Хэштеги в «Твиттер» и «Инстаграм»: структурные особенности и контекстное функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 23.03.2021

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Лазарчева, А. В. Хэштеги в «Твиттер» и «Инстаграм»: структурные особенности и контекстное функционирование / А. В. Лазарчева, Л. Б. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 64-70. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79389/ (дата обращения: 29.03.2024).



В данной статье исследуются основные структурные особенности хэштегов на примере материалов социальных сетей Twitter и Instagram, раскрывается общее понятие социальных сетей и хэштегов, а также роль и место хэштегов в интернет-коммуникации. Помимо этого, изучаются отношения хэштегов с контекстом, которые определяют семиотические особенности взаимодействия хэштегов с различными средствами передачи информации в интернет-общении.

Ключевые слова: хэштег, социальная сеть, интернет-коммуникация, креолизованный и поликодовый тексты, контаминация, гипертекст, префикс.

Based on the materials gathered from the social networks Twitter and Instagram, the article deals with the main structural features of hashtags. Giving a general notion of social networks and hashtags, the paper explores the role and functions of hashtags in Internet communication. Another focus is the relationships between hashtags and context which determine the semiotic features of interaction hashtags engage in with various means of information transmission in Internet communication.

Key words: hashtag, social network, Internet communication, creolized and multimodal texts, contamination, hypertext, prefix.

Вместе с технологиями развиваются новые формы интернет-коммуникации, среди которых важное место занимает язык хэштегов. Хэштеги как лингвистическое и социальное явление прочно укрепились в различных сферах жизни, представляя собой особый интерес не только для лингвистов, но и для исследователей смежных областей (политиков, маркетологов, журналистов, психологов). Данное явление не теряет своей актуальности благодаря скорости развития интернет-технологий и появлению новых социальных сетей и мессенджеров (например, приложение для общения Clubhouse, запущенное в 2020 г., было скачано свыше 5 миллионов раз по состоянию на 10 февраля 2021 г., что опередило по количеству загрузок такие популярные сети, как Telegram и TikTok) [17].

Цель данной работы состоит в изучении структурных особенностей хэштегов и их отношений с контекстом с точки зрения семиотики на основе собранных теоретических данных и материалов социальных сетей Twitter и Instagram.

В статье использовались следующие методы исследования: описательный, метод сплошной и произвольная выборки, метод лингвистического наблюдения и описания и контекстуальный анализ.

Общая характеристика социальных сетей и понятия «хэштег»

На сегодняшний день социальные сети являются неотъемлемой частью повседневной жизни многих интернет-пользователей, проникая практически во все их сферы деятельности. Как отмечают некоторые лингвисты, главной целью пользователя социальной сети является создание и поддержание виртуального образа своей личности, а также привлечение внимания к себе [9, с. 47]. Социальные сети наподобие ВКонтакте и Facebook характеризируются разнообразием, динамичностью, гибкостью и постоянной изменчивостью [12].

При изучении социальных сетей невозможно оставить без внимания хэштеги — неотъемлемый инструмент поиска и организации информации. Например, в Instagram по хэштегу #autumn можно найти публикации с фотографиями осенних пейзажей, а по тегу #vacation — посты с фотографиями из отпуска. Еще одной функцией хэштегов является навигация внутри групп и аккаунтов в социальных сетях, что также облегчает пользователям поиск интересующей их информации [18].

Согласно определению словаря Merriam Webster, хэштег — это слово (или фраза), следующее за символом # (решётка) для обозначения принадлежности высказывания/сообщения к определенной категории, например, в Твиттере [Пер. наш, 15] . Сами хэштеги, по мнению некоторых исследователей, представляют собой новое лингвистическое явление, «…суть которого не сводится к существовавшим ранее феноменам и нуждается в специальном описании» [4, с. 13].

