Преимущества использования интернет-ресурсов на уроке английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 06.04.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Демесинова, Ф. Б. Преимущества использования интернет-ресурсов на уроке английского языка / Ф. Б. Демесинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 121-125. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79362/ (дата обращения: 22.04.2021).



Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу.

Новые информационные технологии — это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, интересов.

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество. Задача преподавателя — активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения иностранным языкам.

В отличие от традиционных методик, где преподаватель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения студент сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Преподаватель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция — организация и стимулирование учебного процесса.

В настоящее время Интернет предоставляет исключительные возможности для обучения иностранному языку так как с его помощью обеспечивается возможность живого общения на изучаемом языке, предоставляется доступ к всевозможным аутентичным материалам и огромному числу учебных ресурсов в текстовом, аудио и видео форматах.

На уроках английского языка с помощью ИКТ т. е. компьютера и интернет-ресурсов можно решать целый ряд задач:

– формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;

– совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

– совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка,

– знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

– формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

В современном обществе роль иностранного языка становится поистине незаменимой и знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, используя в полной мере потенциал ресурсов сети интернет.

Интернет: это глобальная компьютерная сеть, обеспечивающая разнообразные информационно-коммуникационные инфраструктуры, состоящие из взаимосвязанных сетей с использованием стандартизированных протоколов связи.

Возможности использования интернет-ресурсов огромны, во всех сферах жизни, не говоря о его использовании в учебном процессе. К примеру, раньше приходилось писать письма вручную и отправлять через почту и ждать неделями ответы. А сейчас пользуясь интернетом, набираем тексты на компьютере и тут же отправляем через e-mail и получаем ответ.

Даже в этом, использование интернета очень удобно. Мы можем общаться с человеком несмотря на то, что он находится на другом континенте и видеть его через программу Sype, Zoom meeting и т. д. (нажав на video-link видео соединение). Пользуясь интернетом, не нужно часами сидеть в библиотеке и набирать гору книг, а нужно лишь войти в необходимый сайт и за несколько секунд предоставляется нужная информация. Глобальная сеть Интернет, создает условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации, новости, статьи из газет и журналов включая политические, экономические, научные и. т.д. В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются как раннее было сказано во все сферы нашей жизни, как и в образовательный процесс. Новые информационные, педагогические технологии становятся частью учебного процесса. Интернет стимулирует желание студентов учиться, расширяет и развивает индивидуальность каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного разнообразного материала на уроках. Студенты могут участвовать в онлайн тестированиях на конкурсах, проводимых по сети Интернет. Также предлагается преподавателям иностранного языка пользуясь интернетом использовать множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, преподаватель сам может самостоятельно проводить и адаптировать его к конкретным учебным задачам. Использование интернета на уроках иностранного языка очень разнообразна. Например, мною на уроке английского языка проводятся студентами презентации на различные познавательные темы и на мой взгляд, презентации удобны для студентов. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки студента по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформления и т. д. Но это не доставляет никаких сложностей, если студент умеет обращаться с компьютером и владеет навыками работы с Интернетом.

Презентация — целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет обучающимся практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.

Сейчас уже все понимают, что интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.

Многие студенты давно оценили все достоинства Интернета и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности.

Без использования интернет-ресурсов в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. Он способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышает интерес к изучению языка, студенты имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Возможности использования Интернет — ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и преподавателям информации.

На уроке английского языка мною задается студентам, к примеру тема Достопримечательности стран (The sightseeings of the countries) и в этом случае студенты находят соответствующую информацию с картинками и демонстрируют на уроках вместе обсуждая в группе и огромным с интересом принимают активное участие в обсуждениях. Таким образом новый материал хорошо запоминается студентам. Те интернет делает возможным путешествовать по разным странам посещая знаменитые парки монументы и др. достопримечательности. Интернет удобен еще в том случае если у студентов возникает проблема с переводом, то тут же можно зайти на google переводчик и перевести словосочетания с русского на английский и наоборот. Интернет предоставляет большое количество разнообразных дополнительных материалов по изучаемым темам.

Интернет может рассматриваться одновременно как среда обучения (интерактивные задания на учебных сайтах просмотр новостей в режиме реального времени и др. дистанционного обучения) и как источник самых разных по качеству типу и форме учебных материалов.

