Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 19.03.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шабурова, А. Н. Особенности привлечения иностранных граждан к административной ответственности на территории Российской Федерации / А. Н. Шабурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79320/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автором рассматриваются особенности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, анализируются аспекты привлечения указанной категории граждан к ответственности при совершении ими административных правонарушений.

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, административное правонарушение, порядок пребывания, ответственность .

Проблемы регулирования миграционных отношений, векторы достижения сбалансированного развития в решении этих проблем должны быть в центре внимания государства, а также являться специальным предметом обсуждения в обществе. Безусловно, что основным инструментом регулирования является законодатель, но также крайне важно, чтобы активную и эффективную работу проводили все органы государственной власти, так или иначе имеющие связь со сферой миграции. Не являются исключением и российские судебные органы, и прокуратура, на которые возложены обязанности по надзору за исполнением законов, регулирующих миграционные отношения, что позволяет говорить о соблюдении прав граждан и интересов государства в целом. Только такая модель будет способствовать повышению эффективности государственно-правового регулирования миграционных отношений, усилению влияния миграционных процессов на осуществление социально-экономических преобразований и демографических изменений в стране.

В марте 2016 года на заседании Совета Безопасности, Владимир Путин в ходе своего выступления отметил: «От профессиональных, продуманных действий в сфере миграции прямо зависит обеспечение общественной стабильности, межнационального мира и согласия в нашей стране». «За последние годы упрощены многие процедуры, дающие иностранцам право на пребывание в нашей стране и ведение трудовой деятельности. Упрощена выдача патентов на трудовую деятельность. Одновременно введены требования к знанию мигрантами русского языка, российского законодательства». «Серьёзное беспокойство вызывает не снижающийся уровень преступности среди иностранных граждан. Зачастую они вызывают всплеск ксенофобских, националистических настроений, дают повод для разного рода информационных, пропагандистских атак на Россию», — говорил в ходе своего выступления Президент РФ [6].

На основании показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года за весь отчетный период зафиксировано 15 710 227 фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, за период с января — по декабрь 2018 года таких фактов уже 17 764 489, за январь — декабрь 2019 года — 19 518 304 [4].

В ходе развития международных отношений и заметно выросшей популярности нашей страны, как с туристической стороны, так и с трудовой, на территорию Российской Федерации прибывают иностранные граждане в поисках работы, соответственно особую актуальность приобретает вопрос о влиянии указанной категории граждан на негативную обстановку, выраженную в прогрессирующем приросте правонарушений, совершаемых с участием иностранцев.

На основе статистических данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации преступления совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2019 году составляют 34 917 (-9,5 %) деяний, из которых 31 010 (-9,7 %) — гражданами государств-участников СНГ, что составило 88,8 % от всех преступлений, совершенных не гражданами России. Количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, за анализируемый период возросло на 6,3 % и составило 16 810 преступлений [3].

Изучив нормативные документы в сфере миграции, выявлено ужесточение административной ответственности в отношении иностранных граждан. Так, существенно увеличилось количество видов правонарушений, из некоторых статей исключили такой вид наказания, как предупреждение, изменились суммы административных штрафов.

Административная ответственность — является особым видом государственного принуждения, в результате применения которой возникают неблагоприятные последствия для правонарушителя. Иностранный гражданин, совершивший административное правонарушение на территории нашей страны, будет привлекаться к ответственности согласно законодательству Российской Федерации. Ст. 2.6 КоАП РФ [7] гласит, что иностранные граждане совершившие на территории России административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, имеющих иммунитет от административной юрисдикции Российской Федерации и согласно ее федеральным законам и международным договорам, совершившего административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права.

Однако, есть некоторые особенности между привлечения иностранных граждан к административной ответственности и граждан Российской Федерации. Такое административное наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, возможно применить только в отношении иностранных лиц и лиц без гражданства.

Сама процедура привлечения иностранцев к административной ответственности носит общий характер: выявление правонарушения; возбуждение производства по делу; рассмотрение дела; вынесение постановления о назначении наказания или прекращении производства.

Особенностью на стадии привлечения к ответственности является, предоставление переводчика иностранным гражданам не владеющие русским языком. Иностранец имеет право на судебное разбирательство на родном языке. Без привлечения переводчика иностранному гражданину незнающему русский язык, ведет к существенному процессуальному нарушению, вплоть до отмены принятого постановления. Согласно статье 25.10 КоАП РФ [7] в качестве переводчика привлекается незаинтересованное в ходе расследования дела совершеннолетнее лицо, владеющее языковыми навыками необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу. Назначает переводчика судья, орган или должностное лицо, в производстве которого находится данное дело об административном правонарушении.

