Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якубовская, Е. А. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС / Е. А. Якубовская, М. В. Болотникова, Г. А. Рассказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79548/ (дата обращения: 24.04.2024).



Основная цель развлечения — обогатить ребёнка новыми впечатлениями, переживаниями, позабавить его. Художественные развлечения для малышей очень многогранны. В одном случае дети являются зрителями, в другом — активными участниками и организаторами. Ведь формы развлечений очень разнообразны. Кино, телевидение, интернет, кукольные представления, инсценировки, самодеятельность.

Сильное эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают театр, кино, цирковые представления. Посетить с родителями театр или кино для детей большой праздник. Только необходим, чтобы спектакль или фильм был доступен по возрасту ребёнку, для этого важно подготовить к этому ребёнка. Если Вы перескажете ребёнку содержание представления, ему будет приятно увидеть знакомых, любимых героев. Он правильно поймёт и не испугается каких-либо неожиданностей. Театральное искусство соединяет в себе проявление различных видов творчества — литературного, изобразительного, музыкального, актёрского. Значит, театр может влиять на детей глубже других зрелищных представлений. Кукольный театр — самый популярный среди детей дошкольного возраста. Небольшие размеры сцены и театральных кукол, несложные декорации для восприятия детей, чем большая сцена драматических театров, где играют актёры. Получив новые впечатления после театрального представления, дети делятся со своими родителями, друзьями, лепят и рисуют персонажей спектакля и играют в «театр», разыгрывают сценки. При просмотре спектакля ребёнок не принимает активного участия в действии, он является лишь зрителем. Дома же можно устраивать представления, в которых ребёнок участвует как исполнитель.

Малыши любят различные представления. Для того чтобы представление было увлекательным, нужно войти в роль, сумев перевоплотиться, сохраняя сознание, что это только игра. Уже младшие дошкольники стремятся создать конкретный образ интонаций, мимикой, жестом, передавать характерные движения персонажей (медведь идёт неуклюже, зайчик прыгает легко). Но только позже, примерно к пяти годам, дети могут передавать различное состояние действующего лица (девочка весёлая, грустная). Выбрав сценку для показа, основное внимание нужно направить на отработку характерных для каждого действующего лица движений, интонаций, мимики, жестов.

Многих родителей, вероятно, затрудняет подготовка костюмов к спектаклю. Не обязательно делать или покупать полный костюм для такого представления — бывает вполне достаточно и некоторых деталей костюма, чтобы создать определённый образ. Детали костюма продаются в магазинах.

Несложные декорации можно выполнить самим, например, дерево, вырезанное из картона, или можно использовать обстановку комнаты, природное окружение, если спектакль предполагается устроить на воздухе.

Оживит спектакль музыкальное оформление. Хорошо, если в семье есть музыканты, они могут взять на себя эту задачу. Хорошо также, если в музыкальном оформлении непосредственное участие принимают дети. Интересно оформить спектакль звучанием детских музыкальных инструментов — металлофона, барабана, бубна и др. Иногда бывает проще подобрать музыкальное сопровождение для проведения спектакля.

Участие детей в спектаклях способствует развитию их воображению, памяти. Ребята стараются лучше запомнить сказку или пьесу, речь ребёнка становится выразительнее, образнее, развиваются его творческие способности актёра, музыкального художника. Чтобы помочь ребёнку овладеть выразительностью речи полезно послушать сказку в записи. Нетрудно устроить дома и кукольный спектакль. Если нет готовой ширмы, достаточно повесить занавес в проёме дверей до пола в рост исполнителей, а летом между деревьями. Для кукольного театра дома наиболее подходящими являются куклы петрушки. Они просты в обращении, и дети смогут самостоятельно ими управлять. Не обязательно покупать большое количество кукол, достаточно два — три персонажа (собачка, или кошечка, петрушка), а если понадобится ещё какой — ни будь персонаж, то его можно изготовить самим. Выбрав произведение, его читают вслух и распределяют роли. Теперь каждый учит свою роль и осваивает технику вождения кукол. Важно, чтобы персонаж жил на сцене, двигался соответственно своему характеру. И в этом случае взрослый выступает в роли режиссёра. Спектакль дома готовится детьми при участии старших. Будучи зрителями, они наводящими вопросами помогают артистам вспомнить текст, развить дальше действие. Декорации вырезаются из картона и прикрепляются к ширме. Оформление должно быть простым. Детям доставляет радость и кукольное представление без ширмы.

