Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Танчук, А. А. Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях / А. А. Танчук, А. И. Куликова, Т. Ф. Андреева, Ю. В. Жерлицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79375/ (дата обращения: 19.04.2021).



Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного обучения. Все они являются актуальными и востребованными на современном этапе формирования и совершенствования обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: образовательная система, модернизация, проектная технология, кейс, технология, обществоведческое образование.

На современном этапе образовательной системы возникает потребность совершенствования и модернизации системы обществоведческого образовательного процесса, которая определяется многими факторами:

– преобразованием в современных условиях социальных и культурных аспектов, что существенно влияет на рынок труда, на основе чего меняются потребности и запросы на образовательную среду;

– новой стадией в формировании отечественной педагогике, которая прежде всего обусловлена переосмыслением значимости и сущности историко-обществоведческого образования в образовательной системе на базе преобразования гуманитарных дисциплин и международной практики организации образовательной системы;

– становлением новых взглядов граждан РФ под воздействием СМИ и международных контактов, в результате создания новой связи России с мировыми государствами.

В настоящее время отечественная система образования совершенствуется и модернизируется. Переход на новый уровень образовательной системы обусловлен применением современных методов и подходов построения всех новых образовательных процессов.

Под модернизацией образовательного процесса предусматривается масштабное преобразование образовательной системы, главной задачей которой является изменение в образовательном мировоззрении, исходя из государственных, политических и общенациональных задач государственной политики, при активной поддержке общества. Также возрастает необходимость нового содержания обществоведческого образования, которое прежде всего направлено на реализацию новых целей и задач.

Данное обстоятельство обусловлено изменением форм образовательной системы, разработка и введение новых современных приемов и тактик, исходя из возрастных и личностных характеристик обучающихся, которые в свою очередь обязаны получить высокий уровень общеобразовательной подготовки для реализации социальной деятельности в современном обществе.

При условии применения в образовательном процессе различных тренингов, дискуссий, ролевой и ситуативной игровой деятельности, активная деятельность со стороны обучающихся в выполнении задач и целей реализации социальных проектов в общеобразовательных учреждениях значительно изменяет убеждения обучающихся, помогая достичь эффективной коммуникации в учебной деятельности. Причем педагог берет на себя ответственность за организацию данного процесса для активного взаимодействия на учебных занятиях.

Немаловажным значением для выполнения педагогических задач и целей обществоведческой подготовки, обучающихся считается применением педагогом целого ряда современного комплексных практических упражнений, направленных на познавательную деятельность.

Подобные комплексные практические задания направлены на содержательную и организацию деятельность и особенность освоения новой обществоведческой программы, исходя из интересов и потребностей обучающихся при выборе методик усвоения обществоведческого курса. Все учебные пособия, которые отобраны на базе педагогических требований документов, сборников задач и упражнений, позволяют прибрести навыки на высоком уровне обучения обществоведческой программы.

Согласно требованиям ФГОС ООО, на сегодняшний день особо востребованными считаются следующие технологии:

– проектные;

– проблемного обучения;

– кейс-технологии;

– сотрудничества.

Рассмотрим все особенности технологий в отечественной и мировой педагогике.

Характеристика проектной технологии

Данный метод не является новшеством в области педагогики мировых стран. Он появился в США в нынешнем столетии, но быстро стал востребованным в этой стране. Данный метод определялся как метод проблем и был взаимосвязан с гуманистическим направлением в области философии и педагогике. Был введен представителем философских взглядов и деятелем в области педагогике Дж.Дьюи и его последователем В. Х. Килпатриком. В данном случае необходимо заинтересовать учеников для приобретения навыков, которые в дальнейшем могут пригодиться в их жизнедеятельности. В связи с этим необходима проблемная ситуация, которая может быть взята из действительности, знакомая и важная для ученика, для решения ее он сможет сосредоточиться на ней и решить ее, приобретя полученные знания и умения. Педагог в первую очередь должен контролировать и оказывать помощь обучающимся, направляя их в нужном направлении для реализации самостоятельной работы, что помогает им решить проблему самостоятельно и получить фактический эффективный итог. Подобная работа определяется как проектная технология, задачей которой является побудить учеников к рассматривать решение проблемных ситуаций через проектные технологии, направив их на применение приобретенных навыков и знаний.

Идея данного метода привлекала отечественных исследователей в области педагогики в 1905 году. В связи с этим русский педагог С. Т. Шацкий организовал небольшую группу специалистов, которые попытались применять проектные технологии в практических условиях педагогики. В советский период эта идея была широко поддержана и стала активно применяться в советских школах. Однако данный метод не до конца был продуман, поэтому был запрещен в 1931 г., и с той периода в нашей стране не применялся. В современных условиях проектная технология была возрождена только в 90-х годах, когда стали возрождаться и усовершенствоваться в новой форме все методы и подходы для познавательной активности обучающихся.