Некоторые лингвисты считают, что сегодня мы наблюдаем становление новой формы онлайн-коммуникации — разговора с возможностью поиска (“ searchable talk ”). Пользователи социальных сетей успешно адаптируют существующие языковые системы под такие специфические требования онлайн-общения, как использование различных знаков и символов для передачи эмоций или сжатый объем допустимой в записях информации (например, ограничение в постах в Twitter — 140 символов) [13]. Как отмечают некоторые журналисты, около 10 лет назад хэштеги пришли на смену форумам, помогая пользователям создавать беседы и отслеживать их ход, но на сегодняшний день их область применения значительно расширилась [18]. Сегодня хэштеги используются не только обычными пользователями социальных сетей, но и профессиональными маркетологами и журналистами [2, с. 54]. Они играют важную роль в привлечении внимания к посту в социальной сети, помогая выделиться среди множества остальных публикаций и «продвинуть» свою рекламу. Исследования маркетологов показали, что у тех записей в социальных сетях, которые имеют хотя бы один хэштег, показатели вовлеченности выше на 12,6 % [16] (Пер. наш). Интересен и тот факт, что хэштеги также активно используются в политическом дискурсе — около 47 % всех интернет-публикаций политиков содержат не менее одного хэштега [10, т. 3, с. 12]. Как показывают исследования, практика использования хэштегов в формировании политической повестки дня занимает особое место не только в политике Запада, но также в России и других постсоветских государствах [там же, с. 19].

Основная задача хэштега — обеспечивать быстрый поиск по интересующим темам. В этом смысле хэштег можно рассматривать как гипертекст , являющийся способом коммуникации и организации сетевого интернет-пространства. Шведский лингвист Питер Викстёрм в своей работе «Коммуникативные функции хэштегов в Твиттере» описывает хэштеги как гиперссылки, создающиеся пользователями при помощи объединения цепочки букв в твите [публикации в Твиттере] символом #, например, #food, #thatshowyoudoit [14]. Хэштег буквально соединяет языковые и социокультурные явления, т. е. связывает внутренние компоненты текста с элементами внешнего мира. Именно гипертекст составляет основу дискурса таких социальных сетей, как Twitter и Instagram, по мнению некоторых лингвистов [11, с. 112].

В данной работе мы рассматриваем хэштеги как контаминированные элементы благодаря неразрывной связи, существующей между графическом символом решётки # и следующим за ним вербальным компонентом, которые вместе и образуют сам хэштег в том виде, в котором его определяют современные словари (к примеру, Merriam Webster , как упоминалось выше). Далее в статье будут рассмотрены особенности взаимодействия хэштегов с контекстом с точки зрения семиотики, а также их основные структурные особенности.

Поликодовая природа хэштега

Как было отмечено ранее, в этой статье хэштеги в совокупности с графическим контекстом рассматриваются как семиотически осложненные, а именно креолизованные тексты, где символ “решётка” # придаёт хэштегу поликодовый характер.

С точки зрения семиотики, язык хэштегов — это код, помогающий передавать сообщения. Изображение в публикации может выступать как в качестве кода, так и сообщения. Instagram представляет собой среду для семиозиса, автор записи — это отправитель сообщения, а остальные пользователи интернет-сообщества — адресаты. Подобно речевому акту, данный вид коммуникации является частным примером семиозиса, а язык хэштегов — частным случаем кода. Код — это система, характеризирующаяся структурой знаков, подчиняющаяся определенным правилам функционирования. Так, к примеру, известно, что в составных хэштегах, т. е. хэштегах, представляющих собой фразу, слова не отделяется между собой пробелами, а в хэштегах на английском языке недопустимо использование таких символов, как апостроф (см. рис. 1 — в хэштеге #imhungry между тремя словами I, am, hungry нет ни пробелов, ни знаков пунктуации).

.

Рис. 1.

