Лечение искусством | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 27.03.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Маркевич, А. А. Лечение искусством / А. А. Маркевич, О. И. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79569/ (дата обращения: 21.04.2021).



Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях.

Н. Роджерс

Термин «арт-терапия» или «лечение искусством» был введён в 1938 году художником Адрианом Хиллом. Это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. А.Хилл отмечал, что процесс творческой активности, в который погружается клиент, способствует благотворному воздействию на его психоэмоциональное состояние, самопознанию и самовыражению, принятию себя и своего внутреннего мира. Что является неотъемлемой частью гармоничного развития личности.

Почётный член Российской академии художеств доктор педагогических наук профессор Н. Д. Никандров считает, что арт-технологии можно рассматривать как слияние творчества и коррекционной практики. Это метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу.

Исходя из того, что этот вид терапии не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний, с недавнего времени многие специалисты, работающие с детьми с особенностями развития, также охотно стали включать в свою коррекционную практику различные виды арт -терапевтических воздействий.

При организации коррекционно-развивающего обучения детей с ТМНР специалист выбирает из множества методик именно ту, которая позволит не только приобрести новые знания и практические умения, но и поможет подобрать тот самый ключик к внутреннему миру ребёнка, поможет раскрыть его потенциал и сформировать социально-коммуникативные компетенции для гармоничной жизни в социуме.

Педагог выстраивает свою работу учитывая ряд особенностей здоровья детей с ментальными нарушениями: высокую тревожность и низкую мотивацию, проблемы с эмоционально-волевой сферой и трудности с коммуникативными навыками, низкую самооценку, проблемы с общей и мелкой моторикой. Эти дети имеют истощенную нервную систему и подвержены быстрому утомлению.

Психотерапевт Вульф Беккер-Глош считал, что назначение арт-терапии не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности и обладает удивительным свойством внутренней поддержки.

В своей практической деятельности мы также обратились к арт-терапевтическим техникам. Отлично понимая, что арт-терапия — это не волшебство, которое сможет полностью вылечить наших детей, мы попытались дать нашим детям для большего коррекционного эффекта необычный опыт нетрадиционной методики, с которой они раньше не встречались.

Практически все дети любят игры с водой и поэтому мы предложили нашим воспитанникам рисование на воде — Эбру.

Этот вид арт-терапии очень аккуратно и безопасно открывает перед ребёнком мир необычной изобразительной техники.

Эбру — это древнее искусство рисования на воде, которое зародилось на Востоке. Существует много разных теорий появления Эбру, но одно можно сказать точно, что самая древнейшая работа в этой технике датируется 1539 годом, хотя есть версии, что Эбру появилось гораздо раньше.

Ещё до недавнего времени этот вид творчества широко не применялся в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. В настоящее время многие исследователи отмечают, что Эбру — это аналог правополушарного рисования, где рисунок создаётся бессознательно, интуитивно. Ребёнок в процессе занятия расслабляется, оставляя на воде свои страхи, переживания. Здесь не требуется академических навыков рисования и специального обучения, поэтому даже дети с тяжёлыми формами ДЦП могут создать свой неповторимый шедевр.

Юный художник вместо холста использует специальный раствор и краски, которые остаются на поверхности и не растворяются. Ребёнок смотрит на разноцветные пятна, которые расплываются по поверхности воды и используя разные приспособления (кисти, шило, гребни, бамбуковые палочки) формирует различные замысловатые и неповторимые узоры. Далее рисунок переносится на лист бумаги. Здесь невозможно ошибиться, а если что — то не понравилось, всё легко можно исправить. В этом и заключается терапевтическое влияние этого вида терапии — не бойся, что не получится, а расслабься и наслаждайся процессом.

Существует много разных техник рисования ЭБРУ:

  1. Техника «Баттал эбру».

Это первый и базовый метод рисования. Он может существовать как отдельно, так и выступать фоном для рисования цветов и других композиций.

Эту технику мы активно применяем в работе с детьми с ТМНР. Взрослый сопряжённо с ребёнком размашистыми движениями (battal — «крупный, размашистый») распыляют краску на поверхность воды. Полученный узор переносят на бумагу, не внося никаких изменений.

Сам по себе процесс распыления краски уже доставляет ребёнку с тяжёлыми формами ДЦП удовольствие. Сказочное сочетание разноцветных пятен, которые вкрапляясь друг в друга создают красочные композиции.

  1. Техника «Эбру Гребенка».

Используя приспособление гребень, ребёнок создаёт орнаменты в виде волн или разнообразных повторяющихся элементов.

Эту технику наши воспитанники очень любят за чёткий ритм и рисунок. Создаются эти орнаменты очень легко и просто, несмотря на кажущуюся сложность исполнения такого рисунка.

  1. Техника «Gel-Git эбру».

Ребёнок разбрызгивает краску на поверхность воды, а затем проводит линии вверх — вниз, вправо — влево.

  1. Техника «Эбру Шаль».

Юный художник рисует на поверхности воды S-образные линии и формы. Полученные узоры напоминают анатолийские платки и отсюда название техники «шаль».

