Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 19.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Панова, Е. С. Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы / Е. С. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79322/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствования организации процессов предоставления государственных услуг.

Ключевые слова: государственная услуга, административная реформа, типовой регламент предоставления государственных услуг, регламентация, стандартизация государственных услуг, эффективность государственного управления, оптимизация предоставления услуг.

The article deals with the problem of standardization and regulation of public services as one of the main directions of administrative reform. The theoretical aspects, the basics of legal regulation are formulated, the experience of improving the organization of the processes of providing public services is studied.

Keywords: public services, administrative reform, standardization, regulation of public services, optimizing the process of providing public services, efficiency of management.

На определенном этапе развития общество формирует основные приоритеты функционирования государственной власти как управляющей структуры, возлагает на нее определенный функционал и порождает систему взаимоотношений юридических и физических лиц с государственными и муниципальными структурами. В любом обществе складываются общественно значимые интересы и потребности, обеспечение которых берет на себя государство. Такая система представляет собой комплекс государственных и муниципальных услуг.

Государственная услуга является обязательным или добровольным законным взаимодействием физического или юридического лица с органом исполнительной власти или его должностным лицом, в результате которого происходит изменение ресурсов, полномочий или прав данного лица. [1] При этом предполагаются непосредственное исполнение их государственными структурами. Здесь важным становится именно качество предоставления государственных услуг. Этот фактор является критерием оценки эффективности исполнительной власти государства.

В связи с этим оптимизация процессов предоставления государственных услуг становится одной из стратегических задач в рамках проведения административной реформы, направленной на преобразование исполнительного аппарата государства, его функций, форм и методов деятельности.

Главные цели и задачи административной реформы направлены на ограничение избыточного правительственного регулирования; повышение эффективности работы органов исполнительной власти; создание и введение регламентации государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти; а также оптимизация функционирования органов исполнительной власти и внедрение элементов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.

Итогом тенденции стандартизации и регламентации государственных услуг является обширное введение административных регламентов государственных услуг, которые регулируют и детализируют обязательства органов власти перед обществом, вводят конкретные положения по контролю и оценке деятельности органов власти.

Четкая и оптимальная система оказания государственных услуг является основой законности и ясности взаимоотношений между получателем услуг и государством. Такая система минимизирует субъективный подход, повышает эффективность предоставления услуг и сокращает расходы, связанные с их исполнением.

С точки зрения управления процесс предоставления государственной можно определить, как комплекс последовательных административных действий и процедур, по итогам исполнения которых заявитель получает результат, соответствующий конкретным характеристикам, удовлетворяющим его потребности.

В данном вопросе ключевым моментом реализации концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах [2], одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р. в части формирования нормативной и методической базы повышения качества государственных и муниципальных услуг явился Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3].

С целью формирования эффективной взаимосвязи органов исполнительной власти с получателями услуг, важно, чтобы все стороны процесса в полной мере осознавали, какими правами и обязательствами они обладают. Для разрешения поставленной проблемы в рамках административной реформы сформированы реестры государственных услуг, упорядочены и конкретизированы обязательства органов исполнительной власти перед обществом и бизнесом посредством разработки и принятия административных регламентов.

Административный регламент — нормативный правовой акт, который устанавливает стандарты для выполнения функций государством. Административный регламент включает в себя: обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов. Эти требования обеспечивают эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти.

В последние годы на территории Российской Федерации проводилась общая регламентация предоставления государственных услуг, оптимизация процессов их предоставления и перевод в электронный вид. При этом, главное предназначение административного регламента — это повышение качества предоставления государственных услуг.

Административные регламенты подробно описывают стандарты и механизмы осуществления прав граждан при предоставлении им государственных услуг. Они становятся основным документом, содержащим всю предусмотренную нормативными правовыми актами информацию по предоставлению услуги, необходимую для граждан и для должностных лиц.

В состав административных регламентов включаются данные о категориях заявителей, имеющих право на предоставление государственной услуги, сроки оказания услуги, исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителей, а также документов, находящихся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления иных организаций, в том числе доступных для межведомственного получения. Кроме того, в доступной форме описывается последовательность действий лиц, ответственных за предоставление услуги, в составе административных процедур с указанием сроков их проведения, а также ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» административный регламент должен обеспечивать минимизацию временных расходов и иных ресурсов получателя государственных услуг, реализовать возможность использования специализированных порталов, обеспечивать минимизацию количества действий и документов, требующихся от получателей услуг и пр. [4]

По официальным данным Правительства Российской Федерации регламентация государственных услуг была завершена в 2012 году. Было утверждено 540 административных регламентов услуг (функций) федеральных органов исполнительной власти. На региональном и муниципальном уровнях утверждены более 9000 и 15000 административных регламентов соответственно [5]

Однако, если рассматривать качественную сторону созданных исполнительными органами власти административных регламентов, то следует отметить, что большая часть разработанных документов не соответствует на практике задачам проведения регламентации, процессы не подлежат автоматизации, алгоритмы зачастую сложны и не применимы. В результате чего возникает необходимость разработки типовых административных регламентов, уточняющих методических рекомендаций, унификации и типизация общих процессов, расширение масштабов межведомственного взаимодействия в рамках предоставления государственных услуг.

Одним из итоговых результатов международного опыта проведения административных реформ является придания процессу реформирования характера постоянной функции государства. Таким образом, преобразование системы государственных органов, оптимизация административных функций, трансформация государственной службы и иные мероприятия по модернизации государственного управления проводятся планомерно и поэтапно специально созданными органами государственной власти или иными правительственными организациями.

С учетом интенсивно меняющейся социально-экономической ситуации в стране, всеобщей информатизации и настойчивого формирования прозрачности деятельности органов государственной власти (ссылка на закон) в течение последнего десятилетия проводится постоянная оптимизация процессов предоставления государственных услуг.

Именно типизация и оптимизация предоставления государственных услуг на уровне субъектов Российской Федерации является основной проблемой на пути проведения административной реформы [6].

К такой оптимизации можно отнести применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа «одного окна», предоставление государственной услуги в электронной форме через региональные порталы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Литература:

  1. Южаков В. Н., Добролюбова Е. И. Государственные и муниципальные услуги: динамика и проблемы удовлетворенности граждан: научное издание/ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; М.: Издательский дом «Дело», 2014. 337 с;
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах» (в ред. от 10.03.2009) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259/.
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 30.12.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
  4. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (в ред. от 03.11.2018) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114205/
  5. Модернизация услуг. — Текст: электронный // ar.gov.ru:— URL: https://ar.gov.ru/ru-RU/typicalPage/typical-page/view/95.
  6. Административная реформа в субъектах Российской Федерации / Под ред.С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М.: Контракт., 2008. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, услуга, административная реформа, Российская Федерация, административный регламент, государственная власть, государственная услуга, получатель услуг, государственное управление, оптимизация процессов предоставления.


Ключевые слова

административная реформа, регламентация, государственная услуга, типовой регламент предоставления государственных услуг, стандартизация государственных услуг, эффективность государственного управления, оптимизация предоставления услуг
Задать вопрос