Образовательная среда начальной школы в системе личностного развития одарённых детей: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Дундина, Т. В. Образовательная среда начальной школы в системе личностного развития одарённых детей: теоретический аспект / Т. В. Дундина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79333/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современной школе, начиная с 1–4 классов, выделяют два фундаментальных понятия: детская одарённость и одарённые дети. В любом случае педагоги выделяют определённые группы детей, значительно опережающие в своём развитии сверстников. Для их оптимального развития в образовательной среде школы необходимо создавать условия, которые смогут привести одарённого ребёнка к качественному проявлению его неординарных способностей, проявлению его генетически заложенного потенциала и созданию возможностей проявления выдающихся достижений в будущем.

Н. С. Лейтес определяет три категории одарённых детей: с ранним проявлением одарённости, с ярким проявлением способностей в различных видах одарённости, с допустимыми признаками одарённости.

Всем этим категориям обучающихся требуется не только индивидуальный педагогический подход, но и соответствующая образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения продуктивности и развития одарённости младшего школьника [2, с. 86].

Примечательно, что относительно недавнее понятие образовательной среды рассматривается практически во всех отраслях знаний. В логике нашего исследования рассмотрим его в психолого-педагогическом аспекте.

Практика её проектирования в системе развивающего обучения показывает, что под образовательной средой в данном контексте подразумевают процесс жизнедеятельности конкретного образовательного учреждения (А. А. Веряев, Т. А. Осипова, И. К. Шалаев и др.). Исследователи подтверждают этот тезис наличием пространственно-предметных, материальных и общественно-личностных компонентов.

В этой связи Т. П. Беликова подчёркивает значимость влияния образовательной среды, и особенно её микросреды (образовавшиеся в ней социальные группы, сообщества, общественные организации и пр.), на процесс формирования и становления личности ребёнка, взаимное дополнение и взаимообогащение друг друга.

О. С. Газман, в отличие от технологического подхода, считает, что образовательная среда именно начальной школы — это реальный психолого-педагогический мир, объединение уже выработавшихся временем культурно-образовательных традиций, личностных воздействий педагогов, детей и их родителей, специально организованных ситуаций, устремлённых к сотворению внутреннего мира обучающихся и условий для развития личности ребёнка.

Психологи предлагают рассматривать образовательную среду начальной системы образования с позиций общего круга условий, которые находит ребёнок в окружающей его школьной действительности как внутри, так и во вне школы (внутренняя и внешняя среда). Так, многие учёные рассматривают её как:

— часть социокультурного пространства, созданного для личностного взаимодействия детей и взрослых (Н. Б. Крылова);

— как среда, где младший школьник приобретает первые опыты социализации и возможность проявления своих способностей (Г. Ю. Беляев);

— совокупность факторов, влияющих на расширение психологических, общественных, пространственно-предметных и межличностных компонентов развития обучающихся (Н. А. Спичко).

В педагогической науке понятие «образовательная среда» получило широкое распространение и достаточно активно изучается в различных аспектах.

Например, И. Г. Шендрик считает, что образовательная среда — это окружение школьника и условия, при которых он может взаимодействовать с этим окружением, а специально организованная педагогическая деятельность в целях создания условий для самореализации личности ребёнка, является возможностью для ребёнка понимать и познавать эту среду, поскольку в ней заложены прообразы культуры и образования [6, с. 84].

Образовательную среду необходимо целенаправленно проектировать под те задачи, которые задаются начальной школе социальным заказом общества, утверждает В. И. Слободчиков, а содержание и практика начальной школы должны оказывать формирующее воздействие на ребёнка и порождать в нём желание совершенствоваться и развивать свои способности. Исследователь считает характерными признаками развивающей образовательной среды согласованность действий всех участников учебно-воспитательного процесса, образовательных программ, содержания процесса обучения и воспитания и соответствующий уровень подготовки педагогов и управленческого персонала.

Если рассматривать роль образовательной среды в развитии одарённых обучающихся, то следует отметить позицию И. К. Шалаева, который опираясь на принципы теории развивающего обучения, характеризует её следующими показателями:

— потенциальные ресурсные возможности образовательной среды;

— способы и средства организации и структурирования образовательной среды;

— интегративность взаимодействия всех участников образовательного процесса с его педагогическими условиями;

— вариативность образовательной среды и обеспечение возможностей для полноценного личностного развития детей, воплощения в жизнь их интеллектуальных ожиданий и творческой самореализации.

Именно эти критерии должны учитываться при создании условий для дальнейшего развития одарённых школьников.