В нынешнее время так как английский язык является инструментом коммуникации во всех странах мира очень много сайтов посвящены английскому языку. На них можно найти практически все, от планов уроков и разработанных тем, программ, учебно- методических материалов до тестов и упражнений по отдельным грамматическим темам. Большой выбор материалов и упражнений дает возможность преподавателю делать занятие и самостоятельную внеаудиторную работу студентов более интересной и насыщенной. Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач.

– формировать устойчивую мотивацию

– активизировать мыслительные способности студентов

– привлекать к работе пассивных студентов

– делать занятия более наглядными

– обеспечивать учебный процесс новыми, раннее недоступными материалами

– приучать студентов к самостоятельной работе с материалами

– обеспечивать моментальную обратную связь

– повышать интенсивность учебного процесса

– обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур

– формировать умения и навыки эффективного чтения и письма

– аудирование

– расширять словарный запас.

Интернет формирует умение

  1. анализировать и оценивать прочитанное
  2. сортировать информацию на главную и второстепенную
  3. быстро ориентироваться в тексте опираясь на такие подсказки как ключевые слова, структура текста.

Использование интернет ресурсов в учебном процессе имеет очень много возможностей для обучения иностранных языков таких как Электронные энциклопедии.DVD и СD диски с картинками и иллюстрациями, т. е. не нужно покупать их каждый раз на каждые занятия. Находим ссылку и тут же можем проводить видео и аудирование на уроках.

В связи со стремительно развивающимися компьютерными технологиями и все более доступной сети интернет, стандартное обучение претерпевает значительные изменения. В настоящее время стало очень распространенным явление репетиторство по скайпу. Имея хорошее интернет-соединение, веб камеру и микрофон как самому обучаться, так и обучать других причем без малейшей потери качества самого обучения.

Интернет-ресурсы дают возможность преподавателю

– излагать материал более доходчиво за меньшее время

– находить основные и дополнительные материалы для уроков

– организовать индивидуальную и групповую работу с аудиторией.

Вопрос интеграции Интернета в образовании, его применение в обучении иностранным языкам является достаточно актуальным, так как при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку намного лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания [1].

Так, например, аудиозаписи на иностранных языках помогают студентам воспринимать изучаемый язык на слух. Это позволяет понять фонетические особенности языка и использовать усвоенные знания в своей собственной речи. Студенты начинают более правильно и грамотно излагать свои мысли на иностранном языке. Они перестают бояться контактировать с иностранными гражданами из-за своего неправильного произношения, с удовольствием и спокойствием посещают другие страны.

Еще одним новым методом освоения языка является «телемост», это удаленное видео общение между несколькими сторонами [6]. Безусловно, осуществить данный способ общения без Интернета невозможно. Между студентами различных стран проводится прямая трансляция, где они могут легко общаться, тем самым не только знакомиться с новыми людьми, но и узнавать язык и культуру другой страны. Вследствие этого у студентов появятся друзья из новой страны, язык которой он активно познаёт. Он может поподробнее узнать и даже увидеть интересующие его достопримечательности, или просто место, которое давно увидел на фотографии и мечтал там побывать. Данный метод также увеличивает мотивацию к изучению языка. Видео общение также может быть продуктивно в подготовке к экзамену по иностранному языку, ты можешь не тратить большие финансовые средства, а просто найти интересного собеседника в Интернете из другой страны. Таким образом, ученик будет слушать иностранную речь и узнавать новые слова.

Востребованность интернет-ресурсов резко возросла. Они дают различную информацию о последних событиях в стране и мире. Стоит только выйти в глобальную информационную сеть — и мы наблюдаем множество оповещений об изменениях, произошедших как в своей стране, так и за её пределами, буквально, пару минут назад. Также интернет позволяет ознакомиться с ситуацией с различных сторон, что добавляет объективности, полученной информации. Студенты могут анализировать политику других стран, высказывать и формировать своё собственное мнение.

Именно поэтому в настоящее время делается уклон на коммуникацию, интерактивность и изучение языка в культурном аспекте. Это позволяет развить межкультурное общение. Студенты должны быть готовы к реальной коммуникации и не бояться использовать язык не только на занятиях иностранного языка. Многие ВУЗы имеют лингафонные кабинеты, оборудованные компьютерами с доступом в Интернет. В этом случае преподаватели иностранного языка могут использовать интернет- ресурсы непосредственно на уроках.

В наши дни необходимы такие источники, которые заинтересуют их в изучении живого языка с современными реалиями. Такие ресурсы можно найти только в Интернете. На уроках особенно важно использовать современные материалы из Интернета, чтобы у студента была возможность соприкоснуться с реальным языком, а не только условно-учебным. Интернет является для преподавателя и студента колоссальным информационным хранилищем.

