Использование мультимедийных средств при обучении рецептивной стороне иноязычной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 23.03.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Ходжаева, Ш. А. Использование мультимедийных средств при обучении рецептивной стороне иноязычной речи / Ш. А. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79437/ (дата обращения: 14.04.2021).



На сегодняшний день невозможно представить жизнь без технологий, таких как, например, компьютер или интернет, окружающих нас. И эти средства мультимедиа активно внедряются во все сферы бытия. Одним из пластов жизнедеятельности является образование. В данной статье пойдёт речь о том, что такое мультимедийные средства, какие они бывают, и как их можно применять при обучении иностранному языку, в частности рецептивной стороне иноязычной речи.

Ключевые слова: мультимедийные средства обучения, мультимедиа, рецептивная сторона, иноязычная речь.

Наука не стоит на месте. Если в 70–80-е годы прошлого столетия компьютеры только стали появляться и их ресурсы, и возможности были ограничены, то на сегодняшний день наука далеко шагнула вперед. Практически невозможно было воспроизвести звуковой или видео содержащий материал, за исключением простых мелодий. В 1997 г. Корпорация Intel выпускает процессор Pentium MMX. Это позволяет резко увеличить долю ПК с полноценной поддержкой мультимедиа. После этого интенсивное развитие аппаратных средств мультимедиа сменилось экстенсивным: росла мощность процессоров, видеокарты становились всё более производительными. При этом звуковые карты становились всё более качественными. Параллельно становилась дешевле оперативная память и жесткие диски. Всё это, наряду с развитием Интернета, явилось основой для широкого внедрения мультимедиа в информационные технологии [4]. Это доказывает и показывает, что наука постоянно развивается. Разрабатываются и появляются новые технологии, многие из которых впоследствии могут быть использованы в образовательных целях, и внедрены в процесс обучения. К таким технологиям можно отнести мультимедийные средства. Но чтобы понять, что такое средства мультимедиа, и какими они бывают, следует разобраться с понятием мультимедиа в целом.

Согласно словарю иностранных слов русского языка, мультимедиа — это информационная компьютерная система с расширенными функциями,

способная работать с изображением (видео), звуком, текстом и совмещаемая в интерактивном режиме с другими системами [1]. То есть исходя из определения следует, что использование мультимедийных средств в процессе обучения предполагает наличие компьютера. Согласно другому определению данного понятия, очень схожего с вышеприведенным определением, мультимедиа (multimedia, от англ. multi — много и media — носитель, среда) является совокупностью компьютерных технологий, в которых одновременно используются несколько информационных сред: текст, компьютерная графика (фотографии, анимация, схемы, 3D-графика и др.), звук, видео [2]. Мультимедийные средства (далее — ММС), которые могут быть применены при обучении, можно разделить на статичные, динамичные и интерактивные. К статичным ММС относятся фотографии, распечатки, в то время как к динамичным — телевидение, видео, кассеты, кино, CD и DVD. Интерактивные ММС: интерактивное телевидение, Интернет, компьютер [5].

Мультимедийные средства способны выгодно показать себя при обучении иностранному языку, так как на сегодняшний день одной из наиглавнейших целей обучения выступает коммуникативная цель. А чтобы научить говорить, а не просто воспроизводить слова, фразы и предложения, нужно понимать их и уметь вести беседу, то есть уметь слушать и слышать, одной из главных задач стоят аудитивные умения.

Коммуникативная компетенция подразумевает способность человека к осуществлению межкультурного взаимодействия. Однако обучение языкам дается легко не всем. Чтобы задать дополнительную мотивацию для изучения иностранного языка (далее — ИЯ) и пробудить интерес к нему у учащегося, на уроке используются современные информационные технологии, позволяющие сделать уроки ИЯ разнообразными по формам деятельности.

Информационные технологии пробуждают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты делают изучаемый материал более доступным и приближенным к жизни ребёнка. Роль педагога — поддержать и направить развитие и творческий поиск учащихся в процессе обучения. При таких условиях нужно пересмотреть организационные формы учебной работы, сложившиеся на сегодняшний день: увеличить самостоятельную индивидуальную и групповую работы учащихся, преобразить традиционный урок с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличить объем практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Это предполагает большую самостоятельность ученика, поиск им необходимой информации. Знания добываются, а не преподносятся в готовом виде учителем. Обучающийся учится самостоятельности, полаганию на себя, свои способности и силы, что может благотворно повлиять на его дальнейшую жизнь и деятельность.

Использование информационно-компьютерных технологий (далее — ИКТ) расширяет возможности учителя в преподавании своего предмета.

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в ходе работы на уроке, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Наглядный материал интереснее, особенно, если вспомнить про начальный этап обучения, и легче воспринимается. Учитывая, что степень восприятия и запоминания у всех разная, к основной массе учащихся все-таки легко применима пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так как намного тяжелее воспринимать информацию на слух, и намного проще и понятнее воспринимается наглядный материал.

К элементам ИКТ, которые чаще могут быть использованы во время обучения относят:

К элементам ИКТ, которые чаще могут быть использованы во время обучения относят:

– интерактивные доски;

– электронные учебники и пособия, выводимые на экран компьютера и мультимедийного проектора;

– электронные энциклопедии и справочники;

– тренажеры и программы тестового типа;

– образовательные ресурсы Интернета;

– различные диски с картинами и иллюстрациями (медиафайлы);

– аудио и видеотехника;

– интерактивные карты и атласы;

– интерактивные конференции и конкурсы;

– материалы для дистанционного обучения;

– дистанционное обучение [3].

