Формирование пространственного воображения в начальной школе с помощью аддитивных технологий (посредством применения 3d-ручки) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Подтеребкова, И. В. Формирование пространственного воображения в начальной школе с помощью аддитивных технологий (посредством применения 3d-ручки) / И. В. Подтеребкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79442/ (дата обращения: 24.04.2024).



Исследование, проведенное компанией Headhunter в начале 2021 года, показало, что одна из самых дефицитных специальностей на российском рынке труда — это «инженер». Если данную тенденцию не изменить, то нехватка инженерных кадров может привести к стагнации или даже сокращению промышленного производства [2].

Среди списка требуемых компетенций специалиста в инженерной области первую позицию занимает профессиональное инженерное мастерство, предполагающее наличие пространственного воображения.

В современном мире профессий инженерно-техническая сфера далеко не единственная, где требуется пространственное воображение. Оно необходимо любому специалисту, имеющему дело с пространственными объектами, с их проектированием, созданием, изменением. Архитектор, дизайнер, модельер, летчик, конструктор — вот далеко не полный перечень специальностей, в которых требуется развитое пространственное воображение. С его помощью человек получает необходимую информацию, формулирует задачи, осуществляет мыслительные операции, что несомненно положительно влияет на общее интеллектуальное развитие личности.

С точки зрения психологии, пространственное воображение — это сложный многоуровневый психический процесс, стоящий отдельно от остальных психических процессов, но имеющий связь с восприятием, мышлением и памятью.

В своей статье мы будем рассматривать пространственное воображение как умение человека моделировать и «представлять» различные предметы или конструкции в своем сознании, детально видеть их своим внутренним зрением.

Развивать пространственное воображение у ребенка желательно с самого детства, но наиболее пристальное внимание этому вопросу необходимо уделять в начальной школе, в возрасте от 6 до 11 лет, так как это расширяет познавательные возможности ребенка. На сложность и важность этого процесса обращали внимание многие отечественные исследователи и ученые.

В частности, Н. И. Царькова отмечает, что при анализе педагогической практики традиционной школы особую сложность в развитии воображения школьников представляет именно пространственное воображение» [5]. B. C. Кузин в своих работах неоднократно обращал внимание на значимость развития пространственного воображения для воспитания творческих задатков у школьников [3].

На необходимость развития пространственного воображения в начальной школе указывают и федеральные государственные образовательные стандарты, в которых прописано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [4].

При организации занятий по развитию пространственного воображения в начальной школе стоит учесть, что процесс формирования пространственных представлений школьника напрямую влияет на развитие его пространственного мышления. Наиболее важную роль в этом процессе играют восприятие, в основе которого лежат ощущения, внимание, память, воображение, речь, а также такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование.

Как показывает педагогическая практика, если у младших школьников недостаточно сформировано пространственное воображение, то при переходе в среднюю школу у них, как правило, возникают проблемы с усвоением программы по геометрии, физике, химии. Для решения определенного вида задач по данным предметам необходимо не только правильно понимать содержание задания, но и уметь при помощи воображения создавать соответствующие образы в своем сознании, удерживать их в поле своего внимания и оперировать ими.

Таким образом, при организации учебного процесса в начальной школе необходимо по возможности больше времени уделять развитию пространственного воображения обучающихся как во время уроков, так и во внеурочное время. Для этого в современной педагогике существует много различных способов: моделирование из бумаги, изучение геометрического материала на уроках математики, специальные игры и задания, лепка и рисование на уроках изобразительного искусства.

В последнее время в плане развития пространственного воображения себя хорошо зарекомендовали занятия с использованием 3D ручки, которые можно организовать в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности.

Принцип работы 3D ручки относится к так называемым аддитивным технологиям, в основе которых лежит последовательное (как правило послойное) нанесение материала, в противоположность вычитающему производству, которое применяется при механической обработке детали.

Работа с 3D ручкой

Рис. 1. Работа с 3D ручкой

Включение 3D ручки в учебный процесс создает много новых возможностей для творческой деятельности обучающихся, а педагогу помогает сделать свои занятия интересными и полезными. С помощью 3D ручки обучающиеся могут рисовать, создавать двухмерные и трехмерные фигуры, изготавливать различные поделки, сувениры, игрушки, украшения. Этот инструмент позволяет освоить витражную технику, попробовать себя в дизайнерской сфере, реализовать свои идеи, фантазии, задумки.

Согласно теории, разработанной отечественными психологами А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, при поступлении в школу у ребенка происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную, однако это совсем не означает, что для игры в учебном процессе не остается места. По словам Л. С. Выготского, игра в школьном возрасте не умирает, а продолжает существовать в обучении и труде [1]. Подтверждением словам Л. С. Выготского могут служить занятия с использованием 3D ручки, которая позволяет педагогу выстроить учебный процесс так, что ребенок, одновременно играя с 3D ручкой, может познавать основы геометрии и развивать пространственное мышление.

Объемная фигура, выполненная с помощью 3D ручки

Рис. 2. Объемная фигура, выполненная с помощью 3D ручки

Работа с 3D ручкой создает благоприятный эмоциональный фон у ребенка. Первые свои поделки он может подарить в качестве сувениров своим друзьям или родственникам, а может сам изготовить игрушки для себя или других детей. Навык работы с 3D ручкой позволяет ребенку постепенно создавать все более сложные объекты, что повышает его самооценку и развивает творческие способности.

Еще один существенный аргумент в пользу применения 3D ручки на уроках в начальной школе — это ее вес. Ручка очень легкая и весит от 40 граммов. Объемную фигуру можно получить и с помощью 3D принтера, но это более дорогая техника, которая занимает больше места. При использовании 3D принтера можно только наблюдать за процессом печати детали, а при помощи 3D ручки ребенок изготавливает деталь сам, приобретая при этом необходимый навык.

