Особенности обязательств, вытекающих из договора возмездного оказания услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.03.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Брук, Е. Б. Особенности обязательств, вытекающих из договора возмездного оказания услуг / Е. Б. Брук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79613/ (дата обращения: 18.04.2021).



В статье рассматриваются особенности обязательств, вытекающих из договора возмездного оказания услуг. Обобщаются дефиниции услуги, договора возмездного оказания услуг, анализируется вопросы исполнения договора возмездного оказания услуг. Автором анализируются проблемы в данной сфере, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: услуга, оказание услуг, договор, договор возмездного оказания услуг, обязательственные отношения, исполнитель.

The article discusses the features of the obligations arising from the contract for the provision of paid services. The definitions of the service and the contract for the provision of paid services are summarized, and the issues of the performance of the contract for the provision of paid services are analyzed. The author analyzes the problems in this area, suggests ways to solve them.

Key words: service, provision of services, contract, contract for the provision of paid services, obligations, contractor.

Обязательственные отношения традиционно считаются важнейшей и, без сомнения, неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования. При всем своем многообразии, среди них важное место занимают услуги. Сфера услуг является востребованной у многих субъектов гражданско-правовых отношений, в частности, у граждан, организаций. Небезосновательно считается, что это одна из наиболее перспективных и быстроразвивающихся сфер экономики.

Наше государство ориентировано на то, чтобы развивать рынок гражданско-правовых услуг возмездного характера. При этом, поиск путей его дальнейшего развития и совершенствования, в том числе на нормативном уровне, — важное направление государства. В гражданском законодательстве достаточно регламентированы вопросы оказания возмездных услуг. Прежде всего, отметим, что в ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [1] закреплено, что оказание услуг относится к объектам гражданских прав. Услуги занимают важнейшее место в гражданско-правовых отношениях.

Обязательствам, вытекающим из возмездного оказания услуг, посвящена отдельная глава ГК РФ (глава 39 ГК РФ) [2]. Услуги облекаются в форму договоров, влекущие обязательства по их выполнению. Как представляется, для начала, следует определиться с пониманием услуги как таковой. Обобщенно, услуга может пониматься как некая деятельность, ее оказание приводит к тому, что имеется какой-то практический, изначально оговоренный результат, эффект. Особенностью услуг является то, что результат, эффект, получаемый в результате их оказания, не имеет овеществленного характера.

Рассматривая в качестве обязательств по договору какую-либо услугу, Е. А. Суханов определяет ее, как деятельность, которая направлена на формирование комфортности, удовлетворение потребностей, предоставление каких-либо выгод [8, с. 131]. Комментируя данное определение, стоит признать, что в этом случае к обязательствам по оказанию услуг могут быть отнесены все договоры, если их исполнение предполагает формирование комфортности, удовлетворение потребностей, предоставление каких-либо выгод для управомоченного лица. Однако при данной трактовке «обязательства по оказанию услуг» охватывает весьма широкий спектр обязательств, размывая само понятие.

Другая распространенная позиция рассматривает услугу в качестве результата деятельности. Например, А. Н. Левушкин высказывает мнение о том, что благом может быть только результат деятельности, причем исключительно с положительным эффектом, который неотделим от самой деятельности [5, с. 101].

Распространенной точкой зрения в цивилистике является позиция, которая рассматривает услугу как деятельность, которая не имеет овеществленного результата. В этой связи Е. И. Дмитриева и А. И. Поплевина подчеркивают, что в договоре об оказании услуг указывается деятельность, которая не обязательно должна иметь материализованное воплощение. Положительно оценивается закрепление на законодательном уровне типа договора по оказанию услуг, чтобы были разграничены работы и услуги, признавая при этом единую экономическую сущность услуг [3, с. 63].

Легальная дефиниция договора возмездного оказания услуг содержится в ст. 779 ГК РФ. Из нее следует, что, во-первых, на исполнителя возлагается обязанность по заданию заказчика оказать услуги, во-вторых, на заказчика возлагается обязанность оплатить оказанные ему услуги. Проанализировав определение договора возмездного оказания услуг, можно сделать вывод о том, что его следует отнести к числу консенсуальных, двусторонних и возмездных. Причем, что касается такого очевидного для рассматриваемого договора признака как признак возмездности, то вполне оправдано он имеет определяющее значение. Такой вывод следует, в том числе, и из того, что законодателем уже в самом названии этого договора говорится о его возмездном характере. То есть договор возмездного оказания услуг в принципе не может быть безвозмездным.

Проведя анализ законодательства, регулирующего обязательства по договору оказания услуг, можно выделить ряд его особенностей. В частности, следует отметить, что ГК РФ в п. 2. ст. 779 содержит классификацию услуг, для отдельных видов которых установлено особое правовое регулирование. В п. 2 ст. 779 ГК РФ содержатся наименования услуг, которые могут выступать в качестве предмета по договору возмездного оказания услуг (услуги связи, медицинские услуги, ветеринарные услуги, аудиторские услуги, консультационные услуги, информационные услуги, услуги по обучению, услуги по туристическому обслуживанию). При этом следует отметить, что в данный перечень вошли услуги, которые не получили нормативного закрепления в ГК РФ в качестве предмета отдельных видов договорных отношений. Тот факт, что в п. 2 ст. 779 ГК РФ приводится далеко не полный перечень услуг, имеет свое объяснение. Услуга по своей природе, как отмечается в экономической теории, носит эмерджентный характер (возникающий внезапно) [6, с. 351]. Однако отдельные цивилисты в этой связи высказывают мнение о том, что к категории услуг могут быть отнесены совершенно другие по своей природе гражданско-правовые обязательства [4, с. 592].

