Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения через организацию культурных практик | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костякова, Н. А. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения через организацию культурных практик / Н. А. Костякова, О. Н. Капустина, С. В. Лазебная, С. Н. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79401/ (дата обращения: 20.04.2021).



Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным, поэтому необходимо так организовать работу с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу они могли легко ориентироваться в ближайшем окружении, умели наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владели навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Эта работа проводится с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ, выстраивается на основе интеграции образовательных областей, позволяющих педагогам осуществлять педагогическое взаимодействие в едином тематическом содержательном пространстве, и облегчает сотрудничество с семьями воспитанников.

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

– усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

– формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

– развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Этапы работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения:

I этап — определение уровня знаний детей о Правилах дорожного движения, уточнение представлений взрослых о работе с детьми дошкольного возраста по данному направлению.

II этап — расширение первоначальных детских представлений, уточнение имеющихся и накопление новых знаний о Правилах дорожного движения.

III этап — формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения, формирование у детей отдельных компонентов чувства ответственности, развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.

Основными аспектами взаимодействия ребенка с «территорией дорожного движения»:

– ребенок-пешеход;

– ребенок-пассажир;

– ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, веломобиль).

Мероприятия по формированию знаний о правилах дорожного движения планируются во всех видах детской деятельности, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок закреплял через продуктивную деятельность¸ реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Используются следующие формы работы с детьми:

– экскурсии, целевые прогулки к проезжей части, перекрестку (наблюдения за транспортом и пешеходами);

– свободная продуктивная деятельность;

– различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

– игровое моделирование;

– проблемно-игровые ситуации;

– праздники, развлечения, театрализация;

– рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

– рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

– проектная деятельность.

Культурные практики — новые модели образования, главной особенностью которой должно стать функционирование по законам культуры и ориентации на индивидуально — личностное становление человека как субъекта культуры. На первое место выходит не столько трансляция и усвоение культурных норм, сколько творческая деятельность детей по их практическому освоению.

Такие виды деятельности как игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская имеют моделирующий характер по отношению к реальности. Именно здесь появляется и обогащается внутренний план действий, оформляется замысел (ребенок осознает и формулирует свои действия) и реализуется на практике.

Для более эффективного обучения детей правилам дорожной безопасности используем такую форму совместной работы взрослых и детей как изготовление интерактивной тематической папки, т. е. лэпбук «Светофорчик». Разработав план, приступаем к работе. Очень важно, что при создании лэпбука, дети не получали знания в готовом виде, а проводили исследовательскую работу, в процессе которой участвовали в поиске, анализе и сортировке информации. Создавая коллективную книжку, дети выполняют различные задания: рисуют дорожные знаки, делают атрибуты к играм, выбирают стихи и загадки, изготавливают дидактические игры и т. д.

Создание лэпбука — эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

– техническую (фото, видео);

– информационную (сбор информации для лэпбука);

– мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Лэпбук интересен для детей, так как он, не только обучает и закрепляет с детьми правила дорожного движения, но и развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Он всегда под рукой, занимает мало места, дети пользуются им в любое удобное время. Он мобилен, многофункционален, постепенно усвоив данную информацию, можно заменить новой, более сложной.

Интересной формой работы является ситуационное обучение, которое заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения — приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.

Проводятся с детьми экскурсии, целевые прогулки к дороге, где дети наблюдают и анализируют реальную обстановку. А затем в детском саду закрепляют правила дорожного движения на макете, учатся распознавать опасные ситуации, их основные признаки и вероятные развития событий.

С целью закрепления «Правил дорожного движения» и предупреждению дорожно-транспортного травматизма, организуются и проводятся совместные акции с работниками ГИБДД, пешеходами. Такие акции как: «Берегите наши сердечки», «Пристегнись, улыбнись», «Водитель, сохрани мне жизнь» и др. Инспектор ГИБДД напоминает детям правила дорожного движения, рассказывает, как необходимо вести себя на дороге, улице и в транспорте. Под руководством воспитателя и инспектора воспитанники анализируют те маршруты, которыми двигаются каждый день в детский сад.

Готовясь к акции, дети заранее учат стихи, изготавливают атрибуты, готовят красочные плакаты, памятки-призывы, буклеты для вручения их водителям, школьникам и пешеходам.

На территории нашего детского сада созданы все условия для закрепления правил дорожного движения на практике, где воспитанники исполняют роль водителя детского транспортного средства. Дети на практике осваивают такие понятия как «тормозной путь», соблюдение расстояния между транспортными средствами во время вождения и т. д. Дети с удовольствием участвуют в соревнованиях, эстафетах, праздниках.

Таким образом, вовлекая каждого ребенка в игровую, продуктивную и познавательно-исследовательскую деятельность мы формируем и закрепляем правильное поведение детей на дороге, развивая при этом культуру поведения личности, его внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах города и поселка.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, детский сад, правило, III, безопасное поведение, ребенок правила, ситуационное обучение, ситуация, улица города.


Задать вопрос