Общий срок рассмотрения дела об административных правонарушениях в сфере соблюдения миграционного законодательства составляет 15 дней со дня получения органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Судья имеет право рассматривать полученные дела об административных правонарушениях в течении двух месяцев Дело, которое влечёт за собой административное выдворение, рассматриваться в день получения. Согласно ст. 27.5 КоАП РФ [7] срок административного задержания не должен превышать трех часов, если административное правонарушение влечет наказание в виде штрафа. В случае необходимого установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения, за которое предусмотрено решение об административном выдворении за пределы РФ, то иностранный гражданин может быть подвергнут административному задержанию до 48 часов.

Ст. 18.8 ч. 1 КоАП РФ [7] устанавливает, что в качестве административного наказания предусматривается наложение административного штрафа в размере от двух по пяти тысяч рублей, уплата которого должна быть произведена в течение 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. В случае неуплаты штрафа по истечению установленного срока должностное лицо вынесшее постановление, направляет постановление о наложение административного штрафа с пометкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения.

В случае вынесения постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, то исполнение происходит путем официальной передачи иностранца представителю власти иностранного государства, на территорию которого происходит выдворение. В случае добровольного контролируемого выезда, иностранный гражданин обязан покинуть страну в течение пяти дней после дня вступления постановления в силу. Исполнение постановление об административном выдворении происходит путем оформления двухстороннего или одностороннего акта, который прилагается к материалам и постановлению исполнительного листа. Контроль за исполнением иностранным гражданином постановления об административном выдворении осуществляем Федеральная миграционная служба России.

Как правило, административное выдворение, помимо высылки иностранного гражданина за пределы территории Российской Федерации, так же накладывается запрет на посещение нашей страны от трех пяти лет [2]. Однако, есть некоторые особенности, которые могут продлить срок санкции более чем на пять лет. Например, если иностранному гражданину выносится решение о выдворении во второй раз, то въезд на территорию России для него закрывают уже на 10 лет, вместе с тем аннулируются все разрешительные документы: патент, вид на жительство, разрешение на работу и другие. Так же ст. 26 Федерального закона № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [8] предусматривает, что въезд на территорию Российской Федерации может быть не разрешен, если иностранный гражданин в течение трех лет со дня вступления в законную силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности, два и более раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений на территории России. Согласно ст. 28 [8] въезд может быть ограничен до возмещения выплаты в полном объёме в случае, уклонения от уплаты налогов или административного штрафа, если не были возмещены расходы, связанные с административным выдворением. Также, если были привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории нашей страны, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

По статистическим данным за 2019 год число правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации составляет 204 042 рассмотренных дел, из которых 122 446 подвергнуто наказанию в виде административного выдворения за пределы России [1]. За 2019 год УМВД России по Приморскому краю в рамках противодействия нарушениям в сфере миграции проведено 3228 проверочных мероприятий, в ходе которых проверено 13418 иностранных граждан, составлено 14273 протокола по блоку миграционных статей, подразделениями по вопросам миграции края за нарушение миграционного законодательства составлено 7903 административных протокола, вынесено 2118 решений о сокращении срока временного пребывания направлено представлений о не разрешении въезда указанной категории лиц в Российскую Федерацию — 4900, по материалам УМВД принято 2280 решений о выдворении иностранных граждан за пределы РФ [5].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что такая мера пресечения как административная ответственность влечет за собой серьезные правовые последствия для иностранного гражданина в виде соответствующих наказаний. Несмотря на то, что иностранцы, как и граждане РФ могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, все же существует ряд особенностей для иностранных граждан. Такое юридическое явление, как административное выдворение за пределы РФ ориентированно на укрепление порядка в стране, предупреждение совершение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Литература:

  1. Административные правонарушения. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/78
  2. Депортация и выдворение. — Текст: электронный // Официальный сайт МВД России: [сайт]. — URL: https://31.мвд.рф/citizens/государственны/gums/иностранным-гражданам-и-лицам-без-гражда/контроль/депортация-и-выдворение
  3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/034/sbornik_12_2019.pdf
  4. Официальный сайт МВД РФ. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL:://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19364859/
  5. Оценка состояния преступности на территории Приморского края по итогам 2019 года. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://25.мвд.рф/activity/state_crime/2019
  6. Заседание Совета Безопасности. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51618
  7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2021). — Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  8. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114 ФЗ от 15.08.1996. — Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, административная ответственность, административное выдворение, иностранный гражданин, административное правонарушение, гражданин, РФ, административный штраф, русский язык, сфера миграции.


Задать вопрос