежащим правовой охране в соответствии со статьей 1231.1 ГК РФ;

— обозначение представляет собой или содержит элементы, ложные или способные ввести в заблуждение потребителя, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

— обозначение тождественно или сходно до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов России или всемирного наследия;

— обозначение представляет собой или содержит элементы, которые охраняются в одном из государств-участником международного соглашения по защите определенных вин или спиртных напитков, имеющих особые характеристики, которые главным образом определяются их происхождением.

Отсутствие различительной способности средства индивидуализации, является противоречием самой природе товарного знака. Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров [1, п. 1 ст. 1447] с целью его выделения из множества аналогичных или идентичных товаров, придания ему специфического индивидуального значения в глазах потребителя и иных лиц. Несвязанный набор символов или букв, не обладающих характерной стилистикой или иным графическим оформлением не может быть признан товарным знаком и зарегистрирован в качестве средства индивидуализации (например, отдельные линии, несвязанные символы и т. п.).

Также по причине отсутствия различительной способности откажут в регистрации обозначения в случае если товарный знак состоит только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, «аспирин», «магнитофон»), являющихся общепринятыми символами и терминами (термин «пастеризация», символ медицинской помощи «красный крест»), характеризующих каким-либо образом товары (указание на вид товаров — «колбаса», на качество — «лучшая», «настоящая», на назначение — «для школьников») или представляющих собой только форму товаров, определяемой свойством или назначением этого товара (реалистичные изображения товаров, объемные предметы, указывающие на основную функцию товара и т. п.). При этом следует учитывать, что различительная способность может быть приобретена в процессе длительного использования обозначения до его государственной регистрации даже если такое обозначение состоит полностью или частично из указанных элементов [1, п. 1.1 ст. 1483]. В подтверждение этого заявитель может представить, например, результаты независимых социологических опросов потребителей (символы «BMW» устойчиво ассоциируются с определенными автомобилями). Также отдельные элементы, не являющиеся доминирующими, могут быть включены в обозначение в качестве неохраняемых элементов.

Такого рода ограничение служит защитным барьером для соблюдения интересов как потребителей (защита от введения в заблуждение, право на информацию и свободный выбор), так и добросовестных производителей товаров, конкурентов в одном сегменте и иных участников товарооборота от необоснованного ограничения их деятельности.

Не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначений, не подлежащих правовой охране [1, п. 2 ст. 1483], а именно объектов, включающих официальные символы, наименования и отличительные знаки, равно как и их стилизованное воспроизведение или имитацию полностью или частично — флаги, гербы, наименования международных или межправительственных организаций, печати, награды и тому подобное. Однако указанные символы и обозначения могут быть включены в состав средства индивидуализации в качестве неохраняемого элемента с согласия соответствующего компетентного государственного органа или организации [1, ст. 1231.1].

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года прямо определяет в статье 6.ter запрет на регистрацию гербов, флагов и других государственных эмблем, официальных знаков и клейм контроля и гарантии, а также всякое подражание этому в качестве товарных знаков или в качестве элементов этих знаков [2]. Как присоединившаяся сторона, Российская Федерация, правопреемница СССР, должна соблюдать установленные договоренности. Однако не только конвенция требует ограничения государственной регистрации по данному критерию, но и необходимость защиты потребителя от введения в заблуждение, поддержания добросовестной конкуренции, а также исключения возможности отождествления субъектами права своих товаров с государственными органами, межправительственными организациями и тому подобного в глазах иных участников рынка без соответствующего подтверждения.

Обозначения, заявленные на регистрацию, не будут зарегистрированы если в их состав входят элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя в отношении как самого товара, так и его изготовителя. Так, в государственной регистрации обозначения «PRAVDA» в отношении определенных товаров легкой промышленности откажут по причине ассоциации с широко известным товарным знаком «PRADA» и, как следствие, возможного введения в заблуждение потребителя относительно изготовителя товара, его качества, которые не соответствует действительности.

Потребитель на основании предыдущего собственного опыта или иной имеющейся информации может отдавать предпочтение товарам определенного производителя, руководствуясь репутацией продукции, ее потребительскими свойствами или иными субъективными взглядами. Указание в товарном знаке каких-либо сведений о товаре, изготовителе или его характеристиках, не соответствующих действительности, относится к понятию ложных. Ложность элементов как правило является очевидной. В то время как введение в заблуждение обычно осуществляется путем манипулирования на уровне неверной ассоциации у потребителя данного обозначения с обозначением товаров, пользующихся у него определенным доверием. Таким образом, законодатель защищает интересы потребителя, ограждает его от искажения информации и ошибок, совершаемых под воздействием заблуждения.

Противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали , как причина для отказа в государственной регистрации товарного знака, заслуживает отдельного внимания как основание, направленное на защиту общества в целом, его устоев, несмотря на общее направление защиты интересов преимущественно коммерческих организаций и предпринимателей в вопросах индивидуализации товаров. Примерами могут быть обозначения, содержащие аморальные, оскорбляющие, противоречащие этике элементы: «JESUS», «Убийца Кеннеди», «Шире Хари» и т. п.

Государство, как эволюционная надстройка общества, призвано создавать и охранять условия всестороннего развития этого общества. Общественные интересы, как противопоставление индивидуальным интересам отдельных потребителей, имеют более глубокую социальную направленность. Как одной из базовых ценностей общества (защита прав человека, охрана окружающей среды и т. п.), охрана общественных интересов — обязанность государства. Принципы гуманности, общепринятые нормы морали и порядка — отличительные признаки современного демократического правового государства, и государство принимает меры по их соблюдению.

В регистрации таких обозначений как, например, «БАЙКАЛ», «ВАТИКАН», «Храм Солнца» и аналогичных тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов России или всемирного наследия [1, п. 4 ст. 1483] будет также отказано.

Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки. К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации [3]. Перечень объектов всемирного наследия определяется специализированным международным учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО.

Прежде всего когда речь заходит о культурно-исторических объектах, особое внимание уделяется бережному отношению не только к самому объекту, но и к его памяти, исторической и культурной ценности как определенного достижения национального или общемирового уровня. Основной закон Российской Федерации в преамбуле содержит слова — «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... чтя память предков…» [4] — которые указывают на особое отношение к истории, а не только как стороны в международных соглашениях. Дополнительно невозможно отрицать тот факт, что общеизвестный объект (например, указание на духах силуэта Эйфелевой башни) вызывает у потребителя устойчивые и сильные ассоциации и эмоции, предоставляя производителю необоснованное преимущество. Поэтому второй причиной установления ограничения в регистрации можно указать защиту добросовестной конкуренции.

Международными договорами предусмотрена защита обозначения, которому предоставлена правовая охрана одним из договаривающихся государств, позволяющего идентифицировать специально указанные спиртные напитки , как происходящие с территории этого государства и имеющие особое качество, репутацию или иные характеристики, которые главным образом определяются их происхождением [1, п. 5 ст. 1483]. Примерами таких напитков могут служить херес, производимый в округе Херес в Испании, вино марки Кьянти (Тоскана, Италия), шампанское (Шампань, Франция) и многие другие.

Многолетняя борьба отдельных государств и регионов за право называться родоначальниками того или иного напитка, исторической родиной технологии их приготовления, подкрепляемых уникальными природными географическими и метеорологическими особенностями произрастания сырья, привели к международному признанию особой ценности этих напитков. Защита конкуренции и право потребителей на достоверную информацию — основные причины особого внимания к этой категории обозначений при государственной регистрации товарного знака. Кроме того, принадлежность продукции к определенному типу и размещение на упаковке соответствующего товарного знака формирует фактически уникальный спрос на такую продукцию, что не может не быть объектом особого регулирования государством.

В процессе исследования абсолютных оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака, выделяются основные причины необходимости в установлении специальных барьеров на пути предоставления правовой охраны средствам индивидуализации — защита интересов потребителей, производителей и общества, защита от злоупотребления правом, недобросовестной конкуренции и умаления общечеловеческих ценностей.

Принимая во внимание, что на момент государственной регистрации стороны, права которых могут быть нарушены такой регистрацией, не проявляют самостоятельных активных действий, хотя и могут направлять возражения относительно заявленного на регистрацию обозначения, имеет смысл говорить реализуемом государством пассивном способе защиты интеллектуальной собственности от посягательств третьих лиц, реализуемым через уполномоченные исполнительные органы, путем установления исследуемых оснований для отказа в предоставлении правовой охраны уже на этапе государственной регистрации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая: Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации, № 52 (ч.I), 25.12.2006, ст.5496.
  2. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. — Текст: электронный // Всемирная организация интеллектуальной собственности: [сайт]. — URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/paris/trt_paris_001ru (дата обращения 12.03.2021).
  3. Указ Президента РФ от 30.11.1992г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 23, ст.1961.
  4. Конституция Российской Федерации. — Текст: электронный // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения 12.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, государственная регистрация, Российская Федерация, правовая охрана, обозначение, средство индивидуализации, всемирное наследие, интеллектуальная собственность, культурное наследие народов, различительная способность.


Задать вопрос