Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 26.03.2021

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Шалом, Д. В. Проблемные аспекты федерального и регионального законодательства в сфере туризма в Российской Федерации / Д. В. Шалом. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79489/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности. Развитие туристической деятельности на современном этапе испытывает многочисленные трудности. Это характерно как для России в целом, так и для различных российских регионов. Основная часть проблем, требующих разрешения, связана с несоответствием федерального и регионального законодательства, регулирующего туристскую деятельность. В статье представлен анализ различных аспектов законодательства в сфере туризма как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: Российская Федерация, Брянская область, туристическая деятельность, сфера туризма, средство размещения, законодательство.

Российская нормативно-правовая база в сфере туризма в последние несколько лет характеризуется изменениями, которые связаны с реализацией комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию в сфере туризма [4]:

— появились нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы стандартизации и классификации в отрасли туризма;

— идет усиление ответственности поставщиков туристского оборудования за нарушение гражданско-правовых и иных обязательств;

— развиваются правовые нормы, направленные на обеспечение гарантий и защиты прав туристов,

— активно разрабатывается направление повышения качества туристского обслуживания;

— развивается нормативно-правовое регулирование туризма в аспекте обеспечения безопасности;

— формируется нормативно-правовая база саморегулирования в туристской индустрии;

— активно разрабатываются региональные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере туризма, учитывающие специфику региона.

Принятие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)» направлено на повышение конкурентоспособности туристского рынка, который может удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах через развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках; повышение качества туристских услуг. Изменения в законодательства, которые произошли за последние годы направлены на решение данных задач.

Вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма являются содержанием норм законодательства об основных направлениях, принципах и условиях туристской. Данные аспекты оказались наиболее актуальными в последние годы.

В связи с изменениями механизма лицензирования туристской деятельности был создан единый федеральный реестр туроператоров. Также изменения затронули и правила оказания туристических услуг, размеры финансового обеспечения для туроператоров, а также разработки стандартизации и классификации объектов туристской индустрии [2].

В России до 2019 года классификация гостиниц была частично обязательного характера. Изначально обсуждалось проведение всеобщей классификации гостиниц в стране к 2018 году. Но данный процесс оказался трудоемким и сложным, поэтому обязательную классификацию применили выборочно — только для городов Чемпионата мира по футболу 2018 года и Олимпийского Сочи. Согласно федеральному законодательству, все гостиницы Москвы и городов Чемпионата мира по футболу должны были пройти классификацию до 1 января 2017 года. Из отчетности Министерства культуры Российской Федерации стало известно, что из числа городов Чемпионата мира классификацию прошли 11609 коллективных средств размещения, то есть 100 % из имеющихся. Среди них: 6034 (наибольшее количество) средств размещения — в Краснодарском крае, 1591 — в Москве и 1350 — в Санкт-Петербурге. Данный опыт классификации оказался положительным и поэтому всё больше гостиниц были приведены к единым государственным стандартам [3].

5 февраля 2018 года Президент России В. В. Путин подписал «закон о классификации» [1], который предусматривает введение обязательной классификации гостиниц по всей территории нашей страны. Федеральный закон вступил в силу 1 января 2019 года, но при этом новые требования все же вводятся поэтапно: до 1 июля 2019 года должны были классифицироваться крупные гостиницы с номерным фондом более 50 номеров; до 1 января 2020 года — гостиницы с номерным фондом более 15 номеров. А с 1 января 2021 года ответственность за отсутствие свидетельства о классификации распространяется уже на все гостиницы Российской Федерации без исключения. Стоит отметить, что с момента вступления данного закона в свою законную силу процедура классификации меняется и должна проводиться в соответствии с новым положением, который утвержден Федеральным агентством по туризму. В Брянской области все уведомления и результаты классификации гостиниц направляются в отдел туризма департамента культуры Брянской области, а также можно посмотреть на официальном сайте Федерального агентства по туризму. По последним данным в Брянской области классифицировано более 50 гостиниц и иных средств размещения. В Брянской области правом на проведение классификации обладает Торгово-промышленная палата Брянской области.