Таким образом, в применении 3D ручки в образовательном процессе в начальной школе можно выделить следующие положительные моменты:

— процесс обучения проходит в игровой форме;

— занятия способствуют развитию творческих способностей и формированию пространственного мышления;

— возможности 3D ручки позволяют создавать самые разные объекты, которые затем можно использовать в быту или в обучении;

— занятия проходят в комфортной обстановке и имеют положительный эмоциональный фон;

— работа с 3D ручкой развивает у ребенка мелкую моторику и навык обращения с пластичным материалом.

Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что процесс развития пространственного воображения в начальной школе требует отдельного подхода и особой организации. Для этого можно использовать новые аддитивные технологии, в частности 3D ручку, которая хорошо зарекомендовала себя как инструмент, способствующий развитию творческого потенциала ребенка и формированию его пространственного мышления

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
  2. Ивушкина А. Кадровый запрос: в России возник дефицит консультантов и инженеров / А. Ивушкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/977457/anna-ivushkina/kadrovyi-zapros-v-rossii-voznik-defitcit-konsultantov-i-inzhenerovОБСВО
  3. Кузин, B. C. Изобразительное искусство: 1–9 классы: Программы общеобразовательных учреждений / B. C. Кузин. — М.: АГАР, 1996.- 160 с.
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС начального общего образования (1–4 кл.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/
  5. Царькова, Н. И. Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7–11 классов в учебном процессе: дис....канд. пед. наук: 13.00.01/ Царькова Наталья Ивановна. — М., 2001. — 265 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пространственное воображение, начальная школа, ручка, пространственное мышление, учебный процесс, ребенок, занятие, объемная фигура, педагогическая практика, работа.


Похожие статьи

Развитие пространственных представлений у младших...

Ими познаются начальные геометрические представления, развивается как пространственное воображение детей, так и их пространственное мышление, идёт формирование у детей элементов конструкторского представления и конструктивных умений.

Формирование объёмно-пространственного мышления...

Объёмно-пространственное мышление — это мыслительные процессы человека

Проблема взаимосвязи пространственного мышления с учебной успеваемостью

Объёмно-пространственное мышление определяет способность мыслить о предмете...

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего...

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную

На занятиях по изобразительной деятельности используются как традиционные, так и...

Возможности развития пространственного мышления...

Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время.

Проблеме пространственного мышления посвящены работы психологов И. Я. Каплуновича, С. Л

Анализ современной педагогической и дидактической литературы позволяет определить...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Поиск путей внедрения дизайнерского образования в практику начальной школы сегодня особенно

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются

Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших...

Формирование пространственного мышления на уроках...

геометрический материал, учебный процесс, мыслительный процесс, наглядно-образное мышление, начальная школа, операционное мышление, пространственное мышление, вид мышления, подход обучения... Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Развитие пространственных представлений учащихся при...

Разными учеными пространственное мышление рассматривается как деятельность наблюдения [1], как мыслительная деятельность [4]. Мы подразумеваем под пространственным мышлением умственную деятельность и будем опираться на...

Игра как средство развития пространственного воображения...

Термин пространственное воображение, обозначает человеческую способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и

З. А. Михайлова [5] предлагает использовать данные игры как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности...

Рисунок по представлению и воображению и его роль...

Данная статья посвящается развитию так называемого пространственного воображения, рисунку по представлению, развивающего возможности зрительной памяти, вместе с тем, обобщает понятие о трехмерном изображении формы, уточняет характер объекта в целом и...

Похожие статьи

Развитие пространственных представлений у младших...

Ими познаются начальные геометрические представления, развивается как пространственное воображение детей, так и их пространственное мышление, идёт формирование у детей элементов конструкторского представления и конструктивных умений.

Формирование объёмно-пространственного мышления...

Объёмно-пространственное мышление — это мыслительные процессы человека

Проблема взаимосвязи пространственного мышления с учебной успеваемостью

Объёмно-пространственное мышление определяет способность мыслить о предмете...

3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего...

Статья посвящена 3D-ручке как средству развития воображения у детей старшего

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную

На занятиях по изобразительной деятельности используются как традиционные, так и...

Возможности развития пространственного мышления...

Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время.

Проблеме пространственного мышления посвящены работы психологов И. Я. Каплуновича, С. Л

Анализ современной педагогической и дидактической литературы позволяет определить...

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Поиск путей внедрения дизайнерского образования в практику начальной школы сегодня особенно

Одним из средств развития объемно-пространственного мышления студентов являются

Пространственно-декоративное решение данной композиции из простейших...

Формирование пространственного мышления на уроках...

геометрический материал, учебный процесс, мыслительный процесс, наглядно-образное мышление, начальная школа, операционное мышление, пространственное мышление, вид мышления, подход обучения... Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Развитие пространственных представлений учащихся при...

Разными учеными пространственное мышление рассматривается как деятельность наблюдения [1], как мыслительная деятельность [4]. Мы подразумеваем под пространственным мышлением умственную деятельность и будем опираться на...

Игра как средство развития пространственного воображения...

Термин пространственное воображение, обозначает человеческую способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и

З. А. Михайлова [5] предлагает использовать данные игры как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной деятельности...

Рисунок по представлению и воображению и его роль...

Данная статья посвящается развитию так называемого пространственного воображения, рисунку по представлению, развивающего возможности зрительной памяти, вместе с тем, обобщает понятие о трехмерном изображении формы, уточняет характер объекта в целом и...

Задать вопрос