Вместе с основной информацией, содержащейся в публикации, хэштеги образуют семиотически осложнённый, креолизованный текст. Важно отметить, что невербальная часть (символ #) хэштега неразрывно связана с его вербальной частью, что позволяет рассуждать о контаминированности хэштегов. По мнению некоторых лингвистов, образование контаминантов является характерным для современного англоязычного Интернет-сленга, и их можно отметить во всех разновидностях Интернет-текстов [5, с. 22].

Само понятие “креолизованные тексты” в различных исследованиях трактуется по-разному, что привело к появлению таких синонимичных друг другу терминов, как “поликодовый”, “интерсемиотический”, “видеовербальный” и “контаминированный” текст. По мнению некоторых лингвистов, понятие “поликодовый текст” является наиболее подходящим термином, в то время как “креолизованный текст” уместен при изучении семиотически осложненных текстов с прагматическими целями [8, с. 100]. При этом тексты смешанного типа могут иметь частичную или полную креолизацию [3, с. 127], а между их вербальными и иконическими элементами устанавливаются разные виды связей [6, с. 109].

Будучи особой формой информационно-коммуникативного пространства, интернет-коммуникация предоставляет особые возможности для создания и функционирования креолизованных текстов [Там же, с. 109]. Ярким примером креолизованных текстов в современной интернет-коммуникации являются “мемы”, которые в свою очередь также делятся на несколько под-жанров. Рассмотрим наиболее актуальный для поставленной в данном исследовании проблемы жанр, а именно креолизованный мем (состоящий из вербальной и визуальной части) [Там же, с. 110]. Так как в самом меме уже присутствует текстовая информация, передающая настроение публикации и определяющая её ироничный характер, то хэштеги в таких записях не влияют на основной смысл, а лишь маркируют семантическое поле, к которому мем относится, например, #darkhumor или #fail (см. рис. 2). При этом для более успешного продвижения записи (набора максимального количества просмотров и “лайков”) хэштеги подбираются не только согласно тематике мема, но и текущим тенденциям (так, в последнее время популярны англоязычные хэштеги #l4l, #likeforlike, которые используются для продвижения записи в независимости от её тематики) [19].

.

Рис. 2.

Таким образом, с точки зрения семиотики, хэштеги — это контаминанты, встречающиеся во всех жанрах интернет-коммуникации, а с точки зрения паралингвистики хэштеги в совокупности с иконическим контекстом можно приравнивать к креолизованным текстам, что особенно актуально для таких жанров интернет-коммуникации, как мемы.

Структурные особенности хэштегов

Закреплённое за хэштегом место в начале любой фразы или слова позволяет нам рассматривать его как префикс. Для понимания причин, которые позволили нам прийти к выводам, что хэштег функционирует в тексте именно как префикс, обратимся к отечественным и зарубежным исследованиям в области морфологии и синтаксиса, а также словарям.

Традиционно морфемы можно поделить на две группы: корневые и аффиксальные. К примеру, И. В. Арнольд считает, что согласно роли, которую морфемы играют в словообразовании, они подразделяются на корневые и аффиксальные, а последние, в свою очередь, подразделяются на префиксальные, суффиксальные и инфиксальные [1, с. 77]. Аффиксы, включающиеся внутрь основы, называются инфиксами, однако в английском языке они не встречаются [Там же, с. 78].

Подобное деление морфем предлагается также В. В. Лопатиным и И. С. Улухановым. Они утверждают, что «... аффиксальные морфы — это морфы, наличествующие не в каждой словоформе и заключающие в себе дополнительное служебное значение — словообразовательное или морфологическое, более абстрактное, чем у корневого морфа (морфов) данной словоформы. Аффиксальный морф полностью никогда не совпадает с основой» [7, с. 124].

С точки зрения морфологии сам символ хэштега # стоит рассматривать как невербальный префикс, который не меняет смысл текста и не добавляет информации, но несёт техническую нагрузку (превращает текст в searchable talk , как говорилось выше, т. е. текст становиться кликабельным , выражаясь компьютерным жаргоном). При этом по своей природе хэштег близок слову благодаря слитному написанию его отдельных компонентов (например, #hurryup, как на рис. 2).