В свою очередь существует ряд проблем, которые затрудняют прохождение классификации гостиницами:

— отсутствие единой системы классификации всех типов гостиниц;

— неразработанность порядка прохождения классификации;

— завышенная стоимость процедуры классификации гостиниц.

Указанные выше проблемы, возможно будет устранить в случае принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок классификации гостиниц и предусматривающего различные параметры качества гостиничных услуг.

В Российской Федерации особо внимание уделяется безопасности российских и иностранных туристов. Чтобы повысить уровень безопасности отдыхающих и для структурирования российского рынка туристских услуг Ростуризм утвердил нормативные правовые акты, которые регламентируют вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс, пляжей и т. д. Отдельно для каждого вида системы классификации включают в себя порядок проведения оценки соответствия требованиям безопасности, предоставления дополнительных услуг туристам, информационного обеспечения и ряд других пунктов [5].

Также стоит уделить особое внимание следующим направлениям:

— государственной поддержке развития туристской инфраструктуры в регионах (снижение налоговых сборов, государственные субсидии, государственно-частное партнерство, снижение тарифов на транспортные перевозки и т. п. механизмы);

— активизации привлечения различных социальных групп населения к использованию туристических продуктов (снижение тарифов на пассажирские перевозки в летний период, специальные тарифы для семей с 2 и более детьми, поощрение применения бонусных систем туроператорами, налоговые вычеты для посещающих экологические, оздоровительные, этнокультурные туристические маршруты в субъектах РФ и т. п. механизмы).

Основная часть проблем, которая требует разрешения, связана с несоответствием федерального и регионального законодательства, регулирующего туристскую деятельность. Поэтому активно идет процесс формирования и развития регионального законодательства, регламентирующего туристскую деятельность. Законы, которые регулируют общественные отношения в сфере туризма, на сегодняшний день существуют практически во всех субъектах Российской Федерации.

Туристическая сфера России отличается большим количеством разнообразных туристско-рекреационных активов, которые позволяют развивать в регионах России практически все виды туризма. Каждый регион имеет сегодня очень высокий туристско-рекреационный потенциал: на территории всей страны расположены уникальные природные и рекреационные ресурсы, огромное количество объектов историко-культурного наследия национального и мирового значения, проходят очень важные экономические, спортивные и культурные события. Широкий диапазон потенциально привлекательных туристских направлений представлен в России, многие из которых не имеют аналогов в мире. Чтобы эффективно использовать данный потенциал на сегодняшний день необходимо совершенствование регионального законодательства, а также государственное субсидирование развития туристической инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.

Одна из проблем, с которыми встречаются туристские организации в регионах — отсутствие специалистов, имеющих специализированное образование, например, в сфере маркетинга, брендирования, которые могли бы обеспечить комплексность туристической деятельности, а не выступать только в качестве фирмы, позволяющей удобно купить билеты в ту или иную страну/регион. С этим связана неразвитость инфраструктуры, ее несоответствие международным стандартам, и низкий уровень обслуживания потребителей.

Другая проблема заключается в том, что на данный момент в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ отсутствует понятие «туристический поток». На федеральном уровне утвержденная методика расчета туристического потока также отсутствует.

Росстат ведет статистику по количеству туристов, которые останавливаются в гостиницах и других коллективных средствах размещения.

Неорганизованный сектор остается за пределами методически и нормативно отрегулированного правового поля.

Отсутствие закрепленного в законе понятия «туристический поток» и отсутствие методики его расчета создает проблемы для развития отрасли. Туристический бизнес и региональные органы власти не могут правильно и достоверно рассчитать доходность проектов, которые связанны с созданием и эксплуатацией туристических и инфраструктурных объектов.

