Основные проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 25.03.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Афонина, И. С. Основные проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации / И. С. Афонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79463/ (дата обращения: 18.04.2021).



Ключевые слова: финансовый мониторинг, государственный финансовый контроль, противодействие легализации денег, полученных преступным путем, противодействие финансирования терроризма, проблемы финансового мониторинга.

Актуальность анализа проблем финансового мониторинга в РФ (Российской Федерации) обусловлена следующим: на данный момент одной из наиболее обсуждаемых тем экономического характера на государственном уровне является оптимизация системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ и решение недостатков данной системы. Именно эффективность финансового мониторинга является одним из значимых факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, а также благополучия граждан.

Первостепенно финансовый мониторинг направлен на противодействие легализации финансовых доходов, полученных преступным путем и на противодействие финансирования терроризма. Если брать во внимание ситуацию, которая происходит в РФ, а именно возрастание угрозы терроризма, вопрос успешного осуществления финансового мониторинга становится еще актуальнее.

В данной статье будут затронуты проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации, и разобраны пути решения выделенных проблем.

Целью статьи является проведение анализа финансового мониторинга в РФ с выделением существующих проблем в его осуществлении и предложение вариантов их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Определение понятия финансового мониторинга и его целей.
  2. Выявление и анализ проблем, которые актуальны в нынешнее время в финансовом мониторинге в РФ.
  3. Возможные предложения по решению выделенных проблем и повышению эффективности финансового мониторинга в РФ.

Финансовый мониторинг — это комплекс мер, направленных на создание системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществление контроля за финансовыми операциями посредством идентификации и верификации клиентов [4].

Целью финансового мониторинга являются контроль денежных операций физический и юридических лиц, определение среди них сомнительных и их дальнейшее расследование.

Государственный финансовый контроль в системе финансового мониторинга обладает несколькими проблемами, которые так или иначе оказывают плохое влияние не только на качество финансового мониторинга, но и на его эффективность.

Первостепенной и наиболее актуальной проблемой современного мира является совершенствование технологий, а также появление новых способов отмывания денежных средств, полученных преступными путями.

Второй проблемой можно выделить недостаточно совершенную нормативную базу, по которой осуществляется финансовый контроль. Данные нормативные документы не полностью соответствуют целям и задачам государственных органов финансового контроля, для которых создавались соответствующие документы.

В качестве третьей проблемы финансового мониторинга отметим закрытость контрольными органами, которые осуществляют необходимый контроль, информации, которая могла бы быть полезной для некоторых субъектов РФ.

В настоящий момент предоставление актуальной и своевременной информации играет важную роль в механизме осуществления финансового контроля. В ее достоверности заинтересованы все участники финансовых отношений, т. е. и контрольные органы, и хозяйствующие субъекты. В связи с этим не теряет свою актуальность проблема реализации прав на получение информации субъектами финансовых отношений, которую затрагивает в своих работах С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства. В частности, им указывается, что в части развития системы контроля в своей работе Казначейство России считает очень важным упорядочение системы предоставления информации.

Но проблема формирования единого интегрированного в масштабе публично-правового образования информационного ресурса для более эффективной реализации функций и полномочий контрольных органов государства, по мнению С. Е. Прокофьева, пока еще не решена. Автор предлагает предпринять попытки к созданию Государственной информационной системы с условным названием «Госконтроль», где по аналогии с другими успешно функционирующими информационными ресурсами, его пользователям будет обеспечен доступ к необходимому массиву данных для совместного ее использования не только контрольно-надзорными органами, но и иными структурами власти и управления. Публичными также должны стать, как процессы планирования контрольных мероприятий, так и, в значительной мере, их результаты [2, с. 57–65].

Данная точка зрения близка многим членам современного общества, по причине того, что все мы живем в современном правовом государстве, где существует большое информационное пространство, открытость которого играет важнейшую роль обеспечения прав и свобод людей во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.

Четвертой проблемой можно назвать элемент коррупции, который присущ всем сферам жизни общества, в том числе и процессу финансового мониторинга.

Так, за 2019 год было зафиксировано почти 40 тысяч преступлений коррупционной направленности, это на 1,6 % больше, чем в 2018 году. В 2019 году были наказаны по закону РФ 15,5 тысяч человек, а в 2018 году эта цифра достигала 15,9 тысяч человек. Ущерб, нанесенный коррупционной деятельностью, за 2019 год, составил 50,1 миллиардов рублей [3].

Исходя из слов О. Г. Геймур можно сделать вывод, что система финансового контроля, которая существует в настоящее время недостаточно качественно и эффективно может обеспечить целевое использование средств из бюджета. Это следствие он объясняет достаточно высокой коррупцией, которую можно наблюдать в стране и по сей день. Она считает, что уже очень давно появилась серьезная необходимость усовершенствовать систему финансового контроля в РФ, а также говорит о том, что ее нужно постоянно развивать.

Так, исходя из множества ее предложений можно выделить основные:

— максимизировать штрафы, которые будут уплачивать организации, в особенности их руководители (которые непосредственно причастны к принятию противозаконного решения) за использование средств, выделенных им бюджетом, нецелевым образом;

— на постоянной основе (а не временно, как это происходит) запретить лицам, которые были замечены и привлечены к ответственности перед законом за использование денежных средств бюджета нецелевым образом, занимать пост руководителя бюджетного учреждения или бюджетной организации [1, с. 22–24].

Пятой проблемой является недостаточное взаимодействие контрольных органов государственной власти с правоохранительными. Необходимо повышение их взаимодействий путем организации мероприятий, в которых могли бы принять участие как правоохранительные, так и контрольные органы, направленных на нейтрализацию преступности в сфере финансов в государстве.

И последней, шестой проблемой можно назвать недостаточно пристальное внимание за процессом подготовки кадров в органы финансового контроля как для работы в центральных офисах, так и для выездных проверок. Это обуславливается постоянно меняющейся нормативно правовой базой, из-за этого возникает постоянная потребность повышения квалификации и профессионализма сотрудников государственных контрольных органов.

Исходя из вышесказанного можно подытожить следующее: анализируемая тема о существовании проблем в финансовом мониторинге в РФ актуальна. Существует множество «недоделок» в данной области, которые необходимо устранить для осуществления более эффективной работы государственных органов в сфере финансового мониторинга. Законодательство РФ в системе финансового мониторинга необходимо дорабатывать, потому что это создает сложности, с которыми могут столкнуться как должностные лица, в процессе финансового мониторинга, так и обычные граждане. Возможно, решением выделенных в статье проблем поспособствует усовершенствованная нормативно правовая база, а также внедрение новых методов контроля легализации денежных средств, полученных преступным путем и противодействию терроризма.

Литература:

  1. Решеткина М. А. Основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2017. С. 22–24.
  2. Сафонова Е. А., Геймур О. Г. Проблемы правового регулирования финансового контроля // Актуальные вопросы юриспруденции и экономики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. АНОО ВО «Уральский финансово-юридический институт». 2017. С. 57–65.
  3. Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс] URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/ (дата обращения 21.11.2020).
  4. Финансовый мониторинг [Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/problemy_i_perspektivy_razvitiya_finansovogo_monitoringa_v_rossii/ (дата обращения 21.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, РФ, финансовый контроль, проблема, орган, государственный финансовый контроль, нецелевой образ, правовая база, противодействие финансирования терроризма, Российская Федерация.


Ключевые слова

полученных преступным путем, государственный финансовый контроль, финансовый мониторинг, противодействие легализации денег, противодействие финансирования терроризма, проблемы финансового мониторинга
Задать вопрос