При отсутствии четких стратегий по составлению и использованию хэштегов, каждый пользователь решает сам, какие тэги и как использовать. Опираясь на индивидуальные эмпирические знания, каждый интернет-пользователь может предложить свои варианты создания меток, которые отражали бы его личный способ самопрезентации в виртуальном дискурсе. За техническим набором хэштегов стоит более сложный процесс, а именно существование виртуальной личности. Например, хэштеги помогают автору поста передать его ироничное отношение к той или мной информации, прибегнув к сарказму и самоиронии (см. рис. 5–7). Использование хэштега #sarcasm или #irony в текстах дает пользователям возможность говорить о себе в 3 лице, быть над ситуацией, отдалить себя от происходящего при помощи ироничного тона, как в примере из Twitter с хэштегом #firstworldproblems:

.

Рис. 3.

.

Рис. 4.

.

Рис. 5.

Данный хэштег используется в контексте жалоб, выражения недовольства какими-либо ситуациями в жизни, которые на самом деле являются поверхностными и безосновательными, и сам автор текста понимает это. Осознавая низкую степень значимости описываемой проблемы, он использует хэштег #firstworldproblems, чтобы создать комический эффект в условиях невозможности передачи ироничной интонации.

К хэштегам, передающим самоиронию, можно отнести многие составные метки, включающие в свой состав слово problems , например, #whitegirlproblems, #girlproblems, #teacherproblems и т. д. (см. рис. 6–7). Эти хэштеги можно разбить на несколько семантических компонентов — непосредственно проблема (последний компонент составного хэштега) и группа лиц, которая сталкивается с ней (начальный компонент). К примеру, тэг #girlproblems используется для описания типичных проблем, с которыми могут столкнуться женщины — подбор тонов одежды, прически, новой обуви и т. д. Количество публикаций с данным хэштегом в Instagram составляет 925,829 постов (на 10.03.2021), уступая место другой более популярной метке #firstworldproblems (1,500,798 публикаций на 10.03.2021).

.

Рис. 6.

.

Рис. 7.

В дискурсе социальных сетей хэштеги позволяют передать оттенки иронии и сарказма, заменяя невербальный язык и помогая авторам постов поддерживать свой виртуальный образ, вызывая у читателя эмоциональный отклик на свои публикации.

Выводы

Таким образом, в данной тезисной статье мы кратко изложили основные наблюдения о структурных особенностях хэштегов и их связи с гипертекстом и креолизованными текстами в контексте Интернет-коммуникации, что, безусловно, может послужить почвой для последующий исследований на тему хэштегов. Мы полагаем, что рассмотренные примеры из социальных сетей Твиттер и Инстаграм в совокупности с анализом актуальной теории в области морфологии и семиотики, а также наши собственные наблюдения за использованием хэштегов, позволяют небезосновательно сравнивать эти языковые единицы с гипертекстом по своей структуре в целом, где сам знак хэштега, “решетка”, является контаминированным элементом. Более того, изучая связь хэштегов с невербальными (а именно графическими) компонентами постов в Инстаграм и Твиттер, мы пришли к выводу, что такие посты можно считать креолизованными, или же поликодовыми текстами, где хэштеги играют важную роль.

