Нужны ли человеку суперфуды? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 22.03.2021

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Абасова, З. У. Нужны ли человеку суперфуды? / З. У. Абасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79352/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье освещается понятие суперфудов, их возможная польза и необходимость введения в рацион питания современного человека. Рассмотрена актуальность грамотного подхода к составлению ежедневного пищевого рациона с добавлением в него части продуктов, относящихся к категории суперпищи в соответствии с потребностями организма человека в полезных веществах для сохранения здоровья и профилактики болезней.

Ключевые слова: суперфуд, суперпища, сбалансированное питание, биологическая ценность, экзотические продукты, антиоксиданты, обмен веществ, профилактика онкологических заболеваний, рацион питания, ягоды Годжи, сине-зеленые водоросли, защита прав потребителей, маркетинговые цели, аналоги.

The article highlights the concept of superfoods, their possible benefits and the need to introduce them into the diet of a modern person. The article considers the relevance of a competent approach to the preparation of a daily food diet with the addition of a part of the products belonging to the category of super foods in accordance with the needs of the human body in useful substances for maintaining health and preventing diseases.

Keywords: superfood, superfoods, balanced nutrition, biological value, exotic foods, antioxidants, metabolism, cancer prevention, diet, Goji berries, blue-green algae, consumer protection, marketing goals.

Потребительские предпочтения разные и постоянно меняются и этот процесс не прерывается. Сегодня уже трудно представить такой город, в котором не было бы хотя бы одного заведения быстрого питания. Быстрая еда прочно заняла важное место в рационе тысяч людей. Рестораны быстрого питания остаются незаменимыми в условиях динамичного ритма жизни, но со временем многие начиная задумываться своем здоровье задумываются и о качестве той пищи, которая составляет их рацион.

Такое отношение к своему питанию прежде всего обязано растущей популярности здорового образа жизни в общем и как одной из его части правильному питанию. Поэтому на пищевой рынок выходит целый сегмент продуктов, характеризующийся большим содержанием полезных веществ и получивших название «суперфуд». Сегодня это уже не просто модное течение, а тренд, который вошел на продовольственный рынок и прочно в нем занял свою нишу.

« Суперфуд » [1] — это условное обозначение питательных и полезных для здоровья продуктов. К ним принято относить пищу растительного происхождения, яйца [2], некоторые виды рыбы и молочные продукты. Строгих критериев для обозначения продукта «суперфудом» нет. Но это такой термин, который объединяет в один ряд продукты питания с повышенной биологической ценностью, приносящей пользу здоровью в результате максимальной плотности питательных веществ в них. То есть, под суперфудом сегодня подразумевается полезная еда с высокой пищевой ценностью и достаточным содержанием витаминов и минералов.

Нужно отметить, что этим термином именуются не новые разработки и не замена традиционному питанию, а ряд продуктов, употребление которых дало бы возможность организму получить полный комплекс питательных веществ за один прием пищи. Этими продуктами являются продукты, имеющие кроме натурального, экзотическое происхождение и не подвергшиеся ни тепловой ни какой-либо другой обработке.

Приставка «супер» ставит своей ролью подчеркнуть претензию на высокое содержание полезных веществ в относительно небольшом объеме. Употреблять эти добавки можно без какой-либо дополнительной обработки и, значит, богатство состава сохраняется полностью. Кроме того, абсолютно натуральное происхождение дает возможность заявлять о них как об абсолютно безвредных для организма, ввиду сбалансированности полезных веществ самой природой. Из всего этого следует выяснить, что же такое суперфуды, что они из себя представляют и в чем заключается их польза.

На сегодня топ-список, по версии отца-основателя теории «суперфуда» Дэвида Вульфа, состоит из тринадцати продуктов, куда вошли все известные продукты — рекордсмены по содержанию витаминов, минеральных веществ, антиоксидантов и жирных кислот Омега-3. К антиоксидантам относятся природные или антропогенные вещества, устраняющие и нейтрализующие окислительные действия свободных радикалов и других окисляющих веществ на организм человека, активно препятствуют его старению, смягчают вредное воздействие ультрафиолета и восстанавливают обмен веществ.

В зависимости от степени полезности и содержания антиоксидантов, список Вульфа включает вместе с экзотическими включает следующие продукты и выглядит так: Ягоды годжи, Какао-бобы, Спирулина, Сине-зеленые водоросли, Хлорелла, Морской фитопланктон, Семена конопли, Семена чиа, Алоэ вера, Плод нони, Мед-сырец, Пчелиная пыльца и Маточное молочко.

В целом, на просторах интернета можно обнаружить большое и разнообразное количество суперпродуктов, доходящее даже до ста пунктов, но к некоторым из них специалисты по питанию советуют относиться осторожно. В 2007 году в Европейском союзе был наложен запрет на продажу продуктов именующихся «суперфудами», если они не имели конкретных подтверждений, подкрепленными соответствующими исследованиями [3].

