Занятия по психологии для детей с ОВЗ с элементами профориентации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Думолакас, Д. Х. Занятия по психологии для детей с ОВЗ с элементами профориентации / Д. Х. Думолакас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79576/ (дата обращения: 25.04.2024).



Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее. Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья [5].

В каких профессиях дети с ОВЗ могут реализовать себя?

Несмотря на то, что профессий в современном мире очень много, но ввиду ограничений по здоровью или требований к самой профессии, у детей с ОВЗ выбор ограничен.

С 2015 года в нашей школе идет внедрение и реализация программы работы с детьми с ОВЗ по направлениям социализация и профориентация.

Одним из важных направлений социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью [4].

При выборе профессий необходимо учитывать типологические и индивидуально-личностные особенности подростка, а также перспективы его развития.

В рамках данной программы мною разработаны занятия по психологии для детей с ОВЗ с элементами профориентации (7–8 класс).

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям.

Необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа учебного курса психологии «Познай себя» составлена на основе авторской программы Г. К. Селевко «Самосовершенствование личности» [3].

Цель программы обучения:

Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях для дальнейшего профессионального самоопределения и преодоления трудностей в современном мире.

В связи с умственными особенностями обучающихся, замедленным процессом мышления, неустойчивой памятью, вниманием, преобладающим конкретным восприятием учебного материала внесены изменения в авторскую программу. На изучении некоторых тем отводится больше времени.

Содержание программы направлено на изучение знаний о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения. Нацеливает учащихся на переосмысление своего поведения, помогает социализации, самовоспитанию и самосовершенствованию личности, умению соотносить свои способности и возможности с миром профессий. Представление о собственных интересах и возможностях.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые практические занятия дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения.

Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного обзора психологических качеств личности и индивидуальных особенностей (характера, темперамента, способностей, потребностей, интересов, самооценки), как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

На занятиях ученики развивают умение сопоставлять свои способности, возможности с профессиями различных типов.

Примерная тематика занятий:

— Личность и профессиональное самоопределение.

— Соотнесение качеств личности и различных видов профессий.

— Значение эмоций в профессиональной деятельности.

— Темперамент и профессия.

— Примеры профессий, где необходима хорошая память.

— Знания как характеристика личности. Взаимосвязь знаний и профессиональной деятельности.

— Необходимость мышления в профессиональной деятельности.

— Роль деятельности в развитии способностей. Способности и выбор профессии.

— Влияния самооценки на достижение своих целей, на успех в профессиональной деятельности.

Для того чтобы поддерживать устойчивое внимание и интерес к изучаемым темам, на занятиях устное объяснение материала сочетается с применением технических средств обучения, наглядных пособий, дидактического материала, учебный материал связывается с жизнью, практикой, опытом учащихся.

Методика работы с учащимися строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимся.

При выборе формы учебной работы учащихся используются различные методы и приемы:

— фронтальной формы: деловая игра, беседа, практическая работа в тетрадях, выставки, чтение, рассказывание, просмотр фильмов;

— групповой формы (в парах): работа по карточкам, диспуты, исследовательская деятельность, проектная деятельность;

— индивидуальной формы: тесты, работа по карточкам, наблюдения, заполнение портфолио, выполнение мини-проектов.

Занятия наполняются просмотром различных сюжетов, фильмов, касающихся проблеме выбора, вызывающими эмоциональный отклик учащихся.

Профессиональная пригодность, эффективность и надежность деятельности существенно зависят от индивидуально-психологических особенностей личности.

Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям [1].

Как показывает психолого-педагогическая практика, не столь важно заложить в ребенке любовь к той или иной профессии, сколь необходимо развивать в нем выявленные, присущие именно ему, способности, задатки и таланты. Необходимо сориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельности. Ведь всем известно, что человек, выбравший подходящую профессию, никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии. [2]

Литература:

  1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов — М.. ПЕР СЭ, 2001–511 с — (Современное образование). URL: http://www.law.vsu.ru/structure/criminalistics/books/bodrov_psy_prof.pdf (дата обращения: 24.03.201).
  2. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 619–623. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 27.03.2021).
  3. Селевко Г. К. Познай себя / Селевко Г. К. — М.: Народное образование, 2000 г. — 112 с.
  4. Свистунова Е. В., Ананьева Е. В. Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья — 2011. № 4. — URL: http://systempsychology.ru/journal/2011_4/75-svistunova-ev-ananeva-ev-kompleksnyy-podhod-k-proforientacii-i-profkonsultirovaniyu-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html (дата обращения: 24.03.2021)
  5. Чичкова, Т. И. Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья / Т. И. Чичкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 76–78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3109/ (дата обращения: 27.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, возможность, ограниченная возможность здоровья, профессия, авторская программа, занятие, ребенок, современный мир, сознательный выбор профессии, учебный материал.


Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период. Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Трудности профессионального самоопределения подростков. В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее. Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, детей с кохлеарными имплантами для социализации и адаптации в социуме...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное...

Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей.

К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более

В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и...

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

Выбор профессий обусловлен учетом психофизиологических особенностей детей 6–7 лет, целевых ориентиров программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. в разделе «образовательная деятельность с детьми 6–7 лет»: «…расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Методика «Выбор будущей профессии» проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребенком. Подготовка: карты № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 (приложение № 1), бланк регистрации ответов ребенка (приложение № 2). Проведение диагностики.

Проблема осознанного профессионального выбора школьника

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей.

Каждый из нас имеет право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Современные методы и технологии сопровождения...

Ключевые слова: профессиональный путь, выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность. Изменения, происходящие в социально-экономических условиях страны, затрагивают самые разнообразные системы, в том числе и систему образования. Согласно действующему ФГОС основного общего и среднего образования выпускники школ должны быть готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии. При этом современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к кандидатам, например, сейчас уже недостаточно быть специалистом узкой направленности.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Отмечается отсутствие возможности посмотреть, как по этой профессии работают взрослые, недостаточно информации о новых, современных профессиях, о рынке труда и востребованности в России

На занятиях младшие подростки расширят представления о мире профессий, получат информацию и практические умения, и навыки, которые будут необходимы им на этапе выбора профессии, при планировании своего

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития.

Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно...

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

профориентационная работа, мир профессий, основная школа, подросток, основное общее образование, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, занятие, интерес, профессия. Профориентация как средство социальной адаптации младших... Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на. Работа по ранней профориентации воспитанников с ОВЗ осуществляется через совместную. Выстраивая воспитательную работу в данном направлении, в рамках календарного... Система профессиональной ориентации в Узбекистане.

Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональная ориентация, профессиональная карьера, профессиональная деятельность, охватывающий значительный период. Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Трудности профессионального самоопределения подростков. В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками...

Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее. Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе-интернате уделяется особое внимание уровню знаний, наклонностей, коммуникабельности, способностей детей с нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, детей с кохлеарными имплантами для социализации и адаптации в социуме...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное...

Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей.

К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более

В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и...

Проективная методика «Выбор будущей профессии для детей...»

Выбор профессий обусловлен учетом психофизиологических особенностей детей 6–7 лет, целевых ориентиров программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е. в разделе «образовательная деятельность с детьми 6–7 лет»: «…расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Методика «Выбор будущей профессии» проводит педагог-психолог индивидуально с каждым ребенком. Подготовка: карты № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 (приложение № 1), бланк регистрации ответов ребенка (приложение № 2). Проведение диагностики.

Проблема осознанного профессионального выбора школьника

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наибольших результатов, когда делает то, что он хочет и к чему имеет больше способностей.

Каждый из нас имеет право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать — не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Современные методы и технологии сопровождения...

Ключевые слова: профессиональный путь, выбор профессии, профориентационная работа, профессиональная деятельность. Изменения, происходящие в социально-экономических условиях страны, затрагивают самые разнообразные системы, в том числе и систему образования. Согласно действующему ФГОС основного общего и среднего образования выпускники школ должны быть готовы к осознанному и самостоятельному выбору профессии. При этом современный рынок труда предъявляет достаточно высокие требования к кандидатам, например, сейчас уже недостаточно быть специалистом узкой направленности.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Отмечается отсутствие возможности посмотреть, как по этой профессии работают взрослые, недостаточно информации о новых, современных профессиях, о рынке труда и востребованности в России

На занятиях младшие подростки расширят представления о мире профессий, получат информацию и практические умения, и навыки, которые будут необходимы им на этапе выбора профессии, при планировании своего

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития.

Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно...

Ранняя профориентация как эффект просветительской...

профориентационная работа, мир профессий, основная школа, подросток, основное общее образование, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, занятие, интерес, профессия. Профориентация как средство социальной адаптации младших... Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на. Работа по ранней профориентации воспитанников с ОВЗ осуществляется через совместную. Выстраивая воспитательную работу в данном направлении, в рамках календарного... Система профессиональной ориентации в Узбекистане.

Задать вопрос