Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Черекбашева, Д. Ш. Soft skills как ключевой навык специалиста в цифровой экономике / Д. Ш. Черекбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79602/ (дата обращения: 19.04.2021).



В трансформирующейся на сегодняшний день парадигме цифровой экономики и информатизации «мягкие» навыки (soft-skills), которые не имеют привязок к узкой профессиональной деятельности, имеют основной вес значения для того, чтобы цифровая экономика процветала и развивалась. Только лишь профессиональные знания и навыки в информационном поле — это часть необходимых ресурсов для развития цифровой экономической системы, поскольку, несмотря на процессы цифровизации, человеческий капитал не теряет своей актуальности и востребованности. В статье позиционируются soft skills как необходимые навыки современных специалистов, в частности, в области инженерии.

Ключевые слова: soft skills, мягкие навыки, цифровая экономика, цифровизация, информатизация.

Цифровые технологии сегодня прочно вошли в жизнь общества и продолжают развиваться, трансформируя экономику и всю социальную жизнь. Постоянное совершенствование цифровых технологий подразумевает логичное увеличение требований к специалистам, которые должны обладать личными навыками: компьютерной грамотностью, которая дает возможность управлять услугами в цифровом пространстве; цифровой грамотностью, способствующей развитию навыков алгоритмизации и программирования, то есть такими навыками, которые являются неотъемлемой частью развития, функционирования и обслуживания информационно-коммуникационных систем [2, c. 68]. Современные специалисты, столь востребованные на рынке труда, должны ориентироваться в развивающихся цифровых условиях, в частности, в программном обеспечении, аналитических технологиях и платформах отчетности, им необходимо уметь использовать цифровые технологии.

Особенно важны именно личностные качества, представляющиеся как неотъемлемая часть мировоззрения специалиста — soft skills. Они являются основой, фундаментом для того, чтобы специалист мог максимально быстро включиться в работу, требующую постоянного присутствия к цифровой среде. Президент Российской Федерации В. В. Путин в одном из выступлений говорил о том, что будущее за теми специалистами, которые имеют не только профессиональные навыки, но и обладают soft skills — «креативным и плановым, и другими видами мышления» [5]. Глава современной IT-компании «Сбер» Г. О. Греф полагает, что «между странами идет мощнейшая глобальная конкуренция, чего раньше не было, и побеждают те, кто инвестировал в soft skills, в развитие системообразующих институтов, во все, что связано с человеческим капиталом, в построение инвестиционного климата» [5].

О. А. Правдина и А. А. Рассказова пришли к мнению о том, что soft skills способствуют эффективному взаимодействию специалиста с цифровым обществом, высокой производительности труда [6]. По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, «от 75 % до 85 % профессионального успеха зависит от soft skills и только 25–15 % — от hard skills» [7]. Сегодня данный ресурс остается важным в цифровизации.

Существенное внимание современного научного дискурса посвящено исследованию гипердинамичных информационных потоков. Одной из особенных задач является исследование необходимых компетенций персонала в цифровой экономике. Цифровая экономика рассматривается в исследовательской среде как всемирная сеть экономической деятельности, коммерческих операций и профессиональных взаимодействий, которые поддерживаются средствами информационно-коммуникационными технологиями. Очень важно, что цифровая экономика обозначает необходимость использовать технологии для выполнения поставленных организационных задач лучше, быстрее и часто иначе, чем раньше [1].

Именно реалии цифровой экономики диктуют необходимость развития soft skills как способности выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться, совершенствоваться и так далее [8].

Исследователями Бостонской консалтинговой группы была спроектирована «Целевая модель компетенций-2025», представляющая собой комплекс ключевых универсальных компетенций, которые обязательны в целях экономической эффективности в XXI столетии, которое характеризуется как век информационных технологий. Два крупных кластера из трех, представленных в целевой модели компетенций 2025, представляют Soft skills занимают в модели два кластера и трех, поскольку продолжающаяся цифровизация ведет по пути переориентации рыночных потребностей труда на универсальные компетенции, способные компенсировать цифровые технологии: нацеленность на саморазвитие, навыки принятия решений и достижения результатов, решение нестандартных задач, навыки коммуникации, межличностные, эмоциональный интеллект и прочие. Так, к 2025 году конкурентоспособность специалистов в системе цифровой экономики будет определяться не столько «твердыми» навыками, сколько развитием мягких навыков — soft skills [8].