Для договора возмездного оказания услуг характерно наличие двух сторон. С одной стороны, это услугодатель (исполнитель), с другой стороны, его контрагент, это услугополучатель (заказчик). ГК РФ особо не ограничивает субъектный состав рассматриваемой договорной конструкции. Из этого следует вывод, что в данных обязательствах могут участвовать как граждане, так и юридические лица. Тем не менее, нельзя не отметить, что не все услуги могут быть оказаны физическими лицами. Например, они не могут быть на стороне заказчика по договору об оказании аудиторских услуг, или, например, физические лица не могут быть исполнителями по договорам оказания услуг телефонной связи. Некоторые виды услуг могут быть оказаны лишь в том случае, если у исполнителя будет соответствующая лицензия. Например, без лицензии не могут быть оказаны услуги, вытекающие из страховой деятельности, биржевой деятельности, образовательной деятельности и ряда иных видов деятельности. Статья 780 ГК РФ обязывает исполнителя оказать услуги лично, что подразумевает отсутствие любых посредников. Данное нормативное положение свидетельствует о наличии взаимосвязи услуг с личностью лица, которая их оказывает. Однако это, по мнению отдельных цивилистов, отнюдь не исключает возможности привлечения исполнителем третьих лиц по согласованию с заказчиком, но с обязательным включением данного условия в договор [7, с. 32]. Личность исполнителя услуги, безусловно, имеет существенное значение, поскольку выполнение услуги всецело зависит от профессионализма, знаний и опыта исполнителя. Однако не все услуги обладают персонифицированностью личности исполнителя, что вызывает необходимость внесения изменений в ст. 780 ГК РФ. Внесение подобного изменения позволит на законодательном уровне предусмотреть возможность замены личности исполнителя, а не только условиями договора. В некоторых случаях личность исполнителя услуги не играет существенного значения, например, если она связана с реализацией технических возможностей. В частности, не имеет существенного значения возможность возложения исполнения своих обязанностей на других лиц при исполнении услуг телефонной связи.

При оказании возмездных услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, не предусматривающие обязательного достижения материального результата. В этой связи представляется целесообразным и имеющим практическое значение выделение групп возмездного оказания услуг, что приведет к систематизации и упорядочению гражданско-правовых отношений в сфере возмездного оказания услуг. Базовым критерием для разграничения обязательств по оказанию услуг на определенные категории может являться объект воздействия услуги. Учитывая специфику объекта воздействия, целесообразно разграничить четыре самостоятельных вида возмездного оказания услуг. К ним, в частности, относятся образовательные услуги, медицинские услуги, информационные услуги, культурно-просветительские услуги.

В связи с переходом на рыночную экономику российская экономика восприняла большинство моделей ее построения и «переключилась» исключительно с производственного потенциала, на сферу потребления услуг. Данное обстоятельство, безусловно, сказалось на развитии законодательной основы в отношении возмездного оказания услуг. Причем сфера услуг со временем стала настолько обширной, что производственная мощь была заменена сферой потребления. В последнее время возмездные услуги, оказание которых регламентировано ГК РФ, не перестают «обрастать» новыми формами, видами и трансформациями. Если исходить с точки зрения динамики развития рынка услуг в России, то положение о том, что условия заключения договора возмездного оказания услуг будут иметь силу для всех не описанных в ГК РФ договоров, но появляющихся на рынке услуг обязательств, то законодатель сделал верную оговорку к договору возмездного оказания услуг. Несмотря на глубокий анализ гражданско-правовых отношений в сфере оказания услуг, цивилистика так и не выработала единого общепризнанного определения услуги.

На законодательном уровне необходимо конкретизировать ответственность исполнителя за ненадлежащее качество оказываемой услуги при учете особенностей ее предоставления. Например, возможно взыскание неустойки за некачественное оказание услуги. В отношении образовательных услуг факторами, снижающими их качество, могут выступать невыполнение общего объема учебной нагрузки, отсутствие необходимой литературы и проч.

Целесообразным представляется внесение в Гражданский кодекс РФ понятия обязательства по оказанию услуг, то есть «гражданско-правовые отношения, при которых исполнитель (физическое или юридическое лицо) обязан выполнить действия или осуществить деятельность без учета наличия овеществленного результата исполненной услуги при наличии соответствующего задания заказчика (физического или юридического лица) и соответствующей оплаты осуществления деятельности или выполнения действий».

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. от 08.12.2020 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Дмитриева Е. И., Поплевина А. И. Услуга как объект обязательства // Вестник современных исследований. 2019. № 1.9 (28). С. 63–65.
  4. Ивлев И. Ю. Услуга как объект гражданских прав: общетеоретические аспекты // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 20. С. 592–597.
  5. Левушкин А. Н. Услуги как гражданско-правовая категория: современное правовое регулирование и тенденции развития // В сб.: Юриспруденция: вопросы истории, теории и практики. 2020. С. 101–108.
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2016. 426 с.
  7. Ситдикова Л. Б. Нормативная модель договора возмездного оказания услуг // Российский судья. 2008. № 1. С. 32–34.
  8. Суханов Е. А. Гражданское право. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 486 с.
Основные термины (генерируются автоматически): возмездное оказание услуг, услуга, ГК РФ, оказание услуг, договор, исполнитель, отношение, существенное значение, том, возмездный характер.


Задать вопрос