При трудоустройстве большинство организаций запрашивает знание иностранного языка и свободное владение компьютером.

Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Таким образом, в условиях постоянно возрастающих требований к владению иностранным языком и обучающих возможностей электронных средств коммуникации сегодня развитие методик обучения языкам приобретает перспективное направление в интеграции традиционных дидактических средств и интернет- ресурсов.

Ярким примером использования глобальной сети Интернет в образовательном процессе является дистанционная форма обучения. Эта относительно новая форма обучения является альтернативой наиболее распространенному в настоящее время традиционному образованию.

Дистанционное обучение стало возможным благодаря быстрому развитию Интернет-технологий, повсеместному распространению компьютеров не только в работе организаций, но и дома и их популяризацией. В настоящее время необходимым становится именно непрерывное образование, когда человек вынужден учиться всю жизнь вследствие быстрого устаревания некоторых видов информации.

Отличительной чертой дистанционной формы образования является возможность студентам самим искать и получать требуемые знания при помощи информационных ресурсов. Следует заметить, что информационные ресурсы глобальной сети в процессе обучения используют не только студенты данной формы образования, но и всех других форм, т. к. поиск информации в Интернете доступен практически каждому и значительно экономит время.

К информационным ресурсам Интернет, используемым в процессе обучения, можно отнести:

– базы данных, информационные системы, справочные файлы, словари, справочники;

– обучающие системы, курсы, программы для самообразования;

– обучающие видео- и аудиозаписи;

– электронные библиотеки (газеты, журналы, книги в электронном варианте);

– курсы дистанционного обучения;

– электронная почта и др.

Введение новых технологий привнесло много изменений в традиционную образовательную модель общения между преподавателями и студентами. Совершенное владение новыми технологиями стало важнейшей частью университетского и последипломного образования по специализациям. Чтобы подготовить своих студентов для работы в современных условиях, преподаватели должны идти в ногу с последними достижениями в области медиа. Как в сфере коммуникаций, так и в других отраслях, все большее распространение в последние годы получает дистанционное образование. Оно позволяет, а иногда и заставляет преподавателей пользоваться новыми технологиями. Интерактивное обучение на расстоянии становится доступным многим. Оно предлагает практические преимущества, такие как сокращение расходов, на поездки, возможность обучать большее число студентов, чем могла бы вместить обычная аудитория, и т. д.

Все плюсы организации работы с ресурсами Интернета на уроке, на мой взгляд, очевидны. Однако, планируя урок с использованием ресурсов Интернета, вы всегда должны оценивать, насколько это оправдано и нет ли других более эффективных средств достижения ваших целей. Организуя работу на основе Интернета нужно помнить, что работа с Интернет-ресурсами требует тщательного отбора преподавателем материалов, предварительной их проработки и, конечно, современных педагогических технологий, отвечающих принципам личностно-ориентированного подхода.

В заключение хочется подчеркнуть, что Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания иностранного языка и создания стимулов к обучению. Он является превосходным помощником в организации учебного процесса, а именно, в обучении различным видам речевой деятельности; но несмотря на многие очевидные достоинства интернета, многие специалисты, активно использующие его в своей преподавательской практике и пропагандирующие внедрение новых технологий в образовательный процесс, подчеркивают необходимость рационального, методически оправданного, строго дозированного, пропорционально по-разному представленного в зависимости от аспекта и цели обучения использования Интернета в рамках аудиторных занятий.

Литература:

  1. Александров, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию [Текст] / К. В. Александров // Иностранные языки в школе: науч. — метод. журн. — 2011. — N 5. — С. 15–20. — Библиогр.: с. 20.
  2. Баранова, Н. А. Преимущества использования Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Н. А. Баранова, А. С. Дубинина // Концепт: науч. журн. — 2015. — № 7. — С. 161–165. — Режим доступа
  3. How to use the Internet in ELT by Dede Teeler with Peta Gray//Longman
  4. The Internet and the Language Classroom — a practical guide for teachers by Gavin Dudeney // Cambridge University Press
  5. Васильева В. Н. Использование информационных технологий в учебном процессе // http://ipk.admin.tstu.ru
  6. The Pros and Cons of the Technology in the Classroom. — http.://www.tappendin.org/
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, Интернет, студент, учебный процесс, английский язык, глобальная сеть, урок, язык, возможность, процесс обучения.


Задать вопрос