В. С. Кукушин считает, что в образовательной среде начальной школы, ориентированной на работу с обычным контингентом и одарёнными детьми, должны в полной мере сочетаться педагогические условия обучаемости, развития, воспитания, информативности, экологичности, эстетичности, диалоговости, гуманизма и одухотворения.

Значительный вклад в понимание образовательной среды начальной школы внесли работы Б. Д. Богоявленской, которая выделила структурные компоненты исследуемого феномена. Рассмотрим их.

1. Пространственно-семантический компонент предполагает:

— организацию жизненного пространства в классных и рекреационных аудиториях и помещениях;

— пространство для размещения герба, гимна, традиций, информации о деятельности начальной школы и т. д.;

— возможность эстетическо-оформительских модификаций имеющихся помещений под конкретные запросы участников образовательного процесса.

2. Содержательно-методический компонент, определяющий:

— наличие разработанных и научно обоснованных концепции школы, образовательной программы развития, учебной программы, современных дидактических средств обучения, комплексных программ воспитания;

— практическое апробирование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

3. Коммуникационно-организационный компонент, учитывающий:

— статусность и особенности (половозрастные, ценностные, национально-культурные) всех участников образовательного процесса;

— сложившееся стилевое поведение педагогов и обучающихся;

— организационно-технические условия и культуру управленческого менеджмента;

— возможности внеурочной и внеклассной деятельности, работы различных инициативных групп, творческих и иных объединений [3, с. 84].

Образовательная среда начальной школы, позволяющая продуктивно работать с детьми, которые выказывают признаки одарённости, строится на доминантах систем развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина, которые в своих научных трудах и методических рекомендациях сформулировали определение, принципы и задачи развивающей образовательной среды. Так, Л. В. Занков определяет её как комплекс психолого-педагогических условий, требующихся для реализации образовательного процесса, к которым относятся оптимальная пространственно-временная организация обучения и воспитания, обеспеченная разнообразными дидактическими материалами и информационно-игровыми средствами.

Д. Б. Эльконин сформулировал реперы комплексного подхода к моделированию личностно развивающей образовательной среды начальной школы через такие принципы, как:

— многофункциональность;

— рациональность;

— взаимосвязь и взаимодополнение;

— психолого-педагогическая целесообразность.

Из работ В. В. Давыдова по начальному общему образованию, в свою очередь, можно сгруппировать основные задачи образовательной среды школы, адекватной запросам личностного развития одарённых детей. К ним относится постановка следующих задач:

  1. Организация образовательной среды для обучающихся в начальных классах, которая создаёт условия для формирования компетенций, связанных с самореализацией и саморазвитием ребёнка.
  2. Обеспечение результативного освоения основной образовательной программы и образовательной успешности каждому ребёнку на своём уровне.
  3. Создание открытого и общественно значимого уклада функционирования начальной школы, интегрированного в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

А. И. Савенков сформулировал компоненты образовательной среды, способствующей личностное развитие одарённых младших школьников. Это следующие компоненты:

1. Содержательный:

— обеспечение такого уровня содержания, в основу которого положено целеполагание интеллектуального и творческого развития ребёнка;

— обеспечение возможностей моделировать и изменять содержание обучения и воспитания потребностями современной ситуации.

2. Методический:

— наличие учебных программ различного уровня;

— предоставление возможностей самостоятельного выбора образовательных маршрутов в рамках определённого учебного заведения;

— реализация инновационных образовательных программ и наличие средств их выполнения;

— доминирование современных способов предоставления и восприятия учебной и социальной информации.

3. Коммуникативный:

— удовлетворённость всех участников образовательного процесса результатами и способами их достижения в основной деятельности;

— позитивный морально-психологический климат в коллективе;

— участие всех участников образовательного процесса в его моделировании и приведения к оптимальному результату;

— возможности диалоговой коммуникации [4, с. 121].

Отталкиваясь от условно выделенных Л. С. Выготским категорий одарённых школьников (интеллектуальная, художественно-творческая, коммуникативно-социальная, общефизическая), Д. И. Фельдштейн рассматривает следующие принципы педагогической деятельности по развитию личности одарённых обучающихся младшего школьного возраста в образовательной среде начальной школы:

а) предельного многообразия предоставленных возможностей для личностного становления ребёнка;

б) расширения методов внеурочной и внешкольной деятельности в аспекте многовекторного развития детей, индивидуализации и дифференциации учебной деятельности;

в) организации самостоятельной работы каждого обучающегося в процессе коллективной деятельности, свободы предпочтений в дополнительных услугах, тьюторстве, индивидуальной помощи, способах презентации полученных результатов;

г) интеграции основного и дополнительного образования на основе создания проектно-исследовательских, спортивных и творческих кластеров;

д) мониторинга выявления, обучения, развития и педагогического сопровождения одарённых детей [5, с. 713].

