Исполнительский анализ концерта Ф. А. Буалдье для арфы с оркестром | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Крячкова, З. С. Исполнительский анализ концерта Ф. А. Буалдье для арфы с оркестром / З. С. Крячкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 225-229. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79306/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен исполнительский анализ арфового концерта, рассмотренные самые важные моменты произведения.

Ключевые слова : арфа, концерт, исполнение, оркестр, партия, звук.

The article deals with the most important part of concerto for harp.

Keywords : harp, concert, performance, orchestra, part, sound.

Арфа один из древнейших музыкальных инструментов (3-е тыс. до н. э.), но в том виде, в котором мы знаем ее сегодня она сформировалась к 18 веку. В этот период произошел ряд новшеств. Французский мастер Себастьян Эрар (1752–1831) был известнейшим мастером музыкальных инструментов. Именно он в 1800 году изобрел так называемую арфу «a double mouvement»- двойного действия. Новаторство этого инструмента было в том, что каждая педаль стала переключаться на 2 положения- на пол тона вверх и на пол тона вниз. Стало возможным играть во всех тональностях и с любыми дополнительными знаками в ключе. Это дало новые возможности для исполнителей и композиторов.

В 1801 году французский композитор Франсуа Андриен Буалдье пишет концерт для арфы с оркестром. На сегодняшний день это самый популярный, часто исполняемый концерт, являющийся обязательным для каждого солиста. Именно этот концерт является финальным произведением на главном арфовом конкурсе в Израиле.

Концерт состоит из 3х частей и именуется C-dur, хотя 2 и 3 части этого концерта написаны в до миноре. I часть- торжественная, мажорная, очень напоминает по строению мелодии Моцарта, II-лирическая, с опеванием каждой ноты, и III рондо игривого характера.

I часть Allegro Brillante — начинается со вступления оркестра, где поочередно проходят основные «темы» всего концерта в разных оркестровых группах –струнных, затем духовых. По форме и строению мелодий очень напоминает арфовый концерт Моцарта, особенно переклички гобоев и валторн — это практически цитата. Арфа вступает после оркестрового вступления в 5 цифре. Идет игра соло- показ главной темы. Оркестр лишь мягко подыгрывает разрешения аккордов. Вообще у Ф. А. Буалдье очень правильная, прозрачная для солиста оркестровка — арфа нигде не перекрывается оркестром.

После главной темы у солиста идут пассажи восьмыми, поочередно трезвучиями T и D , сначала на f , и затем по сложившимся классическим традициям, второй раз p .

Здесь оркестр уже более полноценно исполняет свою роль. При исполнении этих пассажей следует уделить внимание артикуляции пальцев, чтобы не задевать повторяющиеся ноты до и соль в разных руках.

Дальше идет побочная тема в тональности D (G-Dur) . Так же первый раз она звучит только у солиста, а во второй раз уже с сопровождение оркестра. Яркая особенность побочной темы в этом концерте заключается в том, что в теме подчеркиваются слабые доли — 2 и 4 (это указано в нотном тексте).

Идет либо просто выделение, либо оно дополнено предшествующим фаршлагом. Затем вновь идут пассажи, но уже триолями, а не восьмыми. В правой руке пассажи основными трезвучиями G-dur, а в левой слышны отголоски побочной темы. При исполнении всех пассажей в этом эпизоде важна ровность звука каждого пальца. В этом могут помочь упражнения способами- выделять поочередно 1 ноту, затем 2 и так далее. И остановки на сильные и слабые доли. Так как темп здесь достаточно быстрый, важно выполнять упражнения так же в быстром темпе. В 11 цифре начинается связующая тема. Она идет то в D-dur , то в G-dur . Но здесь так же идет подчеркивание слабых долей. В этом куске исполнителю следует уделить внимание всем фаршлагам и трелям, которые присутствуют практически в каждом такте. Важно «не скомкивать их», а внятно проигрывать, но при этом не выходить из темпа и вести их к главным, основным нотам мелодии.