Данный метод основан на том, что обучающийся должен сам принимать активное участие в приобретении навыков, умений и знаний. Другими словами, можно отметить, что под проектной технологией рассматривается реализация практических творческих упражнений, которые необходимы для решения проблемных упражнений. Этот метод помогает ребенку проводить анализ на предмет проблемы или задачи, учит творчески размышлять и делать прогнозные сценарии всевозможных вариантов решения практических задач.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проектная технология помогает развить высокую коммуникативность, учит выражать свои мысли, чувства учеников, а также активно включаться в самостоятельную работу. Данный метод является особой формой формирования коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся на уроках истории. Для применения этого метода целесообразно использовать проектную дискуссию как элемент для закрепления новой темы, подготовки и защиты проекта исторической тематики.

Характеристика проблемного обучения

В настоящее время немаловажное значение занимает проблемное обучение, под которым рассматривается проведение уроков, которые предусматривают организацию педагога проблемных ситуаций для направления обучающихся на реализацию активной самостоятельной деятельности для ее разрешения. Данное обстоятельство обусловлено тем, что обучающиеся учатся творчески овладевать знаниями, учатся творчески мыслить и решать целый ряд учебных проблем, тем самым формируя у них такие качества как: познание, любознательность, интуицию, мышление и другие психологическо-личностные особенности.

Такой подход в образовательном процессе играет большую роль именно в том случае, когда проблемная ситуация в качестве учебной задачи или практического задания дана в качестве задания ученику с целью побуждения его решить ее путем снятия противоречия. Однако нельзя рассматривать проблемное задание как проблемную ситуацию, поскольку первое не считается ее, оно может возникнуть при определенном условии.

Проблемное обучение характеризуется тем, что ученикам выдается проблемное задание и они путем выполнения самостоятельной работы или при поддержке педагога должны найти пути и методы ее разрешения, прежде всего выстроив свои предположения, аргументы, провести анализ результата и привести целесообразность доказательств решения проблемы.

Исходя из этого, следует отметить, что такой подход основан на трех формах, которые предусматривают: четкое изложение проблемы, ее поиск и самостоятельное решение путем реализации самостоятельно-исследовательской работы. Четкое изложение проблемы излагает сам педагог, поэтому в данном аспекте преобладает наименьшая познавательность школьников. Обозначив проблемную ситуацию, педагог направляет учеников на поиск методов и способов ее решения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагог является участвующим лицом в научно-исследовательской работе для активной самостоятельной деятельности учеников.

Данный метод, как и другие технологии, имеет ряд положительных и отрицательных аспектов. Основное достоинство применения этой технологи заключается в том, что она помогает приобрести школьникам не только профессиональные навыки и знания, но и формировать у них творческое мышление, готовность и способность к поиску новой информации, а также развить интерес к образовательному процессу.

К недостаткам следует относить: большое количество времени на поиск решений, выполнение самостоятельной работы и получение эффективных результатов, а также низкий уровень управления познавательной деятельностью учеников.

Характеристика кейс-технологий

В современном процессе обучения существуют несколько основных методов, одним из которых является кейс. Данный метод заключается в том, что обучающиеся вовлекаются в ролевую игру, в рамках которой каждый из них составляет свои планы и методы, учатся подробно анализировать каждую ситуацию.

Технология кейс отличается от других технологий тем, что ученики не выполняют одну и ту же работу, не берут пример с преподавателя, не заучивают произведения наизусть. При применении кейса, ученики могут формулировать несколько вариантов разрешения ситуации, при обычном же построении урока ученики должны прийти только к одному ответу, который иногда бывает очевидным.

При применении кейса ученики разрешают те ситуации, которые могут возникнуть с ними на практике, кроме того, преподаватель может предоставить помощь в виде формулирования вводной части.

Главная ценность кейса — это получение образования самостоятельно, а не копирование поведение преподавателя, его подход к решению задач, человек самостоятельно, анализируя материал, сможет его легко применять на практике при разрешении задач.

Также стоит отметить, что после применения кейса у учеников возникает желание самостоятельно изучать предмет, формируется характер человека, его лучшие качества, например, общительность, стремление прийти к нуждающемуся на помощь, способность тактически мыслить.

Преимущества кейса особенно со школьниками младшего возраста заключается в следующем:

– появляется умение мыслить;

– первоначально усваивается теория, которая в дальнейшем применяется при решении практических задач;

– при разрешении задачи возникают несколько вариантов решения проблемы;

– умение аргументировать свою позицию, вступать в дискуссии, чтобы защитить свою точку зрения.

Кейс используется в работе как с несколькими школьниками, так и при работе с целым классом.

Цели кейса:

– умение мыслить в группе;

– способность формулировать общую точку зрения;

– определять проблемные вопросы, которые должны разрешаться в последующем;

– формировать различные варианты решения проблемы;

Также обучающиеся учатся общаться в коллективе, демонстрируют приобретенные навыки перед публикой, приобретают навыки, направленные на избежание конфликтных ситуаций, начинают совершенствоваться в обучении, стремятся вести исследовательскую работу.