Таким образом, анализ роли образовательной среды начальной школы в системе личностного развития одарённых детей показывает, что данный феномен выступает в детерминации одарённости младших школьников как одно из фундаментальных средств раскрытия всего круга интересов и способностей обучающихся. Именно образовательная среда позволяет создать условия для личностного развития и саморазвития ребёнка, выступает в роли консультативного центра для родителей одарённых детей, выступает общим фоном развития их интеллектуального, физического и творческого потенциала. Скорость и продуктивность процесса развития личности одарённого младшего школьника детерминированы возможностями и педагогическими условиями образовательной среды начальной школы.

Литература:

  1. Богоявленская, Б. Д. Одарённость: понятие, виды, методы идентификации / Б. Д. Богоявленская. М.: Кнорус, 2017. — 123 с.
  2. Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников /Н. С. Лейтес. — М.: Академия, 2001. — 320 с.
  3. Кукушин, B. C. Теория и методика обучения / B. C. Кукушин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 474с.
  4. Савенков, А. И. Психология детской одарённости / А. И. Савенков. — М.: Юрайт, 2017. — 440 с.
  5. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды/ Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. — М.: МПСИ Флинта, 2004. — 670 с.
  6. Шендрик, И. Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта / И. Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. — № 4. — С.36–42.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, начальная школа, образовательный процесс, личностное развитие, развивающая образовательная среда, развивающее обучение, ребенок, младший школьник, образовательная среда школы, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их...

Проектирование развивающей образовательной среды...

Создание комфортной развивающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 4 на этапе начального

- Начальная школа — это школа диагностики успехов ребёнка, где главные ценности

Процесс развития личности обучающегося, в том числе одарённой и талантливой...

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных...

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших...

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О.С. Газмана

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее...

Образовательное пространство и пространство «личное»...

Образовательное пространство непосредственно служит фактором осознанного взаимодействия человека с окружающим миром.

Образовательное пространство – фактор, определяющий процесс становления универсальных учебных действий обучающихся.

Начальная школа на современном этапе развития общества

Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить

Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности

И задача начальной школы развить и усовершенствовать универсальные учебные действия.

Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов...

Ключевые слова: среда, развивающая среда, структура развивающей среды, компоненты развивающей среды ДОО.

В широком смысле под развивающей образовательной средой понимается любое социокультурное пространство, в котором происходит развитие личности.

Образовательная предметная среда современной начальной...

Образовательная предметная среда в 1–4-х классах позволила создать условия для формирования ключевых компетентностей у детей, стимулировала творчество обучающихся и укрепила их учебную мотивацию. Одним из самых эффектных способов подачи и отработки...

Похожие статьи

Построение образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их...

Проектирование развивающей образовательной среды...

Создание комфортной развивающей образовательной среды в МБОУ СОШ № 4 на этапе начального

- Начальная школа — это школа диагностики успехов ребёнка, где главные ценности

Процесс развития личности обучающегося, в том числе одарённой и талантливой...

Профессиональная деятельность учителя в условиях работы...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных...

Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших...

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.

учебная деятельность, ребенок, младший школьный возраст, младший школьник, школа. Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду...

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах О.С. Газмана

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее...

Образовательное пространство и пространство «личное»...

Образовательное пространство непосредственно служит фактором осознанного взаимодействия человека с окружающим миром.

Образовательное пространство – фактор, определяющий процесс становления универсальных учебных действий обучающихся.

Начальная школа на современном этапе развития общества

Для развития младшего школьника современная начальная школа должна обеспечить

Современная начальная школа, это фундамент для формирования учебной деятельности

И задача начальной школы развить и усовершенствовать универсальные учебные действия.

Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов...

Ключевые слова: среда, развивающая среда, структура развивающей среды, компоненты развивающей среды ДОО.

В широком смысле под развивающей образовательной средой понимается любое социокультурное пространство, в котором происходит развитие личности.

Образовательная предметная среда современной начальной...

Образовательная предметная среда в 1–4-х классах позволила создать условия для формирования ключевых компетентностей у детей, стимулировала творчество обучающихся и укрепила их учебную мотивацию. Одним из самых эффектных способов подачи и отработки...

Задать вопрос