Встатье проводится анализ истории развития деятельности органов по привлечению лиц к отбыванию наказания без изоляции от общества, которое связано с трудовым воздействием на осужденных, определено, что история развития и становления уголовно-исполнительной инспекции тесно связана с историей происхождения системы исполнения уголовных наказаний, а также охарактеризованы четыре этапа развития данных инспекций.
Ключевые слова: история становления и развития, уголовно-исполнительная система, система исполнения наказаний, уголовно-исполнительные инспекции, исполнительная власть, ответственность, наказание.
The article analyzes the history of the development of the activities of the bodies for attracting persons to serve sentences without isolation from society, which is associated with the labor impact on convicts, it is determined that the history of the development and formation of the penal inspection is closely related to the history of the origin of the system of execution of criminal penalties, and also describes the four stages of the development of these inspections.
Keywords: history of formation and development, penal enforcement system, penal enforcement system, penal inspection, executive power, responsibility, punishment.
История развития и становления уголовно-исполнительной инспекции тесно взаимосвязана с историей происхождения системы исполнения уголовных наказаний.
Проводя исследование, можно выделить 4 этапа развития деятельности органов по привлечению лиц к отбыванию наказания без изоляции от общества, которое связано с трудовым воздействием на осужденных.
Первый этап начинается с середины 19 — начала 20 века. Данный этап характерен появлением предпосылок возникновения органа, управляющего исполнением наказаний без изоляции от общества с привлечением труда осужденных. К нормативным актам этого периода относится «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года. [1]
Одним из видов исправительных наказаний была отдача в исправительные арестантские роты. Согласно Уложению, арестантские роты представляли собой срочное, высшее исправительное наказание, применяемое к лицам податных сословий. Арестанты привлекались на публичные работы: рытье канав, сооружение мостов и т. д.
Сюда относится и «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года. Согласно ему, Волостной суд имел право приговаривать виновных к общественным работам до 6 дней или же денежному взысканию до 3 рублей, к аресту — на срок до 7 дней. Назначение меры наказания за каждое преступление было положено на усмотрение суда.
Сельский устав для государственных крестьян 1857 года устанавливал наказания за проступки в виде: денежного взыскания, призвание на работу, заключение под стражу, наказание розгами и удаление из общества.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 года, устанавливал ответственность за самые легкие преступления, рассматриваемые земскими судами. Одним из видов наказаний был арест не свыше 3 месяцев.
Временный приказ о Волостном Суде 1898 года содержал в себе норму, в которой говорилось, что суд имел право накладывать наказания в виде ареста до 7 дней, общественных работ до 6 дней, денежного штрафа до 3 рублей, порки розгами до 20 ударов.
Второй этап (1919–1976 годы) характерен функционированием советских органов для привлечения лиц к отбыванию наказаний без изоляции от общества с воспитательным воздействием на осужденных. На этом этапе стоит рассмотреть такие нормативно — правовые акты как «Положение о бюро принудительных работ», утвержденное 7 мая 1919 года Центральным карательным отделом НКЮ РСФСР. Данное положение было рекомендовано для того, чтобы бюро принудительных работ для организации использовали в качестве основы все губернски карательны отделы.
В этот же период появляется «Руководящие начала по уголовному законодательству РСФСР» 1919 года. В нем законодатель устанавливает в системе уголовной репрессии место принудительных работ, считая одной из важных мер «принудительные работы без помещения в места лишения свободы». Эта мера получила распространение и в Уголовном Кодексе РСФСР 1922 г. Вышеуказанный год характерен принятием Программы ВКП(б) VII съездом партии, где указывалось, что принудительные работы в ряде случаев должны заменить собою лишение свободы. [3]
По Исправительно-трудовому Кодексу РСФСР 1924 года бюро принудительных работ находились при губернских инспекциях мест заключения и действовали под общим руководством губернского инспектора. Исправительно-трудовой Кодекс 1924 года детально регламентировал работу бюро принудительных работ.
С принятием в 1926 году нового Уголовного Кодекса принудительные работы перестали быть «принудительными», поскольку был установлен новый порядок исполнения этого вида наказания, согласно которому осужденные продолжали трудиться на прежней работе. [2]
Согласно Исправительно-трудовому Кодексу РСФСР 1933 года, инспекция могла пользоваться двумя способами принудительного воздействия на осужденного (кроме права обратиться в суд с ходатайством в суд о замене исправительных работ на более строгое наказание в случае злостного уклонения): принудительный привод и предупреждение.