В то же время данные потребительских испытаний, периодически проводимые различными организациями, показывают, что среди более привычных продуктов можно найти и аналоги этим экзотическим суперфудам. Зачастую они по объему полезных качеств не только не уступают им, но и выгоднее с точки зрения цены.

В России утвержденных регламентов, в соответствии с которыми продуктам может быть присвоена приставка «супер», нет. В эту категорию включаются менее «раскрученные» продукты, но по своим свойствам способные составить конкуренцию зарубежным. Рассмотрим список зарубежных топ-суперфудов с их качественным составом и возможных отечественных заменителей.

  1. Семена чиа. Содержат 21 % белка, 17 % омега-3, омега-6 жирных кислот, рекордное содержание кальция, цинка, железа, белка. Эффективно притупляют чувство голода за счет того, что при соединении с жидкостью, набухают и увеличиваются в несколько раз. Практически не имеют вкуса, подходят к любому блюду, мощный антиоксидант. Его более доступный отечественный аналог семена льна. Это наш русский суперфуд, в котором в большом количестве есть омега-3, омега-6 и альфа-линолиевая кислота. В семенах льна также содержатся эстрогеноподобные вещества — лигнаны, нормализующие деятельность гормональной системы. Использование семян льна в пище является залогом профилактики онкологических заболеваний женской половой сферы, нормализует уровень холестерина, положительно влияет на суставы и работу сердца.
  2. Ягоды Годжи. Снижение веса от этих ягод научно не доказано, но они содержат максимальное количество витамина С — его в 300 раз больше, чем в цитрусах. Ягоды богаты минералами, моно- и полисахаридами, имеют 18 аминокислот, включая незаменимые, каротиноиды, флавоноиды. Годжи — отличный энергетик, улучшает мозговую деятельность и повышает работоспособность. Российские аналоги: клюква, шиповник, брусника.
  3. Ягоды асаи — это много антиоксидантов, полезных жиров, бензойной кислоты и антоцианов. Порошок асаи — кладезь мультивитаминов, поддерживающих иммунную систему, здоровье кожи, предотвращающих старение. Отечественные аналоги: черника, брусника, клюква.
  4. Зерна киноа. Их состав содержит большое количество грубой волокнистой клетчатки, микроэлементов, фолиевой кислоты. Низкий гликемический индекс позволяет их использовать лицам, страдающим диабетом. Их отечественные заменители: семена лебеды, гречка.
  5. Хлорелла. Одноклеточная водоросль, в избытке содержащая хлорофилл и магний. Считается, что хлорофилл поднимает иммунитет и повышает уровень гемоглобина в крови. Кроме этого, хлорелла отлично адсорбирует и очищает кожу, кишечник и другие органы от шлаков и токсинов. Приводит в норму содержание глюкозы в крови и нормализует процессы пищеварения. Отечественный аналог — иные водоросли, в частности, фукус, петрушка.
  6. Спирулина. Сине-зеленая водоросль, натуральный мультивитамин содержит 80 % суточной потребности витамина А, железо, полноценный белок, с 60 %-ми протеина и полный аминокислотный профиль (включая незаменимые аминокислоты). Спирулина является важным компонентом питания спортсменов. В ней нет фитоэстрогенов и глютена. Отечественный аналог — другие доступные водоросли. Шпинат.
  7. Порошок из семян перуанской маки. Обладает высокой энергетической ценностью, богатым микро — и макроэлементарным составом. Мака –суперфуд с острым и пряно-горьким вкусом, напоминающим редьку. Адаптоген, мощный иммуностимулятор, стабилизирует состояние мочеполовой системы, увеличивает выносливость и повышает защитные силы организма. Отечественный аналог -льняное семя, соя.
  8. Каму-каму. Ягоды, содержащие в своем составе витамина С в 50 раз больше, чем цитрусовые. Содержат много микроэлементов, в их числе железо, кальций, калий, магний, фосфор и аминокислоты. Каму-каму регулирует и поддерживает нервную систему и работу сердца, участвует в очищении печени и способствует профилактике нейрозаболеваний и болезни Альцгеймера. Отечественный аналог- крыжовник.
  1. 9. Кокосовая вода. Богата содержанием калия и магния. Способствует восстановлению энергетического баланса, помогает организму восстановиться после высоких нагрузок. Отечественным аналогом является вода с соком лимона и медом.

Помимо этого, к суперфудам можно причислить пророщенные семена и микрозелень практически любых культур, так как в них содержатся ценные микро- и макроэлементы, необходимых для развития растения. К суперпище однозначно относят и продукты пчеловодства (мед, маточное молочко и т. д) В их составе натуральные сахар, ферменты, биологически активные вещества, гормоны и другие полезные компоненты.