8 цифра

11 цифра

Связующая тема написана в тональности G-dur. В ней постоянно идут фаршлаги и обыгрывание мелких нот. Необходимо играть их четко, но при этом всегда вести к сильным долям такта.

С 12 цифры вновь пассажи триолями и шестнадцатыми поочередно. Их нужно учить остановками, как и в предыдущие разы. В левой руке аккорды. Необходимо сразу ставить четко все пальцы и делать упор на нижний звук(бас)

13 цифра- реприза побочной партии, но уже в минорной тональности.

Она более драматическая, и затем переходит в октавы в правой руке и D-T в левой. Идет стремительное развитие и разрешение в a-moll (параллельную тональность).

После проигрыша оркестра идет реприза главной темы. Этот кусок следует учить так же, как и в первом случае.

Заключительный эпизод 1 части концерта характерен постоянными пассажами по нотам трезвучий C- dur, вниз и вверх сходящими гаммами и секвенциями. Данное место нужно учить способами с остановкой сначала на сильные и слабые доли, затем на каждую 1,2,3 и в конце четвертую ноту. Это даст ровность звучания всех нот и беглость пальцев.

Вторая часть Largo . Эта часть концерта, как и принято по классическим законам медленная и лирическая. Она написана в тональности c-moll, но в середине есть отклонение в C-dur (тональность 1 части концерта). Начинается с небольшого вступления оркестра (3.5 такта) и затем идет нежная, напоминающая вокальное произведение мелодия у солиста.

В мелодии идет постоянное опевание нот,фаршлаги и трели с дополнительными знаками. Самая большая техническая трудность этой части концерта заключается в постоянном переключении педалей во время исполнения всех вышеперечисленных мелких украшений. Для «чистого» исполнения необходимо учить педали отдельно, без игры руками в этот момент.

Характерной чертой этой части можно назвать 3 небольшие каденции D пассажами навверх. Все 3 очень похожи между собой.

В 15 такте идет отклонение в одноименный мажор-(тональность 1 части концерта) C-dur. Здесь в правой руке идет тема октавами,в то время как в левой трезвучия шестнадцатыми секстолями, что создает плавный фон, напоминающий текущую реку.

После мажорного отклонения вновь каденция, но уже финальная перед 3 частью. Она очень драматическая, минорная с гармонической D.Каденция состоит из секвенций и приводит нас к 3ей части в T.

Третья часть Rondeau написана в форме рондо в тональности c-moll.

Начинается с рефрена, мелодия все время идет с затакта к 1 доле, от D к t. Постоянно необходимо вести мелодию к первой доле.

Техническая трудность здесь в постоянном скольжении 1 и 4 пальцами поочередно. Необходимо следить за ними, чтобы не было лишних призвуков.

После идет эпизод- он совершенно другой по характеру, и чем-то напоминает побочную партию из первой части концерта. Здесь нужно обратить внимание на арпеджато в левой руке, оно не должно быть скомканным и левая рука не должна срываться. Все пальцы должны с самого начала стоять крепко, тогда этого не произойдет.

В 22 цифре вновь рефрен, c –moll. Все тоже самое что и в первый раз.

24 цифра-эпизод. Тема октавами и разложенные трезвучия. При исполнении октав необходимо следить чтобы 2 пальца (1 и 4) отыгрывали одновременно, вместе. Пассажи следует учить остановками, на форте. В этом эпизоде подчеркнуты верхние ноты у 1ого пальца, нужно слушать мелодию.

В 25 цифре идет эпизод, но в параллельной тональности Es-dur, он более светлый, радостный. Мажорный кусочек, так же указание dolce. Нужно играть более нежно, певучее, не так драматично как в миноре. После эпизода небольшая каденция. Каденция состоит из трели в правой руке и флажолетов в левой.