Исправительно-трудовой Кодекс 1971 года закрепил наименование «органов внутренних дел». Они исполняли условное осуждение и условное осуждение с привлечением к труду.
Третий этап начинается с 1977–1990 годы. Данные этап связан с появлением организации деятельности инспекций исправительных работ по привлечению к отбыванию наказаний, связанных с воспитательным воздействием на осужденных. Помимо этого, данный временной промежуток характерен созданием в системе Министерства внутренних дел СССР
Кроме этого, в 1977 году были внесены дополнения в статью 242 УК РСФСР, касающейся оснований и порядка назначения условного осуждения с обязательным привлечением к труду.
Редакция 1983 года Исправительно-трудового Кодекса РСФСР закрепляла право сотрудника органов внутренних дел выносить меры взыскания: выговор и предупреждение. Об отсутствии осужденного лица на рабочем месте более 3 суток по неизвестным причинам или невозвращение таких лиц из отпуска, командировки администрация учреждения, где исполнялось наказание, должна была сообщить об этом органу внутренних дел. [4]
Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1983 года предусматривалось, что систематически уклоняющийся от работы осужденный или злостно нарушающий трудовую дисциплину мог быть задержат сотрудниками органов внутренних дел с санкции прокурора на срок не более 10 суток в целях пресечения уклонения от исполнения приговора суда. Далее материалы дела передавались в суд, где решался вопрос о направлении такого осужденного в места лишения свободы.
Самый последний этап (1991 годы — начало 21 века). Это время характерно развитием деятельности уголовно — исполнительных инспекций, расширением полномочий по привлечению осужденных лиц к отбыванию исправительных и обязательных работ. Принятие Уголовного Кодекса 1996 года ознаменовало новый этап движения Российской Федерации по пути расширения принятия мер, которые не связаны с изоляцией от общества.
Согласно Уголовно — исполнительному Кодексу РФ с 1 января 1997 года инспекции исправительных работ были переименованы в уголовно — исполнительные инспекции. Основные их права, задачи, обязанности, основы деятельности были определены «Положением об уголовно — исполнительных инспекциях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г № 729. В соответствии с этим положением уголовно-исполнительные инспекции это учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.
Далее, в законную силу вступает Федеральный закон от 21 июля 1998 года № 117- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы». Теперь уголовно-исполнительные инспекции передавались в уголовно-исполнительную систему Министерства Юстиции Российской Федерации.
В этом же году был издан совместный приказ со стороны Министерства Внутренних Дел Российской Федерации и Министерства Юстиции Российской Федерации от 11 сентября № 561/122 «О реорганизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций». [3]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исправительно-трудовая политика в период СССР развивалась идеей усиления воспитательных мер применительно к обязательным работам. Основной задачей был своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность возвращается в социум.
В декабре 1996 года был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который утвердил правовую деятельность сотрудников уголовно-исполнительной инспекции и основы функционирования уголовно-исполнительной системы.
В системе Министерства Внутренних Дел стали действовать уголовно-исполнительные инспекции, в задачи которых входит исполнение множество наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и конечно, контроль за условно осужденными.
Приказами Министерства Внутренних Дел и Министерства юстиции Российской Федерации от 28 мая 1999 года была произведена реорганизация уголовно-исполнительных инспекции и передача их в ведомство Министерства юстиции Российской Федерации.
В заключение можно сказать, история развития уголовно-исполнительных инспекций имеет длительный период своего становления. Эта история разделена на 4 основных этапов, каждый из которых обладает особыми характерными чертами. Но объединяет их одно — трудовое воздействие на осужденных лиц, наказание которых связано без изоляции от общества.
Литература:
- Бочарова О. В. Уголовно-исполнительное право: учеб. пособие / О. В. Бочарова. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2017. — 140 с.
- Бушуев И. А. Исправительные работы / И. А. Бушуев. — М.: Юрид. лит., 2008. — 200 с.
- Малинин В. Б. Уголовно-исполнительное право: учебник для ВУЗОВ и факультетов / В. Б. Малинин., Л. Б. Смирнов. — М.: Межрегион. ин — т экономики и права: Контракт, 2019. — 368 с.
- Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2015.– 520 с.