Больному малышу скучно лежать в кроватке. Но кто это там выглядывает из-за двери? «Здравствуй, говорит гость. Я узнал, что ты болен, и пришёл тебя навестить!». Лицо ребёнка озаряется улыбкой. Вместе с мамой в комнату входит петрушка. Он рассказывает забавные истории, которые с ним приключились по дороге. Принёс петрушка и подарок — заводную машинку. Прощаясь, гость обещает прийти ещё. И хотя ребёнок понимает, что это лишь игра, он очень доволен.

Помимо кукольного, существует и другие виды театра для детей: настольный, пальчиковый теневой.

Играя в настольный плоскостной театр, дети передвигают фигурки, выпиленные из фанеры, по столу, подражая голосом животных, рассказывая сказку, инсценируя песню. Наборы фанерных выпиленных и раскрашенных фигурок продаются в магазинах игрушек. Эти наборы подобраны в соответствии с текстом сказок: «Репка», «Курочка Ряба» и др. Кроме действующих лиц, в наборах есть несложные декорации.

Персонажами в настольном театре могут стать и обычные игрушки. Ребята могут принимать участие в концерте игрушек, состоящем из отдельных номеров — пение песен, чтение стихов, пляски кукол. Ребёнок чувствует себя увереннее, исполняя стихотворение за куклу, и, если она «забыла» какую — ни будь строку, он не так растеряется, как это бывает, когда он выступает сам. Существуют игрушки, основная цель которых — развлекать ребёнка: кувыркающаяся обезьянка, шагающий пингвин и др. Для таких игрушек написан сценарий Л. Михайловой «Заводные игрушки». Интересным развлечением для малышей может быть обыгрывание подарков — игрушек. В театре игрушки интересны инсценировки стихов А. Барто «Игрушки».

Вечер. В окнах зажглись огни, в этом окошке свет, кажется ярче, оттуда доносится детский смех и взгляды. Давайте заглянем: за столом сидят два мальчика и отец. Настольная лампа передвинута за небольшой экран. В руках у детей силуэты. Пришли посмотреть теневой театр мама с бабушкой. Задвигались тени по экрану, загорелся красный глаз волка, наклонилась и заговорила с ним Красная Шапочка.

Видов теневого театра, которые можно использовать дома, несколько:

  1. Театр ручных теней. В зависимости от того, как вы сложите пальцы, на экране получится силуэт;
  2. Пальчиковый теневой театр. Вырезаются головки действующих лиц и к ним прикрепляются трубочки, в которые вставляются пальцы;
  3. Театр живых теней — исполнителями являются люди, атрибуты помогают созданию различных образов;
  4. Показ силуэтов, вырезанных из картона, чёрного с одной стороны.

Этой стороной силуэт прижимают плотно к экрану. За экраном помещается источник света. Иногда к отдельным частям фигурок прикрепляются ниточки, и, дёргая за них, мы можем заставлять тени двигаться. Используются и цветные бумажки, и тогда загорается разными огнями светофор, сверкают глаза животных. При подготовке силуэтов дети не только помогают, но могут и самостоятельно вырезать их, соединять отдельные части. В театре теней несложно показать: А. Барто «Кто как кричит?», «В лесу родилась ёлочка» и др.