Среди этих навыков наиболее востребованы следующие: решение задач «под ключ»; осознание рисков и возможностей в процессе применения новых технологий; способность к самообразованию; владение методами проектного управления; адаптивность, работа в условиях неопределенности; глубокое понимание своей профессиональной сферы, владение навыками работы в смежных областях; умение работать с большими данными; навыки работы с инструментами визуализации; системное мышление и эмоциональный интеллект; умение работать в команде; понимание основ безопасности в цифровом пространстве [4].

Согласно исследованию, которое было проведено LinkedIn в 2020 году, работодатели больше всего ценят следующие мягкие навыки:

– креативность — работодатели ищут тех, кто сможет находить нестандартные пути решения рабочих задач;

– способность к убеждению — как и годом ранее работодатели ценят тех, кто не просто предлагает решения и идеи, но и может объяснить их;

– умение взаимодействовать — руководство компаний понимает, что одиночки не так эффективны в долгосрочной перспективе, чем качественно работающая команда;

– навыки адаптации к трансформациям;

– эмоциональный интеллект — это новый навык, которого не было в прошлогоднем отчете. Он подразумевает наличие способности воспринимать, оценивать и реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

Soft skills очень важны для эффективной профессиональной деятельности инженеров. Для инженеров с разным уровнем освоения деятельности значимость soft skills, что видно из исследования Н. А. Вагаповой, Л. В. Доломанюк, представляется практически идентично: 3 лет — 76 %, 4–6 лет — 74 %, 7–10 лет — 77 %. Следовательно, можно предположить, что на любом этапе освоения деятельности значимость soft skills для инженеров является существенно высокой [3].

Результаты исследования, которое было проведено Н. А. Вагаповой и Л. В. Доломанюк, позволили говорить о том, что деятельность инженеров часто не предполагает возможности технологизировать рабочие процессы в соответствии с потребностями, вследствие чего зачастую возникает необходимость не только в определении направленности самого деятельностного процесса, но и в выстраивании процессов реализации деятельности инженером.

На сегодняшний день специалисту, как части системы цифровой экономики, необходимо быть очень гибким и уметь адаптироваться к различным ситуациям, проявлять готовность менять вектор деятельности, при этом все время нарабатывая новые навыки и компетенции в «авральном» режиме. Примечательным является то, что перечень составляющих компетенций не является категорией статичной, поскольку он изменяется вместе с переменами в цифровой экономической системе. Soft skills в определенной мере дают ту динамику, которая соответствует потребностям информационного общества.

Литература:

  1. Азизкулов Д. М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vectoreconomy.ru/images/publications/2018/3/economic_theory/Azizkulov.pdf (дата обращения 25.03.2021).
  2. Андреева Г. Н., Бадальянц С. В. и др. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: моногр. — Н. Новгород: Профессиональная наука, 2018. — 131 с.
  3. Вагапова Н. А., Доломанюк Л. В., and Вагапов Г. В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник Казанского государственного энергетического университета. — 2016. — № 4 (32). — С. 134–142.
  4. Компетенции в эпоху цифровизации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://premiummanagement.com/blog/kompetencii-v-jepohu-cifrovizacii (дата обращения 12.03.2020).
  5. Навыки XXI века, или что такое гибкие навыки, сквозные компетенции и глубокое мышление? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cont.ws (дата обращения 25.03.2021).
  6. Правдина О. А., Рассказова А. А. SOFT SKILLS как фундаментальная основа включения в процесс цифровизации // Цифровая экономика и рынок труда будущего. — 2019. — С. 40–44.
  7. Чему не учат в университетах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/08/03/727760-ne-uchat-v-universitetah (дата обращения 25.03.2021).
  8. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2016. — № 8 (30). — С. 67–69.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, навык, специалист, цифровая экономическая система, человеческий капитал, эмоциональный интеллект.


Задать вопрос