Литература:

  1. Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: Учеб. для ин-тов и фак. иностр. языков, 3-е издание, испр. и доп. М.: Высш. шк., 1986. 295 с.
  2. Богуславская В. В., Богуславский И. В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. Т. 12, № 5. 2017. С. 51–58
  3. Валгина Н. С. Теория текста. М: Логос, 2003. 127 с.
  4. Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хэштегов Твиттера // Современный русский язык в интернете под ред. Я. Э. Ахапкина, Е. В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 13–22.
  5. Жукова А. Н. Контаминированные речевые единицы в текстах различных функциональных стилей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2008. № 1 (1): в 2-х ч. Ч. II. C. 31–33.
  6. Качмазова А. У. Креолизованный текст как жанр интернет-дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. 3, 2016. С. 109.
  7. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Мотивированное слово в описательной грамматике и словаре // Слово в грамматике и словаре. М., 1984. 284 с.
  8. Максименко О. И. Поликодовый vs. Креолизованный текст: проблема терминологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Вып. 2. 2012. С. 100.
  9. Матусевич А. А. Общение в социальных сетях, прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики // Автореф. дис.... канд. филол. наук. Киров, 2016. 20 с.
  10. Федорченко С. Н. Хэштеги в формировании политической повестки и методологический потенциал Big Data // Журнал политических исследований. Т. 3 № 1. 2019. С. 14, 19.
  11. Церюльник А. Ю. Использование хэштега в инстаграм-блогах // Филологические науки. Вып. 72, 2018. С. 110–115.
  12. Erstad O., Sefton-Green J. Identity, community, and learning lives in the digital age. Cambridge: Camrbidge University Press, 2013. 10 p.
  13. Wikströrn Peter. #srynotfunny: Communicative Functions of Hashtags on Twitter [Сайт]. 2014. URL: http://www.linguistics.fi/julkaisut/SKY2014/Wikstrom.pdf (дата обращения: 21.02.2021).
  14. Zappavigna M. Searchable talk: The linguistic functions of hashtags // Global Media Journal Australia. Vol. 19, no 1 [Сайт]. 2015. http://www.hca.westernsydney.edu.au/gmjau/?p=1762 (дата обращения: 23.02.2021).
  15. https://www.merriam-webster.com/ — англо-английский онлайн словарь (дата обращения: 07.02.2021).
  16. The Complete Instagram Hashtag Guide 2018 [Сайт]. 2017. URL: https://klear.com/blog/the-complete-instagram-hashtag-guide/ (дата обращения: 23.02.2021).
  17. Почему Clubhouse стал таким популярным? [Сайт]. 2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-56101847 (дата обращения: 10.03.2021).
  18. Как работают хэштеги в социальных сетях [Сайт]. 2017. URL: https://amplifr.com/blog/ru/hashtags/ (дата обращения: 10.03.2021).
  19. Самые популярные хэштеги для Инстаграма 2021 [Полный список] [Сайт]. 2020. URL: https://instaplus.me/blog/top-hashtags/ (дата обращения: 13.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): текст, сеть, зрение семиотики, социальная сеть, английский язык, виртуальный образ, гипертекст, лингвист, область морфологии, привлечение внимания.


Ключевые слова

гипертекст, социальная сеть, контаминация, интернет-коммуникация, префикс, хэштег, креолизованный и поликодовый тексты

Похожие статьи

Типологические и методологические аспекты изучения...

Гипертекст – это текст, состоящих из разнообразных элементов, определённым образом организованных и связанных. Такие тексты могут содержать различные цитаты и отсылки либо наряду с вербальными элементами иметь в своём составе невербальные (иконические) знаки.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Лингвисты утверждают, что существует около 250 определений текста, однако ни одно

Текст — перлокутивен: постановка проблемы и ее решение осуществляется самим

4. Кубрякова E. С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.

Обучение иностранным языкам с помощью социальных сетей

В социальных сетях общение происходит с помощью языка, поэтому можно сказать, что обучение иностранному языку с помощью веб-технологий позволит лучше развивать коммуникативную компетенцию ученика. Язык — это живая система, которая постоянно...

Понятие «гипертекст» применительно к массовой коммуникации

Гипертекст – это текст, состоящих из разнообразных элементов, определённым образом организованных и связанных. Такие тексты могут содержать различные цитаты и отсылки либо наряду с вербальными элементами иметь в своём составе невербальные (иконические) знаки.

