Содержание представлений о мужских и женских профессиях у молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валяева, А. А. Содержание представлений о мужских и женских профессиях у молодежи / А. А. Валяева, Л. В. Осетрова, И. П. Клемантович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79456/ (дата обращения: 23.04.2021).



В данной статье рассматривается проблема содержания представлений о мужских и женских профессиях у молодежи.

Ключевые слова: гендер, социальная группа, молодежь, профессия, пилотажное исследование, анкетирование, интервью.

В современном мире происходят значительные изменения в гендерных аспектах профессиональной сферы [1]. Расширяется спектр профессий, доступных для женщин; трансформируются представления о сферах занятости, подходящих для мужчин [2, 6]. Как женщины, как и мужчины, представлены в различных областях профессиональной деятельности.

Гендерной проблематикой занимались многие отечественные психологи, такие как Н. И. Абубикирова, О. О. Андронникова, Б. Е. Алексеев, Т. В. Бендас, О. А. Воронина, Д. В. Воронцов, И. С. Клёцина, И. С. Кон, В. Е. Каган, И. В. Костикова, и зарубежные: Ш. Берн, Д. Майерс, Ф. Л. Джеймс, Л. Термен, К. Майлз.

По Н. И. Абубикировой, «термин «гендер» понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории (что соответствует одному из значений слова «род» в русском языке)». [1]

По С. Бем гендер — это часть культуры и социальной практики общения, взаимодействия между людьми, их деятельности. Гендер имеет различные формы проявления. [2]

И. С. Клецина считает, что «личность мужчины и женщины в психологическом смысле характеризуется качествами, приобретенными и реализованными в процессе общения, социального взаимодействия в контексте межличностных и социальных отношений». [5]

Вместе с тем проблема содержания представлений о мужских и женских профессиях у молодежи остается слабо изученной, хотя для практической деятельности эти данные крайне важны.

Молодежь — это часть населения, которая связана с современным образом жизни, участвует в жизнедеятельности и труде и является носителем всех современных форм культуры. [4]

Перейдем к описанию нашего исследования.

Наше эмпирическое исследование строилось из нескольких этапов:

  1. Формирование выборки, состоящей из людей возраста 18–25 лет, то есть молодежи, двух групп: мужчины и женщины.
  2. Исследование содержания представлений о мужских и женских профессиях у молодежи:

а) пилотажное исследование, которое проводится методом анкетирования,

б) основное исследование, которое проводится методом интервью

  1. Статистическая обработка полученных результатов.

Результаты анкетирования позволили нам сформировать две группы людей, составивших выборку исследования:

10 человек — мужчины,

10 человек — женщины.

Пилотажное исследование состояло в том, что испытуемым предлагалось назвать 10 профессий, которые они отнесли бы к мужским, и 10, которые они отнесли бы к женским.

Было опрошено 20 человек.

Наше исследование реализуется в рамках качественной методологии, основной метод исследования- интервью.

Выбор данного метода обоснован тем, что интервью дает возможность более детально изучить разные аспекты исследуемой проблемы, а также получить достаточно информации и знаний о проблеме. Оно направлено на получение информации об убеждениях, ценностях, мотивах и глубинных аспектов психологического мира респондентов.

Метод интервью представляет собой непосредственное личное общение респондента и интервьюера.

Были заранее подготовлены вопросы, на основе чего была составлена и проведена беседа тет-а-тет.

Для обеспечения комфорта и психологической безопасности испытуемых интервью проводилось с помощью компьютерной программы Skype.

Беседа проводилась отдельно с каждым респондентом, беседа записывалась на диктофон, при предварительном согласии респондента на запись.

Испытуемым предлагался список, состоящий из 30 профессий, которые были выбраны на основе пилотажного исследования и анализа востребованных профессий на данный момент в мире. Среди данных профессий респонденты должны были выбрать те, которые, по их мнению, являются женскими, те, которые являются мужскими, и те, которые подходят и мужчинам, и женщинам.

Большинство опрошенных мужчин назвало мужскими: шахтер, строитель, инженер, грузчик, сварщик, женщин: шахтер, строитель, механик, полицейский, военный.

Женскими профессиями мужчины назвали: учитель, кассир, секретарь, бухгалтер, дизайнер, медсестра, визажист, женщинами: парикмахер, библиотекарь, педагог, бухгалтер, фотомодель.

В ходе проведения интервью нами был получен большой объем информации по интересующей нас теме. После фиксации всех бесед на диктофон и составления транскрипта интервью, последовал процесс обработки информации.

Людьми молодого возраста профессии рассматриваются как мужские, если они требуют физического труда и выносливости, являются опасными и неквалифицированными.

Основные критерии, по которым респонденты выделяли женские профессии: «креативность», «доверие», «сидячая профессия», «спокойная профессия», «низкоквалифицированная должность», «рутинная работа», «кропотливая работа», «скучная профессия», «работа на побегушках».

Таким образом, людьми молодого возраста профессии рассматриваются как женские, если они требуют креативности, не требуют физических затрат, в них нужна кропотливость, являются низкоквалифицированной и монотонной работой,

На основании полученной информации можно заключить, что профессии, требующие физического труда, являются опасными, для них требуется выносливость рассматриваются людьми молодого возраста как традиционно мужские.

А профессии, требующие креативности и монотонной работы, не требующие физических затрат, в которых нужна кропотливость, являющиеся низкоквалифицированными, рассматриваются людьми молодого возраста как традиционно женские.

При анализе данных эмпирической части мы столкнулись с рядом вопросов, которые считаем важными и перспективными для исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абубикирова. — № 6. —: Общественные науки и современность, 1996. — 125 c.
  2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. /. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология — М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 320 с.
  4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: Владос, ред. 2013– 264 стр. 148 стр.
  5. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И. С. Клецина. — С-Пб.: Алетейя, 2004. — 408 с.
  6. Попова Л. В. Гендерные аспекты самореализации личности. — М.: Прометей, ред. 2016. — 42 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, женщина, метод интервью, молодежь, молодой возраст, молодой возраст профессии, монотонная работа, мужчина, проблема содержания представлений, физический труд.


Ключевые слова

гендер, анкетирование, профессия, молодежь, социальная группа, интервью, пилотажное исследование
Задать вопрос