Обеспечение права на жилище в Российской Федерации как приоритетная задача государственной политики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Полуянов, С. Д. Обеспечение права на жилище в Российской Федерации как приоритетная задача государственной политики / С. Д. Полуянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 183-187. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79493/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье рассматриваются вопросы обеспечения права на жилище в Российской Федерации. Установлено, что в настоящее время на практике имеют место многочисленные проблемы в данной сфере. Однако, данное направление остается приоритетной задачей государственной политики. Рассматриваются особенности нормативного регулирования права на жилище во взаимосвязи со сложившимися подходами в научной литературе, на основании чего делаются выводы о перспективах дальнейшего развития.

Ключевые слова: жилище, право на жилище, государственная политика, обеспечение, конституционно закрепленные нормы и принципы.

В настоящее время все больше значение приобретает эффективное осуществление государственной политики в различных сферах. При этом отдельные направления связаны с базовыми, конституционно-закрепленными принципами, находящими отражение в правах и законных интересах граждан. Важно отметить, что в последние годы происходили многие социально-экономические, политические изменения. Значительного внимания во взаимосвязи с устойчивым влиянием государства требует социальная сфера.

Не вызывает сомнения, что обеспечение права на жилище в Российской Федерации (далее — РФ), на сегодняшний день — приоритетная задача государственной политики. В тоже время, не лишена указанная сфере и недостатков, которые целесообразно отметить на основании анализа положений действующего законодательства и сложившихся подходов в специальной литературе. Назрела необходимость в комплексном исследовании вопросов, связанных с обеспечением права на жилище как важнейшей задачей государственной политики. Для эффективной реализации конституционно закрепленных норм требуется четкое урегулирование вопросов в нормах федерального законодательства. Все перечисленное обусловило выбор темы исследования и определило ее актуальность.

В соответствии с конституционно закрепленными нормам, РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, что прямо следует из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ [2]. На этой основе, на государство возлагается целый ряд обязательств перед гражданами, которые должны неукоснительно исполняться. Среди прочего, обязанностью государства выступает обеспечение права на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).

При этом формирование права на жилище в качестве принципиально важного в системе конституционных принципов базируется на нормах международного законодательства. В частности, в ст. 25 Всеобщей декларация прав человека дается указание на право каждого на жилище [1]. В мировой практике обеспечение прав и свобод человека и гражданина уделяется повышенное значение.

Изначально, становление института обеспечения права человека на жилище в отечественного праве связано с советским периодом. Так, право на жилище находит отражение в ст. 44 Конституции СССР 1977 г. [10] и уже далее, данное право находит отражение в Конституции РФ 1993 г. Общая направленность права на жилище включает в себя как в историческом разрезе, так применительно к действующим нормам:

– закрепление субъективного права;

– установление перечня уполномоченных органов, осуществляющих наиболее важные функции в рассматриваемой сфере;

– формирование основ государственной жилищной политики и непосредственная реализация их на практике.

Следует раскрыть, что именно понимается под правом на жилище. По мнению М. А. Долгошеева: «Право граждан на жилище является одним из основополагающих прав, закрепленных международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации. Право на жилище по своему содержанию входит в состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей и интересов человека. Конституционное право на жилище должно рассматриваться как конституционно-правовой институт, регулирующий закрепление и реализацию указанного права» [11, с. 8].

В общем плане, под конституционным правом на жилище следует понимать систему правовых гарантий, позволяющих:

– каждому гражданину РФ быть обеспеченным постоянным жильем;

– реализация стабильной возможности использования данного жилья;

– обеспечение сопутствующего права — на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ);

– возможность свободного выбора места проживания (ст. 27 Конституции РФ);

– возможность улучшить жилищные условия;

– обеспечить безопасность жилища и др.

Важно принимать во внимание, что основы государственной политики в рассматриваемой сфере исходят из того, что соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления должны реализовывать поощрение жилищного строительства, равно как создавать условия для надлежащего уровня осуществления права на жилище.

Принципиально важным моментом остается и тот факт, что конституционное право на жилище является субъективным правом, в общем плане, человек не может быть произвольно лишен жилья, а также может быть им обеспечен исходя из мер государственной политики в данной сфере (реализация различных программ государственного и муниципального уровня, заключение социального найма жилого помещения и др.). Очевидно, что в праве на жилище отражаются весьма разнообразные правомочия, которые субъект может реализовать.