В то же время многие специалисты по питанию, диетологи и организации, связанные с переработкой и производством продуктов питания скептически настроены к суперпродуктам. Например, британская группа «Cancer Research UK», сферой деятельности которой является изучение механизмов возникновения онкологических заболеваний, утверждает, что это не более, чем маркетинговый ход, не имеющий обоснования с точки зрения науки. На данной позиции стоят и авторы журнала «DECO Proteste», выступающие на стороне Общества защиты потребителей: «Суперфуды, как бы вам не гласила реклама — не есть панацея от всех болезней. Конечно, польза от их применения в ежедневном рационе есть, но этого эффекта можно добиться, если выбирать более доступные отечественные аналоги».

В Италии ассоциация прав защиты потребителей «Altroconsumo» также придерживаются данной позиции. Они считают, что важно не то, какие суперфуды вы используете в пищу, а насколько уместны и органичны эти продукты в рационе человека. Помимо тех вопросов, касающихся полезности и незаменимости суперфудов в пище встает еще и другая проблема. Проблема этики использования приставки «супер». Ведь добавляя к своей продукции приставку эту приставку, производители автоматически бросают тень на другие продукты, формируя представление о других продуктах у потребителей как недостаточно полезные. А в этом уже, по мнению «Altroconsumo», усматриваются элементы недобросовестной конкуренции.

Поэтому введение ограничений на свободное пользование термином Superfood, явилось действительно необходимой мерой. Как подтверждение тому можно привести исследование Британской Ассоциации диетологов, показавшее, что около 61 % респондентов-потребителей выбирают продукты, на упаковке которых имеется знак «Superfood». И важным для них является именно наличие маркировки, а не доказанные полезные свойства. Ввиду этого в Англии суперфуды расцениваются именно как маркетинговый ход.

Американские специалисты резюмируют, что польза от таких продуктов есть, но они не должны составлять основу рациона питания. Мэт Фитцджеральд, автор бестселлера книги «Культ диеты», Кэмерон Скотт, автор статей, регулярно публикующихся в авторитетном журнале «Healthline», и многие другие представители американской культуры придерживаются одной точки зрения по поводу суперфудов, утверждая, что многие из них на самом деле полезны, но только в том случае, если они становятся составной частью сбалансированного рациона. Не стоит ждать от них каких-то сверхъестественных свойств, ведь большинство продуктов с надписью Superfood по своим качествам не всегда превосходят обычные продукты, например, те же орехи или мед».

Так почему же тогда возникает такой повышенный интерес к этой группе питания? Джон Блейк, профессор Бостонского университета, занимающийся исследованиями в области питания, считает, увлечение суперпищей связано с эффектом гало. Суть его в том, что человек, не желая менять свои пищевые привычки и перестраивать свой рацион, хочет употреблять и здоровую пищу. И поэтому, веря обещаниям производителей суперфудов, он готов платить не всегда обоснованные цены на данную продукцию и видеть в этом решение некоторых своих проблем, связанных с питанием.

В России ситуация с использованием термина Superfood в названиях продуктов до сегодняшнего дня по-прежнему никак не регламентируется и для рынка питания это создает определенные проблемы, в-первую очередь, возможностью злоупотребления этим в маркетинговых целях. В Европе, как было указано выше, продуктовый сегмент экономики контролируется на законодательном уровне и создает определенный порядок на местном рынке суперфудов.

Подводя итоги, можно констатировать, что суперфуды все-таки, имея в своем составе массу незаменимых витаминов, минералов, аминокислот и других важных веществ для организма не могут заменить полноценного рациона. Потому что их основная задача — не заменять, а дополнять, компенсируя недостающие организму вещества. А актуальность их применения состоит в том, что в них эти вещества содержатся в максимально концентрированной форме при небольшой массе продукта. Вот в этом и есть, действительно, их удобство и польза. На суперфуды стоит обратить внимание уже хотя бы потому, что они наряду с пользой для организма, дают еще и новые кулинарные возможности и вкусы. Что же касается заморской и экзотической суперпищи, то ей всегда можно с успехом можно найти аналог среди более привычных и доступных по цене продуктов.

Литература:

  1. Энциклопедия питания, т.3 Характеристика продуктов питания. Стр. 451–489, 510–516, 552–556.
  2. Рациональное питание-залог здоровой жизни, http://propionix.ru/.
  3. https://magazine.tabris.ru/stories/anatomiya-superfuda/
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/superfudy-i-zdorovoe-pitanie/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): продукт, отечественный аналог, вещество, DECO, быстрое питание, кама-кама, маркетинговый ход, маточное молочко, обмен веществ, Россия.