Язык интернет-пространства как современное средство общения...

Язык интернет-пространства — это особая языковая среда, которая функционирует именно в глобальной сети. Однако сейчас общение происходит не только в сети интернет, но и в различных мессенджерах, которыми щедро снабжены современные смартфоны.

Изменения в языке общения старшеклассников под влиянием...

Цель исследования — проанализировать изменения, произошедшие в английском языке под

Специфика виртуального общения заключается в визуальном, а не акустическом восприятии

Таким образом, все фонетические единицы и средства применяются в письменной речи в...

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

3) социальная сеть «В контакте». Среди методов работы приоритетным оказался метод выборки текстов

С точки зрения перечисленных выше свойств, нами были проанализированы тексты

С точки зрения заявленных выше свойств правильной речи, в данном тексте можно...

Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ

По словам Теда Нельсона, изобретателя термина «гипертекст», главной особенностью гипертекста является то, что он создает систему связи между

Многие лингвисты считают гипертекстуальность неотъемлемым признаком любого текста, так как имплицитно или явно...

Сравнительно-сопоставительный анализ содержания английских...

Как пишет М. М. Халиков в статье ««Текстиль и тексты: семиотика надписей на футболках»

Это во многом объясняет повышенный интерес лингвистов к проблеме надписей на одежде

Предметом исследования в этой исследовательской работе является значение английских и...

Похожие статьи

Типологические и методологические аспекты изучения...

Гипертекст – это текст, состоящих из разнообразных элементов, определённым образом организованных и связанных. Такие тексты могут содержать различные цитаты и отсылки либо наряду с вербальными элементами иметь в своём составе невербальные (иконические) знаки.

Содержание и границы понятий «текст» и «дискурс»

Лингвисты утверждают, что существует около 250 определений текста, однако ни одно

Текст — перлокутивен: постановка проблемы и ее решение осуществляется самим

4. Кубрякова E. С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.

Обучение иностранным языкам с помощью социальных сетей

В социальных сетях общение происходит с помощью языка, поэтому можно сказать, что обучение иностранному языку с помощью веб-технологий позволит лучше развивать коммуникативную компетенцию ученика. Язык — это живая система, которая постоянно...

Понятие «гипертекст» применительно к массовой коммуникации

Гипертекст – это текст, состоящих из разнообразных элементов, определённым образом организованных и связанных. Такие тексты могут содержать различные цитаты и отсылки либо наряду с вербальными элементами иметь в своём составе невербальные (иконические) знаки.

Язык интернет-пространства как современное средство общения...

Язык интернет-пространства — это особая языковая среда, которая функционирует именно в глобальной сети. Однако сейчас общение происходит не только в сети интернет, но и в различных мессенджерах, которыми щедро снабжены современные смартфоны.

Изменения в языке общения старшеклассников под влиянием...

Цель исследования — проанализировать изменения, произошедшие в английском языке под

Специфика виртуального общения заключается в визуальном, а не акустическом восприятии

Таким образом, все фонетические единицы и средства применяются в письменной речи в...

Лингво-коммуникативные и психологические параметры...

3) социальная сеть «В контакте». Среди методов работы приоритетным оказался метод выборки текстов

С точки зрения перечисленных выше свойств, нами были проанализированы тексты

С точки зрения заявленных выше свойств правильной речи, в данном тексте можно...

Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ

По словам Теда Нельсона, изобретателя термина «гипертекст», главной особенностью гипертекста является то, что он создает систему связи между

Многие лингвисты считают гипертекстуальность неотъемлемым признаком любого текста, так как имплицитно или явно...

Сравнительно-сопоставительный анализ содержания английских...

Как пишет М. М. Халиков в статье ««Текстиль и тексты: семиотика надписей на футболках»

Это во многом объясняет повышенный интерес лингвистов к проблеме надписей на одежде

Предметом исследования в этой исследовательской работе является значение английских и...

Задать вопрос