Часто в своей работе учителя пользуются демонстрационными программами, к которым кроме картинок, видеоматериалов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции, и уроки-презентации, разработанные при помощи различных возможных программ на компьютере. Использовать их можно как на уроках при закреплении знаний, практических умений и навыков, так и на уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Например, интерактивная доска — это сенсорный экран, подключенный к компьютеру и передающий с него изображение с помощью использования проектора. Достаточно одного прикосновения к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивная доска имеет понятный на интуитивном уровне, дружественный графический вид.

В процессе работы с этой доской педагогом используются различные стили обучения: слуховые, кинестетические или визуальные. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения, рисунки и диаграммы, которые можно передвигать по своему усмотрению.

Интерактивная доска позволяет использовать на уроках различный наглядный материал, который может состоять из таблиц, тезисов, видеофрагментов, словарных статей и так далее. Их использование является примером принципа наглядности, системности и доступности. Можно использовать готовые рисунки по выбранной теме, разнообразные интернет-ресурсы. При использовании видео материала можно создать речевую ситуацию, обучать постановке вопроса, составлению высказывания и/или диалога. Работа с видеоматериалами значительно расширяет объем воспринимаемой информации [3].

Вопрос состоит лишь в том, насколько учебное заведение оснащено с технической точки зрения. Так как используя при обучении испанскому языку мультимедийные возможности, например, при использовании сайта ProfeDeEle.es, можно провести аудирование с использованием аутентичного материала, где будет слышна речь носителя языка, можно обсуждать актуальные темы и проблемы, потому что особенностью подобных сайтов является регулярная обновляемость. Работая с материалом из приведенного выше источника, можно задавать обучающимся разные упражнения, которые помогут закрепить лексику и улучшить понимание темы. К таким упражнениям можно отнести ответы на вопросы, высказывание относительно правильности/соответствия тексту приведенных предложений, построение монолога по рассматриваемой тематике и пр.

Видео- и аудиофайлы можно регулировать, проигрывая небольшие отрывки, при необходимости, можно легко вернуться назад к любому нужному уроку, чтобы вспомнить пройденный раннее материал. Материалы к уроку должны быть подготовлены заранее — это обеспечит хороший темп занятия и оставит время для обсуждения.

Можно использовать и другое аудио- и видеооборудование. Это важно при изучении ИЯ, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать его произношение.

Мультимедийные средства являются хорошей опорой при обучении рецептивной стороне речевой деятельности. Рецептивный вид речевой деятельности основывается на восприятии языка. К данному виду относят аудирование и чтение. То есть задействуются такие органы чувств как уши (слух) и глаза (зрение). Очень важно научить воспринимать и понимать иноязычную речь, так как, не освоив данные умения, не получится в последующем научить правильно говорить и писать. Тем более цель обучения ИЯ — коммуникативная, а без понимания собеседника невозможно построить общение в целом. Поэтому аудирование считается трудным видом деятельности, которому надо целенаправленно обучать. И при обучении окажут огромную поддержку и содействие возможности мультимедиа, одними из которых являются средства, перечисленные ранее.

На сегодняшний день мультимедийным средствам можно найти широкое применения на уроке ИЯ. Даже государственный экзамен у выпускников бакалавриата построен с опорой на мультимедийные средства, особенно по ИЯ.

Одним из ярких примеров работы учащихся с мультимедийными средствами, является составление ими презентаций. Это может являться работой не одного студента, а группы учащихся. Самостоятельная работа учащихся дает им возможность лучше усвоить материал. Передача этого материала, его преподнесение другим с помощью, например, проработанной студентом презентации на компьютере с использованием слайдов позволяет легче усвоить материал. Дальнейший пересказ увиденной и услышанной информации и активные высказывания других учащихся говорят о вовлеченности аудитории. Командная работа сближает обучающихся, использование мультимедийных технологий делает работу более интересной и наглядной и вовлекает учащихся в работу. Например, при изучении темы праздников, можно задать в качестве домашнего задания подготовку презентации по какому-либо празднику с последующим выступлением с ней.

Таким образом, можно подчеркнуть, что современные технологии оказывают положительное влияние на процесс обучения ИЯ. Обращая внимание на специфику предмета, следует отметить, что особенно полезно использовать мультимедийные средства при обучении рецептивной стороне языка, т. к. учащиеся в данной ситуации имеют возможность слушать живую речь носителя иностранного языка и понимать её.

Литература:

  1. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. 1999 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/22513
  2. Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: учебно-методическое пособие. Тамбов: ТГТУ, 2006. 55 с.
  3. Мостайкина Л. В. Мультимедийные средства как средство повышения эффективности образовательных результатов при внедрении ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.uchportal.ru/fgos/9450
  4. Средства мультимедиа, их назначение и применение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/informatika/sredstva_multimedia_ih_naznachenie_i_primenenie/
  5. Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 629–633
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, интерактивная доска, процесс обучения, средство, иноязычная речь, материал, обучение, рецептивная сторона, дистанционное обучение, наглядный материал.


Ключевые слова

мультимедиа, мультимедийные средства обучения, рецептивная сторона, иноязычная речь
Задать вопрос