Ключевые слова

антиоксиданты, биологическая ценность, обмен веществ, рацион питания, защита прав потребителей, маркетинговые цели, суперфуд, суперпища, сбалансированное питание, экзотические продукты, профилактика онкологических заболеваний, ягоды Годжи, сине-зеленые водоросли, аналоги

Похожие статьи

Болезни нарушения обмена веществ, причины и клинические...

 Обмен веществ (или метаболизм) представляет собой непрерывную цепочку биохимических и энергетических преобразований веществ для обеспечения нормальной жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма, которые находятся в постоянном взаимодействии.

Исследование полноты маркировки лапши быстрого приготовления

Важнейшей процедурой контроля качества является оценка маркировки продукции. Проведен сравнительный анализ отобранных образцов лапши быстрого приготовления на соответствие требованиям информационного обеспечения.

Перспективы создания продуктов быстрого питания

Продукты быстрого питания особо актуальны сейчас, т. к. деятельность населения стала более динамичной и достаточно большое

Питание в поездах для отечественной индустрии питания является новым рынком. В поездах дальнего следования питание возможно в...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского...

 Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке

Во время динамичного развития рыночной системы активно набирает обороты и занимает свою нишу сегмент детского питания.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Экономическая безопасность в современной России.

Проблемы определения статуса самозанятого в России.

Название: Организация работы эвакогоспиталей на территории Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны.

Технология переработки соковых выжимок топинамбура для...

Предложены технологические схемы и основные параметры производства готовых продуктов из соковых выжимок топинамбура.

Ингредиенты пищевых веществ, поступая в организм человека с пищей и, преобразуясь в ходе метаболизма, в результате сложных биохимических...

Современные методы продвижения отечественных продуктов...

Промышленная переработка продуктов пчеловодства производится на заводе Tentorium Ruland. На данном заводе уникальное немецкое оборудование, не имеющее аналогов в мире, перерабатывает весь комплекс продуктов пчеловодства в промышленных масштабах.

Обоснование необходимости разработки липосомальных...

В России эта доля пока значительно меньше, но разработка и применение инноваций подобного рода активно ведётся [15].

Сегодня и в практике ветеринарной фармации возможна адресная доставка лекарственных веществ к клеткам-мишеням.

Современные инструменты продвижения косметических брендов...

Когда женщин спросили, где они ищут информацию о косметических продуктах перед их покупкой, они ответили, что больше всего — почти 67

Аудитория косметических брендов ценит возможность увидеть применение косметического продукта людьми, которых они знают и...

Похожие статьи

Болезни нарушения обмена веществ, причины и клинические...

 Обмен веществ (или метаболизм) представляет собой непрерывную цепочку биохимических и энергетических преобразований веществ для обеспечения нормальной жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма, которые находятся в постоянном взаимодействии.

Исследование полноты маркировки лапши быстрого приготовления

Важнейшей процедурой контроля качества является оценка маркировки продукции. Проведен сравнительный анализ отобранных образцов лапши быстрого приготовления на соответствие требованиям информационного обеспечения.

Перспективы создания продуктов быстрого питания

Продукты быстрого питания особо актуальны сейчас, т. к. деятельность населения стала более динамичной и достаточно большое

Питание в поездах для отечественной индустрии питания является новым рынком. В поездах дальнего следования питание возможно в...

Маркетинговое исследование зерновых каш для детского...

 Статья описывает особенности выбора детского питания потребителями, включая зерновые каши, динамику деятельности производителей на рынке

Во время динамичного развития рыночной системы активно набирает обороты и занимает свою нишу сегмент детского питания.

Научный журнал «Молодой ученый» №21 (416) май 2022 г.

Экономическая безопасность в современной России.

Проблемы определения статуса самозанятого в России.

Название: Организация работы эвакогоспиталей на территории Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны.

Технология переработки соковых выжимок топинамбура для...

Предложены технологические схемы и основные параметры производства готовых продуктов из соковых выжимок топинамбура.

Ингредиенты пищевых веществ, поступая в организм человека с пищей и, преобразуясь в ходе метаболизма, в результате сложных биохимических...

Современные методы продвижения отечественных продуктов...

Промышленная переработка продуктов пчеловодства производится на заводе Tentorium Ruland. На данном заводе уникальное немецкое оборудование, не имеющее аналогов в мире, перерабатывает весь комплекс продуктов пчеловодства в промышленных масштабах.

Обоснование необходимости разработки липосомальных...

В России эта доля пока значительно меньше, но разработка и применение инноваций подобного рода активно ведётся [15].

Сегодня и в практике ветеринарной фармации возможна адресная доставка лекарственных веществ к клеткам-мишеням.

Современные инструменты продвижения косметических брендов...

Когда женщин спросили, где они ищут информацию о косметических продуктах перед их покупкой, они ответили, что больше всего — почти 67

Аудитория косметических брендов ценит возможность увидеть применение косметического продукта людьми, которых они знают и...

Задать вопрос