Конституционное право на жилище и формируемая на этой основе государственная политика базируются на нормах федерального законодательства, среди которых, в первую очередь, следует отметить нормы гражданского и жилищного законодательства:

– ч. 2 Гражданского кодекса РФ, в том числе положения гл. 35 «Наем жилого помещения» [3] и др.

– Жилищный кодекс РФ, следует отметить ст. 2, где закреплены основы для обеспечения условий для осуществления права на жилище [4].

Следует принимать во внимание, что Конституция РФ не устанавливает обязанность по обеспечению жильем всех граждан РФ. Государственная политика в данной сфере исходит из того, чтобы провести прямое обеспечение жильем малоимущих граждан, детей-сирот, а также иных категорий населения, прямо перечисленных в соответствующих правовых актах. В целом же, граждане вправе использовать государственные программы, направленные на содействие обеспечения правом на жилье.

Как правило, все условия конкретизируются в системе федерального законодательства и подзаконных правовых актах, предопределяющих особенности реализации тех или иных правомочий граждан в сфере реализации права на жилье. В сфере государственной политики в жилищной сфере действует весьма большое количество подзаконных актов, например:

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5].

Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [6].

В данной сфере присутствует также значительное количество концепций, национальных стратегий и др. Представляется, что избыточное количество подзаконных актов в сфере обеспечения прав на жилище не становится основой для эффективного правоприменения и назрела необходимость более комплексного подхода к решению существующих проблем, посредством укрупненного изложения перспектив и основ государственной политики в исследуемой сфере.

А. В. Чаленко приходит к выводу об основных направлениях государственной политики в сфере обеспечения прав на жилище:

– регулирование очереди на совершенствование условий жилья;

– предоставление жилищных субсидий;

– предоставление жилья льготным категориям граждан при помощи использования различных государственных программ;

– ипотечное кредитование [12].

Следует отметить, что в части реализации каждого из перечисленных направлений, существуют противоречивые позиции. Обусловлено это тем фактом, что отдельные институты существуют более длительное время, в то время как другие получают активное развитие лишь в последние годы.

Например, значительное распространение получает в последние годы ипотечное кредитование. Однако, отсутствует необходимая степень участия государства в данном вопросе, хотя и созданы определенные предпосылки для этого. В настоящее время особенно остро стоят вопросы, связанные с совершенствованием института ипотеки жилых (нежилых) объектов. Хотелось бы отметить положительное направление, рассмотрение жилищных проблем на федеральном уровне, в том числе и действие федерального проекта «Ипотека» [7].

Ипотечное кредитования на сегодняшний день играет очень большую роль и широко применяется на практике. В Информационном письме Банка России от 11 ноября 2019 года № ИН-06–59/82 [8] указано, что АО «ДОМ.РФ» разработан и утвержден Стандарт ипотечного кредитования. Банк России определил ее как инициативу, направленную на защиту интересов участников кредитных отношений и повышение качества кредитных продуктов.

Создание данного Стандарта позволяет реализовать следующие цели:

– снизить обременительность ипотечного кредитования для заемщиков, поддержка заемщиков, которые испытывают проблемы с обслуживанием кредита, обеспеченного ипотекой;

– повысить качество ипотечных продуктов и кредитных портфелей финансовых организаций;

– развить рынок ипотечного кредитования.

Очевидно, что внедрение предусмотренных Стандартом единых подходов к взаимодействию кредиторов и заемщиков направлено на формирование единых подходов к практике реализации ипотечного кредитования. Согласно позиции Банка России, целесообразна разработка типовых форм документов, которые оформляются при ипотечном кредитовании. Унифицированный подход позволяет упростить заемщикам сопоставление предложений различных кредиторов, а также облегчает оборот закладных, а также позволит вывести на новый уровень рынок ипотечного кредитования.

В настоящий момент, присоединение кредитных организаций к Стандарту обладает рекомендательным характером. Соответственно, те кредитные организации, которые поддерживают требования Стандарта, имеют право осуществить присоединение к Стандарту. Те кредитные организации, которые присоединились к Стандарту, их перечень, публикуется АО «ДОМ.РФ» на официальном сайте.