Техники «Gel-Git эбру» и «Эбру Шаль» наиболее сказочные и необыкновенные техники. Они напоминают перья диковинных птиц с необычными переливами.

  1. Техника «Соловьиное гнездо».

Тоже достаточно несложная техника и пользуется популярностью у наших детей. Ребёнок бамбуковой палочкой рисует на поверхности воды круговые движения. Сначала большую окружность, а затем окружности меньшего диаметра. Рисунок похож на «гнёздышки»

Наши дети, как и все дети любят цветы, поэтому мы овладели и техникой «Хатип эбру — Цветочный Эбру».

Эта техника была переходным этапом от абстрактных фигур к изображению цветов. Секрет этой техники заключается в том, что каждый новый цвет краски наносится в центр предыдущего, последовательно чередуя цвета. Затем тонким шилом или бамбуковой палочкой прорисовывают лепестки цветка от центра к внешней части листа. Тут, конечно, ребята показывают все свои навыки и умения, полученные в процессе занятий.

В Эбру, как и в любом искусстве, есть сложные техники, требующие высокого уровня профессионализма. Это техники «Вписанное эбру» и «Фантазийное эбру».

  1. Техника «Вписанное эбру».

Это одна из самых сложных техник, требующая много времени, терпения и высокого уровня мастерства. Вначале делается сама картинка (как фон) в технике эбру, а затем с помощью трафарета наносится надпись.

  1. Техника «Фантазийное эбру».

Картины в этой технике интересны своим замыслом и привлекательны исполнением. Фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.

Внедряя в нашу работу технологию эбру, мы основными задачами перед собой ставили развитие социально — коммуникативных компетенций у детей с ментальными нарушениями и коррекцию эмоционально — волевой сферы.

Рисуем на воде мы с нашими воспитанниками сравнительно недолго — всего 6 месяцев. Мы постепенно погружались в это таинство узоров и орнаментов, знакомились с техниками исполнения, с приёмами работы, дети выбирали для себя наиболее понравившиеся. Первые наши занятия по времени длились около 10–15 минут, сейчас доходят по времени до 30 минут 2 раза в неделю. Мы с ребятами любим экспериментировать под лёгкую и приятную музыку, чередовать полюбившиеся техники, ну и конечно добавлять, что-то своё.

Мы практикуем индивидуальные и подгрупповые формы работы. На индивидуальных занятиях мы работаем «рука в руку» с детьми имеющие тяжёлые моторные нарушения, а на подгрупповых занятиях дети эмоционально общаются друг с другом, обсуждают получившиеся композиции, совместно радуются вновь получившимся картинам. Дети чувствуют свою сопричастность к процессу созидания, а значит и свою значимость в группе сверстников. Всё это благотворно влияет на формирование жизненных компетенций.

В арт-терапевтической работе с детьми мы создаём условия для создания благоприятного микроклимата на занятии, которые исключают оценку и критику ребёнка. Наши отношения с ребёнком выстраиваются на основе взаимного доверия и принятия. Ребенок сам выбирает вспомогательные материалы и работает в собственном темпе.

Мы освоили новые возможности использования полученных работ. Помимо бумаги, полученные узоры и орнаменты на воде мы переносим на фанеру, стекло и ткань. Благодаря этому наши воспитанники создают неповторимые подарки своими руками для родителей и близких и дарят их на праздники.

В домашней обстановке дети с родителями совместно созидают, что благотворно сказывается на детско-родительских отношениях и психологическом климате в семье.

Также работы в стиле эбру украсили и наши групповые стенды. Из них получаются необыкновенные по своей красоте буквы и цифры, фоторамки для детских фотографий наших воспитанников, фоны для поздравительных открыток, стенгазет и тематических лэпбуков.

Наблюдая за нашими воспитанниками, мы отметили положительную динамику в развитии коммуникативных и моторных навыков, уменьшились ситуаций с проявлением нежелательного и тревожного поведения, у многих детей появился интерес к новым творческим видам деятельности. Дети стали более усидчивы и эмоционально стабильны.

Ну и конечно, это приятная досуговая деятельность вместе с компанией таких же единомышленников, которая позволяет расслабиться и получить истинное удовольствие как от процесса, так и от полученного результата.

Литература:

  1. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии // Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Издательство «Два комсомольца», 2011. — С. 60–63. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.moluch.ru (дата обращения 10.12.2020).
  2. Приемы арт-терапии в работе психолога [Электронный источник] — Режим доступа: URL: https://www.educontest.net / (дата обращения 03.01.2021).
  3. Метод арт-терапии [Электронный источник] — Режим доступа: URL: https://www. psy.1sept.ru / (дата обращения 05.01.2021).
  4. Программа дополнительного образования по арт-терапии для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста [Электронный источник] — Режим доступа: URL: https://www. 1urok.ru/ (дата обращения 11.11.2020).
  5. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62–65. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https:// www.moluch.ru/ (дата обращения 10.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, техник, поверхность воды, бамбуковая палочка, вид терапии, вод, воспитанник, коррекционная практика, недавнее время, юный художник.


Задать вопрос