Совершенствование полномочий суда в административном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Бородин, С. С. Совершенствование полномочий суда в административном судопроизводстве / С. С. Бородин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79624/ (дата обращения: 21.04.2021).



В данной статье представлен анализ полномочий суда и исследована особенность активной роли суда в административном судопроизводстве. Детально проанализированы проблемы реализации полномочий суда по привлечению к участию в административном деле надлежащего административного ответчика, рассмотрены особенности истребования доказательств по инициативе суда, исследованы полномочия в области реализации некоторых мер принижения.

Ключевые слова: административное судопроизводство; активная роль суда, Кодекс административного судопроизводства РФ, правосудие.

В основе правового регулирования административного и гражданского судопроизводства лежит ряд общих процессуально-правовых принципов, таких как состязательность, равноправие сторон, доступность правосудия, диспозитивность и др.

Административное судопроизводство обладает целым рядом особенностей. В первую очередь следует подчеркнуть, в административном судопроизводстве особый предмет, а именно правовые конфликты, споры и иные дела, которые возникают в сфере публичных правоотношений.

Субъективный состав административного судопроизводства включает в себя с одной стороны частных лиц (граждане или организации), а с другой — публичных (властных) органов или должностных лиц.

Полномочия суда в административном судопроизводстве выступают в качестве фундамента всего административного судопроизводства. Деятельность суда при разрешении административных дел направлена, прежде всего, на проверку законности правовых актов и действий властных субъектов. Активная роль суда проявляется, например, в следующих нормах ч. 3 ст. 62, ч. 7 ст. 213, ч. 8 ст. 226, ч. 1 ст. 236, ч. 1 ст. 308 КАС РФ [1], в соответствии с которыми суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Кроме того, активная роль суда в административном судопроизводстве так же проявляется в следующих полномочиях, закрепленных в ч. 1 ст. 63, ч. 1 ст. 43, ч.5 ст.137, ч. 1 ст.306 КАС РФ.

К наиболее распространенным полномочиям суда в административном судопроизводстве можно отнести истребование доказательств по инициативе суда и привлечение надлежащего ответчика. Рассмотрим данные полномочия более детально.

Согласно ч. 1 ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.

Фактически ч. 1 ст. 43 КАС РФ содержит два самостоятельных полномочия суда. Первое полномочие может быть реализовано только с согласия административного истца, и при несогласии на замену административного ответчика другим лицом суд использует полномочие на привлечение без согласия административного истца другого лица в качестве второго административного ответчика.

Относительно данного полномочия, например Д. Б. Абушенко в своем исследовании «Замена ненадлежащего административного ответчика: дискуссионные вопросы» указывает на отсутствие разумных оснований у суда для решения неверным выбора административного ответчика. Автор обосновывает свое утверждение на том, при подготовке административного дела суд нарушает принцип состязательности, так как им еще не была проведена оценка доказательств [3].

С данным доводом нельзя согласиться. Например, данное полномочие реализуется в полной мере в случае предъявления иска к государственным органам, которые на момент подачи иска были упразднены. В подобной ситуации инициирование судом замены ненадлежащего ответчика надлежащим, безусловно, отвечает всем принципам судопроизводства. Суд в данном случае оказывает содействие стороне в реализации ее процессуальных прав, тем самым обеспечивает право административного истца на судебную защиту.

Относительно второго полномочия, а именно привлечения надлежащего ответчика в качестве второго административного ответчика, следует отметить, оно подразумевает подачу административного искового заявления новому ответчику по инициативе суда. Статус первоначального ответчика в подобной ситуации не понятен. Поэтому решение данного вопроса в рамках ч. 1 ст. 43 КАС РФ требует законодательного изменения.

А признание первоначального ответчика ненадлежащим, должно быть отражено в определении суда.

Еще одним из самых активно реализуемых полномочий суда в административном судопроизводстве является полномочие по истребованию доказательства (ч. 2 ст. 14, ч.1 ст.63, п.6 ч.3 ст.135 КАС РФ).

По общему правилу судопроизводства обязанность представить доказательства, обосновывающие позицию, лежит на каждой из сторон. Суд, наряду с тем, что оказывает содействие в собирании доказательств, обладает правом истребовать доказательства, в случае необходимости для всестороннего рассмотрения административного дела.

Круг лиц, у которых может быть истребовано доказательство, не ограничен, это могут быть как стороны или иные участники административного процесса, так и иные лица.

В ч. 5 ст. 63 КАС РФ устанавливается, что в случае неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок либо в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 КАС РФ. Кроме того, ч. 6 ст. 63 КАС РФ содержит указание, что наложение судебного штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд.

Активная роль суда в административном процессе выражается также в полномочиях суда в рамках поддержания порядка в судебном заседании.

Особого внимания заслуживает такая мера принуждения как ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова. Данная мера отражена в ст. 118 КАС РФ, согласно которой суд при нарушении участником судебного разбирательства правил выступления в судебном заседании председательствующий в судебном заседании вправе ограничить его выступление, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству, или лишить его от имени суда слова, если участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Относительно данных мер принуждения в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 июня 2017 г. № 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел» [2] даны разъяснения, согласно которых ограничение выступления участника судебного разбирательства заключается в ограничении в разумных пределах времени его выступления.

Применение данной меры, воздействия является альтернативой удалению из зала заседания, как подчеркнул глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев [5]. Поэтому в данном случае, речи об ограничении состязательности административного процесса, о котором в последнее время указывают некоторые исследователи [4], не может быть. Применение данной меры ограничения способствует эффективной организации процесса в рамках рассмотрения административного дела.

Литература:

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391; 2020. № 50 (часть III). Ст. 8073.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 № 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 8.
  3. Абушенко, Д. Б. Замена ненадлежащего административного ответчика: дискуссионные вопросы / Д. Б. Абушенко // Закон. — 2016. — № 7. — С.61–65.
  4. Голодина А. В. Проблема реализации полномочий суда в административном судопроизводстве / А. В. Голодина //В сборнике: Проблемы судопроизводства в суде первой инстанции по гражданским, арбитражным и административным делам. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Л. В. Войтович, В. И. Кайнова. 2019. С. 109–114.
  5. Глава ВС напомнил, что судьи вправе ограничить время выступления участника процесса [сайт] URL: https://sibadvokat.ru/magazine/glava-vs-napomnil-chto-sudi-vprave-ogranichit-vremya-vystupleniya-uchastnika-processa (дата обращения: 19 марта 2021 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): административное судопроизводство, РФ, судебное разбирательство, административный истец, административный ответчик, активная роль суда, суд, административный процесс, инициатива суда, судебное заседание.


Ключевые слова

административное судопроизводство, правосудие, активная роль суда, Кодекс административного судопроизводства РФ
Задать вопрос