Стандарты АИЖК (АО «ДОМ.РФ») [9] имеют подробное описание процедуры, связанной с выдачей, рефинансированием и сопровождением ипотечных кредитов, а также включает в себя требования, затрагивающие:

– участников сделок,

– основные характеристики и наиболее важные моменты сделок,

– заемщиков,

– договоров, которые заключаются в процессе оформления сделок и пр.

Учитывая то, что стандарты ипотечного кредитования обладают лишь рекомендательным характером, те банки, которые присоединились к данной системе, несут ответственность в связи с нарушением указанных норм.

Стандарты ипотечного кредитования на сегодняшний день включают следующие составные части:

– Стандарт ответственного ипотечного кредитования.

– Требования к участникам и договору.

– Правила для андеррайтеров.

– Образцы документов при оформлении ипотеки.

– Сопровождение кредита. Руководство для юридических лиц.

– Свод правил хранения информации о заемщиках.

– Документы для финансового обеспечения ипотечного кредита.

Создание стандартов ипотечного кредитования имеет плюс и в части поддержки населения в обеспечении доступным жильем, что фактически предопределяет возможности для реализации права граждан на обеспечение жильем. Введение ипотечных стандартов направлено на упрощение взаимодействия субъектов взаимодействия. Представляется, что актуальным направлением становится дальнейшее развитие рассматриваемых стандартов, с учетом тенденций на рынке ипотечного кредитования необходимо непрерывно изменять и совершенствовать нормативное регулирование данных вопросов.

Следует к выполнению стандартов привлекать не только крупные банки и иные финансовые организации, но и менее крупные банки.

Стандартизация в области ипотечного кредитования весьма актуальна на сегодняшний день, так как значительное количество населения пользует договор ипотеки (залога) недвижимости. В связи с чем, возрастает роль и значение стандартизации применительно в данной сфере, так как активное использование подобных мер на практике приводит и к тому, что имеет место значительное количество споров и неоднозначных трактовок, которые приводят к решению дела в судах нескольких инстанций, что нередко становится причиной многолетних судебных разбирательств.

Достаточно важно совершенствовать механизмы защиты прав граждан по вопросам обеспечения права на жилище. Очевидно, что реализация различных мер ответственности в связи с нарушением прав граждан в жилищной сфере в ходе установленных охранительным обязательственным правоотношением, направлено на устранение наступивших негативных последствий, восстановление нарушенного положения, возмещение вреда.

В действующем законодательстве сформированы гарантии установленных прав субъектов в обеспечении права на жилище. Однако, не редки ситуации, когда граждане не могут реализовать права на жилище в связи с бездействием государственных и муниципальных органов и по иным причинам. Таким образом, в государственную политику по обеспечению права на жилище необходимо включать и механизмы нарушенных прав субъектов, и их реальную реализацию.

В содержании права на защиту установленных прав и соответствующих обеспечительных гарантиях, необходимо выделить несколько элементов:

– содержание мер, направленных на охрану и защиту прав;

– основания для их применения;

– круг субъектов, которые уполномочены применять такие меры;

– сформировавшиеся процедурные или процессуальные способы применения таких прав;

– материально-правовые и процессуальные права субъектов, участвующих в правоотношении по поводу реализации права на жилище в контексте проводимых мер государственной политики.

Очевидно, что в целом, реализации возникшего правоотношения может происходить следующим образом: осуществление диспозиций правовых норм; реализация санкций. Регулирующая роль нормы права воздействует на поведение субъектов правоотношений и опосредует его, прежде всего, используя свои диспозиции.

Очевидно, что в ближайшие годы, необходима последовательная государственная политика в сфере обеспечения права граждан на жилище, в связи с чем важно своевременно разрешать возникающие проблемы и уделять внимание соответствию современным потребностям правового регулирования.

