Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Кружилина, О. А. Методы изобразительного искусства для детей с особыми образовательными возможностями / О. А. Кружилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79530/ (дата обращения: 22.04.2021).



С каждым годом в общеобразовательных школах увеличивается количество учащихся с особыми образовательными возможностями (ОВЗ), но, в силу своего образования не каждый педагог знает, как адаптировать традиционную школьную программу под учащегося с особенностями и как сделать обучающий процесс интересным для всех. В статье представлен обзор нескольких подходов при изучении дисциплины изобразительное искусство для детей с особыми образовательными возможностями (ОВЗ). Цель работы — рассказать педагогам школы о новых техниках изучения материала курса изобразительное искусство и научить адаптировать школьную программу для детей с особыми ограниченными возможностями. Для этого использовались научные источники разных типов, а также собственный вывод в процессе длительной работы. Объектом изучения являются нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Ключевые слова: особые образовательные возможности, ОВЗ, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, коррекционная работа, мелкая моторика, декоративно-прикладным творчеством, ДПТ.

Рисование и лепка — не самые простые из детских занятий, зато очень увлекательные и полезные для развития воображения и мелкой моторики ребенка. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Отечественные физиологи также подтверждают связь развития мозга с развитием мелкой моторики руки. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является как стимулом для развития речи ребенка, так и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка.

В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Актуальность нетрадиционных методов искусства заключается в их использовании для социальной адаптации и интеграции детей с проблемами в развитии посредством творческой реабилитации ребенка через воздействие работы рук на интеллектуальное развитие, через создание изделий социально-значимого характера, работу в коллективе, а также участие в выставках и конкурсах.

В процессе работы развиваются чувства цвета, ритма, тренируются пальцы рук, воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, ребенок получает навыки работы в коллективе, повышается уровень его самооценки, тем самым имеющий проблемы со здоровьем ребенок лучше адаптируется в современном социуме. Мною разработана программа внеурочной деятельности для детей с особыми образовательными возможностями «Линия красок», которая успешно реализуется в нашей школе.

Цель: рассмотреть более подробно нетрадиционные техники искусства по курсу Изобразительное искусство, а также способы адаптации рабочей программы для детей всех уровней образования. Первым делом педагог должен развить интерес к изобразительному искусству и сформировать творческую активность учащихся через их практическую деятельность декоративно-прикладным творчеством (ДПТ). Создать комфортные условия обучения для работы с детьми ОВЗ.

Задачи, которые ставит перед собой педагог: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка, творческая организация воспитательно — образовательного процесса, уважительное отношение к результатам детского творчества,

На мой взгляд, тщательный отбор учебного материала, новые приемы его изложения. Новые методы проведения занятия и систематический контроль за работой учеников, управление обучением на основе результатов контроля позволили предположить мне 4 вида занятий изобрази тельным искусством по средствам арт-терапии:

– кляксография,

– монотипия,

– пальчиковое рисование,

– пластилинография.

Кляксография

Кляксография — это выдувание из трубочек.

Данный метод позволяет укрепить силу легких и дыхательную систему в целом. В приоритете данный метод включается в работу с детьми с ДЦП

Для работы в данной технике вам понадобится: бумага, жидкая краска, разведенная в воде, коктейльная трубочка, краски и кисточка для дорисовывания.

Монотипия

Монотипия — это разновидность графического искусства и техники печатной графики, не являющейся гравюрой, по-другому можно сказать — отпечаток. Данный метод снимает напряжение, помогает развивать воображение и творческое мышление, гармонизует эмоциональный фон, развивает мелкую моторику и речь. Метод прекрасно вырабатывает усидчивость, и контроль своих действий.

Для работы в данной технике вам понадобится: бумага, акварельная краска, кисть.

Пальчиковое рисование

Рисование пальцами — это хороший рефлекторный массаж. Рисование данного типа хорошо влияет на эмоциональный фон ребенка и физическое состояние. Метод развивает речевые способности, тактильную чувствительность, а также образное мышление. Данный метод активно применяется для работы с детьми не только с ДЦП, но еще и с детьми РАС.

Для работы в данной технике вам понадобиться: бумага и пальчиковые краски.

Пластилинография

Пластилинография — это техника, принцип, который заключается в создании пластилином лепной картины на основе.

Данный метод развивает сенсомоторные навыки: мелкую моторику, синхронность работы обеих рук, согласованность работы системы «глаз-рука». Развивает пространственную ориентацию (чувство границы рисунка). Метод воспитывает аккуратность и самоконтроль.

Для работы в данной технике вам понадобиться: пластилин, доска для лепки, стек, картон.

Новизна программы основана на комплексном подходе к формированию социально значимых компетенций обучающихся, подготовке личности «новой формации», способной к успешной социализации. При освоении данной программы приоритетным является не овладение знаний, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий.

Реализация внеурочной программы строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся.

Решение поставленных в программе целей и задач возможно только при систематической и целенаправленной поддержке различных форм детской активности и инициативы.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с ОВЗ являются: от простого к сложному, индивидуального подхода, развития творческой инициативы, динамизм.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Интеграция с другими образовательными областями:

– социально — коммуникативное развитие

– познавательное развитие

– речевое развитие

– художественно — эстетическое развитие

– физическое развитие.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды для детей с овз являются: от простого к сложному, индивидуального подхода, развития творческой инициативы, динамизм. За прошедший учебный год, примиряемые мной методы показали хорошие результаты. Из 10 учеников, 75 % стали использовать в качестве средства коммуникации речь, один ребёнок может составлять односложные предложения. За год реализации программы мы развили мелкую моторику и чувство границ. На собственном опыте работы, могу назвать программу «Линия красок» и применяемые мной методы, успешными.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, головной мозг, мелкая моторика, работа, ребенок, декоративно-прикладное творчество, индивидуальный подход, образовательный процесс, пальчиковое рисование, речевая моторная зона.


Ключевые слова

изобразительное искусство, мелкая моторика, декоративно-прикладное творчество, коррекционная работа, ОВЗ, особые образовательные возможности, декоративно-прикладным творчеством, ДПТ
Задать вопрос