Ребята любят слушать радио и телепередачи для детей: «Спокойной ночи, малыши» и др. Также дети с удовольствием смотрят художественные и мультипликационные фильмы. Зная заранее, какой фильм будет показан по телевидению, его содержание стоит вести ребёнка в курс тех событий, которые перед ним развернутся. Во многих книгах есть предисловие или введение — так и эту беседу с ребёнком можно назвать введением к фильму. Ещё лучше прочитать ребёнку книгу, а перед просмотром вспомнить, что произошло в той или иной главе. Многие литературные произведения — сказки, стихи, рассказы классиков и современных писателей экранизированы. Например, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, русская народная сказка «Волк и семеро козлят», «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковского и др. Одной из разновидностей художественных развлечений можно считать чтение и рассматривание книжек-игрушек, например «Курочка Ряба», «Принцесса на горошине», «Где обедал воробей» и др. Чтение такой книги доставляет детям большое удовольствие.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, деталь костюма, игрушка, музыкальное оформление, представление, Сказка, спектакль, театр, теневой театр.


Похожие статьи

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет

Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации.

«Мы играем в театр» (из опыта работы) | Статья в журнале...

Экран для теневого театра я изготовила из фанеры и обтянула тонким белым материалом.

Отличным вариантом театральных игр будет театр масок. Маски для игр также я сделаю из бумаги

Наши ребята очень любят участвовать в представлениях, они активно и с огромным...

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

Именно театр помогает наиболее активно развивать творческие способности детей, эмоционально их раскрепостить.

Театрально-игровая деятельность развивает и активизирует речь детей, их творческие способности и таланты.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых побуждает интерес к истории и культуре малой Родины. Наш опыт показал, что в процессе театральной деятельности...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Теневой театр. Персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета (тени) на картоне, вырезаются. Крепятся на трубочку или палочку с обратной стороны силуэта.

Изготавливаются маски-шапочки по размерам головы ребенка, к которым пришиваются соответствующие детали.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и

Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира. Театр — это еще целый мир новых...

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях...

Театр кукол — вид театра, представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой [9]. Аксессуарами детского кукольного театра являются: ширма, декорации, реквизит и куклы.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Работая над темой: «Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства», мы поставили следующие задачи

Дети — замечательные актёры! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как он сразу входит в образ.

Экологический театрдетям. Теневой спектакль «Встреча на...»

Теневой спектакль для детей. Встреча на заповедном озере.

Теневой театр. Сцена теневого театра — экран, который «оживает» при помощи света.

Следует учитывать выразительность характерных прорезных деталей: чем ажурнее силуэт, тем легче персонаж...

Похожие статьи

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет

Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации.

«Мы играем в театр» (из опыта работы) | Статья в журнале...

Экран для теневого театра я изготовила из фанеры и обтянула тонким белым материалом.

Отличным вариантом театральных игр будет театр масок. Маски для игр также я сделаю из бумаги

Наши ребята очень любят участвовать в представлениях, они активно и с огромным...

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому...

Использование различных видов театров в работе с детьми...

Именно театр помогает наиболее активно развивать творческие способности детей, эмоционально их раскрепостить.

Театрально-игровая деятельность развивает и активизирует речь детей, их творческие способности и таланты.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых побуждает интерес к истории и культуре малой Родины. Наш опыт показал, что в процессе театральной деятельности...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Теневой театр. Персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета (тени) на картоне, вырезаются. Крепятся на трубочку или палочку с обратной стороны силуэта.

Изготавливаются маски-шапочки по размерам головы ребенка, к которым пришиваются соответствующие детали.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Основная задача детского театра — чтобы через сказки и народное творчество познакомить детей с традициями и обычаями разных народов и

Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира. Театр — это еще целый мир новых...

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях...

Театр кукол — вид театра, представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой [9]. Аксессуарами детского кукольного театра являются: ширма, декорации, реквизит и куклы.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Работая над темой: «Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства», мы поставили следующие задачи

Дети — замечательные актёры! Стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы элемент какого-то костюма, как он сразу входит в образ.

Экологический театрдетям. Теневой спектакль «Встреча на...»

Теневой спектакль для детей. Встреча на заповедном озере.

Теневой театр. Сцена теневого театра — экран, который «оживает» при помощи света.

Следует учитывать выразительность характерных прорезных деталей: чем ажурнее силуэт, тем легче персонаж...

Задать вопрос