По результатам проведенного исследования, необходимо сделать ряд выводов:

  1. На сегодняшний день, право на жилище является одним из важнейших прав человека и гражданина, находящим отражение в положениях Конституции РФ и продолжающихся в нормах федерального законодательства. Согласно сложившемуся подходу, обеспечение права на жилище — на сегодняшний день одна из приоритетных задач государственной политики в социальной сфере.
  2. Право на жилище как субъективное право человека реализуется во взаимосвязи с обеспечением его и реализацией со стороны государства, в рамках проводимой государственной политики. Именно при участии государства возможно планомерная реализация возможностей в жилищной сфере, с соблюдением баланса прав и законных интересов. Таким образом, возрастает роль и значение не только декларативного закрепления исследуемого права, но и его реальное обеспечение.
  3. Целесообразным является более комплексное изложение важнейших направлений государственной политики в жилищной сфере, в том числе в вопросах обеспечения права на жилище в Российской Федерации. На сегодняшний день имеет место значительное количество правовых актов подзаконного уровня в исследуемой сфере. Более удачным представляется снижать их количество, тем самым позволяя облегчить правоприменение и обеспечить снижение возможностей для формирования противоречивых подходов.
  4. Достаточно важно формировать эффективные механизмы защиты нарушенных прав на жилище граждан. При этом следует предусмотреть действенную систему получения бесплатной юридической помощи по указанным вопросам.
  5. Актуальным направлением совершенствования обеспечения жильем граждан и реализации государственной политики в данной сфере, становится надлежащая регламентация института ипотечного кредитования, в частности ипотеки жилых объектов выступает стандартизация норм относительно ипотечного кредитования, широко распространенного на сегодняшний день в Российской Федерации. В настоящий момент действуют рекомендательные стандарты, в т. ч. Информационное письмо Банка России от 11 ноября 2019 года № ИН-06–59/82, Стандарт ипотечного кредитования. Представляется, что важной перспективой выступает дальнейшее развитие рассматриваемых стандартов, с привлечением к их применению не только крупных банков и иных финансовых организаций, но и менее крупные банки. Приоритетным выступает унифицированный подход, что предопределяет значимость формирования определенных подходов к правовому регулированию со стороны государства.

Представляется, что исследование обеспечения прав на жилище в тех условиях, которые сложились в Российской Федерации на современном этапе, уточнение основ государственной политики в исследуемой сфере — перспективная тема для дальнейших исследований. Обусловлено это в том числе и тем, что в последние годы наблюдается напряженная социально-экономическая ситуация, что не в полной мере позволяет реализовать основы государственной политики в жилищной сфере (в части обеспечения жильем, в том числе, малоимущих граждан и пр.).

Достаточно важным является исследование основ государственной политики во взаимосвязи с административно-юрисдикционными полномочиями различных государственных органов, механизмом реализации права на жилище. Перечисленное позволит усовершенствовать правовую базу для обеспечения прав на жилище в Российской Федерации.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. — 10.12.1998.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 4.03.2021.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 9 марта 2021 года) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410.
  4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 года) // Собрание законодательства РФ. — 03.01.2005. — № 1 (ч. 1). — Ст. 14.
  5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (ред. от 21 июля 2020 года) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. –14.05.2018. — № 20. — Ст. 2817.
  6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710 (ред. от 26 января 2021 года) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.2018. — № 3. — Ст. 546.
  7. Паспорт федерального проекта «Ипотека» (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21 декабря 2018 года № 3) // СПС КонсультантПлюс.
  8. Информационное письмо Банка России от 11 ноября 2019 года № ИН-06–59/82 «О Стандарте ипотечного кредитования» // Вестник Банка России. — № 73. — 2019.
  9. Стандарт ипотечного кредитования. — URL: https://стандарт.дом.рф/ (дата обращения: 20.03.2021).
  10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 7 октября 1977 года) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
  11. Долгошеев М. А. Обеспечение права на жилище и реализация жилищной политики в РФ: конституционно-правовые проблемы и пути их решения: дис.... кандидата юридических наук. — Елец, 2010. — 172 с.
  12. Чаленко А. В. Государственная жилищная политика: реализация и перспективы // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 11. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59282 (дата обращения: 17.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная политика, ипотечное кредитование, жилища, Российская Федерация, Конституция РФ, обеспечение, жилищная сфера, стандарт, гражданин, федеральное законодательство.


Ключевые слова

жилище, государственная политика, обеспечение, право на жилище, конституционно закрепленные нормы и принципы
Задать вопрос