Методика расчета туристического потока определяется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом, как правило, данные методики предполагают сбор, анализ и обобщение данных федеральных структур и частного бизнеса. Данные методики не могут быть в полном объеме применимы в регионе, так как нормативно-правовое подкрепление методики может быть осуществлено только на федеральном уровне.

Важно понимать, что не только закрепление понятия «туристический поток» в федеральном законодательстве и разработка единой методики поможет решить вышеобозначенную проблему. Необходимо нормативно-правовое подкрепление этой методики федеральными актами, которые определят ответственных и сроки предоставление информации, а также ответственность за непредставление.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» от 05.02.2018 N 16-ФЗ
  2. Никольская Е. Ю. Классификация гостиниц и других средств размещения: материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование» — Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.
  3. Никольская Е. Ю., Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса — Волгоград: Путь науки, 2014.
  4. Сычёва,О. А. О совершенствовании законодательства в сфере туризма / О. А. Сычёва. — Стратегия устойчивого развития регионов России, 2016.
  5. Дехтярь Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме. — М.: Проспект, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера туризма, Брянская область, туристская деятельность, региональное законодательство, Россия, средство размещения, туристическая деятельность, номерной фонд, Федеральное агентство.


Похожие статьи

Государственное и региональное регулирование в области...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного правового регулирования в сфере туризма

Правовое регулирование туристической деятельности...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туристская деятельность, сфера туризма, туристская... Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного...

Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим органом туристской деятельности в Российской Федерации является Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации (далее Ростуризм) [2]...

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ. Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира. Кроме международных туристических организаций, для защиты граждан...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туристская деятельность, сфера туризма, туристская... Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного...

Нарушение законодательства в сфере туризма в Российской...

В настоящее время активно развивается туристическая деятельность, как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Исходя из этого, данная статья будет посвящена исследованию нарушений законодательства в сфере туризма в Российской Федерации, а...

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Калининградская область, Российская Федерация, средство размещения, туристская деятельность, FIFA, гостиница, РФ, услуга, временное

Номерной фонд коллективных средств размещения. тыс. номер. Конкурентные преимущества туристской отрасли...

Комплексная туристическая услуга как инструмент... | «Молодой

Российская Федерация, туристская деятельность, Федеральное агентство

Российская Федерация, туристская деятельность, Федеральное агентство, государственное

деловой туризм, США, Нижегородская область, WTTC, Россия, ежегодный рост, нижний Новгород...

Похожие статьи

Государственное и региональное регулирование в области...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного правового регулирования в сфере туризма

Правовое регулирование туристической деятельности...

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ, договор, услуга, организация путешествий, турист, туристская деятельность, сфера туризма.

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туристская деятельность, сфера туризма, туристская... Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного...

Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим органом туристской деятельности в Российской Федерации является Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития Российской Федерации (далее Ростуризм) [2]...

Проблемы правового регулирования в сфере туризма

Правовое регулирование туристической деятельности... туристский продукт, Российская Федерация, туристическая деятельность, ГК РФ. Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира. Кроме международных туристических организаций, для защиты граждан...

туристский продукт, Российская Федерация, туристическая...

туристская деятельность, сфера туризма, туристская... Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного...

Нарушение законодательства в сфере туризма в Российской...

В настоящее время активно развивается туристическая деятельность, как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Исходя из этого, данная статья будет посвящена исследованию нарушений законодательства в сфере туризма в Российской Федерации, а...

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Калининградская область, Российская Федерация, средство размещения, туристская деятельность, FIFA, гостиница, РФ, услуга, временное

Номерной фонд коллективных средств размещения. тыс. номер. Конкурентные преимущества туристской отрасли...

Комплексная туристическая услуга как инструмент... | «Молодой

Российская Федерация, туристская деятельность, Федеральное агентство

Российская Федерация, туристская деятельность, Федеральное агентство, государственное

деловой туризм, США, Нижегородская область, WTTC, Россия, ежегодный рост, нижний Новгород...

Задать вопрос