В процессе получения знаний, обучающиеся учатся анализировать ситуацию, доказывая свои действия аргументами. Ученики должны предлагать несколько вариантов решения задачи, выбирая только адекватный путь разрешения ситуации, при этом должны соблюдаться интересы коллектива. Обязательное условие применение кейса — это его реализация в рамках игр-соревнований.

Технология кейса включает в себя несколько методов:

– метод ситуационного анализа, в рамках которого нужно проанализировать конкретную ситуацию

– метод инцидента;

– метод проведения игр-соревнований, в рамках которого у ученика могут проявиться лучшие качества;

– игровое проектирование;

– метод дискуссии.

Следовательно, кейс — это очень перспективная технология, ориентированная на получение соответствующих знаний и формирование у обучающихся навыков. Соответственно, такая технология должна применяться на практике в образовательном процессе.

Характеристика технологии сотрудничества

Данный способ обучения рассчитан на небольшую группу. Технология сотрудничества предполагает, что во время обучения ученики будут приходить друг друга на помощь, в результате чего улучшиться уровень успеваемости в целом, так как в коллективе будет царить поддержка. При этом технология сотрудничества предполагает несколько компонентов.

Прежде всего, для всех обучающихся должна быть одна и та же цель, предоставляемая им работа должна быть одинаковой сложности, для группы учеников должны быть созданы равные условия, при этом ответственность должны нести одновременно все ученики.

При коллективном обучении развивается не только конкретный ученик, но и учебная группа в целом. Сотрудничество должно реализовываться на основе разрешения практических ситуаций. Как правило, учебная группа должна состоять из четырех — пяти учеников, заранее необходимо установить роли для каждого ученика.

Важно донести до учеников тот факт, что итоговая оценка зависит от усилий каждого обучающегося. По мере выполнения заданий, ученики, имеющие лучшую успеваемость, объясняют материал слабым ученикам. Это необходимо для того, чтобы учебная группа выполнила все поставленные задачи.

Контакт между детьми должен существовать не только на занятиях, но и после уроков, в том числе и во время выполнения домашних задач. Технология сотрудничества влечет развитие наилучших качеств характера: творчество, коммуникабельность, добросовестность, стремление изучать материал самостоятельно и проводить исследовательскую работу.

Технология сотрудничества используется в работе с разным возрастным составом, при этом должны соблюдаться общеустановленные требования и программы обучения. Стоит отметить, что технология сотрудничества носит универсальный характер, и может применяться в любом предмете.

Важность технологии заключается в том, что учитываются личностные качества отдельного ученика, в результате чего повышаются интеллектуальные способности детей, способность самостоятельно разрешать учебные задания, а также развитию умений работать в коллективе, как с людьми своего возраста, так и старше.

В процессе обучения учитываются способности к обучению отдельного ученика.

Роль преподавателя заключается в том, чтобы он создал дружелюбную обстановку в учебной группе, установил контакт между учениками, умел разрядить обстановку.

В настоящее время в стандартах образования не установлены конкретные методы ведения образования, это может быть и предоставление материала со стороны учителя, усвоение теоретических материалов на основе учебной и научной литературы, использование видеофильмов и других средств обучения.

Стандарт образования действует на территории всей страны, его цель — это предоставление качественного образования российскому школьнику, при этом предусмотрен минимальный уровень получаемого образования. Способ ведения урока должен выбрать сам преподаватель. Все способы образования имеют свои особенности, которые зависят от профиля обучения, например, есть свои методы в гуманитарных классах, где упор делается на изучение устройства общества, правового государства.

При гуманитарном уклоне ведущую роль занимают такие предметы как обществознание, история, правоведение. Следовательно, здесь осуществляется подготовка будущих юристов, историков, преподавателей гуманитарных наук, специалистов в области социологии, государственного управления. Рекомендуется ввести дополнительные курсы по Экономике.

Таким образом, в статье были рассмотрены современные методы и технологии, которые могут применяться в современной педагогике. На сегодняшний день все они считаются актуальными и востребованными для совершенствования обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях.

Литература:

  1. Галушка, М. А. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России / М. А. Галушка // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 82.
  2. Соколова, Е. В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года / Е. В. Соколова // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 147–152.
  3. Панфилова А. П. «Инновационные педагогические технологии: Активное обучение» -М: Издательский центр«Академия»,2009.
  4. ЮнинаЕ.А. «Технологии качественного обучения в школе» М: Педагогическое общество России, 2007.
  5. ФишманИ.С.,ГолубГ. Б. Формирующаяоценкаобразовательныхрезультатовучащихся: Методическоепособие.–Самара,2007.
  6. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения.– М.: Издательский центр «Академия», 2006
  7. Альтшуллер Г. С. «Творчество как точная наука», 2изд.дополн.–Петрозаводск: Скандинавия, 2004.–с.208. http://www.altshuller.ru/triz/tools.asp .
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, образовательная система, проектная технология, технология сотрудничества, образовательный процесс, обществоведческое образование, проблемное обучение, проблемная ситуация, самостоятельная работа, учебная группа.


Ключевые слова

технология, модернизация, кейс, образовательная система, проектная технология, обществоведческое образование
Задать вопрос