Необходимо отдельно учить каждый из этих арфовых приемов. Начать лучше с флажолет, найти чистое звучание каждого из них ровно на середине струны.

27 цифра-рефрен. с-moll

29 цифра- эпизод в мажоре C-dur.

32 эпизод — переход в минор.

Перед каденцией

35 эпизод. Реприза.(эпизод 1)

36 цифра Кода. Завершение концерта идет. Идут одновременные октавы в правой и левой руках. У арфы динамика F, но оркестр играет на нюанс тише, чтобы не заглушить солиста.

Завершается кусочком из триолей по нотам K64 D T и повторяется это 4 раза.

Стоит отметить, что Ф. А. Буалдье этим произведением внес значимый вклад в репертуар арфистов. Этот концерт является самым популярным на сегодняшний день и исполняется всеми солистами без исключения. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что это сложный концерт, но исполняемый. Для этого необходимо с самого начала учить его правильно, используя и метроном, и все упоминаемые в работе способы и упражнения. Отдельно выучить все положения педалей, флажолеты и понимать форму произведения в целом.

Литература:

  1. В. Г. Дулова. Искусство игры на арфе.- Москва: Советский композитор,1975.
  2. К.Эрдели.Арфа в моей жизни- Москва: Музыка, 1967.
  3. Музыкально-энциклопедический словарь- Москва: Советская энциклопеия,1990.
  4. Музыкальная энциклопедия-Москва: Советская энциклопедия,1973.
  5. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов- Москва: Советский композитор,1969.
Основные термины (генерируются автоматически): часть концерта, левая рука, правая рука, концерт, нота, часть, эпизод, арфовый концерт, параллельная тональность, побочная партия.


Ключевые слова

звук, концерт, партия, исполнение, арфа, оркестр

Похожие статьи

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов «Прелюдии и фуги» для фортепиано)

Роль Фредерика Хемке в становлении американской исполнительской саксофонной школы

В статье рассматриваются педагогические принципы Ф. Хемке, как основоположника американской школы игры на саксофоне. Автором проанализовано педагогическое наследие музыканта и его влияние на становление академической саксофонной школы.

Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха

В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

К вопросу о развитии концертмейстерского искусства

В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цель данной работы: изучение произведений А. Прибылова, которым композитор дал программные названия; классификация форм программности в указанных произведениях; выявление форм изобразительности в этих программных произведениях; определение уровня реа...

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики

Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Характеристика и значение духовного текста кантатно-ораториального творчества И. С. Баха

Оркестровое письмо серенады «1791» Фараджа Караева

Похожие статьи

Основные формы работы концертмейстера в школе искусств

Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов «Прелюдии и фуги» для фортепиано)

Роль Фредерика Хемке в становлении американской исполнительской саксофонной школы

В статье рассматриваются педагогические принципы Ф. Хемке, как основоположника американской школы игры на саксофоне. Автором проанализовано педагогическое наследие музыканта и его влияние на становление академической саксофонной школы.

Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных произведений И. С. Баха

В рамках статьи автор обращает свое внимание на значимость творчества И. С. Баха, уделяя при этом внимание музыкальному стилю, технике исполнения клавирных произведений, а также методам преподавания разучивания и исполнения композиций И. С. Баха.

К вопросу о развитии концертмейстерского искусства

В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цель данной работы: изучение произведений А. Прибылова, которым композитор дал программные названия; классификация форм программности в указанных произведениях; выявление форм изобразительности в этих программных произведениях; определение уровня реа...

Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели

В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.

Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики

Настоящая работа посвящена проблемам виолончельной педагогики. Основными задачами статьи являются исследование традиций русской виолончельной школы, выявление основных проблем виолончельной педагогики.

Характеристика и значение духовного текста кантатно-ораториального творчества И. С. Баха

Оркестровое письмо серенады «1791» Фараджа Караева

Задать вопрос